Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

И́НДРИИ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 344

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Г. Лысенко

И́НДРИИ (cанскр. indriya – си­ла, мощь как ка­че­ст­ва бо­га Ин­д­ры), в инд. эпи­сте­мо­ло­гии спо­соб­но­сти чув­ст­вен­но­го по­зна­ния, ча­ще все­го зре­ние, слух, вкус, обо­ня­ние и ося­за­ние. Ино­гда на­зы­ва­ют­ся внеш­ни­ми И. (ба­хья-ин­д­рия) в от­ли­чие от ма­на­са (ор­га­на вос­при­ятия внутр. со­стоя­ний) – внут­рен­ней И. Пер­вые сле­ду­ет от­ли­чать от со­от­вет­ст­вую­щих час­тей те­ла, хо­тя их час­то на­зы­ва­ют по со­от­вет­ст­вую­щим те­лес­ным ор­га­нам, ко­то­рые слу­жат их суб­стра­та­ми: гла­за­ми, уша­ми, язы­ком, но­сом, ко­жей. Санкхья на­счи­ты­ва­ет 10 И.: пять внеш­них и пять спо­соб­но­стей дей­ст­вия – ар­ти­ку­ля­ции, ма­ни­пу­ля­ции, пе­ре­дви­же­ния, ис­праж­не­ния и раз­мно­же­ния. В тра­ди­ции ньяи и вай­ше­ши­ки зре­ние – это не­ви­ди­мый луч све­та, ис­хо­дя­щий из зрач­ка и дос­ти­гаю­щий по­зна­вае­мо­го объ­ек­та; слух – часть ака­ши (про­стран­ст­ва, эфи­ра), за­клю­чён­но­го в уш­ной ра­ко­ви­не; вкус – ато­мы во­ды у ос­но­ва­ния язы­ка, обо­ня­ние – ато­мы зем­ли внут­ри но­со­вой по­лос­ти, ося­за­ние – ато­мы вет­ра, рас­се­ян­ные не толь­ко по кож­ной по­верх­но­сти, но и внут­ри

те­ла. В вай­ше­ши­ке ося­за­ние сво­дит­ся к ощу­ще­нию тем­пе­ра­ту­ры. Боль­шин­ст­во инд. фи­ло­со­фов, за ис­клю­че­ни­ем сто­рон­ни­ков санкхьи, счи­та­ли И. ма­те­ри­аль­ны­ми. Их «ма­те­ри­ей», за ис­клю­че­ни­ем И. слу­ха, вы­сту­па­ют ато­мы че­ты­рёх ве­ли­ких эле­мен­тов (ма­хаб­ху­ты): зем­ли, во­ды, ог­ня и вет­ра, со­глас­но буд­дий­ским пред­став­ле­ни­ям – тон­кая про­зрач­ная ма­те­рия (бху­та-пра­са­да). Уче­ние о при­ро­де И. ос­но­ва­но на прин­ци­пе «по­доб­ное по­зна­ёт­ся по­доб­ным». Объ­ект ка­ж­дой из И. – пре­ж­де все­го спе­ци­фич. ка­че­ст­во то­го пер­во­эле­мен­та, из ко­то­ро­го она со­сто­ит са­ма: для И. зре­ния – цвет/свет (ка­че­ст­во ог­ня), для И. вку­са – вкус (ка­че­ст­во во­ды), для И. обо­ня­ния – за­пах (ка­че­ст­во зем­ли), для И. ося­за­ния – так­тиль­ность (ка­че­ст­во вет­ра), для И. слу­ха – звук (ка­че­ст­во ака­ши). Од­ним из важ­ней­ших ус­ло­вий функ­цио­ни­ро­ва­ния И. боль­шин­ст­во школ при­зна­ёт их кон­такт с объ­ек­та­ми. Буд­ди­сты и джай­ны до­пус­ка­ют вос­при­ятие на рас­стоя­нии. И. не счи­та­ют­ся субъ­ек­том по­зна­ния: глаз не мо­жет ви­деть, ухо – слы­шать и т. п. без ак­тив­но­сти соз­на­ния. Соз­да­вая ус­ло­вия для вос­при­ятия объ­ек­тов, И. не мо­гут вос­при­ни­мать са­ми се­бя, по­это­му их су­ще­ст­во­ва­ние яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том ло­гич. вы­во­да.

Вернуться к началу