Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУБАЧИ́НЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 225

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. А. Сергеева; Г. В. Дзибель (система терминов родства)

КУБАЧИ́НЦЫ (са­мо­на­зва­ние – уг­бу­ган, уг­бу­ган­ти, уг’буг), на­род в Рос­сии. Жи­вут в осн. в пос. Ку­ба­чи и при­ле­гаю­щих сёлах Аш­ты, Су­лев­кент, Амуз­ги и Ши­ри (Да­ха­да­ев­ский р-н, Да­ге­стан). Чис­лен­ность по пе­ре­пи­си 2002 – 88 чел. (из них 57 чел. в Да­ге­ста­не), по оцен­ке 2008 – 2–4 тыс. чел. Го­во­рят на ку­ба­чин­ском язы­ке; рас­про­стра­не­ны так­же дар­гин­ский и рус. язы­ки. К. – му­суль­ма­не-сун­ни­ты ша­фи­ит­ско­го маз­ха­ба.

Кубачинский мастер по металлу (по М. М. Маммаеву и М. О. Османову).

К. из­вест­ны с 9 в. как зе­рех­ге­ран (перс. коль­чуж­ни­ки), с 15 в. – как ку­ба­чи (тур. коль­чуж­ни­ки). В 9–10 вв. Ку­ба­чи – центр ран­не­го­су­дар­ст­вен­но­го об­ра­зо­ва­ния Зе­рех­ге­ран. В ран­нее Сред­не­ве­ко­вье бы­ли дан­ни­ка­ми Ира­на, в 8–9 вв. по­ко­ре­ны ара­бами. В 13 в. под­верг­лись на­ше­ст­вию та­та­ро-мон­го­лов. В кон. 13 в. был окон­ча­тель­но при­нят ис­лам. Пос­ле за­вое­ва­ния Ти­му­ром (1396) по­став­ля­ли его вой­скам ору­жие. С 16–17 вв. уц­мий кай­таг­ский и хан ка­зи­ку­мух­ский пред­при­ни­ма­ли без­ре­зуль­тат­ные по­пыт­ки под­чи­нить К. В 1926 на­счи­ты­ва­ли 2,4 тыс. чел. Позд­нее вклю­ча­лись в со­став дар­гин­цев.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для да­ге­стан­ских на­ро­дов. Осн. тра­диц. за­ня­тие К. – ре­мёс­ла (ку­ба­чин­ская об­ра­бот­ка ме­тал­ла, резь­ба по кам­ню и де­ре­ву, об­ра­бот­ка кос­ти, вы­шив­ка шёл­ком и зо­ло­том, узор­ное вя­за­ние и тка­че­ст­во, из­го­тов­ле­ние вой­ло­ка); тор­го­ва­ли сво­ей про­дук­ци­ей со стра­на­ми За­кав­ка­зья, Ближ­не­го Во­сто­ка, Ира­ном, Аф­га­ни­ста­ном, Ин­ди­ей. Зем­ле­де­лие и ско­то­вод­ст­во но­си­ли под­соб­ный ха­рак­тер. Со 2-й пол. 19 в. ши­ро­ко раз­ви­ва­ет­ся от­ход­ни­че­ст­во К. в го­ро­да Кав­ка­за. Не бы­ло бра­ков с пред­ста­ви­те­ля­ми др. на­ро­дов. В 19 – нач. 20 вв. со­хра­ня­лись род­ст­вен­ные груп­пы (ту­ху­мы). Су­ще­ст­во­ва­ло внут­ри­ту­хум­ное де­ле­ние по сте­пе­ни род­ст­ва: багь­ан­те – все род­ст­вен­ни­ки, гьис та­лаж­буб багь­ан­те – бли­жай­шие род­ст­вен­ни­ки, гьихъ­шуб багь­ан­те – даль­ние род­ст­вен­ни­ки. Об­щи­ной (джа­ма­ат) управ­лял со­вет ста­рей­шин (чи­не; из 7 чел.), из­би­рае­мый на нар. схо­де. Ему под­чи­ня­лась во­ен. дру­жи­на (ба­тирте). До 1920-х гг. важ­ное ме­сто в об­ществ. жиз­ни К. за­ни­ма­ли муж­ские сою­зы (гу­лал­ла ак бук­ун) и де­ви­чьи соб­ра­ния. Поч­ти не за­клю­ча­ют бра­ков с не­ку­ба­чин­ца­ми; пре­об­ла­да­ют бра­ки с двою­род­ны­ми и трою­род­ны­ми бра­тья­ми и сё­стра­ми. Мно­го­по­ко­лен­ная тра­ди­ция пат­ри­ло­каль­ной эн­до­га­мии пре­вра­ти­ла К. в ге­не­тич. изо­лят. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва ти­пич­на для да­ге­стан­ских на­ро­дов: би­фур­ка­тив­но-ли­ней­ный прин­цип со­че­та­ет­ся с оби­ли­ем опи­сат. кон­струк­ций для бо­ко­вых родст­вен­ни­ков и пря­мых родст­вен­ни­ков до 5–6 ко­ле­на; сиб­лин­ги обоз­на­ча­ют­ся од­ним тер­ми­ном с до­бав­ле­ни­ем грам­ма­тич. по­ка­за­те­лей по­ла. До нач. 20 в. со­хра­ня­лись 3–4-по­ко­лен­ные се­мьи, жив­шие в мно­го­этаж­ных до­мах (до 5–6 эта­жей). Для ин­терь­е­ра ти­пич­но оби­лие де­ко­ра­тив­ной по­су­ды ме­ст­но­го, ближ­не- и даль­не­во­сточ­но­го про­из-ва. Для жен­ско­го кос­тю­ма ха­рак­тер­на пар­чо­вая шу­ба с ко­рот­ки­ми ру­ка­ва­ми; го­лов­ные убо­ры – чух­та– по­вяз­ка (чук) пря­мо­уголь­ной фор­мы (50–60 × 40–50 см) с на­ши­ты­ми лос­ку­та­ми пар­чи, таф­ты, ат­ла­са, на­бив­но­го шёл­ка, на­лоб­ной ча­стью из чёр­но­го ат­ла­са (ши­ри­на 14–20 см) и лен­та­ми, за­вя­зы­ваю­щи­ми­ся на за­тыл­ке; по­верх чух­ты по­вя­зы­ва­ли бе­лый пла­ток (ка­за) из шёл­ка, ба­ти­ста, ки­сеи с зо­лот­ным шить­ём (рас­тит. мо­ти­вы, пти­цы, араб­ская вязь) и ба­хро­мой (в ка­че­ст­ве ка­за мог­ли ис­поль­зо­вать при­ве­зён­ные из Ин­дии шар­фы, са­ри); шер­стя­ной пла­ток (ка­те). По празд­ни­кам но­си­ли ру­ба­хи (ава) из пар­чи, рас­ши­тые зо­лот­ны­ми ни­тя­ми и жем­чу­гом. Рас­про­стра­не­ны пес­ни, ска­за­ния и тан­це­валь­ные ме­ло­дии. Ха­рак­тер­ны по­ми­наль­ные па­мят­ни­ки-ке­но­та­фы по умер­шим на чуж­би­не, рас­по­ло­жен­ные на ок­раи­не се­ле­ния.

Лит.: Шил­линг Е. М. Ку­ба­чин­цы и их куль­ту­ра. Ис­то­ри­ко-эт­но­гра­фи­чес­кие этю­ды. 2-е изд. М.; Л., 1949; Ма­го­ме­дов А. Д. «Го­род» зла­то­куз­не­цов: из ис­то­рии ху­до­же­ст­вен­ных и об­ще­ст­вен­ных тра­ди­ций с. Ку­ба­чи. Ма­хач­ка­ла, 1998; Мам­ма­ев М. М., Ос­ма­нов М. О. Ку­ба­чин­цы // На­ро­ды Да­ге­ста­на. М., 2002; Ку­ба­чи: ис­то­рия и ис­кус­ст­во / [Сост. С. А. Ни­на­ла­лов, С. И. Ис­ра­пи­лов; Авт. тек­ста Г.-М. А. Гу­сей­нов и др.]. Ма­хач­ка­ла, 2003; Мам­ма­ев М. М. Зи­рих­ге­ран – Ку­ба­чи: очер­ки по ис­то­рии и куль­ту­ре. Ма­хач­ка­ла, 2005.

Вернуться к началу