ДАГЕСТА́НСКИЕ НАРО́ДЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДАГЕСТА́НСКИЕ НАРО́ДЫ, группа народов на Вост. Кавказе. Живут в горных и предгорных районах Зап. и Юж. Дагестана (Россия) и Сев. Азербайджана. Говорят на аваро-андо-цезских языках (аварцы; андийские народы – андийцы, ботлихцы, годоберинцы, багулалы, тиндалы, чамалалы, ахвахцы, каратинцы; цезские народы – цезы, бежтинцы, гунзибцы, хваршины, гинухцы), лакском языке (лакцы), даргинских языках (даргинцы), лезгинских языках (лезгинские народы – лезгины, табасараны, будугцы, крызы, арчинцы, удины) и хиналугском языке (хиналугцы). На аварском, лакском, даргинских и лезгинском языках была создана письменность на унифицированном алфавите на основе арабской, с 1928 (с 1932 также на табасаранском яз.) – латинской и с 1938 – русской графики.
Д. н. – автохтонное население Кавказа. По данным глоттохронологии, нахско-дагестанская общность распалась в кон. 3-го тыс. до н. э. на 3 группы: западная (предки нахских и аваро-андо-цезских народов), центральная (предки лакцев и даргинцев) и южная (предки хиналугцев и лезгинских народов). Сложился осн. тип хозяйства Д. н., основанный на земледелии и отгонном скотоводстве, взаимодействовавший с подвижными скотоводами степного Дагестана. К 1-му тыс. до н. э. относятся первые упоминания предков Д. н. у др. авторов. В 1-м тыс. н. э. у Д. н. возникли гос. образования Табасаран, Кайтаг, Гумик (Кумух), Лакз и др. Большинство Д. н. были организованы в союзы сельских общин, иногда образовывавшие объединения (союзы союзов). Родств. семьи объединялись в эндогамные «патронимии» (тухумы). Большую роль играло обычное право адат (суды по адату и шариату существовали до 1927). С 7 в. в Дагестан проникает ислам (его распространение предание связывает с Абу Муслимом) – первоначально в Дербент, к 10 в. – в Юго-Вост. и Южный Дагестан и к 15–16 вв. в Сев. и Зап. Дагестан.
Традиц. культура типична для народов Кавказа (см. в ст. Азия). В горах занятиями Д. н. были террасное земледелие и отгонное скотоводство. Применялась паровая плодосменная система земледелия, осн. зерновые культуры – ячмень и рожь, пахотное орудие – безотвальный плуг, борона не использовалась, орошение было незначительным. В предгорьях было распространено выгонно-стойловое животноводство (в т. ч. разведение буйволов), переложное земледелие, развито орошение, осн. культура – пшеница, орудие – передковый плуг. Траву косили в горах серпами, в предгорьях – косами. Были развиты (особенно в горах) отходничество и домашние промыслы: обработка шерсти (произ-во сукна – у каратинцев, хаджалмахинцев; бурок – Анди, Ансалта, Рахата, Гагатли; ковров – Микрах, Каракюре, Ахты, Курах, Рутул, Касумкент, Орта-Стал, Магарамкент, Гильяр, Кандик и др.; вязаных носков и обуви – Ахты, Кубачи, Дидо), металла (произ-во орудий – Харбук, Тлях, Куяда; оружия – Кубачи, Амузги, Кумух, Икра, Аракани, Гимры), дерева (Унцукуль, Усиша, Гидатли, Дидо), кожи (Корода, Тебекмахи, Салта), камня (Ругуджа, Сутбук, Уллуая), гончарство (Джули, Сулевкент, балхарская керамика). Существовали устойчивые обменные связи между горными и предгорными районами: скот, продукты скотоводства и ремесла обменивали на зерно, соль, рыбу, древесину, виноград, шёлк-сырец, марену. Сложились крупные торговые центры: Кумух, Акуша, Цудахар, Уллуая, Хунзах, Унцукуль, Гергебиль, Тарки, Эндирей, Чох, Кубачи, Касумкент, Ахты, Курах и др. Поселения в горах (аулы) кучевой планировки с каменными жилищами в 2 и более этажей. В предгорьях поселения и усадьбы свободной планировки, в строительстве широко используется обмазанный глиной плетень (турлук). В горах преобладали варёные мучные блюда (хинкал) и пресный хлеб, печённый в печи типа тандыра, в предгорьях – хлеб, печённый в подовой печи. Мужская одежда общекавказского типа: штаны (узкие с широким шагом), рубаха (туникообразная), бешмет (отрезной по талии), черкеска, бурка, папаха. Женская одежда шилась первоначально из тёмных гладких тканей, у молодых, особенно вблизи крупных селений, распространялась одежда светлой или пёстрой расцветки. Древнейший вид женской одежды – туникообразная рубаха, редко – вязаная или из подстриженной овчины, с длинными прямыми рукавами, вставными боковыми клиньями и ластовицами из яркой (красной, зелёной, жёлтой) материи, прямым разрезом на груди, иногда с воротником-стойкой. Рубаха носилась чаще с матерчатым поясом и нагрудником с нашитыми монетами, бляшками, пуговицами или обшивалась монетами и бубенчиками. Поясной женской одеждой были штаны, обычно широкие в шагу, на вздёржке, у даргинцев, лакцев, агулов, кайтагцев – узкие с узкими штанинами. Осн. тип женского головного убора – чухта. С кон. 19 в. в осн. на юге у лезгинских народов, частично у предгорных даргинцев, лакцев, аварцев распространяется рубаха, отрезная по талии, носившаяся с распашным кафтанчиком или платьем (архалук, бузма, валжаг); разновидности женского платья – полуша (с неразрезанной юбкой), къабалай (с облегающим лифом, глубоким вырезом, нагрудником и обычно двойными рукавами, часто из дорогих привозных тканей и расшитое позументом). C 1920-х гг. осн. видом женской одежды становится платье на кокетке. Верхней мужской и женской одеждой служили овчинные шубы и шубы-накидки.