Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХВАРШИ́НЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 798

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. К. Мусаева

ХВАРШИ́НЫ (са­мо­на­зва­ния – акь­иль­ко, ат­лиль­ко), один из цез­ских на­ро­дов на за­па­де Да­ге­ста­на. Чис­лен­ность ок. 12 тыс. чел. (оцен­ка нач. 21 в.; по пе­ре­писи 2010 – св. 0,5 тыс. чел.); 1,6 тыс. чел. жи­вут в го­рах на юго-вос­то­ке Цу­ма­дин­ско­го р-на (сё­ла Хвар­ши, Хо­нох, Верхнее и Нижнее Ин­хо­к­ва­ри, Квант­ла­да, Сант­ла­да, Хвай­ни), ос­таль­ные­ – на рав­ни­не в Ха­сав­юр­тов­ском (сё­ла Му­ца­ла­ул, Ок­тябрь­ское, Пер­во­май­ское) и Ки­зил­юр­тов­ском (г. Ки­зилюрт, с. Ком­со­моль­ское), го­ро­дах Киз­ляр и Ма­хач­ка­ла. Го­во­рят на хвар­шин­ском языке, рас­про­стра­не­ны так­же авар., тин­дин­ский и рус. язы­ки. Му­суль­ма­не-сун­ни­ты.

До 15–16 вв. вхо­ди­ли в со­став Ди­дой­ско­го сою­за, по­сле его рас­па­да – в Тин­даль­ское воль­ное об-во (см. в ст. Тин­да­лы), в нач. 19 в. об­ра­зо­ва­ли Хвар­шин­ский со­юз. В 1840-е гг. примк­ну­ли к движе­нию Ша­ми­ля (сре­ди его бли­жай­ше­го ок­ру­же­ния был книж­ник из с. Хвар­ши За­га­лав-апан­ди; ум. 1871). С 1860-х гг. вхо­ди­ли в Тин­даль­ское на­иб­ст­во Ан­дий­ско­го окр. С кон. 1930-х гг. вклю­ча­лись пе­ре­пи­ся­ми в чис­ло авар­цев. В 1944 часть Х. пе­ре­се­ле­на в Чеч­ню, в 1957 вер­ну­лась в Да­ге­стан и по­се­ли­лась в рав­нин­ных об­лас­тях Ха­са­вюр­тов­ско­го (сёла Му­ца­ла­ул, Ок­тябрь­ское, Пер­во­май­ское) и Ки­зи­люр­тов­ско­го (с. Ком­со­моль­ское) р-нов и в г. Киз­ляр.

Женские украшения хваршин: 1 – нагрудник невесты (титино); 2 – ожерелье (осус було): серебряная пластина с чернёным орнаментом, от которой отходят плетёные цепочки с полыми шариками на кон...

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для гор­ных да­ге­стан­ских на­ро­дов. За­ни­ма­лись яй­лаж­ным ско­то­вод­ст­вом (ов­цы ту­шин­ской по­ро­ды, ко­ро­вы ма­ло­рос­лой гор­ской по­ро­ды), бо­гар­ным зем­ле­де­ли­ем на гор­ных скло­нах, пче­ло­вод­ст­вом и борт­ни­че­ст­вом, из­го­тов­ле­ни­ем вой­ло­ка, сук­на (эну), вор­со­вых оде­ял (пахъ­хъа-ала) и др.; тор­го­ва­ли с Чеч­нёй, Гру­зи­ей, Азер­бай­джа­ном. По­се­ле­ния (алълъ) бы­ли ук­ре­п­ле­ны, име­ли сто­ро­же­вые баш­ни. Жи­ли­ще (гьай) двух­этаж­ное, с хле­вом (булъу) в ниж­нем эта­же. Муж­чи­ны но­си­ли ту­ни­ко­об­раз­ную ру­ба­ху (гид), шта­ны (гьйлъу), беш­мет (те­ге­ля), чер­ке­ску (чер­гес ха­бала) из тём­но­го сук­на или бе­лую с крас­ны­ми от­во­ро­та­ми, по­яс с се­реб­ря­ны­ми на­клад­ка­ми, ов­чин­ную шу­бу (къо­чо­ра, бо­ко, кьа­лакь­ач), курт­ку (кьой­ту ха­ба­чи), вой­лоч­ную на­кид­ку (бут­нус къо­чо­ра), бур­ку (къочо­ра); жен­щи­ны – ру­ба­ху (кун­та) с клинья­ми по бо­кам и крас­ной кай­мой по по­до­лу, под­по­ясан­ную крас­ным ку­ша­ком (оцолъу; дли­на до 3 м), по­верх неё – су­кон­ное пла­тье (чъоте), об­ши­тое мо­не­та­ми по во­ро­ту, ру­ка­вам, или на­ряд­ное пла­тье (ха­ба­ло) с рас­кле­шён­ны­ми ру­ка­ва­ми и крас­ным ат­лас­ным поя­сом; го­лов­ной убор – чух­та (чух­ту­рус) в виде чеп­ца с ви­соч­ны­ми коль­ца­ми и длин­ным по­лот­ни­щем, у мо­ло­дых – с на­кос­ни­ком, по­верх неё – пла­ток (къази). Пер­во­на­чаль­но об­щи­на управ­ля­лась сель­ским схо­дом и ста­рей­ши­на­ми, со 2-й пол. 19 в. из­би­рал­ся ста­рос­та (бе­га­ул); со­хра­ни­лись за­пи­си ада­тов Х. Семьи, род­ст­вен­ные по муж­ской ли­нии, объ­еди­ня­лись в пат­ро­ни­мии (тай­пы и ту­ху­мы). Бы­ло рас­про­стра­не­но му­сульм. об­ра­зо­ва­ние. В ка­лен­дар­ной об­ряд­но­сти от­ме­ча­лись «се­ре­ди­на зи­мы» (Къе­до­ба), празд­ни­ки пер­вой бо­роз­ды, уро­жая и др. Со­хра­ня­ет­ся ку­зен­ный брак; ра­нее прак­ти­ко­ва­ли ле­ви­рат, со­ро­рат, ко­лы­бель­ный сго­вор.

Лит.: Му­сае­ва М. К. Хвар­ши­ны // На­ро­ды Да­ге­ста­на. М., 2002; Ка­ри­мо­ва Р. Ш. Хвар­шин­ский фольк­лор. Лейп­циг; Ма­хач­ка­ла, 2014; На­ро­ды Юга Рос­сии. Эн­цик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь. Ро­стов н/Д., 2016.

Вернуться к началу