Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МА́НАС

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 724

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Г. Лысенко

МА́НАС (санскр. manas, от кор­ня man – «ду­мать»), в инд. фи­ло­со­фии внутр. чув­ст­во («чув­ст­вен­ный ум»), на­де­лён­ное спо­соб­но­стью ко­ор­ди­ни­ро­вать и син­те­зи­ро­вать дея­тель­ность сен­сор­ных и мо­тор­ных ор­га­нов, а так­же сле­дить за тем, что­бы чув­ст­вен­ные дан­ные по­сту­па­ли к по­знаю­ще­му соз­на­нию в оп­ре­де­лён­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти и что­бы пси­хо­мо­тор­ные же­ла­ния субъ­ек­та без про­мед­ле­ния пе­ре­да­ва­лись со­от­вет­ст­вую­щим «ис­пол­няю­щим ор­га­нам». Боль­шин­ст­во инд. фи­лос. школ счи­та­ет, что М. уча­ст­ву­ет в про­цес­се чув­ст­вен­но­го вос­при­ятия и яв­ля­ет­ся ис­точ­ни­ком су­ж­де­ния. С этим свя­за­но и бо­лее об­щее зна­че­ние М. как эм­пи­рич. мен­таль­но­сти (в от­ли­чие от выс­ше­го соз­на­ния – Ат­ма­на, Пу­ру­ши), «не­об­ра­бо­тан­но­го ума», чу­ж­до­го ду­хов­ной дис­ци­п­ли­не и по­то­му по­сто­ян­но ме­чу­ще­го­ся. Так, в ми­ман­се М. упо­доб­ляет­ся де­мо­ну, яв­ляю­ще­му­ся при­чи­ной всех не­сча­стий че­ло­ве­ка («нет у че­ло­ве­ка худ­ше­го вра­га, чем ма­нас»). В уче­ни­ях йо­ги не­ус­той­чи­вость М. счи­та­ет­ся пре­пят­ст­ви­ем к ос­во­бо­ж­де­нию (мок­ша), по­это­му его ста­би­ли­за­ция вы­сту­па­ет од­ной из гл. за­дач йо­га. В боль­шин­ст­ве фи­лос. школ тер­мин «М.», рас­про­стра­нён­ным пе­ре­во­дом ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся «ра­зум» (англ. mind), обо­зна­ча­ет не ак­тив­ную по­зна­ват. спо­соб­ность (ср. «ра­зум» в ев­роп. тра­ди­ции), а бес­соз­нат. ин­ст­ру­мент, дея­тель­ность ко­то­ро­го на­прав­ля­ет­ся соз­нат. ду­шой (Шрид­ха­ра срав­ни­ва­ет М. с щип­ца­ми, с по­мо­щью ко­то­рых мож­но вы­тас­ки­вать уг­ли из пы­лаю­ще­го оча­га).

Вернуться к началу