Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛА́КЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2020 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. А. Сергеева

ЛА́КЦЫ (самоназвание  лак; авар.  тумал, даргинское   вулугуни, лезгинское  яхулви; устар.  казикумухцы), народ в России. Живут в осн. в центр. части Нагорного Дагестана (Лакский и Кулинский районы, несколько сёл – на западе Акушинского, юго-западе Дахадаевского, севере Рутульского и востоке Чародинского районов), часть – на равнине (в осн. Новолакский район), Махачкале, Каспийске, Хасавюрте и др. городах. Численность 178,6 тыс. чел. (2010, перепись), из них в Дагестане – 161,3 тыс. чел., в Ставропольском крае – 2,6 тыс. чел., Кабардино-Балкарии – 1,5 тыс. чел., Москве – 2,2 тыс. чел. Живут также в Узбекистане (3,9 тыс. чел.), Туркмении (3,8 тыс. чел.), Таджикистане (1,8 тыс. чел.), Азербайджане (1,2 тыс. чел.) и др. Общая числ. 190 тыс. чел. (2010, оценка). Говорят на лакском языке. 94,2 % владеют рус. яз. Л. – мусульмане-сунниты.

Фото Д. Ф. Мадурова Лакцы. Надгробия казикумухских шамхалов. Село Кумух.

Л. – ко­рен­ные жи­те­ли Да­ге­ста­на. Вхо­ди­ли в Ка­зи­ку­мух­ское хан­ст­во (шам­халь­ст­во). Се­ло Ку­мух (Гу­мик) из­ве­ст­но по араб. ис­точ­ни­кам с 1-го тыс. н. э. При­сое­ди­нён­ное к Рос­сии хан­ст­во бы­ло пре­об­ра­зо­ва­но в 1860 в Ка­зи­ку­мух­ский окр. Да­ге­стан­ской обл., с 1922 Лак­ский окр., с 1928 – кан­тон, с 1929 – рай­он в со­ста­ве Да­ге­стан­ской АССР, по­де­лён­ный в 1935 на Лак­ский и Ку­лин­ский районы. В 1944 часть Л. бы­ла пе­ре­се­ле­на на рав­ни­ну, на зем­ли де­пор­ти­ро­ван­ных че­чен­цев.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для да­ге­стан­ских на­ро­дов. Осн. за­ня­тия – от­гон­ное ско­то­вод­ст­во и па­шен­ное зем­ле­де­лие на гор­ных скло­нах и тер­ра­сах (пше­ни­ца, рожь, яч­мень, про­со и бо­бо­вые; с кон. 19 в. – ку­ку­ру­за и кар­то­фель, с нач. 20 в. – са­до­вые и ого­род­ные куль­ту­ры). Пре­об­ла­да­ло трёх­по­лье, тра­диц. па­хот­ное ору­дие – при­ми­тив­ный плуг (ха­рас). Бы­ло раз­ви­то от­ход­ни­че­ст­во. Тра­диц. ре­мёс­ла – сук­но­де­лие, из­го­тов­ле­ние вой­ло­ка, па­ла­сов, ме­тал­лич. по­су­ды (сё­ла Ку­мух, Уб­ра и др.), юве­лир­ное де­ло (село Ку­мух), гон­чар­ст­во (см. Бал­хар­ская ке­ра­ми­ка), зо­ло­тое и се­реб­ря­ное ши­тьё (сё­ла Ку­мух и Бал­хар), шор­ное (село Ун­чу­катль) и са­пож­ное (село Шов­кра) де­ло, об­ра­бот­ка кам­ня (село Уб­ра); село Кая сла­ви­лось тор­гов­ца­ми, село Ку­ма – кон­ди­те­ра­ми, село Цов­кра – ак­ро­ба­та­ми и т. д. Осо­бен­ность лак­ско­го жи­ли­ща – обог­ре­вае­мая гли­но­бит­ная ле­жан­ка ти­па ка­на. Тра­диц. муж­ская оде­ж­да – шта­ны, ту­ни­ко­об­раз­ная ру­ба­ха, беш­мет (кур­ту), чер­ке­ска (чу­ха); жен­ская – ту­ни­ко­об­раз­ная, по­дотк­ну­тая с бо­ков ру­ба­ха (гу­ха) и уз­кие шта­ны, с кон. 19 в. рас­про­стра­ня­ют­ся пла­тья (буз­ма, гу­ха) – рас­паш­ные от­рез­ные в та­лии с пря­мой или расклё­шен­ной юб­кой, ре­же – с за­кры­тым ли­фом (по­лу­ша) или со встав­кой спе­ре­ди; чух­та – меш­ко­об­раз­ная, на юге – с чеп­цом и ме­шоч­ком, у вих­лин­цев – с чеп­цом, ме­шоч­ком и длин­ным по­лот­ни­щем из бе­лой бя­зи (бак­ба­ху). Верх­няя оде­ж­да – вой­лоч­ные бур­ка, ту­ни­ко­об­раз­ный каф­тан (ка­ва­лей).

Фото Д. Ф. Мадурова Лакцы. Улица села Кумух.

Хлеб вы­пе­кал­ся в пе­чи ти­па тан­ды­ра. Тра­диц. на­пи­ток Л. – бу­за (ду­кра гян), в тор­жеств. слу­ча­ях – ме­до­вая бра­га (мач­ча). На празд­ни­ки го­то­ви­ли хин­кал (арен гав­кку­ри) и ва­ре­ни­ки с на­чин­кой из оре­хов и изю­ма. На Но­уруз го­то­ви­ли ка­шу из пше­нич­ной кру­пы с кис­лым мо­ло­ком и чес­но­ком (ку­рун­ку­са, кат­та та­ту), вы­пе­ка­ли хлеб­цы из сдоб­но­го тес­та в фор­ме че­ло­ве­ка или жи­вот­ных (бар­та, абар­та); в день празд­ни­ка про­во­ди­ли об­ряд пре­лом­ле­ния бар­та. Осо­бые ла­ком­ст­ва свя­за­ны со сва­деб­ным ри­туа­лом: ки­сло-слад­кая муч­ная ка­ша на со­ке аб­ри­ко­са (бу­рус­са­нуйх курч), хал­ва (ночь пе­ред свадь­бой ино­гда на­зы­ва­лась но­чью хал­вы – ба­кух­рал хху), тя­нуч­ки из мё­да с пря­но­стя­ми (кян­на), ино­гда в ви­де пти­цы (ни­цал как­ну – ме­до­вая ку­ро­пат­ка). Про­цес­сию с не­вес­той встре­ча­ли ря­же­ные, ра­зыг­ры­вав­шие шу­точ­ные те­ат­ра­ли­зов. сцен­ки, род­ня же­ни­ха ис­пол­ня­ла ста­рин­ный та­нец гир­ги­чу. Су­ще­ст­во­ва­ли па­три­ли­ней­ные эн­до­гам­ные родств. груп­пы ти­па ту­ху­ма (са­ка, ах­лу, ля­кин), брач­ный сго­вор и вы­куп, со­слов­ное де­ле­ние, обы­чаи взаи­мо­по­мо­щи (мар­ща, ку­маг), кров­ной мес­ти и пла­ты за убий­ст­во, гос­те­при­им­ст­ва. Сель­ская об­щи­на (джа­ма­ат) управ­ля­лась со­ве­том ста­рей­шин (ху­нис­са). Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва ти­пич­на для даг. на­ро­дов: би­фур­ка­тив­но-ли­ней­ный прин­цип со­че­та­ет­ся с оби­ли­ем опи­са­тель­ных кон­ст­рук­ций для бо­ко­вых род­ст­вен­ни­ков; сиб­лин­ги обо­зна­ча­ют­ся од­ним тер­ми­ном с до­бав­ле­ни­ем грам­ма­тич. по­ка­за­те­лей по­ла. До нач. 20 в. со­хра­ня­лись боль­шая се­мья, эле­мен­ты до­му­суль­ман­ских ве­ро­ва­ний и куль­тов (ог­ня, зем­ли, кам­ня, же­ле­за и др.). Но­уруз (Инт Дей­ди­ху) сопро­во­ж­дал­ся пе­ре­пры­ги­ва­ни­ем че­рез ко­ст­ры, де­вичь­и­ми га­да­ния­ми. На лет­нее солн­це­стоя­ние (Гъи Дей­ди­ху) в Ку­му­хе встре­ча­ли вос­ход на свя­щен­ной го­ре Ва­ци­ла.

Уст­ное твор­че­ст­во – ге­ро­ич. и ис­то­рич. эпос (в т. ч. по­эма «Пар­ту Па­ти­ма» о борь­бе с Ти­му­ром), сказ­ки; во­каль­ная му­зы­ка пре­им. од­но­го­лос­ная (пес­ни ис­пол­ня­ют­ся в со­про­во­ж­де­нии од­но­го ин­ст­ру­мен­та или ан­самб­ля из 2–3 ин­ст­ру­мен­тов). Раз­ли­ча­ют­ся ме­ло­ди­че­ские раз­ви­тые дол­гие пес­ни ба­лай (бал­ла­ды, пес­ни эпи­че­ские, об­ря­до­вые, ко­лы­бель­ные, лю­бов­ные и др.) и ко­рот­кие бы­ст­рые – шал­ма (пес­ни шу­точ­ные, дет­ские и др.). Ин­ст­ру­мен­таль­ная тра­ди­ция пред­став­ле­на гл. обр. пас­ту­ше­ски­ми наи­гры­ша­ми и му­зы­кой к тан­цам. Осн. муз. ин­ст­ру­мен­ты – зур­на зюн­нав и бу­бен ччергъ­и­лу; сре­ди др. ин­ст­ру­мен­тов: струн­ные – щип­ко­вый чу­гур, смыч­ко­вые ча­га­на и ке­ман­ча; ду­хо­вые – про­доль­ная флей­та шут­тух, языч­ко­вый ба­ла­ман­ту (с оди­нар­ной тро­стью), гар­мо­ни­ка ар­ган; двух­сто­рон­ний ба­ра­бан да­чу; ба­ян, ба­ла­лай­ка. Рас­про­стра­нён та­нец ти­па лез­гин­ки. В 19–20 вв. про­сла­ви­лись лак­ские му­сульм. учё­ные [учи­тель Ша­ми­ля шейх Джа­мал­уд­дин Ка­зи­ку­мух­ский, про­све­ти­тель Али Кая­ев (1878–1943) и др.], раз­ви­ва­ет­ся ав­тор­ское твор­че­ст­во (по­эты Ма­го­мед Уб­рин­ский, Ма­го­мед-эфен­ди За­рир Ку­мух­ский, Аб­дул Ке­рим Ба­ра­тов, пе­ви­цы-им­про­ви­за­то­ры Па­ти­мат Ку­мух­ская, Ша­за Курк­лин­ская и др.). Сфор­ми­ро­ва­лась ин­тел­ли­ген­ция (по­эты М. Гад­жи­ев, М. М. Мах­му­дов, Г. Гу­зу­нов; ком­по­зи­то­ры М. М. Каж­ла­ев, Ш. Р. Ча­ла­ев и др.).

Лит.: Ха­ли­лов Х. М. Лак­ский пе­сен­ный фольк­лор. Ма­хач­ка­ла, 1959; Ча­ла­ев Ш. Р. Лак­ские на­род­ные пес­ни: в обраб. для голоса и ф-но. М., 1977; Мар­ша­ев Р., Бу­та­ев Б. Ис­то­рия лак­цев. Ма­хач­ка­ла, 1992; Бу­ла­то­ва А. Г. Лак­цы. Ма­хач­ка­ла, 2000; Бу­ла­то­ва А. Г. Лак­цы // На­ро­ды Да­ге­ста­на. М., 2002; Хан-Ма­го­ме­дов С. О. Лак­ская ар­хи­тек­ту­ра. М., 2005. (Ар­хи­тек­ту­ра Да­ге­ста­на. Вып. 6).

Вернуться к началу