МА́НАС
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МА́НАС (санскр. manas, от корня man – «думать»), в инд. философии внутр. чувство («чувственный ум»), наделённое способностью координировать и синтезировать деятельность сенсорных и моторных органов, а также следить за тем, чтобы чувственные данные поступали к познающему сознанию в определённой последовательности и чтобы психомоторные желания субъекта без промедления передавались соответствующим «исполняющим органам». Большинство инд. филос. школ считает, что М. участвует в процессе чувственного восприятия и является источником суждения. С этим связано и более общее значение М. как эмпирич. ментальности (в отличие от высшего сознания – Атмана, Пуруши), «необработанного ума», чуждого духовной дисциплине и потому постоянно мечущегося. Так, в мимансе М. уподобляется демону, являющемуся причиной всех несчастий человека («нет у человека худшего врага, чем манас»). В учениях йоги неустойчивость М. считается препятствием к освобождению (мокша), поэтому его стабилизация выступает одной из гл. задач йога. В большинстве филос. школ термин «М.», распространённым переводом которого является «разум» (англ. mind), обозначает не активную познават. способность (ср. «разум» в европ. традиции), а бессознат. инструмент, деятельность которого направляется сознат. душой (Шридхара сравнивает М. с щипцами, с помощью которых можно вытаскивать угли из пылающего очага).