АВА́РЦЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АВА́РЦЫ (самоназвание – ма’арулал), один из дагестанских народов в России (912 тыс. чел., 2010, перепись), гл. обр. в Дагестане (850 тыс. чел.), а также в Ставропольском крае (9 тыс. чел.), Чечне (4,8 тыс. чел.), Калмыкии и др. Живут также в Азербайджане [Белоканский (Балакенский) и Закатальский (Загатальский) районы – 49,8 тыс. чел., 2009, перепись], Грузии (2 тыс. чел., 2002, перепись), Казахстане (1,2 тыс. чел., 2009, перепись), Турции (17 сёл) и др. Общая численность 970 тыс. чел. (2010, оценка). Нередко в число аварцев включаются андийские народы и цезские народы. Говорят на аварском яз., большинство – также на рус. яз., в Азербайджане – на азерб. яз. Верующие – мусульмане-сунниты.
Традиционно А. жили в горном Дагестане, в бассейне рек Аварское Койсу, Андийское Койсу и Каракойсу. С их предками связывают известные со 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. племена легов, гелов, каспиев, утиев и др. С 5 в. н. э. территория А. известна как царство Серир, в 12–13 вв. образовалось Аварское ханство и до 40 «вольных обществ», в 18 в. часть их была в составе Мехтулинского ханства. В сер. 20 в. часть А. переселена на равнину (Кизилюртовский, Хасавюртовский, Кизлярский районы). Сохраняют значение родственные (в прошлом эндогамные) объединения (тухум, тлибил). В 1980-х гг. возникло этнополитич. движение, крупнейшая орг-ция – Аварское нар. движение им. имама Шамиля.
Традиц. культура А. типична для народов Сев. Кавказа (см. в ст. Азия). В нар. иск-ве развиты: изготовление серебряных украшений и оружия (сёла Согратль, Ругуджа, Чох, Гоцатль Большой, Гамсутль, Унцукуль); ковровое дело – ворсовые и безворсовые, войлочные ковры, перемётные сумки (хурджины), подушки и др. (Хунзахский и Тляратинский районы); плетение циновок (чибта) из шерсти с добавлением осоки; узорное вязание из шерсти (обувь, носки), ткачество (сёла Корода и Ругуджа); резьба по дереву и камню (сёла Ругуджа, Чох и др.) – архит. орнамент, надгробия и др. С кон. 19 в. получает мировую известность изготовление трубок, тростей, сосудов, шкатулок из кизилового дерева с насечкой из серебра, меди, позднее мельхиора (особенно в селе Унцукуль).
Осн. жанр фольклора – героич. песни («Сражение с Надир-ханом» и др.), характерны также историч. песни и песни-плачи (входят в мужской репертуар, поются с инструментальным сопровождением). Выделяются лиро-эпич. песни лахъи балай («длинная песня»). Женские песни – колыбельные, любовные, плачи-причитания. Песни одноголосны, ладовая основа – диатоника. Традиц. муз. инструменты: щипковые тамур и чугур, смычковый чагана; духовые – флейты шантых и лалу, пастуший парный язычковый лалаби, язычковые ясты-балабан, зурна; ударные – бубен тэп, барабан гавал. Распространилась т. н. азиатская гармоника комуз (завезена в 19 в. рус. солдатами) и балалайка (с сер. 20 в.).