И́НДРИИ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
И́НДРИИ (cанскр. indriya – сила, мощь как качества бога Индры), в инд. эпистемологии способности чувственного познания, чаще всего зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Иногда называются внешними И. (бахья-индрия) в отличие от манаса (органа восприятия внутр. состояний) – внутренней И. Первые следует отличать от соответствующих частей тела, хотя их часто называют по соответствующим телесным органам, которые служат их субстратами: глазами, ушами, языком, носом, кожей. Санкхья насчитывает 10 И.: пять внешних и пять способностей действия – артикуляции, манипуляции, передвижения, испражнения и размножения. В традиции ньяи и вайшешики зрение – это невидимый луч света, исходящий из зрачка и достигающий познаваемого объекта; слух – часть акаши (пространства, эфира), заключённого в ушной раковине; вкус – атомы воды у основания языка, обоняние – атомы земли внутри носовой полости, осязание – атомы ветра, рассеянные не только по кожной поверхности, но и внутри
тела. В вайшешике осязание сводится к ощущению температуры. Большинство инд. философов, за исключением сторонников санкхьи, считали И. материальными. Их «материей», за исключением И. слуха, выступают атомы четырёх великих элементов (махабхуты): земли, воды, огня и ветра, согласно буддийским представлениям – тонкая прозрачная материя (бхута-прасада). Учение о природе И. основано на принципе «подобное познаётся подобным». Объект каждой из И. – прежде всего специфич. качество того первоэлемента, из которого она состоит сама: для И. зрения – цвет/свет (качество огня), для И. вкуса – вкус (качество воды), для И. обоняния – запах (качество земли), для И. осязания – тактильность (качество ветра), для И. слуха – звук (качество акаши). Одним из важнейших условий функционирования И. большинство школ признаёт их контакт с объектами. Буддисты и джайны допускают восприятие на расстоянии. И. не считаются субъектом познания: глаз не может видеть, ухо – слышать и т. п. без активности сознания. Создавая условия для восприятия объектов, И. не могут воспринимать сами себя, поэтому их существование является результатом логич. вывода.