Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

УДИ́НЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 680-681

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




УДИ́НЫ (са­мо­на­зва­ние – уди), один из лез­гин­ских на­ро­дов, ис­кон­но про­жи­вав­ших на се­ве­ре Азер­бай­джа­на. Чис­лен­ность 3,8 тыс. чел., из них 3,7 тыс. чел. в Га­ба­лин­ском р-не (в осн. в пос. Нидж), 74 чел. в Огуз­ском р-не (2009, пе­ре­пись). Жи­вут так­же на юге Рос­сии (4,3 тыс. чел., в т. ч. 1,9 тыс. чел. в Рос­тов­ской обл., 0,8 тыс. чел. в Крас­но­дар­ском крае, по 0,3 тыс. чел. в Вол­го­град­ской обл. и в Став­ро­поль­ском крае), на Ук­раи­не (0,6 тыс. чел. – 2001, пе­ре­пись), юго-за­па­де Ка­зах­ста­на (0,2 тыс. чел., в осн. в Ман­ги­стау­ской обл. – 2009, пе­ре­пись), вос­то­ке Гру­зии (0,2 тыс. чел. – 2002, пе­ре­пись, в осн. в с. Зи­но­биа­ни Ква­рель­ско­го муниципалитета). Го­во­рят на удин­ском язы­ке, рас­про­стра­не­ны так­же азерб., рус., груз. и арм. язы­ки. Ве­рую­щие в Гру­зии и Рос­сии – пра­во­слав­ные, в Азер­бай­д­жа­не в 2003 об­ра­зо­ва­на Ал­ба­но-Удин­ская хри­сти­ан­ская цер­ковь.

Пред­ки У. упо­ми­на­ют­ся у Ге­ро­до­та (утии), Пли­ния, Стра­бо­на, Апол­ло­ния Ро­дос­ско­го и др. В арм. ис­точ­ни­ках назы­ва­ет­ся обл. Утик (Ути). Со 2 в. до н. э. вхо­ди­ли в Кав­каз­скую Ал­ба­нию, бы­ли при­вер­жен­ца­ми Алб. церк­ви (од­ной из не­хал­ки­дон­ских церк­вей), с 8 в. н. э. во­шед­шей как отд. ка­то­ли­ко­сат в Арм. цер­ковь (до кон. 20 в.), часть У. при­сое­ди­ни­лась к Груз. церк­ви. К кон. 19 в. жи­ли в осн. в сё­лах Вар­та­шен (ны­не г. Огуз) и Нидж. По пе­ре­пи­си 1897, на­счи­ты­ва­ли 7,1 тыс. чел., в осн. в Ну­хин­ском у. Ели­са­вет­поль­ской губ. В 1922 часть пра­во­слав­ных У. уш­ла в Гру­зию и ос­но­ва­ла с. Зи­но­биа­ни (Ок­том­бе­ри), в 1930-е гг. мно­гие У. пе­ре­се­ля­лись в го­ро­да Азер­бай­джа­на, при пас­пор­ти­за­ции они бы­ли за­пи­са­ны в осн. ар­мя­на­ми. С 1970-х гг. и осо­бен­но во вре­мя армя­но-азерб. кон­флик­та кон. 1980-х – нач. 1990-х гг. пе­ре­се­ля­лись в Рос­сию, б. ч. У. уш­ла из Вар­та­ше­на.

Удины. Женский костюм.

Тра­диц. за­ня­тия – па­шен­ное зем­ле­де­лие, от­гон­ное ско­то­вод­ст­во; в прош­лом бы­ло раз­ви­то шел­ко­вод­ст­во. Жи­ли­ще т. н. ну­хин­ско­го ти­па: од­но­этаж­ное, из сыр­цо­во­го кир­пи­ча, позд­нее ка­мен­ное, на вы­со­ком ка­мен­ном цо­ко­ле, где со­дер­жал­ся скот, и с очень вы­со­ким чер­да­ком. Жи­льё ота­п­ли­ва­лось оча­гом (над ним – све­то­ды­мо­вое от­вер­стие), позд­нее – ка­ми­ном. Каж­дый квар­тал (ме­хал­ле) име­ет свя­ти­ли­ще в ви­де гру­ды кам­ней (од­жах). Для жен­ско­го кос­тю­ма ха­рак­тер­ны длин­ный пе­редник (май­зар), слож­но­состав­ной го­ловной убор с на­лоб­ни­ком из мо­нет. Тра­диц. пи­ща – муч­ной пу­динг с мё­дом (ха­шил), пше­нич­ная ка­ша с ку­ря­ти­ной (ха­ри­са), плов (хуп), ле­пёш­ки (шом) из кисло­го тес­та (в от­ли­чие от пре­сных у ар­мян), вы­пе­кае­мые в тан­ды­ре, ки­слое мо­ло­ко (нак), тво­рог (шор), сыр (гъус­ме), шаш­лык (ча’раък), го­луб­цы (тол­ма), хо­ло­дец (миж­мик) и др.; на­пит­ки – чай, ви­но, ви­но­град­ная вод­ка.

Лит.: Бе­жа­нов М. Крат­кие све­де­ния о с. Вар­та­шен и его жи­те­лях // Сбор­ник ма­те­риа­лов для опи­са­ния мест­нос­тей и пле­мен Кав­ка­за. Тиф­лис, 1892. Вып. 14; Ару­тинов А. Уди­ны. 1. Ис­то­ри­ко-эт­но­гра­фи­чес­кий очерк. 2. Ан­тро­по­ло­ги­чес­кий очерк // Рус­ский ан­тро­по­ло­ги­чес­кий жур­нал. 1905. № 1–2; Вол­ко­ва Н. Г. Уди­ны Гру­зии // По­ле­вые ис­сле­до­ва­ния Ин­сти­ту­та эт­но­гра­фии. 1975. М., 1977; Уди­ны: ис­точ­ни­ки и но­вые ма­те­риа­лы. Крас­но­дар, 1999; Ҹа­ва­дов Г., Һyсеjнов Р. Уди­лəр. Ба­кы, 1999; Тёр Е. В., Тёр В. В. Уди­ны. Крас­но­дар, 2002; Javadov G., Huseinov R. The Udis: Historico-ethnographic research // Studies in languages of Azerbaijan. Baku; St. Petersburg, 2002. Vol. 1.

Вернуться к началу