МИЛА́Н
-
Рубрика: География
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИЛА́Н (Milano), город на Севере Италии, адм. центр обл. Ломбардия и пров. Милан. Нас. 1331,2 тыс. чел. (2012; второй по числу жителей город страны после Рима); ок. 14% нас. – иностранцы (в нач. 21 в. наиболее значителен приток китайских, филиппинских иммигрантов). С пригородами образует гор. агломерацию Большой Милан (практически в границах пров. Милан) с нас. 4442 тыс. чел.; в целом в пределах Миланского урбанизированного р-на (частично включает территорию соседних провинций) – ок. 7,4 млн. чел. Расположен в междуречье По (связан с ней судоходными каналами), Адды и Тичино. Крупный транспортный (ж.-д., автомобильный) узел на путях, соединяющих Средиземноморье с Центр. Европой. Авиаперевозки обслуживают междунар. аэропорты Мальпенса, Линате и аэропорт г. Бергамо. Метрополитен (1964).
Основан в 5 в. до н. э. кельт. племенем инсубров, ок. 222 до н. э. завоёван римлянами, получил назв. Медиолан (Mediolanum). В 3 в. н. э. началось быстрое экономич. развитие города, ок. 286 при имп. Диоклетиане М. стал столицей Зап. части Рим. империи. В кон. 2 – нач. 3 вв. учреждено епископство (первый достоверный известный епископ Анаталон, нач. 3 в.), в 313 в городе издан Миланский эдикт о веротерпимости. Наибольшего влияния епископство достигло при еп. св. Амвросии Медиоланском, когда под церковным управлением М. были объединены Ломбардия, Пьемонт и Лигурия. В 402 с переводом столицы Зап. Рим. империи в Равенну М. потерял своё политич. значение. В 5 в. неоднократно подвергался набегам и разграблению со стороны вестготов, гуннов, остготов и др. В 569 занят лангобардами, вошёл в состав Лангобардского королевства; церковные и светские власти покинули М., переехав в Геную. Вновь стал центром епископства только в 643, что дало импульс возрождению города. В 774 вместе со всеми владениями лангобардов завоёван Карлом I Великим, вошёл в состав Франкского государства. С 777 архиепископство, один из важнейших культурных центров Италии. С этого времени фактически управлялся главой епархии. Во 2-й пол. 11 в. М. стал центром социального и религ. движения патария (выступления гор. низов против духовенства и аристократии за проведение Клюнийской реформы), что подорвало политич. авторитет архиепископов М. В 1088 епархия возвращена под верховную власть Рима. С 11–12 вв. крупный ремесленный центр (произ-во сукна, шёлка, оружия). С кон. 11 – нач. 12 вв. введено гор. самоуправление. Гор. совет стремился к проведению активной внешней политики, направленной на присоединение к М. соседних территорий. Расширение владений М. вызвало недовольство имп. Фридриха I Барбароссы. В 1158 и 1162 имп. войска при поддержке части городов Ломбардии занимали М., город сильно пострадал. В 1167 М. вступил в Ломбардскую лигу, началось его восстановление. В 1176, после победы лиги над Фридрихом I Барбароссой под Леньяно, занял в ней ведущее положение. С заключением Констанцского мира 1183 М. вновь сблизился с имперскими властями, в 1185 городу были предоставлены значит. привилегии. В 1198 в М. началась многолетняя борьба между разл. социальными слоями (старая аристократия и земельные собственники, торговцы и ремесленники), которая периодически принимала формы гражд. войны, что стало гл. причиной установления в М. в сер. 13 в. синьории. В 1277 сеньором М. стал представитель рода Висконти Оттон, сторонник гвельфов (см. Гвельфы и гибеллины).
В 1302–10 власть в городе захватил Гвидо делла Торре, затем при поддержке имп. Генриха VII Люксембургского власть вновь отошла к Висконти. В 1329 викариат над М. получил Аццоне Висконти, в 1331 он стал сеньором города. Постепенно Висконти расширили владения М., сделав его сильнейшим гос. образованием Сев. Италии (в состав их владений вошли Брешиа, Комо, Бергамо, Лоди, Пьяченца, Парма, Асти, Альби и др. города). При синьории Висконти органы гор. самоуправления были уничтожены или выполняли лишь совещат. функции. С 1395 Висконти получили титул герцогов, М. стал герцогством. В 1447, после смерти бездетного Филиппо Мария Висконти, в М. была создана Амброзианская республика, просуществовавшая 3 года. В февр. – марте 1450 М. взят республиканскими войсками под команд. Франческо из рода Сфорца, заключившего перемирие с Венецией и объявившего себя герцогом М. В период правления рода Сфорца М. пережил один из высочайших расцветов в своей истории. Активно развивалось произ-во оружия, изделий из золота, шёлка, бархата, в то время как произ-во шерсти и сукна пришло в упадок, М. стал крупным центром торговли с Юж. Францией, Германией, Каталонией и Кастилией. В ходе Итальянских войн в 1499 завоёван франц. войсками Людовика XII. В 1503–12 часть владений Миланского герцогства отошла к Швейц. Конфедерации, часть (Парма и Пьяченца) – к Папскому гос-ву. В 1512–15 Массимилиано Сфорца удалось с помощью швейцарцев восстановить свою власть в М., затем город вновь был оккупирован франц. армией. В 1525 захвачен войсками имп. Карла V Габсбурга (исп. король Карл I), герцогом М. был объявлен Франческо II Сфорца, в 1535 после его смерти и пресечения династии Сфорца город был включён в состав владений исп. Габсбургов. В 1706 в ходе войны за Испанское наследство отошёл к австр. Габсбургам. В 1796 оккупирован франц. войсками Наполеона Бонапарта, с 1797 столица Цизальпинской республики, Итальянской республики 1802–05, с 1805 – Итал. королевства. По решению Венского конгресса 1814–15 М. – центр Ломбардо-Венецианского королевства в составе Австр. империи. Во время Революции 1848–49 в Австрии (в марте 1848) австр. войска ненадолго были изгнаны из М.; место заключения Миланского мирного договора 1849, завершившего австро-итальянскую войну 1848–49. В результате австро-итало-французской войны 1859 вместе со всей Ломбардией вошёл в Сардинское королевство. С 1861 в составе единого Итал. королевства. Во время 2-й мировой войны гл. центр антифашистского Движения Сопротивления в Сев. Италии после её оккупации герм. войсками (1943), сильно пострадал от бомбардировок.
Из античных сооружений сохранились руины театра (1 в.), амфитеатра (1–2 вв.) и терм Геркулеса (3 в.); крепостная «башня Ансперто» (4 в.). Др.-рим. градостроит. структура уцелела в перпендикулярной сетке улиц в р-не Кордузио. Гл. памятник раннехристианского зодчества – центрич. ц. Сан-Лоренцо-Маджоре (кон. 4 – нач. 5 вв., колоннада из архит. деталей 2 в., купол кон. 16 в., арх. М. Басси; капеллы: Сан-Аквилино с мозаикой кон. 4 в. и Сан-Ипполито, обе 4 в.; Сан-Калимеро, ок. 500, и Сан-Систо, нач. 6 в.). В романском стиле перестроены основанные в 4 в. св. Амвросием Медиоланским базилики Апостолов (382–386, ныне Сан-Надзаро, перестроена в 12 в., внутри – мавзолей Тривульцио, с 1512, арх. Брамантино), Мучеников (379–386, ныне Сант-Амброджо; башни 9 и 12 вв., перестраивалась в 9, 11–12 вв., реконструкция 19–20 вв.; скульптура 8–12 вв., мозаики в часовне Сан-Витторе-ин-Чьель-д’Оро, 5 в.) и Дев (кон. 4 в., ныне Сан-Симпличиано, перестроена в 12 в.). В средние века возведены ц. Сан-Бабила (кон. 11 в.) и ряд гражд. сооружений: Архиепископский дворец (1170, перестроен в 1270-е гг. и в 1560-е гг., арх. П. Тибальди), Бролетто-Нуово (Новая ратуша, нач. 13 в.; ныне Палаццо делла-Раджоне) с Рыночной пл. (перестроена в улицу в 19 в.). За городом, в т. ч. и в оборонит. целях, построены аббатства Кьяравалле (с 1135), Вибольдоне (с 1176) и Мирасоле (13 в., церковь 14 в.; ныне все – в черте города). В стиле поздней готики с участием нем., франц., венецианских мастеров возведён 5-нефный собор Рождества Богоматери – Дуомо, один из крупнейших католич. храмов в мире (с 1386, архитекторы С. да Орсениго, Дж. де Грасси, Ф. дельи Органи, А. Филарете и др.), редкий для кирпичной ломбардской готики пример постройки из мрамора. В кон. 16 – 1-й пол. 17 вв. его строительство шло в русле классич. традиции, затем вернулось к готике: центр. шпиль (1769, арх. Ф. Кроче); неоготич. фасад (1805–13, архитекторы К. Амати, Дж. Дзаноя; шпили – 1892); скульптурное убранство кон. 14 – 20 вв., витражи 15–20 вв.
Cо 2-й пол. 14 в. строился замок Висконти (Кастелло-ди-Порта-Джовия; в сер. 15 в. перестроен по указу Франческо Сфорца, получив назв. Кастелло-Сфорцеско). В 15 в. готич. и традиц. ломбардские мотивы сочетаются с ренессансными планировочными решениями в церквах Санта-Мария-Инкороната (1451) и Санта-Мария-делла-Паче (1476–97) и больнице Оспедале-Маджоре (с 1456, архитекторы А. Филарете, Г. Солари). Ренессансными чертами отмечено Палаццо Барбо (первоначально банк Медичи, ок. 1455). Д. Браманте перестроил основанную в 9 в. ц. Сан-Сатиро (с 1476), возвёл хор, средокрестие с куполом и клуатр церкви мон. Санта-Мария-делле-Грацие (1492–97, в монастырской трапезной – фреска «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи – один из объектов туризма, св. 330 тыс. посещений в 2008) и ансамбль дворов канониката ц. Сант-Амброджо (1492–96). С сер. 16 в., при исп. владычестве, в стиле маньеризма строились Палаццо Марино (с 1558; ныне Палаццо Муничипале) и ц. Санти-Паоло-э-Барнаба (1561; оба – арх. Г. Алесси), Палаццо Аффари-аи-Джуреконсульти (1562, арх. В. Сереньи); к рим. образцам этого стиля близка ц. Сан-Феделе-деи-Джезуити (с 1569, арх. П. Тибальди).
Среди барочных сооружений М. – фасад ц. Сан-Бернардино-алле-Осса (1679, арх. А. Биффи), ц. Санта-Мария-деи-Крочифери (кон. 17 в. – 1728; арх. К. Ф. Пьетрасанта), Палаццо Брера (1651–86, арх. Ф. М. Рикини; ныне Академия изящных искусств Брера), церкви Сан-Франческо-ди-Паола и Сан-Пьетро-Челестино (обе – 1-я пол. 18 в., арх. М. Бьянки); постройки в духе т. н. бароккетто палаццо Тривульцио (1707–45, арх. Дж. Руджери) и Сормани (1736, архитекторы Ф. Кроче, Б. Альфьери). В стиле классицизма выдержаны Палаццо Реале (1773–78, возведено в 1138 как Старая ратуша, сохр. башня домовой ц. Сан-Готтардо, 1330–36; ныне музейный комплекс), здание театра «Ла Скала» (1776–1778), палаццо – Бельджойозо (1772–81), Каснеди (1775; все – арх. Дж. Пьермарини), Бовара (1787, арх. К. Ф. Соаве), Сербеллони (1793, арх. С. Кантони) и др. На северо-востоке М. в 1784–96 выстроены новые кварталы с регулярной планировкой, устроен обществ. парк, проложен просп. Милан-Монца (все – арх. Пьермарини), возведены классицистич. виллы [в т. ч. Бельджойозо (Вилла Реале Э. Богарне), 1790, арх. Л. Поллак].
В период франц. завоевания (1796–1814) создан проект реконструкции М.: перепланировка пл. Дуомо (арх. Дж. Пистокки, реализован в кон. 19 в.); в 1801–1828 возведены новые крепостные ворота; в русле позднего классицизма построена ц. Сан-Карло-аль-Корсо (1839–47, арх. К. Амати). Во 2-й пол. 19 в. построены ж.-д. вокзал (1857–64), пассаж «Галерея Виктора Эммануила II» (1865–67, арх. Дж. Менгони), первая в континентальной Европе электростанция (1883). В русле эклектизма возведены адм. здания по проектам Л. Бельтрами, Л. Броджи, Дж. Пестагалли, дом отдыха музыкантов (на средства, завещанные Дж. Верди; 1899, арх. К. Боито), Кастелло-Сфорцеско реконструировано на основе историч. документов (1893–1905, арх. Бельтрами).
На рубеже 19–20 вв. М. – один из центров стиля либерти: Палаццо Кастильони (1903, скульптор Э. Баццаро), Вилла Факкони-Ромео (1912–14, оба – арх. Дж. Соммаруга), дом Кампанини (1903, арх. А. Кампанини), застройка улиц Мальпиги и Писакане. На месте снесённых т. н. испанских стен («Мура Спаньоле», сер. 16 в.) проложено кольцо бульваров. В 1910–20-е гг. строятся здания в стилях необарокко (Палаццо Берри-Мерегалли, 1911–14, арх. Дж. У. Арата; Новый центр. вокзал, 1931, арх. У. Стаккини), экспрессионизма (дом «Ка Брутта», 1919–22, арх. Дж. Муцио), неоклассицизма (дом Меридиана, 1925, арх. Дж. Де Финетти; дом Борлетти, 1927, арх. Дж. Понти). В архитектуре 1930-х гг. преобладают т. н. стиль литтории (упрощённый неоклассицизм): Дворец правосудия (1932–40, арх. М. Пьячентини), здание муниципалитета на пл. Дуомо («аренгарий»; 1939–56, арх. П. Порталуппи и др.; ныне Музей Новеченто); рационализм: дом Рустичи (1932–35, архитекторы Дж. Терраньи, П. Линджери), здание Коммерч. ун-та им. Луиджи Боккони (1936–42, арх. Дж. Пагано), квартал «Фабио Фильци» (1936–38, арх. Ф. Альбини и др.). По генплану 1926 (Порталуппи, М. Семенца) М. и 12 окружающих его городов объединены в градостроит. систему, транспорт выведен из центра на периферийные магистрали, в то же время в историч. части города снесена значит. часть застройки, созданы новые улицы и площади.
В послевоенной архитектуре сочетаются традиц. и модернистские формы: ц. Мадонна-деи-Повери (1952–54, архитекторы Л. Фиджини, Дж. Поллини), высотное здание «Торре Веласка» (1956–1958, архит. бюро B. B. P. R.). В интернациональном стиле возведены небоскрёб «Pirelli» (1956–58, арх. Дж. Понти и др., инж. П. Л. Нерви) и здание изд-ва «Mondadori» (1968, арх. О. Нимейер). Построены районы QT8 (1947, арх. П. Боттони и др.) и Галларатезе (1969–1973, арх. А. Росси), метрополитен (с 1960-х гг., архитекторы Ф. Альбини, Ф. Хельг и др.), в стиле постмодернизма возведён жилой комплекс «Ла Виридиана» (1968–71, архитекторы Л. Маджистретти, Л. Качча Доминиони) и гостиница «Дука ди Милано» (1988, архитекторы Росси, Дж. Да Поццо).
На рубеже 20–21 вв. в М. строятся здания в русле неомодернизма (реконструкция театра «Ла Скала», 2002–04, арх. М. Ботта; новый корпус Коммерч. ун-та им. Луиджи Боккони, 2008, архит. бюро «Grafton») и хай-тека (здание издат. группы «Il Sole 24 Ore», 2004, арх. Р. Пиано, ярмарочно-выставочный комплекс «FieraMilano», 2005, арх. М. Фуксас), воплощаются масштабные проекты реконструкции быв. пром. районов (Бикокка, с 1989, арх. В. Греготти; комплекс «CityLife», с 2004, архитекторы З. Хадид, А. Исодзаки и др.). Монумент восстания «Пяти дней» (1883–1891, скульптор Дж. Гранди).
М.– один из крупных центров науки, образования и культуры Италии. Среди науч. учреждений – Астрономич. обсерватория Брера (1762), Ломбардский ин-т (Академия наук и лит-ры; основан в 1802 в Болонье, с 1810 в М., с 1838 совр. назв.), Междунар. центр юридич. исследований и науч. инициатив (CIRGIS, 1979), Ин-т физики плазмы им. П. Калдирола (1970, совр. назв. с 1979) Нац. исследовательского совета Италии; старейшие науч. общества: поощрения искусств и ремёсел (1838), историческое (1873), естеств. наук (1856), астрономическое (1920) и др.; ряд науч. ассоциаций и комитетов. Гос. вузы: Академия изящных искусств Брера (1776; одно из ведущих в мире учебных и исследовательских учреждений в области иск-ва), Миланская конс. «Дж. Верди» (1808, совр. назв. с 1901), Политехнич. ун-т (1863, крупнейший технич. вуз Италии), Миланский ун-т (1924), Ун-т Милан-Бикокка (1998). Среди негосударств. вузов – Коммерч. ун-т Луиджи Боккони (1902), Католич. ун-т (1920), Ин-т Марангони (1935; готовит специалистов в области моды и пром. дизайна; отделения в Лондоне и Париже), Ун-т жизни-здоровья Сан-Раффаэле (1996, образование в области медицины, психологии, философии), Европ. ин-т дизайна (1966), Свободный ун-т языков и коммуникации (1968), Новая миланская академия изящных искусств (1980). Библиотеки: Амброзиана [открыта в 1607; среди рукописей – «Илиада» с миниатюрами (4–5 вв.), «Божественная комедия» Данте Алигьери (1353), рукописи и эскизы Леонардо да Винчи], Нац. б-ка изящных искусств Брайденсе (открыта в 1786), Муниципальная б-ка (1956), библиотеки вузов.
Крупнейшие музеи: Кастелло-Сфорцеско, Пинакотека Амброзиана (1618), Пинакотека Брера (1809; зап.-европ. живопись 14–18 вв.), Польди-Пеццоли музей. Среди др. – археологический (1862), Гор. музей естеств. истории (1838), древнего иск-ва (1893), народа и культуры (основан в 1910 как Этнографич. индокит. музей, позднее Дальневосточный и этнологич. музей, совр. назв. с 1998), театра «Ла Скала» (1913), Галерея совр. иск-ва (1921), дизайна (1933–68, возобновлён с 1994), города (1934), совр. истории (1935), Нац. науки и техники Леонардо да Винчи (1953), Собора (1953), Галерея совр. религ. иск-ва на Вилле Клеричи (1955), Багатти-Вальсекки (1974, открыт для публики в 1994, историч. интерьеры и произведения иск-ва), Гор. собрание прикладного иск-ва (включает музеи: декоративного иск-ва, муз. инструментов; коллекции: печатей А. Бертарелли, внеевропейского прикладного иск-ва). Дом-музей писателя и поэта А. Мандзони.
Театры: Нац. театр (1922), Малый театр Милана («Пикколо-театро», 1947; три площадки: «Театро Стрелер», «Театро Грасси» и «Театро Студио»), «Театро Франко Паренти» (1972), «Альянс» (2003). Муз. театры: оперный «Ла Скала» (один из самых известных в мире), «Пиккола Скала» (1955, гл. обр. старинные и совр. оперы), «Театро Нуово» (1938). Оркестр об-ва «Послеполуденное музицирование» («Pomeriggi musicali», 1945; преим. совр. музыка). Хоровое об-во «Амвросианская полифония» (1947; музыка Средневековья, Возрождения и барокко). Симфонич. оркестр «Дж. Верди» (1993), хор «Дж. Верди» (1998). Эксперим. центр электронной музыки «Студия музыкальной фонологии» (основан Л. Берио и Б. Мадерной, 1955).
Ботанич. сады: Миланского гос. ун-та (1774, восстановлен в 1998), Ботанич. ин-та. Зоопарк. Ежегодно проводятся: Миланский карнавал (февраль), Праздник Миланских каналов (июнь), Амброзианский карнавал (в декабре, в честь покровителя города св. Амвросия) и др.
На стадионе «Джузеппе Меацца» принимают соперников футбольные клубы «Интернационале» и «Милан». Среди др. спортивных сооружений – стадионы «Арена Чивика» (ок. 30 тыс. мест) и «Бриантео» (18,5 тыс. мест), два ипподрома, Дворец спорта «Форум ди Ассаго» (св. 11 тыс. мест), велотрек, водно-спортивный комплекс и мн. др. Близ М. в 1950 построен автодром «Монца», где проходят этапы чемпионата мира «Формула-1» и мотогонки. М. – место проведения мн. крупных междунар. соревнований по разл. видам спорта, в т. ч. шахматного турнира с участием гроссмейстеров (1975), матчей на первенство мира (1934, 1990) и Европы (1980) по футболу, чемпионатов мира по академич. гребле (2003), боксу (2009), волейболу (2010) и др.
М. – один из крупнейших экономич. центров ЕС (по объёму ВРП входит в пятёрку лидеров, сер. 2000-х гг.) и один из ведущих в стране. Основа гор. экономики – сфера услуг (занято св. 60% работающих, кон. 2000-х гг.). М. – гл. центр финансовой и деловой активности, здесь расположены многочисл. банки (Credito Italiano, Banca Intesa и др.), кредитные общества, страховые компании, торговая и фондовая биржи (в М. совершается б. ч. торговых и финансовых сделок Италии), правления ведущих итал. и ряда крупных междунар. компаний. М., наряду с Парижем, Нью-Йорком и Лондоном, – один из четырёх гл. мировых центров индустрии моды: здесь сосредоточены известные дома моды (в т. ч. Armani, Dolce&Gabbana, Prada, Missoni), а также многочисл. бутики известных дизайнеров; дважды в год проходит Неделя моды – один из самых престижных в мире показов новых коллекций. М. известен также как центр промышленного (в т. ч. автомобильного) дизайна, архит. деятельности, рекламного дела и маркетинга в области моды и дизайна. Традиц. центр издательского дела (офисы ведущих итал. издательств, в т. ч. «Feltrinelli», «Rizzoli», «Mondadori», «Garzanti», «RCS MediaGroup» и др.). Крупный центр выставочно-ярмарочной деятельности (в значит. степени ориентирована на индустрию моды). Новый ярмарочно-выставочный комплекс «FieraMilano» (на границе сев.-зап. пригородов Ро и Перо) – один из крупнейших в Европе; здесь также проходят разл. массовые мероприятия. К нач. 21 в. многие павильоны ярмарки в черте города разобраны, в оставшихся («FieraMilanoCity») проходят в осн. салоны моды.
М. – крупный европ. центр туризма (культурно-познавательного, делового); ежегодно город посещают ок. 2 млн. чел. Развиты ресторанное и гостиничное дело (в 2006 в пассаже «Галерея Виктора Эммануила II» открыт отель «Town House Galleria» 7* – первый отель такого класса в Европе). Важное нац. и междунар. значение имеют транспортные услуги: от М. отходят 11 ж.-д. путей (5 ж.-д. вокзалов, в т. ч. Центр. вокзал – один из крупнейших в Европе) и 12 автомагистралей (в т. ч. трансальпийские, нац. «Автострада Солнца»); междунар. авиаперевозки обслуживают аэропорты Мальпенса (в 50 км к северо-западу от М.; 19 млн. пассажиров, 2008), Линате (в 7 км от М.; 9,3 млн. пассажиров) и аэропорт г. Бергамо (6,5 млн. пассажиров).
В нач. 21 в. для М. характерна деиндустриализация (с кон. 20 в. многие крупные пром. объекты выведены за пределы гор. черты, быв. пром. территории на окраинах застроены торговыми, развлекательными и жилыми комплексами). В пределах адм. границ М. (б. ч. производственных мощностей сконцентрирована на севере и северо-востоке города) сохраняются традиционные ремонт ж.-д. подвижного состава, произ-во с.-х. машин и оборудования, удобрений, текстильных, швейных и кожевенных изделий, полиграфич. продукции, муз. инструментов (в т. ч. органов), шоколада, колбас и копчёностей и др. В границах пров. Милан наибольшее значение имеют машиностроение и металлообработка [произ-во оборудования для металлургии и др. отраслей, моторов, автомобилей – предприятие компании «Alfa Romeo», авиатехники, тракторов, мотоциклов и велосипедов (в городах Базиано и Камбиаго), гидротурбин, станков и приборов, бытовой электротехники (г. Бругерио), компьютеров, телекоммуникац. оборудования, пром. роботов, продукции воен. назначения, и др.], чёрная (качественные стали в Сесто-Сан-Джованни, сев.-вост. пригороде М.) и цветная (выплавка вторичного алюминия, а также свинца – в городах Падерно-Дуньяно, Бругерио) металлургия, химич. (М. – гл. итал. центр резиновой пром-сти: предприятия фирмы «Pirelli» в пригороде Бикокка; среди др. продукции отрасли – пром. кислоты, удобрения, взрывчатые вещества) и фармацевтическая, разнообразная пищевая пром-сть. М. – один из гл. итал. центров произ-ва одежды (массовой и класса «люкс»), трикотажа, изделий кожгалантереи (сумок, чемоданов, ремней, перчаток, др. аксессуаров).