КУБАЧИ́НЦЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КУБАЧИ́НЦЫ (самоназвание – угбуган, угбуганти, уг’буг), народ в России. Живут в осн. в пос. Кубачи и прилегающих сёлах Ашты, Сулевкент, Амузги и Шири (Дахадаевский р-н, Дагестан). Численность по переписи 2002 – 88 чел. (из них 57 чел. в Дагестане), по оценке 2008 – 2–4 тыс. чел. Говорят на кубачинском языке; распространены также даргинский и рус. языки. К. – мусульмане-сунниты шафиитского мазхаба.
К. известны с 9 в. как зерехгеран (перс. кольчужники), с 15 в. – как кубачи (тур. кольчужники). В 9–10 вв. Кубачи – центр раннегосударственного образования Зерехгеран. В раннее Средневековье были данниками Ирана, в 8–9 вв. покорены арабами. В 13 в. подверглись нашествию татаро-монголов. В кон. 13 в. был окончательно принят ислам. После завоевания Тимуром (1396) поставляли его войскам оружие. С 16–17 вв. уцмий кайтагский и хан казикумухский предпринимали безрезультатные попытки подчинить К. В 1926 насчитывали 2,4 тыс. чел. Позднее включались в состав даргинцев.
Традиц. культура типична для дагестанских народов. Осн. традиц. занятие К. – ремёсла (кубачинская обработка металла, резьба по камню и дереву, обработка кости, вышивка шёлком и золотом, узорное вязание и ткачество, изготовление войлока); торговали своей продукцией со странами Закавказья, Ближнего Востока, Ираном, Афганистаном, Индией. Земледелие и скотоводство носили подсобный характер. Со 2-й пол. 19 в. широко развивается отходничество К. в города Кавказа. Не было браков с представителями др. народов. В 19 – нач. 20 вв. сохранялись родственные группы (тухумы). Существовало внутритухумное деление по степени родства: багьанте – все родственники, гьис талажбуб багьанте – ближайшие родственники, гьихъшуб багьанте – дальние родственники. Общиной (джамаат) управлял совет старейшин (чине; из 7 чел.), избираемый на нар. сходе. Ему подчинялась воен. дружина (батирте). До 1920-х гг. важное место в обществ. жизни К. занимали мужские союзы (гулалла ак букун) и девичьи собрания. Почти не заключают браков с некубачинцами; преобладают браки с двоюродными и троюродными братьями и сёстрами. Многопоколенная традиция патрилокальной эндогамии превратила К. в генетич. изолят. Система терминов родства типична для дагестанских народов: бифуркативно-линейный принцип сочетается с обилием описат. конструкций для боковых родственников и прямых родственников до 5–6 колена; сиблинги обозначаются одним термином с добавлением грамматич. показателей пола. До нач. 20 в. сохранялись 3–4-поколенные семьи, жившие в многоэтажных домах (до 5–6 этажей). Для интерьера типично обилие декоративной посуды местного, ближне- и дальневосточного произ-ва. Для женского костюма характерна парчовая шуба с короткими рукавами; головные уборы – чухта– повязка (чук) прямоугольной формы (50–60 × 40–50 см) с нашитыми лоскутами парчи, тафты, атласа, набивного шёлка, налобной частью из чёрного атласа (ширина 14–20 см) и лентами, завязывающимися на затылке; поверх чухты повязывали белый платок (каза) из шёлка, батиста, кисеи с золотным шитьём (растит. мотивы, птицы, арабская вязь) и бахромой (в качестве каза могли использовать привезённые из Индии шарфы, сари); шерстяной платок (кате). По праздникам носили рубахи (ава) из парчи, расшитые золотными нитями и жемчугом. Распространены песни, сказания и танцевальные мелодии. Характерны поминальные памятники-кенотафы по умершим на чужбине, расположенные на окраине селения.