Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МИЛА́Н

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 296-300

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Г. Вяземцева (архитектура), Т. А. Галкина (экономика), А. Г. Матвеева (история)
Панорама города.

МИЛА́Н (Milano), го­род на Се­ве­ре Ита­лии, адм. центр обл. Лом­бар­дия и пров. Ми­лан. Нас. 1331,2 тыс. чел. (2012; вто­рой по чис­лу жи­те­лей го­род стра­ны по­сле Ри­ма); ок. 14% нас. – ино­стран­цы (в нач. 21 в. наи­бо­лее зна­чи­те­лен при­ток ки­тайских, фи­лип­пин­ских им­ми­гран­тов). С при­го­ро­да­ми об­ра­зу­ет гор. аг­ло­ме­ра­цию Боль­шой Ми­лан (прак­ти­че­ски в гра­ни­цах пров. Ми­лан) с нас. 4442 тыс. чел.; в це­лом в пре­де­лах Ми­лан­ско­го ур­ба­низи­ро­ван­но­го р-на (час­тич­но вклю­ча­ет тер­ри­то­рию со­сед­них про­вин­ций) – ок. 7,4 млн. чел. Рас­по­ло­жен в ме­ж­дуре­чье По (свя­зан с ней су­до­ход­ны­ми ка­на­ла­ми), Ад­ды и Ти­чи­но. Круп­ный транс­порт­ный (ж.-д., ав­то­мо­биль­ный) узел на пу­тях, со­еди­няю­щих Сре­ди­зем­но­мо­рье с Центр. Ев­ро­пой. Авиа­пе­ре­воз­ки об­слу­жи­ва­ют ме­ж­ду­нар. аэ­ро­пор­ты Маль­пен­са, Ли­на­те и аэ­ро­порт г. Бер­га­мо. Мет­ро­по­ли­тен (1964).

Ос­но­ван в 5 в. до н. э. кельт. пле­ме­нем ин­суб­ров, ок. 222 до н. э. за­воё­ван рим­ля­на­ми, по­лу­чил назв. Ме­дио­лан (Mediolanum). В 3 в. н. э. на­ча­лось бы­строе эко­но­мич. раз­ви­тие го­ро­да, ок. 286 при имп. Ди­ок­ле­тиа­не М. стал сто­ли­цей Зап. час­ти Рим. им­пе­рии. В кон. 2 – нач. 3 вв. уч­ре­ж­де­но епи­скоп­ст­во (пер­вый дос­то­вер­ный из­вест­ный епи­скоп Ана­та­лон, нач. 3 в.), в 313 в го­ро­де из­дан Ми­лан­ский эдикт о ве­ро­тер­пи­мо­сти. Наи­боль­ше­го влия­ния епи­скоп­ст­во дос­тиг­ло при еп. св. Ам­вро­сии Ме­дио­лан­ском, ко­гда под цер­ков­ным уп­рав­ле­ни­ем М. бы­ли объ­е­ди­не­ны Лом­бар­дия, Пье­монт и Ли­гу­рия. В 402 с пе­рево­дом сто­ли­цы Зап. Рим. им­пе­рии в Ра­вен­ну М. по­те­рял своё по­ли­тич. зна­че­ние. В 5 в. не­од­но­крат­но под­вер­гал­ся на­бе­гам и раз­граб­ле­нию со сто­ро­ны вест­го­тов, гун­нов, ост­го­тов и др. В 569 за­нят лан­го­бар­да­ми, во­шёл в со­став Лан­го­бард­ско­го ко­ро­лев­ст­ва; цер­ков­ные и свет­ские вла­сти по­ки­ну­ли М., пе­ре­ехав в Ге­ную. Вновь стал цен­тром епи­скоп­ст­ва толь­ко в 643, что да­ло им­пульс воз­ро­ж­де­нию го­ро­да. В 774 вме­сте со все­ми вла­де­ния­ми лан­го­бар­дов за­воё­ван Кар­лом I Ве­ли­ким, во­шёл в со­став Франк­ско­го го­су­дар­ст­ва. С 777 ар­хи­епи­скоп­ст­во, один из важ­ней­ших куль­тур­ных цен­тров Ита­лии. С это­го вре­ме­ни фак­ти­че­ски управ­лял­ся гла­вой епар­хии. Во 2-й пол. 11 в. М. стал цен­тром со­ци­аль­но­го и ре­лиг. дви­же­ния па­та­рия (вы­сту­п­ле­ния гор. ни­зов про­тив ду­хо­вен­ст­ва и ари­сто­кра­тии за про­ве­де­ние Клю­ний­ской ре­фор­мы), что по­дор­ва­ло по­ли­тич. ав­то­ри­тет ар­хи­епи­ско­пов М. В 1088 епар­хия воз­вра­ще­на под вер­хов­ную власть Ри­ма. С 11–12 вв. круп­ный ре­мес­лен­ный центр (про­из-во сук­на, шёл­ка, ору­жия). С кон. 11 – нач. 12 вв. вве­де­но гор. са­мо­управ­ле­ние. Гор. со­вет стре­мил­ся к про­ве­де­нию ак­тив­ной внеш­ней по­ли­ти­ки, на­прав­лен­ной на при­со­еди­не­ние к М. со­сед­них тер­ри­то­рий. Рас­ши­ре­ние вла­де­ний М. вы­зва­ло не­до­воль­ст­во имп. Фрид­ри­ха I Бар­ба­рос­сы. В 1158 и 1162 имп. вой­ска при под­держ­ке час­ти го­ро­дов Лом­бар­дии за­ни­ма­ли М., го­род силь­но по­стра­дал. В 1167 М. всту­пил в Лом­бард­скую ли­гу, на­ча­лось его вос­ста­нов­ле­ние. В 1176, по­сле по­бе­ды ли­ги над Фрид­ри­хом I Бар­ба­рос­сой под Лень­я­но, за­нял в ней ве­ду­щее по­ло­же­ние. С за­клю­че­ни­ем Кон­станц­ско­го ми­ра 1183 М. вновь сбли­зил­ся с им­пер­ски­ми вла­стя­ми, в 1185 го­ро­ду бы­ли пре­дос­тав­ле­ны зна­чит. при­ви­ле­гии. В 1198 в М. на­ча­лась мно­го­лет­няя борь­ба ме­ж­ду разл. со­ци­аль­ны­ми слоя­ми (ста­рая ари­сто­кра­тия и зе­мель­ные соб­ст­вен­ни­ки, тор­гов­цы и ре­мес­лен­ни­ки), ко­то­рая пе­рио­ди­че­ски при­ни­ма­ла фор­мы гражд. вой­ны, что ста­ло гл. при­чи­ной ус­та­нов­ле­ния в М. в сер. 13 в. синь­о­рии. В 1277 сень­о­ром М. стал пред­ста­ви­тель ро­да Вис­кон­ти От­тон, сто­рон­ник гвель­фов (см. Гвель­фы и ги­бел­ли­ны).

В 1302–10 власть в го­ро­де за­хва­тил Гви­до дел­ла Тор­ре, за­тем при под­держ­ке имп. Ген­ри­ха VII Люк­сем­бург­ско­го власть вновь ото­шла к Вис­кон­ти. В 1329 ви­ка­ри­ат над М. по­лу­чил Ац­цо­не Вис­кон­ти, в 1331 он стал сень­о­ром го­ро­да. По­сте­пен­но Вис­кон­ти рас­ши­ри­ли вла­де­ния М., сде­лав его силь­ней­шим гос. об­ра­зо­ва­ни­ем Сев. Ита­лии (в со­став их вла­де­ний во­шли Бре­шиа, Ко­мо, Бер­га­мо, Ло­ди, Пья­чен­ца, Пар­ма, Ас­ти, Аль­би и др. го­ро­да). При синь­о­рии Вис­кон­ти ор­га­ны гор. са­мо­управ­ле­ния бы­ли унич­то­же­ны или вы­пол­ня­ли лишь со­ве­щат. функ­ции. С 1395 Вис­кон­ти по­лу­чи­ли ти­тул гер­цо­гов, М. стал гер­цог­ст­вом. В 1447, по­сле смер­ти без­дет­но­го Фи­лип­по Ма­рия Вис­кон­ти, в М. бы­ла соз­да­на Ам­бро­зи­ан­ская рес­пуб­ли­ка, про­су­ще­ст­во­вав­шая 3 го­да. В февр. – мар­те 1450 М. взят рес­пуб­ли­кан­ски­ми вой­сками под ко­манд. Фран­че­ско из ро­да Сфор­ца, за­клю­чив­ше­го пе­ре­ми­рие с Ве­не­ци­ей и объ­я­вив­ше­го се­бя гер­цо­гом М. В пе­ри­од прав­ле­ния ро­да Сфор­ца М. пе­ре­жил один из вы­со­чай­ших рас­цве­тов в сво­ей ис­то­рии. Ак­тив­но раз­ви­ва­лось про­из-во ору­жия, из­де­лий из зо­ло­та, шёл­ка, бар­ха­та, в то вре­мя как про­из-во шер­сти и сук­на при­шло в упа­док, М. стал круп­ным цен­тром тор­гов­ли с Юж. Фран­ци­ей, Гер­ма­ни­ей, Ка­та­ло­ни­ей и Кас­ти­ли­ей. В хо­де Италь­ян­ских войн в 1499 за­воё­ван франц. вой­ска­ми Лю­до­ви­ка XII. В 1503–12 часть вла­де­ний Ми­лан­ско­го гер­цог­ст­ва ото­шла к Швейц. Кон­фе­де­ра­ции, часть (Пар­ма и Пья­чен­ца) – к Пап­ско­му гос-ву. В 1512–15 Мас­си­ми­лиа­но Сфор­ца уда­лось с по­мо­щью швей­цар­цев вос­ста­но­вить свою власть в М., за­тем го­род вновь был ок­ку­пи­ро­ван франц. ар­ми­ей. В 1525 за­хва­чен вой­ска­ми имп. Кар­ла V Габс­бур­га (исп. ко­роль Карл I), гер­цо­гом М. был объ­яв­лен Фран­че­ско II Сфор­ца, в 1535 по­сле его смер­ти и пре­се­че­ния ди­на­стии Сфор­ца го­род был вклю­чён в со­став вла­де­ний исп. Габс­бур­гов. В 1706 в хо­де вой­ны за Ис­пан­ское на­след­ст­во ото­шёл к австр. Габс­бур­гам. В 1796 ок­ку­пи­ро­ван франц. вой­ска­ми На­по­ле­о­на Бо­на­пар­та, с 1797 сто­ли­ца Ци­заль­пин­ской рес­пуб­ли­ки, Италь­ян­ской рес­пуб­ли­ки 1802–05, с 1805 – Итал. ко­ро­лев­ст­ва. По ре­ше­нию Вен­ско­го кон­грес­са 1814–15 М. – центр Лом­бар­до-Ве­не­ци­ан­ско­го ко­ро­лев­ст­ва в со­ста­ве Австр. им­пе­рии. Во вре­мя Ре­во­лю­ции 1848–49 в Ав­ст­рии (в мар­те 1848) австр. вой­ска не­на­дол­го бы­ли из­гна­ны из М.; ме­сто за­клю­че­ния Ми­лан­ско­го мир­но­го до­го­во­ра 1849, за­вер­шив­ше­го ав­ст­ро-италь­ян­скую вой­ну 1848–49. В ре­зуль­та­те ав­ст­ро-ита­ло-фран­цуз­ской вой­ны 1859 вме­сте со всей Лом­бар­ди­ей во­шёл в Сар­дин­ское ко­ро­лев­ст­во. С 1861 в со­ста­ве еди­но­го Итал. ко­ро­лев­ст­ва. Во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны гл. центр ан­ти­фа­ши­ст­ско­го Дви­же­ния Со­про­тив­ле­ния в Сев. Ита­лии по­сле её ок­ку­па­ции герм. вой­ска­ми (1943), силь­но по­стра­дал от бом­бар­ди­ро­вок.

Собор Рождества Богоматери (Дуомо). Кон. 14–19 вв. Архитекторы С. да Орсениго, Дж. де Грасси, Ф. дельи Органи, А. Филарете, Ф. Кроче, К. Амати, Дж. Дзаноя и др.

Из ан­тич­ных со­ору­же­ний со­хра­ни­лись руи­ны те­ат­ра (1 в.), ам­фи­те­ат­ра (1–2 вв.) и терм Гер­ку­ле­са (3 в.); кре­по­ст­ная «баш­ня Ан­спер­то» (4 в.). Др.-рим. гра­до­стро­ит. струк­ту­ра уце­ле­ла в пер­пен­ди­ку­ляр­ной сет­ке улиц в р-не Кор­ду­зио. Гл. па­мят­ник ран­не­хри­сти­ан­ско­го зод­че­ст­ва – цен­трич. ц. Сан-Ло­рен­цо-Мад­жо­ре (кон. 4 – нач. 5 вв., ко­лон­на­да из ар­хит. де­та­лей 2 в., ку­пол кон. 16 в., арх. М. Бас­си; ка­пел­лы: Сан-Ак­ви­ли­но с мо­заи­кой кон. 4 в. и Сан-Ип­по­ли­то, обе 4 в.; Сан-Ка­ли­ме­ро, ок. 500, и Сан-Сис­то, нач. 6 в.). В ро­ман­ском сти­ле пе­ре­строе­ны ос­но­ван­ные в 4 в. св. Ам­вро­си­ем Ме­дио­лан­ским ба­зи­ли­ки Апо­сто­лов (382–386, ны­не Сан-Над­за­ро, пе­ре­стро­е­на в 12 в., внут­ри – мав­зо­лей Три­вуль­цио, с 1512, арх. Бра­ман­ти­но), Му­че­ников (379–386, ны­не Сант-Ам­брод­жо; баш­ни 9 и 12 вв., пе­ре­страи­ва­лась в 9, 11–12 вв., ре­кон­ст­рук­ция 19–20 вв.; скульп­ту­ра 8–12 вв., мо­заи­ки в ча­сов­не Сан-Вит­то­ре-ин-Чьель-д’Оро, 5 в.) и Дев (кон. 4 в., ны­не Сан-Сим­пли­чиано, пе­ре­строе­на в 12 в.). В сред­ние ве­ка воз­ве­де­ны ц. Сан-Ба­би­ла (кон. 11 в.) и ряд гражд. со­ору­же­ний: Ар­хи­епи­скоп­ский дво­рец (1170, пе­ре­стро­ен в 1270-е гг. и в 1560-е гг., арх. П. Ти­баль­ди), Бро­лет­то-Нуо­во (Но­вая ра­ту­ша, нач. 13 в.; ны­не Па­лац­цо дел­ла-Ра­д­жо­не) с Ры­ноч­ной пл. (пе­ре­строе­на в ули­цу в 19 в.). За го­ро­дом, в т. ч. и в обо­ро­нит. це­лях, по­строе­ны аб­бат­ст­ва Кья­ра­вал­ле (с 1135), Ви­боль­до­не (с 1176) и Ми­ра­со­ле (13 в., цер­ковь 14 в.; ны­не все – в чер­те го­ро­да). В сти­ле позд­ней го­ти­ки с уча­сти­ем нем., франц., ве­не­ци­ан­ских мас­те­ров воз­ве­дён 5-не­фный со­бор Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ма­те­ри – Дуо­мо, один из круп­ней­ших ка­то­лич. хра­мов в ми­ре (с 1386, ар­хи­тек­то­ры С. да Ор­се­ни­го, Дж. де Грас­си, Ф. де­льи Ор­га­ни, А. Фи­ла­ре­те и др.), ред­кий для кир­пич­ной лом­бард­ской го­ти­ки при­мер по­строй­ки из мра­мо­ра. В кон. 16 – 1-й пол. 17 вв. его строи­тель­ст­во шло в рус­ле клас­сич. тра­ди­ции, за­тем вер­ну­лось к го­ти­ке: центр. шпиль (1769, арх. Ф. Кро­че); нео­го­тич. фа­сад (1805–13, ар­хи­тек­то­ры К. Ама­ти, Дж. Дза­ноя; шпи­ли – 1892); скульп­тур­ное уб­ран­ст­во кон. 14 – 20 вв., вит­ра­жи 15–20 вв.

Внутренний двор (Пьяцца д’Арми) Кастелло-Сфорцеско. Сер. 15 в.
Церковь монастыря Санта-Мария-делле-Грацие. 1463–82. Архитектор Г. Солари, восточная часть и клуатр перестроены Д. Браманте в 1492–97.

Cо 2-й пол. 14 в. стро­ил­ся за­мок Вис­кон­ти (Кас­тел­ло-ди-Пор­та-Джо­вия; в сер. 15 в. пе­ре­стро­ен по ука­зу Фран­че­ско Сфор­ца, по­лу­чив назв. Кас­тел­ло-Сфор­це­ско). В 15 в. го­тич. и тра­диц. лом­бард­ские мо­ти­вы со­че­та­ют­ся с ре­нес­санс­ны­ми пла­ни­ро­воч­ны­ми ре­ше­ния­ми в церк­вах Сан­та-Ма­рия-Ин­ко­ро­на­та (1451) и Сан­та-Ма­рия-дел­ла-Па­че (1476–97) и боль­ни­це Ос­пе­да­ле-Мад­жо­ре (с 1456, ар­хи­тек­то­ры А. Фи­ла­ре­те, Г. Со­ла­ри). Ре­нес­санс­ны­ми чер­та­ми от­ме­че­но Па­лац­цо Бар­бо (пер­во­на­чаль­но банк Ме­ди­чи, ок. 1455). Д. Бра­ман­те пе­ре­стро­ил ос­но­ван­ную в 9 в. ц. Сан-Са­ти­ро (с 1476), воз­вёл хор, сре­док­ре­стие с ку­по­лом и клу­атр церк­ви мон. Сан­та-Ма­рия-дел­ле-Гра­цие (1492–97, в мо­на­стыр­ской тра­пез­ной – фре­ска «Тай­ная ве­че­ря» Ле­о­нар­до да Вин­чи – один из объ­ек­тов ту­риз­ма, св. 330 тыс. по­се­ще­ний в 2008) и ан­самбль дво­ров ка­нони­ка­та ц. Сант-Ам­брод­жо (1492–96). С сер. 16 в., при исп. вла­ды­че­ст­ве, в сти­ле мань­е­риз­ма строи­лись Па­лац­цо Ма­ри­но (с 1558; ны­не Па­лац­цо Му­ни­чи­па­ле) и ц. Сан­ти-Пао­ло-э-Бар­на­ба (1561; оба – арх. Г. Алес­си), Па­лац­цо Аф­фа­ри-аи-Джу­ре­кон­суль­ти (1562, арх. В. Се­ре­ньи); к рим. об­раз­цам это­го сти­ля близ­ка ц. Сан-Фе­де­ле-деи-Дже­зуи­ти (с 1569, арх. П. Ти­баль­ди).

Сре­ди ба­роч­ных со­ору­же­ний М. – фа­сад ц. Сан-Бер­нар­ди­но-ал­ле-Ос­са (1679, арх. А. Биф­фи), ц. Сан­та-Ма­рия-деи-Кро­чи­фе­ри (кон. 17 в. – 1728; арх. К. Ф. Пьет­ра­сан­та), Па­лац­цо Бре­ра (1651–86, арх. Ф. М. Ри­ки­ни; ны­не Ака­де­мия изящ­ных ис­кусств Бре­ра), церк­ви Сан-Фран­че­ско-ди-Пао­ла и Сан-Пьет­ро-Че­ле­сти­но (обе – 1-я пол. 18 в., арх. М. Бьян­ки); по­строй­ки в ду­хе т. н. ба­рок­кет­то па­лац­цо Три­вуль­цио (1707–45, арх. Дж. Руд­же­ри) и Сор­ма­ни (1736, ар­хи­тек­то­ры Ф. Кро­че, Б. Аль­фье­ри). В сти­ле клас­си­циз­ма вы­дер­жа­ны Па­лац­цо Реа­ле (1773–78, воз­ве­де­но в 1138 как Ста­рая ра­ту­ша, сохр. баш­ня до­мо­вой ц. Сан-Гот­тар­до, 1330–36; ны­не му­зей­ный ком­плекс), зда­ние те­ат­ра «Ла Ска­ла» (1776–1778), па­лац­цо – Бель­джой­о­зо (1772–81), Кас­не­ди (1775; все – арх. Дж. Пьер­ма­ри­ни), Бо­ва­ра (1787, арх. К. Ф. Со­аве), Сер­бел­ло­ни (1793, арх. С. Кан­то­ни) и др. На се­ве­ро-вос­то­ке М. в 1784–96 вы­стро­е­ны но­вые квар­та­лы с ре­гу­ляр­ной пла­ни­ров­кой, уст­ро­ен об­ществ. парк, про­ло­жен просп. Ми­лан-Мон­ца (все – арх. Пьер­ма­ри­ни), воз­ве­де­ны клас­си­ци­стич. вил­лы [в т. ч. Бель­джой­о­зо (Вил­ла Реа­ле Э. Бо­гар­не), 1790, арх. Л. Пол­лак].

В пе­ри­од франц. за­вое­ва­ния (1796–1814) соз­дан про­ект ре­кон­ст­рук­ции М.: пе­ре­пла­ни­ров­ка пл. Дуо­мо (арх. Дж. Пи­с­ток­ки, реа­ли­зо­ван в кон. 19 в.); в 1801–1828 воз­ве­де­ны но­вые кре­по­ст­ные во­ро­та; в рус­ле позд­не­го клас­си­циз­ма по­стро­е­на ц. Сан-Кар­ло-аль-Кор­со (1839–47, арх. К. Ама­ти). Во 2-й пол. 19 в. по­строе­ны ж.-д. во­кзал (1857–64), пас­саж «Га­ле­рея Вик­то­ра Эм­ма­нуи­ла II» (1865–67, арх. Дж. Мен­го­ни), пер­вая в кон­ти­нен­таль­ной Ев­ро­пе элек­тро­стан­ция (1883). В рус­ле эк­лек­тиз­ма воз­ве­де­ны адм. зда­ния по про­ек­там Л. Бельт­ра­ми, Л. Брод­жи, Дж. Пес­та­гал­ли, дом от­ды­ха му­зыкан­тов (на сред­ст­ва, за­ве­щан­ные Дж. Ве­р­ди; 1899, арх. К. Бои­то), Кас­тел­ло-Сфор­це­ско ре­кон­ст­руи­ро­ва­но на ос­но­ве ис­то­рич. до­ку­мен­тов (1893–1905, арх. Бельт­ра­ми).

Здание Нового центрального вокзала. 1931. Архитектор У. Стаккини.

На ру­бе­же 19–20 вв. М. – один из цен­тров сти­ля ли­бер­ти: Па­лац­цо Кас­тиль­о­ни (1903, скульп­тор Э. Бац­ца­ро), Вил­ла Фак­ко­ни-Ро­мео (1912–14, оба – арх. Дж. Сом­ма­ру­га), дом Кам­па­ни­ни (1903, арх. А. Кам­па­ни­ни), за­строй­ка улиц Маль­пи­ги и Пи­са­ка­не. На мес­те сне­сён­ных т. н. ис­пан­ских стен («Му­ра Спань­о­ле», сер. 16 в.) про­ло­же­но коль­цо буль­ва­ров. В 1910–20-е гг. стро­ят­ся зда­ния в сти­лях не­оба­рок­ко (Па­лац­цо Бер­ри-Ме­ре­гал­ли, 1911–14, арх. Дж. У. Ара­та; Но­вый центр. во­кзал, 1931, арх. У. Стак­ки­ни), экс­прес­сио­низ­ма (дом «Ка Брут­та», 1919–22, арх. Дж. Му­цио), не­оклас­си­циз­ма (дом Ме­ри­диа­на, 1925, арх. Дж. Де Фи­нет­ти; дом Бор­лет­ти, 1927, арх. Дж. Пон­ти). В ар­хитек­ту­ре 1930-х гг. пре­об­ла­да­ют т. н. стиль лит­то­рии (уп­ро­щён­ный не­оклас­си­цизм): Дво­рец пра­во­су­дия (1932–40, арх. М. Пья­чен­ти­ни), зда­ние му­ни­ци­па­ли­те­та на пл. Дуо­мо («арен­га­рий»; 1939–56, арх. П. Пор­та­луп­пи и др.; ны­не Му­зей Но­ве­чен­то); ра­цио­на­лизм: дом Рус­ти­чи (1932–35, ар­хи­тек­то­ры Дж. Тер­ра­ньи, П. Линд­же­ри), зда­ние Ком­мерч. ун-та им. Лу­ид­жи Бок­ко­ни (1936–42, арх. Дж. Па­га­но), квар­тал «Фа­био Филь­ци» (1936–38, арх. Ф. Аль­би­ни и др.). По ген­пла­ну 1926 (Пор­та­луп­пи, М. Се­мен­ца) М. и 12 ок­ру­жаю­щих его го­ро­дов объ­е­ди­не­ны в гра­до­стро­ит. сис­те­му, транс­порт вы­ве­ден из цен­тра на пе­ри­фе­рий­ные ма­ги­ст­ра­ли, в то же вре­мя в ис­то­рич. час­ти го­ро­да сне­се­на зна­чит. часть за­строй­ки, со­зда­ны но­вые ули­цы и пло­ща­ди.

В по­сле­во­ен­ной ар­хи­тек­ту­ре со­че­та­ют­ся тра­диц. и мо­дер­ни­ст­ские фор­мы: ц. Ма­дон­на-деи-По­ве­ри (1952–54, ар­хи­тек­то­ры Л. Фид­жи­ни, Дж. Пол­ли­ни), вы­сот­ное зда­ние «Тор­ре Ве­ла­ска» (1956–1958, ар­хит. бю­ро B. B. P. R.). В ин­тер­на­цио­наль­ном сти­ле воз­ве­де­ны не­бо­скрёб «Pirelli» (1956–58, арх. Дж. Пон­ти и др., инж. П. Л. Нер­ви) и зда­ние изд-ва «Monda­do­ri» (1968, арх. О. Ни­мей­ер). По­строе­ны рай­оны QT8 (1947, арх. П. Бот­то­ни и др.) и Гал­ла­ра­те­зе (1969–1973, арх. А. Рос­си), мет­ро­по­ли­тен (с 1960-х гг., ар­хи­тек­то­ры Ф. Аль­би­ни, Ф. Хельг и др.), в сти­ле по­стмо­дер­низма воз­ве­дён жи­лой ком­плекс «Ла Ви­ри­диа­на» (1968–71, ар­хи­тек­то­ры Л. Мад­жи­ст­рет­ти, Л. Кач­ча До­ми­нио­ни) и гос­ти­ни­ца «Ду­ка ди Ми­ла­но» (1988, ар­хи­тек­то­ры Рос­си, Дж. Да Поц­цо).

Ярмарочно-выставочный комплекс «FieraMilano». 2005. Архитектор М. Фуксас.

На ру­бе­же 20–21 вв. в М. стро­ят­ся зда­ния в рус­ле не­омо­дер­низ­ма (ре­кон­ст­рук­ция те­ат­ра «Ла Ска­ла», 2002–04, арх. М. Бот­та; но­вый кор­пус Ком­мерч. ун-та им. Лу­ид­жи Бок­ко­ни, 2008, ар­хит. бю­ро «Grafton») и хай-те­ка (зда­ние из­дат. груп­пы «Il Sole 24 Ore», 2004, арх. Р. Пиа­но, яр­ма­роч­но-вы­ста­воч­ный ком­плекс «FieraMilano», 2005, арх. М. Фук­сас), во­пло­ща­ют­ся мас­штаб­ные про­ек­ты ре­кон­ст­рук­ции быв. пром. рай­онов (Би­кок­ка, с 1989, арх. В. Гре­гот­ти; ком­плекс «CityLife», с 2004, ар­хи­тек­то­ры З. Ха­дид, А. Исод­за­ки и др.). Мо­ну­мент вос­ста­ния «Пя­ти дней» (1883–1891, скульп­тор Дж. Гран­ди).

М.– один из круп­ных цен­тров нау­ки, об­ра­зо­ва­ния и куль­ту­ры Ита­лии. Сре­ди на­уч. уч­ре­ж­де­ний – Ас­тро­но­мич. об­сер­ва­то­рия Бре­ра (1762), Лом­бард­ский ин-т (Ака­де­мия на­ук и лит-ры; ос­но­ван в 1802 в Бо­ло­нье, с 1810 в М., с 1838 совр. назв.), Ме­ж­ду­нар. центр юри­дич. ис­сле­до­ва­ний и на­уч. ини­циа­тив (CIRGIS, 1979), Ин-т фи­зи­ки плаз­мы им. П. Кал­ди­ро­ла (1970, совр. назв. с 1979) Нац. ис­сле­до­ва­тель­ско­го со­ве­та Ита­лии; ста­рей­шие на­уч. об­ще­ст­ва: по­ощ­ре­ния ис­кусств и ре­мё­сел (1838), ис­то­ри­че­ское (1873), ес­теств. на­ук (1856), ас­тро­но­ми­че­ское (1920) и др.; ряд на­уч. ас­со­циа­ций и ко­ми­те­тов. Гос. ву­зы: Ака­де­мия изящ­ных ис­кусств Бре­ра (1776; од­но из ве­ду­щих в ми­ре учеб­ных и ис­сле­до­ва­тель­ских уч­ре­ж­де­ний в об­лас­ти иск-ва), Ми­лан­ская конс. «Дж. Вер­ди» (1808, совр. назв. с 1901), По­ли­тех­нич. ун-т (1863, круп­ней­ший тех­нич. вуз Ита­лии), Ми­лан­ский ун-т (1924), Ун-т Ми­лан-Би­кок­ка (1998). Сре­ди не­го­су­дарств. ву­зов – Ком­мерч. ун-т Лу­ид­жи Бок­ко­ни (1902), Ка­то­лич. ун-т (1920), Ин-т Ма­ран­го­ни (1935; го­то­вит спе­циа­ли­стов в об­лас­ти мо­ды и пром. ди­зай­на; от­де­ле­ния в Лон­до­не и Па­ри­же), Ун-т жиз­ни-здо­ро­вья Сан-Раф­фа­эле (1996, об­ра­зо­ва­ние в об­лас­ти ме­ди­ци­ны, пси­хо­ло­гии, фи­ло­со­фии), Ев­роп. ин-т ди­зай­на (1966), Сво­бод­ный ун-т язы­ков и ком­му­ни­ка­ции (1968), Но­вая ми­лан­ская ака­де­мия изящ­ных ис­кусств (1980). Биб­лио­те­ки: Ам­бро­зиа­на [от­кры­та в 1607; сре­ди ру­ко­пи­сей – «Илиа­да» с ми­ниа­тю­ра­ми (4–5 вв.), «Бо­же­ст­вен­ная ко­ме­дия» Дан­те Алигь­е­ри (1353), ру­ко­пи­си и эс­ки­зы Ле­о­нар­до да Вин­чи], Нац. б-ка изящ­ных ис­кусств Брай­ден­се (от­кры­та в 1786), Му­ни­ци­паль­ная б-ка (1956), биб­лио­те­ки ву­зов.

Панорама площади Дуомо. Вид на пассаж «Галерея Виктора Эммануила II». 1865–67. Архитектор Дж. Менгони.

Круп­ней­шие му­зеи: Кас­тел­ло-Сфор­це­ско, Пи­на­ко­те­ка Ам­бро­зиа­на (1618), Пи­на­ко­те­ка Бре­ра (1809; зап.-ев­роп. жи­во­пись 14–18 вв.), Поль­ди-Пец­цо­ли му­зей. Сре­ди др. – ар­хео­ло­ги­че­ский (1862), Гор. му­зей ес­теств. ис­то­рии (1838), древ­не­го иск-ва (1893), на­ро­да и куль­ту­ры (ос­но­ван в 1910 как Эт­но­гра­фич. ин­до­кит. му­зей, позд­нее Даль­не­во­сточ­ный и эт­но­ло­гич. му­зей, совр. назв. с 1998), те­ат­ра «Ла Ска­ла» (1913), Га­ле­рея совр. иск-ва (1921), ди­зай­на (1933–68, во­зоб­нов­лён с 1994), го­ро­да (1934), совр. ис­то­рии (1935), Нац. нау­ки и тех­ни­ки Ле­о­нар­до да Вин­чи (1953), Со­бо­ра (1953), Га­ле­рея совр. ре­лиг. иск-ва на Вил­ле Кле­ри­чи (1955), Ба­гат­ти-Валь­сек­ки (1974, от­крыт для пуб­ли­ки в 1994, ис­то­рич. ин­терь­е­ры и про­из­ве­де­ния иск-ва), Гор. со­б­ра­ние при­клад­но­го иск-ва (вклю­ча­ет му­зеи: де­ко­ра­тив­но­го иск-ва, муз. ин­стру­мен­тов; кол­лек­ции: пе­ча­тей А. Бер­та­рел­ли, вне­ев­ро­пей­ско­го при­клад­но­го иск-ва). Дом-му­зей пи­са­те­ля и по­эта А. Манд­зо­ни.

Те­ат­ры: Нац. те­атр (1922), Ма­лый те­атр Ми­ла­на («Пик­ко­ло-те­ат­ро», 1947; три пло­щад­ки: «Те­ат­ро Стре­лер», «Те­ат­ро Грас­си» и «Те­ат­ро Сту­дио»), «Те­ат­ро Фран­ко Па­ренти» (1972), «Аль­янс» (2003). Муз. те­ат­ры: опер­ный «Ла Ска­ла» (один из са­мых из­вест­ных в ми­ре), «Пик­ко­ла Ска­ла» (1955, гл. обр. ста­рин­ные и совр. опе­ры), «Те­ат­ро Нуо­во» (1938). Ор­кестр об-ва «По­сле­по­лу­ден­ное му­зи­ци­ро­ва­ние» («Pomeriggi musi­cali», 1945; пре­им. совр. му­зы­ка). Хо­ро­вое об-во «Ам­вро­си­ан­ская по­ли­фо­ния» (1947; му­зы­ка Сред­не­ве­ко­вья, Воз­ро­ж­де­ния и ба­рок­ко). Сим­фо­нич. ор­кестр «Дж. Вер­ди» (1993), хор «Дж. Вер­ди» (1998). Экс­пе­рим. центр элек­трон­ной му­зы­ки «Сту­дия му­зы­каль­ной фо­но­ло­гии» (ос­но­ван Л. Бе­рио и Б. Ма­дер­ной, 1955).

Бо­та­нич. са­ды: Ми­лан­ско­го гос. ун-та (1774, вос­ста­нов­лен в 1998), Бо­та­нич. ин-та. Зоо­парк. Еже­год­но про­во­дят­ся: Ми­лан­ский кар­на­вал (фев­раль), Празд­ник Ми­лан­ских ка­на­лов (июнь), Ам­бро­зи­ан­ский кар­на­вал (в де­каб­ре, в честь по­кро­ви­те­ля го­ро­да св. Ам­вро­сия) и др.

На ста­дио­не «Джу­зеп­пе Ме­ац­ца» при­ни­ма­ют со­пер­ни­ков фут­боль­ные клу­бы «Ин­тер­на­цио­на­ле» и «Ми­лан». Сре­ди др. спор­тив­ных со­ору­же­ний – ста­дио­ны «Аре­на Чи­ви­ка» (ок. 30 тыс. мест) и «Бри­ан­тео» (18,5 тыс. мест), два ип­по­дро­ма, Дво­рец спор­та «Фо­рум ди Ас­са­го» (св. 11 тыс. мест), ве­ло­трек, вод­но-спор­тив­ный ком­плекс и мн. др. Близ М. в 1950 по­стро­ен ав­то­дром «Мон­ца», где про­хо­дят эта­пы чем­пио­на­та ми­ра «Фор­му­ла-1» и мо­то­гон­ки. М. – ме­сто про­ве­де­ния мн. круп­ных ме­ж­ду­нар. со­рев­но­ва­ний по разл. ви­дам спор­та, в т. ч. шах­мат­но­го тур­ни­ра с уча­сти­ем гросс­мей­сте­ров (1975), мат­чей на пер­вен­ст­во ми­ра (1934, 1990) и Ев­ро­пы (1980) по фут­бо­лу, чем­пио­на­тов ми­ра по ака­де­мич. греб­ле (2003), бок­су (2009), во­лей­бо­лу (2010) и др.

М. – один из круп­ней­ших эко­но­мич. цен­тров ЕС (по объ­ё­му ВРП вхо­дит в пя­тёр­ку ли­де­ров, сер. 2000-х гг.) и один из ве­ду­щих в стра­не. Ос­но­ва гор. эко­но­ми­ки – сфе­ра ус­луг (за­ня­то св. 60% ра­бо­таю­щих, кон. 2000-х гг.). М. – гл. центр фи­нан­со­вой и де­ло­вой ак­тив­но­сти, здесь рас­по­ло­же­ны мно­го­числ. бан­ки (Credito Italiano, Banca Intesa и др.), кре­дит­ные об­ще­ст­ва, стра­хо­вые ком­па­нии, тор­го­вая и фон­до­вая бир­жи (в М. со­вер­ша­ет­ся б. ч. тор­го­вых и фи­нан­со­вых сде­лок Ита­лии), прав­ле­ния ве­ду­щих итал. и ря­да круп­ных ме­ж­ду­нар. ком­па­ний. М., на­ря­ду с Па­ри­жем, Нью-Йор­ком и Лон­до­ном, – один из че­ты­рёх гл. ми­ро­вых цен­тров ин­ду­ст­рии мо­ды: здесь со­сре­до­то­че­ны из­вест­ные до­ма мо­ды (в т. ч. Armani, Dolce&Gabba­na, Prada, Missoni), а так­же мно­го­числ. бу­ти­ки из­вест­ных ди­зай­не­ров; два­ж­ды в год про­хо­дит Не­де­ля мо­ды – один из са­мых пре­стиж­ных в ми­ре по­ка­зов но­вых кол­лек­ций. М. из­вес­тен так­же как центр про­мыш­лен­но­го (в т. ч. ав­то­мо­биль­но­го) ди­зай­на, ар­хит. дея­тель­но­сти, рек­лам­но­го де­ла и мар­ке­тин­га в об­лас­ти мо­ды и ди­зай­на. Тра­диц. центр из­да­тель­ско­го де­ла (офи­сы ве­ду­щих итал. из­да­тельств, в т. ч. «Feltrinelli», «Riz­zo­li», «Mondadori», «Garzanti», «RCS Media­Group» и др.). Круп­ный центр вы­ста­воч­но-яр­ма­роч­ной дея­тель­но­сти (в зна­чит. сте­пе­ни ори­ен­ти­ро­ва­на на ин­ду­ст­рию мо­ды). Но­вый яр­ма­роч­но-вы­ста­воч­ный ком­плекс «FieraMila­no» (на гра­ни­це сев.-зап. при­го­ро­дов Ро и Пе­ро) – один из круп­ней­ших в Ев­ро­пе; здесь так­же про­хо­дят разл. мас­со­вые ме­ро­прия­тия. К нач. 21 в. мно­гие па­виль­о­ны яр­мар­ки в чер­те го­ро­да ра­зо­бра­ны, в ос­тав­ших­ся («FieraMilanoCity») про­хо­дят в осн. са­ло­ны мо­ды.

М. – круп­ный ев­роп. центр ту­риз­ма (куль­тур­но-по­зна­ва­тель­но­го, де­ло­во­го); еже­год­но го­род по­се­ща­ют ок. 2 млн. чел. Раз­ви­ты рес­то­ран­ное и гос­ти­нич­ное де­ло (в 2006 в пас­са­же «Га­ле­рея Вик­то­ра Эм­ма­нуи­ла II» от­крыт отель «Town House Galleria» 7* – пер­вый отель та­ко­го клас­са в Ев­ро­пе). Важ­ное нац. и ме­ж­ду­нар. зна­че­ние име­ют транс­порт­ные ус­лу­ги: от М. от­хо­дят 11 ж.-д. пу­тей (5 ж.-д. во­кза­лов, в т. ч. Центр. во­кзал – один из круп­ней­ших в Ев­ро­пе) и 12 ав­то­ма­ги­ст­ра­лей (в т. ч. тран­саль­пий­ские, нац. «Ав­то­стра­да Солн­ца»); ме­ж­ду­нар. авиа­пе­ре­воз­ки об­слу­жи­ва­ют аэ­ро­пор­ты Маль­пен­са (в 50 км к се­ве­ро-за­па­ду от М.; 19 млн. пас­са­жи­ров, 2008), Ли­на­те (в 7 км от М.; 9,3 млн. пас­са­жи­ров) и аэ­ро­порт г. Бер­га­мо (6,5 млн. пас­са­жи­ров).

В нач. 21 в. для М. ха­рак­тер­на де­ин­ду­ст­риа­ли­за­ция (с кон. 20 в. мно­гие круп­ные пром. объ­ек­ты вы­ве­де­ны за пре­де­лы гор. чер­ты, быв. пром. тер­ри­то­рии на ок­раи­нах за­строе­ны тор­го­вы­ми, раз­вле­ка­тель­ны­ми и жи­лы­ми ком­плек­са­ми). В пре­де­лах адм. гра­ниц М. (б. ч. про­из­вод­ст­вен­ных мощ­но­стей скон­цен­три­ро­ва­на на се­ве­ре и се­ве­ро-вос­то­ке го­ро­да) со­хра­ня­ют­ся тра­ди­ци­он­ные ре­монт ж.-д. под­виж­но­го со­ста­ва, про­из-во с.-х. ма­шин и обо­ру­до­ва­ния, удоб­ре­ний, тек­стиль­ных, швей­ных и ко­же­вен­ных из­де­лий, по­ли­гра­фич. про­дук­ции, муз. ин­ст­ру­мен­тов (в т. ч. ор­га­нов), шо­ко­ла­да, кол­бас и коп­чё­но­стей и др. В гра­ни­цах пров. Ми­лан наи­боль­шее зна­че­ние име­ют ма­ши­но­строе­ние и ме­тал­ло­об­ра­бот­ка [про­из-во обо­ру­до­ва­ния для ме­тал­лур­гии и др. от­рас­лей, мо­то­ров, ав­то­мо­би­лей – пред­при­ятие ком­па­нии «Alfa Romeo», авиа­тех­ни­ки, трак­то­ров, мо­то­цик­лов и ве­ло­си­пе­дов (в го­ро­дах Ба­зиа­но и Кам­биа­го), гид­ро­тур­бин, стан­ков и при­бо­ров, бы­то­вой элек­тро­тех­ни­ки (г. Бру­ге­рио), ком­пь­ю­те­ров, те­ле­ком­му­ни­кац. обо­ру­до­ва­ния, пром. ро­бо­тов, про­дук­ции во­ен. на­зна­че­ния, и др.], чёр­ная (ка­че­ст­вен­ные ста­ли в Сес­то-Сан-Джо­ван­ни, сев.-вост. при­го­ро­де М.) и цвет­ная (вы­плав­ка вто­рич­но­го алю­ми­ния, а так­же свин­ца – в го­ро­дах Па­дер­но-Дунь­я­но, Бру­ге­рио) металлургия, хи­мич. (М. – гл. итал. центр ре­зи­но­вой пром-сти: пред­при­ятия фир­мы «Pirelli» в при­го­ро­де Би­кок­ка; сре­ди др. про­дукции от­рас­ли – пром. ки­сло­ты, удоб­ре­ния, взрыв­ча­тые ве­ще­ст­ва) и фар­ма­цев­ти­чес­кая, раз­но­об­раз­ная пи­ще­вая пром-сть. М. – один из гл. итал. цен­тров про­из-ва оде­ж­ды (мас­со­вой и клас­са «люкс»), три­ко­та­жа, из­де­лий кож­галан­те­реи (су­мок, че­мо­да­нов, рем­ней, пер­ча­ток, др. ак­сес­суа­ров).

Лит.: Reggiori F. Milano, 1800–1943: itinera­rio urbanistico-edilizio. Mil., 1947; Storia di Milano. Mil., 1953–1962. Vol. 1–16; Bosisio A. Storia di Milano. Mil., 1958; Corio B. Storia di Milano. [Torino], 1978. Vol. 1–2; L’idea della magnificenza civile: architettura a Mila­no, 1770–1848 / A cura di L. Patetta. Mil., 1978; Mirabella Roberti M. Milano romana. Mil., 1984; Patetta L. L’architettura del Quattrocento a Milano. Mil., 1987; Melano O. P., Ve­ronesi R., Prina W. Milano Liberty: il deco­rativismo eclettico. Mil., 1991; Verri P. Storia di Milano. Genova, 2003; Le chiese di Milano / A cura di M. T. Fiorio. Mil., 2006; Saltamac­chia M. Milano: un popolo e il suo Duomo. Mil., 2007; Carmignani M. The Castello Sfor­zesco of Milan. Mil., 2008; Capitanucci M. V. Milano: verso l’Expo: la nuova architettura. Mil., 2009; Фе­до­ро­ва Е. В. Ми­лан. Ве­ка и лю­ди. М., 2010; Бол­тон С. Ми­лан: пу­те­во­ди­тель. М., 2011.

Вернуться к началу