ПО́НТИ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПО́НТИ (Ponti) Джо (Джованни) (18.11.1891, Милан – 16.9.1979, там же), итал. архитектор, дизайнер, художник и публицист. В 1921 окончил Миланский политехнич. ин-т. В 1923–27 сотрудничал с архитекторами М. Фьокки и Э. Ланчиа, в 1927–33 – с Ланчиа, построив собств. дом на Виа-Рандаччо в Милане (1924–1926), виллу «Летящего ангела» в Гарше во Франции (1925–26), дом Борлетти в Милане (1928) в русле архитектуры новеченто. Участвовал в конкурсе на план развития Милана (1926–27). Постройки П. 1930–40-х гг. – важнейшие образцы итал. модернизма: конторское здание компании «Montecantini» в Милане (1-й корпус, 1936; 2-й корпус, 1951), здание математич. ф-та Рим. ун-та (1935), корпус Палаццо ди Ливиано Падуанского ун-та (1937). Для сооружений П. этого периода характерно использование элементов неоклассицизма в рационалистич. ключе. 1950–70-е гг. – время творческого расцвета П.-архитектора. С 1952 сотрудничал с арх. А. Росселли, построив в Милане небоскрёб «Pirelli» (1956–58; совм. с инж. П. Нерви), дом на Виа-Децца (1956–57), палаццо Монте-Дориа (1964–70). Среди др. работ П. в Италии – отель «Парко деи Принчипи» в Сорренто (1960–61), здание компании «Philips» в Риме (1960), собор в Таранто (1971), за её пределами – Итал. ин-т культуры в Стокгольме (1958), здание Мин-ва планирования в Багдаде (1958), министерские здания в Исламабаде (1962–64), Худож. музей в Денвере (1971, совм. с арх. Дж. Садлером). В пластич. объёмах и причудливом рисунке проёмов этих построек отразился опыт архитектуры кубизма и экспрессионизма нач. 20 в., влияние Й. Хофмана и др.
П. занимался просветительской деятельностью в сфере совр. архитектуры и дизайна: основал журналы «Domus» (1928; гл. ред. до 1941 и в 1948–79) и «Stile» (1941; гл. ред. до 1947). Оформлял интерьеры обществ. зданий (часто им же построенных: «Montecatini», «Pirelli»), жилья и океанских лайнеров, проектировал оборудование для магазинов и стенды на выставках для разл. компаний.
Как пром. дизайнер П. проектировал для разных фирм: керамич. изделия для «Ginori» (1923–38; в стиле ар деко), cветильники для «Fontana» (1931, 1967), «Arredoluce» (1957), «Lumi» (1960), «Artemide», «Guzzini» (1967), предметы из стекла для «Venini» (разные годы). П. не только делал уникальную мебель для конкретных интерьеров, но и активно сотрудничал с фирмами-производителями: его гл. заказчиком была фирма «Cassina» (с 1949), для которой он создал свою самую известную работу, образец рационального дизайна, – стул «Superleggera» (1957). В 1940–50-х гг. П. работал как сценограф и как художник-монументалист.
Теоретич. воззрения П. лежат в границах «строгого» модернизма (многофункциональность и «редукция лишнего» в архитектуре и дизайне, внедрение машинного произ-ва и новых материалов и т. д.), однако их особенность – в совмещении новации с традицией, отчего его современники-критики (Дж. Пагано, П. Портогези и др.) видели в богатстве форм и декоративности, симметричности и пропорциональности его работ компромиссность и «буржуазность». П. – основоположник итал. пром. дизайна.
Чл. исполнит. совета (с 1938), оформитель экспозиции и участник (1930–1940-е гг.) миланской Триеннале, учредитель премии дизайна «Compasso d’Oro» (1954, «Золотой циркуль»), сооснователь итал. Ассоциации пром. дизайна. Преподавал в Политехнич. ин-те в Милане (1936–61; проф.).
Соч.: La casa all’italiana. Mil., 1933; Amate l’architettura. Genova, [1957].
Лит.: G. Ponti: il disegno industriale / A cura di M. Labo. Mil., 1958; Licitra Ponti L. G. Ponti: The complete work, 1923–1978. Camb. (Mass)., 1990; G. Ponti / Ed. U. La Pietra. N. Y., 1996; Falconi L. G. Ponti: Interni, oggetti, disegni, 1920–1976. Mil., 2004; G. Ponti. L’arte si innamora dell’industria / A cura di U. La Pietra. Mil., 2009; Espressioni di G. Ponti. Mil., 2011; Matteoni D. G. Ponti: fascination for ceramics. Cinisello Balsamo, 2012.