Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПО́НТИ

Авторы: А. К. Дежурко

ПО́НТИ (Ponti) Джо (Джо­ван­ни) (18.11.1891, Ми­лан – 16.9.1979, там же), итал. ар­хи­тек­тор, ди­зай­нер, ху­дож­ник и пуб­ли­цист. В 1921 окон­чил Ми­лан­ский по­ли­тех­нич. ин-т. В 1923–27 со­труд­ни­чал с ар­хи­тек­то­ра­ми М. Фьок­ки и Э. Лан­чиа, в 1927–33 – с Лан­чиа, по­стро­ив собств. дом на Виа-Ран­дач­чо в Ми­ла­не (1924–1926), вил­лу «Ле­тя­ще­го ан­ге­ла» в Гар­ше во Фран­ции (1925–26), дом Бор­летти в Ми­ла­не (1928) в рус­ле ар­хи­тек­ту­ры но­ве­чен­то. Уча­ст­во­вал в кон­кур­се на план раз­ви­тия Ми­ла­на (1926–27). По­строй­ки П. 1930–40-х гг. – важ­ней­шие об­раз­цы итал. мо­дер­низ­ма: кон­тор­ское зда­ние ком­па­нии «Montecantini» в Ми­ла­не (1-й кор­пус, 1936; 2-й кор­пус, 1951), зда­ние ма­те­ма­тич. ф-та Рим. ун-та (1935), кор­пус Па­лац­цо ди Ли­виано Па­ду­ан­ско­го ун-та (1937). Для со­ору­же­ний П. это­го пе­рио­да ха­рак­тер­но ис­поль­зо­ва­ние эле­мен­тов не­оклас­си­циз­ма в ра­цио­на­ли­стич. клю­че. 1950–70-е гг. – вре­мя твор­че­ско­го рас­цве­та П.-ар­хи­тек­то­ра. С 1952 со­труд­ни­чал с арх. А. Рос­сел­ли, по­стро­ив в Ми­ла­не не­бо­скрёб «Pirelli» (1956–58; совм. с инж. П. Нер­ви), дом на Виа-Дец­ца (1956–57), па­лац­цо Мон­те-До­риа (1964–70). Сре­ди др. ра­бот П. в Ита­лии – отель «Пар­ко деи Прин­чи­пи» в Сор­рен­то (1960–61), зда­ние ком­па­нии «Philips» в Ри­ме (1960), со­бор в Та­ран­то (1971), за её пре­де­ла­ми – Итал. ин-т куль­ту­ры в Сток­голь­ме (1958), зда­ние Мин-ва пла­ни­ро­ва­ния в Ба­гда­де (1958), ми­ни­стер­ские зда­ния в Ис­ла­ма­ба­де (1962–64), Ху­дож. му­зей в Ден­ве­ре (1971, совм. с арх. Дж. Сад­ле­ром). В пла­стич. объ­ё­мах и при­чуд­ли­вом ри­сун­ке про­ёмов этих по­стро­ек от­ра­зил­ся опыт ар­хи­тек­ту­ры ку­биз­ма и экс­прес­сио­низ­ма нач. 20 в., влия­ние Й. Хоф­ма­на и др.

Дж. Понти (совместно с инженером П. Нерви). Небоскрёб «Pirelli» в Милане. 1956–58. Фото Айгерим Сыздыковой

П. за­ни­мал­ся про­све­ти­тель­ской дея­тель­но­стью в сфе­ре совр. ар­хи­тек­ту­ры и ди­зай­на: ос­но­вал жур­на­лы «Domus» (1928; гл. ред. до 1941 и в 1948–79) и «Stile» (1941; гл. ред. до 1947). Оформ­лял ин­терь­е­ры об­ществ. зда­ний (час­то им же по­стро­ен­ных: «Monte­ca­tini», «Pi­rel­li»), жи­лья и оке­ан­ских лай­не­ров, про­ек­ти­ро­вал обо­ру­до­ва­ние для ма­га­зи­нов и стен­ды на вы­став­ках для разл. ком­па­ний.

Как пром. ди­зай­нер П. про­ек­ти­ро­вал для раз­ных фирм: ке­ра­мич. из­де­лия для «Ginori» (1923–38; в сти­ле ар де­ко), cветильники для «Fontana» (1931, 1967), «Arredoluce» (1957), «Lumi» (1960), «Ar­temide», «Guzzini» (1967), пред­ме­ты из стек­ла для «Venini» (раз­ные го­ды). П. не толь­ко де­лал уни­каль­ную ме­бель для кон­крет­ных ин­терь­е­ров, но и ак­тив­но со­труд­ни­чал с фир­ма­ми-про­из­во­ди­те­ля­ми: его гл. за­каз­чи­ком бы­ла фир­ма «Cassina» (с 1949), для ко­то­рой он соз­дал свою са­мую из­вест­ную ра­бо­ту, об­ра­зец ра­цио­наль­но­го ди­зай­на, – стул «Su­per­leggera» (1957). В 1940–50-х гг. П. ра­бо­тал как сце­нограф и как ху­дож­ник-мо­ну­мен­та­лист.

Тео­ре­тич. воз­зре­ния П. ле­жат в гра­ни­цах «стро­го­го» мо­дер­низ­ма (мно­го­функ­цио­наль­ность и «ре­дук­ция лиш­не­го» в ар­хи­тек­ту­ре и ди­зай­не, вне­дре­ние ма­шин­но­го про­из-ва и но­вых ма­те­риа­лов и т. д.), од­на­ко их осо­бен­ность – в со­вме­ще­нии но­ва­ции с тра­ди­ци­ей, от­че­го его со­вре­мен­ни­ки-кри­ти­ки (Дж. Па­га­но, П. Пор­то­ге­зи и др.) ви­де­ли в бо­гат­ст­ве форм и де­ко­ра­тив­но­сти, сим­мет­рич­но­сти и про­пор­цио­наль­но­сти его ра­бот ком­про­мисс­ность и «бур­жу­аз­ность». П. – ос­но­во­по­лож­ник итал. пром. ди­зай­на.

Чл. ис­пол­нит. со­ве­та (с 1938), офор­ми­тель экс­по­зи­ции и уча­ст­ник (1930–1940-е гг.) ми­лан­ской Три­ен­на­ле, уч­реди­тель пре­мии ди­зай­на «Compasso d’Oro» (1954, «Зо­ло­той цир­куль»), со­ос­но­ва­тель итал. Ас­со­циа­ции пром. ди­зай­на. Пре­по­да­вал в По­ли­тех­нич. ин-те в Ми­ла­не (1936–61; проф.).

Соч.: La casa all’italiana. Mil., 1933; Amate l’architettura. Genova, [1957].

Лит.: G. Ponti: il disegno industriale / A cura di M. Labo. Mil., 1958; Licitra Ponti L. G. Pon­ti: The complete work, 1923–1978. Camb. (Mass)., 1990; G. Ponti / Ed. U. La Pietra. N. Y., 1996; Fal­coni L. G. Ponti: Interni, og­get­ti, disegni, 1920–1976. Mil., 2004; G. Ponti. L’arte si in­namora dell’industria / A cura di U. La Pietra. Mil., 2009; Espressioni di G. Pon­ti. Mil., 2011; Matteoni D. G. Ponti: fasci­na­tion for ceramics. Cinisello Balsamo, 2012.

Вернуться к началу