ДАРГИ́НЦЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДАРГИ́НЦЫ (самоназвания – дарган, дарганти, даргва; аварское – даргиял, кумыкское – даргиляр), один из дагестанских народов в Ср. Дагестане (Россия). Живут на юге Буйнакского, в Левашинском, на северо-востоке Гунибского, юго-западе Карабудахкентского, в Акушинском, Сергокалинском, Дахадаевском, на юге Кайтагского, севере Агульского районов. Численность 589 тыс. чел., в т. ч. в Дагестане 490 тыс. чел. (2010, перепись). Проживают также на востоке Ставропольского кр. (49,3 тыс. чел.), Ростовской области (8,3 тыс. чел.) Калмыкии (7,6 тыс. чел.), Астраханской области (4,2 тыс. чел.). С кон. 1920-х гг. в их состав часто включают близких по языку и культуре кайтагцев и кубачинцев. Говорят на даргинских языках. Верующие – мусульмане-сунниты шафиитского мазхаба.
Этноним «Д.» известен с 14 в. Политич. и торговые отношения с Россией с 17 в. До окончат. присоединения к России (1-я треть 19 в.) большинство союзов сельских общин (Акуша, Цудахар, Мекеги, Усиша, Муги, Урахи) входило в союз Акуша-Дарго, Уцуми-Даргва – в уцмийство Кайтаг, Губден – в Тарковское шамхальство, Мегеб – в аварский Андалальский союз, Буркун-Дарго – в Казикумухское ханство. Акуша-Дарго управлялся сходом представителей союзов (цихнабях), собиравшихся около села Акуша. Сельские общины (джамааты) управлялись кадием, старейшинами и исполнителями (баруман) во главе с глашатаем (мангуш), старшинами (халати). Имели постоянные торговые контакты с кумыками. Д. не входили в состав Имамата Шамиля, но принимали участие в Кавказской войне 1817–64 и восстании 1877. После войны большинство даргинских сёл вошло в Даргинский и Кайтаго-Табасаранский округа. Традиц. культура типична для народов Кавказа (см. в ст. Азия). Осн. занятия на равнине – пашенное земледелие, в горах – отгонное скотоводство. Ок. 38% проживает в городах. Ремёсла – резьба по дереву (мебель, детали жилищ: карнизы, наличники, опорные столбы), камню (надгробия), кузнечное дело (село Харбук Дахадаевского района), оружейное, ювелирное, золотошвейное дело (село Акуша и др.), вышивка, вязание (Сергокалинский и Акушинский районы: в осн. носки с геометрич. орнаментом), ковроткачество (Левашинский, Акушинский, Дахадаевский районы), выделка сафьяна (в осн. в селе Цудахар), войлока и сукон, производство поливной керамики и др. Основу традиц. женской одежды составляла туникообразная рубаха (хева, гурди, ава) с прямыми рукавами, характерны узкие в шагу штаны с узкими штанинами, мужская и женская шуба-накидка с ложными рукавами. В предгорных районах были распространены отрезная по талии рубаха (балхун-хева) и распашное платье (валжаг, каптал-хева, бузма-хева, балхун-хева, кабалай, гурди, лабада). В ряде сёл ткали наплечные накидки и шали. Характерные типы чухты (чук) – в виде прямоугольной повязки, часто с нарядной налобной нашивкой; в виде чепца с мешочком-накосником и длинным (иногда до пят) полотнищем из нарядной ткани (в т. ч. шёлка, парчи, кашемира и т. п.); поверх чухты обычно носилось широкое покрывало (дика). Традиц. пища – хлеб (пшеничный и ячменный, в нагорье выпекался в тандыре-тарум); супы-нергь (мясной, молочный, фасолевый, тыквенный и др.); кусочки теста, варенные в бульоне (хинкал); род колбасы (хяли сирисан); размолотое льняное семя с мёдом (урбеш); молоко ели только в переработанном виде. Традиц. напиток – буза (харуш). Календарные праздники – весенний Новый год, дни первой борозды, окончания сбора урожая. Распространены обряды вызывания и прекращения дождя, вызывания солнца и др. Фольклор – предания, сказки о животных, басни, анекдоты, пословицы, поговорки, баллады (семейно-бытовые, любовные, эпико-героические – «Об отправившихся в Айзани на войну», «Богатырь Холчвар», «Камалул-Башир» и др.), песни-плачи о погибших героях и др. Среди муз. инструментов: агач-кумуз, чунгур (струнные щипковые), зурна (духовой язычковый), идиофоны и мембранофоны; заимствованный инструмент – гармоника. Преобладает сольная мужская исполнительская традиция, в т. ч. творчество чунгурчи, поющих в сопровождении чунгура. Среди певцов-импровизаторов кон. 19 – нач. 20 вв. – Омарла Батырай, Цудахарец Хаджи. Осн. танец – разл. виды лезгинки. Характерны мужские свадебные танцы: у цудахарцев – круговой вокруг костра (щирла делх), у сюргинцев – линейный (тугла аяр). Сохранились многочисл. записи даргинского адата 17–19 вв., наиболее известен кодекс, приписываемый кайтагскому уцмию Рустем-хану (17 в.). Известны даргинские мусульм. учёные – Дамадан из Мегеба (ум. 1718) и Дауд из Усиши (ум. 1757). Есть представители интеллигенции. В 1992 создано культурное об-во Даргинское демократич. движение «Цадеш» («Единство»).