КУБАЧИ́НСКАЯ ОБРАБО́ТКА МЕТА́ЛЛА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КУБАЧИ́НСКАЯ ОБРАБО́ТКА МЕТА́ЛЛА, традиц. дагестанский худож. промысел с центром в пос. Кубачи. Изделия кубачинских мастеров были известны в 7 в., когда они уже высоко ценились в Закавказье и в странах Ближнего Востока: ножны сабель и кинжалов, украшенные серебром с чернью, золотой насечкой по стали и слоновой кости, отличались красотой узора и совершенством техники; применялись также местные приёмы чеканки. К 16–18 вв. относится расцвет орнаментального творчества кубачинцев: складываются типы орнамента «тутта» («ветка») и «мархарай» («заросли»). Кубачинские мастера изготовляли также серебряные пряжки и накладки для поясов, газыри, браслеты, серьги и др. ювелирные изделия. В 18–19 вв. мастера К. о. м. стремились подчёркивать пластичность форм предмета, сдержанно применяли позолоту; чаще изготовлялись серебряные пояса с пряжками для нац. костюмов, соединённые шарнирами серебряные звенья для женских поясов, низанные звенья для узких кожаных мужских ремней. В кон. 19 в. преобладали изделия со сканью.
В кон. 1910-х – нач. 1920-х гг. промысел переживал упадок; возрождён в 1924, когда была основана артель «Художник» (в 1960 преобразована в Кубачинский худож. комбинат). В 1930-х гг. работали выдающиеся мастера К. о. м. – гравёры и эмальеры бр. Б. и А. Топчиевы, С. Магомедов, а также мастера насечки по кости (Ш. Хартумов) и стали (Ш. Алиев). Выпускались новые изделия – подносы, молочники, чайники, стопки, перечницы, сахарницы, портсигары, разработанные Г. Кишевым и А. Ахмедовым. В 1940–50-х гг. значительно расширился круг нетрадиц. изделий (письм. приборы, подстаканники). В 1960-х гг. начались поиски новых нац. форм для совр. изделий. Большое влияние на совр. мастеров продолжает оказывать творчество ведущих мастеров К. о. м., хранителей традиций промысла (Р. Алиханов, Г. Магомедов, Г. Кишев).