Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЦЕ́ЗЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 271

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. К. Мусаева
Цезская женщина в плащеобразной чухте. Фото А.К. Сержпутовского. 1910.

ЦЕ́ЗЫ (ди­дой­цы, цун­тин­цы; авар. – цун­тал, груз. – ди­да; са­мо­на­зва­ние це­зи – «ор­лы»), один из цез­ских на­ро­дов на за­па­де Да­ге­ста­на. Жи­вут ме­ж­ду Глав­ным хреб­том Боль­шо­го Кав­ка­за на юге, Бо­гос­ским и Ми­чит­лин­ским хреб­та­ми на вос­то­ке и от­ро­га­ми Пе­ре­ки­тель­ско­го (Ту­шет­ско­го) хреб­та на се­ве­ро-за­па­де. Чис­лен­ность 11,7 тыс. чел. (2010, пе­ре­пись), из них 10,4 тыс. чел. в Цун­тин­ском р-не (56,8%). Ок. 1 тыс. чел. жи­вут так­же в При­кас­пий­ской низ­мен­но­сти и на се­ве­ро-вос­то­ке Гру­зии (Ка­хе­ти и Ту­ше­ти). Час­то сме­ши­ва­ют­ся с авар­ца­ми. Го­во­рят на цез­ском язы­ке, рас­про­стра­нён так­же авар., рус., груз. и др. язы­ки. Ве­рую­щие – му­суль­ма­не-сун­ни­ты.

В на­ча­ле н. э. су­ще­ст­во­вал по­ли­тич. со­юз Ди­до (ди­ду­ры у ан­тич­ных ав­то­ров). В 4–10 вв. сре­ди Ц. дей­ст­во­ва­ли груз. мис­сио­не­ры, с 15 в. рас­про­стра­ня­ет­ся ис­лам. На Ц. ока­зы­ва­ло влия­ние Авар­ское хан­ст­во. Со­став­ля­ли объ­е­ди­не­ние воль­ных сою­зов Ди­до-Шу­ратль, Ди­до-Асах и Ди­до-Ша­итль. В 1821 цез­ские воль­ные об­ще­ст­ва за­клю­чи­ли до­го­вор с Рос­си­ей. С 1840-х гг. ак­тив­но уча­ст­во­ва­ли в Кав­каз­ской вой­не 1817–64 и вос­ста­нии гор­цев 1877, со­вер­ша­ли на­бе­ги в Гру­зию. С 1860 со­став­ля­ли Ди­дой­ское на­иб­ст­во, вхо­див­шее в Ан­дий­ский окр. Да­ге­стан­ской об­лас­ти с цен­тром в с. Ки­де­ро. В кон. 1920-х гг. кол­лек­ти­ви­за­ция сре­ди Ц. выз­ва­ла вос­ста­ние во гла­ве с Даг­ла­сом Ва­ли, ве­лись пе­ре­го­во­ры о при­сое­ди­не­нии Ди­до к Гру­зии; пос­ле по­дав­ле­ния вос­ста­ния мн. Ц. под­верг­лись реп­рес­си­ям. В 1930 соз­дан Цун­тин­ский р-н, уп­разд­нён­ный в 1944, ко­гда б. ч. Ц. бы­ла пе­ре­се­ле­на в Чеч­ню; в 1955 им бы­ло раз­ре­ше­но вер­нуть­ся, Цун­тин­ский р-н был вос­ста­нов­лен.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для да­ге­стан­ских на­ро­дов гор­ных рай­онов; осн. за­ня­тия – от­гон­ное ско­то­вод­ст­во и па­шен­ное зем­ле­де­лие. Су­ще­ст­во­ва­ли ук­ре­п­лён­ные по­се­ле­ния с до­ма­ми-баш­ня­ми (боль­шин­ст­во раз­ру­ше­ны в 1840–50-х гг.). Жен­ский кос­тюм – ту­ни­ко­об­раз­ное пла­тье-ру­ба­ха; го­лов­ной убор – пла­ще­об­раз­ная чух­та (къаз), со­стоя­щая из по­лот­ни­ща ку­ма­чо­вой тка­ни (дли­на до 180 см, ши­ри­на до 135 см) с чёр­ны­ми кай­ма­ми в го­лов­ной час­ти, со­б­ран­ной в сбор­ку в ви­де ша­поч­ки и об­ши­той се­реб­ря­ны­ми бляш­ка­ми.

Лит.: Лу­гу­ев С. А. Ди­дой­цы (це­зы) // На­ро­ды Да­ге­ста­на. М., 2002; Рад­жа­бов Р. Н. Ис­то­рия ди­дой­цев (це­зов). Ма­хач­ка­ла, 2003.

Вернуться к началу