ХВАРШИ́НЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХВАРШИ́НЫ (самоназвания – акьилько, атлилько), один из цезских народов на западе Дагестана. Численность ок. 12 тыс. чел. (оценка нач. 21 в.; по переписи 2010 – св. 0,5 тыс. чел.); 1,6 тыс. чел. живут в горах на юго-востоке Цумадинского р-на (сёла Хварши, Хонох, Верхнее и Нижнее Инхоквари, Квантлада, Сантлада, Хвайни), остальные – на равнине в Хасавюртовском (сёла Муцалаул, Октябрьское, Первомайское) и Кизилюртовском (г. Кизилюрт, с. Комсомольское), городах Кизляр и Махачкала. Говорят на хваршинском языке, распространены также авар., тиндинский и рус. языки. Мусульмане-сунниты.
До 15–16 вв. входили в состав Дидойского союза, после его распада – в Тиндальское вольное об-во (см. в ст. Тиндалы), в нач. 19 в. образовали Хваршинский союз. В 1840-е гг. примкнули к движению Шамиля (среди его ближайшего окружения был книжник из с. Хварши Загалав-апанди; ум. 1871). С 1860-х гг. входили в Тиндальское наибство Андийского окр. С кон. 1930-х гг. включались переписями в число аварцев. В 1944 часть Х. переселена в Чечню, в 1957 вернулась в Дагестан и поселилась в равнинных областях Хасавюртовского (сёла Муцалаул, Октябрьское, Первомайское) и Кизилюртовского (с. Комсомольское) р-нов и в г. Кизляр.
Традиц. культура типична для горных дагестанских народов. Занимались яйлажным скотоводством (овцы тушинской породы, коровы малорослой горской породы), богарным земледелием на горных склонах, пчеловодством и бортничеством, изготовлением войлока, сукна (эну), ворсовых одеял (пахъхъа-ала) и др.; торговали с Чечнёй, Грузией, Азербайджаном. Поселения (алълъ) были укреплены, имели сторожевые башни. Жилище (гьай) двухэтажное, с хлевом (булъу) в нижнем этаже. Мужчины носили туникообразную рубаху (гид), штаны (гьйлъу), бешмет (тегеля), черкеску (чергес хабала) из тёмного сукна или белую с красными отворотами, пояс с серебряными накладками, овчинную шубу (къочора, боко, кьалакьач), куртку (кьойту хабачи), войлочную накидку (бутнус къочора), бурку (къочора); женщины – рубаху (кунта) с клиньями по бокам и красной каймой по подолу, подпоясанную красным кушаком (оцолъу; длина до 3 м), поверх неё – суконное платье (чъоте), обшитое монетами по вороту, рукавам, или нарядное платье (хабало) с расклешёнными рукавами и красным атласным поясом; головной убор – чухта (чухтурус) в виде чепца с височными кольцами и длинным полотнищем, у молодых – с накосником, поверх неё – платок (къази). Первоначально община управлялась сельским сходом и старейшинами, со 2-й пол. 19 в. избирался староста (бегаул); сохранились записи адатов Х. Семьи, родственные по мужской линии, объединялись в патронимии (тайпы и тухумы). Было распространено мусульм. образование. В календарной обрядности отмечались «середина зимы» (Къедоба), праздники первой борозды, урожая и др. Сохраняется кузенный брак; ранее практиковали левират, сорорат, колыбельный сговор.