ИСОДЗА́КИ АРАТА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИСОДЗА́КИ Арата (р. 23.7.1931, Оита, о. Кюсю), япон. архитектор. Учился на архит. ф-те Токийского ун-та у Тангэ Кэндзо (1950–54). В 1954–63 работал в мастерской Тангэ Кэндзо; сблизился с архитекторами – представителями метаболизма (футурологич. проекты «Руина – город будущего» и «Город в небе», 1962). В 1963 открыл собств. проектное бюро. В его ранних самостоят. работах заметно влияние эстетики брутализма, которую он стремился сочетать с традициями япон. архитектуры: б-ка префектуры Оита (1962–66) и здание Банка Фукуоки (1966–67) в Оита, худож. музей (1972–74) и муниципальная б-ка (1973–74) в Фукуоке, и др. В 1980-е гг. стал одним из лидеров постмодернизма, использовал цитаты из разл. архит. стилей, обращался к ироничной интерпретации архит. форм: здание Цукуба-центра в Ибараки (1978–83), Музей совр. иск-ва в Лос-Анджелесе (1981–87), правление компании У. Диснея во Флориде (1987–90). В дальнейшем вёл эксперименты с т. н. нелинейной архитектурой в духе стилистики деконструктивизма. По его проектам возведены: Концертный зал в Киото (1991–95), Зал столетия в г. Нара (1992–98), Центр япон. иск-ва и технологии в Кракове (1990–94), Междунар. торговый центр в Шэньчжэне (1998), Дворец спорта в Турине (2006, совм. с П. Маджиора) и др. Среди проектов – новая сцена Мариинского театра в С.-Петербурге (2003; проект основан на произведениях К. Малевича), реконструкция коммерч. района Милана (2005, совм. с Д. Либескиндом, З. Хадид). Автор мн. статей по вопросам архитектуры и градостроительства. Организатор концептуальных экспозиций (в т. ч. в Милане, 1968; «Разрушенная заново Хиросима» в Москве, 2005).