УДИ́НЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
УДИ́НЫ (самоназвание – уди), один из лезгинских народов, исконно проживавших на севере Азербайджана. Численность 3,8 тыс. чел., из них 3,7 тыс. чел. в Габалинском р-не (в осн. в пос. Нидж), 74 чел. в Огузском р-не (2009, перепись). Живут также на юге России (4,3 тыс. чел., в т. ч. 1,9 тыс. чел. в Ростовской обл., 0,8 тыс. чел. в Краснодарском крае, по 0,3 тыс. чел. в Волгоградской обл. и в Ставропольском крае), на Украине (0,6 тыс. чел. – 2001, перепись), юго-западе Казахстана (0,2 тыс. чел., в осн. в Мангистауской обл. – 2009, перепись), востоке Грузии (0,2 тыс. чел. – 2002, перепись, в осн. в с. Зинобиани Кварельского муниципалитета). Говорят на удинском языке, распространены также азерб., рус., груз. и арм. языки. Верующие в Грузии и России – православные, в Азербайджане в 2003 образована Албано-Удинская христианская церковь.
Предки У. упоминаются у Геродота (утии), Плиния, Страбона, Аполлония Родосского и др. В арм. источниках называется обл. Утик (Ути). Со 2 в. до н. э. входили в Кавказскую Албанию, были приверженцами Алб. церкви (одной из нехалкидонских церквей), с 8 в. н. э. вошедшей как отд. католикосат в Арм. церковь (до кон. 20 в.), часть У. присоединилась к Груз. церкви. К кон. 19 в. жили в осн. в сёлах Варташен (ныне г. Огуз) и Нидж. По переписи 1897, насчитывали 7,1 тыс. чел., в осн. в Нухинском у. Елисаветпольской губ. В 1922 часть православных У. ушла в Грузию и основала с. Зинобиани (Октомбери), в 1930-е гг. многие У. переселялись в города Азербайджана, при паспортизации они были записаны в осн. армянами. С 1970-х гг. и особенно во время армяно-азерб. конфликта кон. 1980-х – нач. 1990-х гг. переселялись в Россию, б. ч. У. ушла из Варташена.
Традиц. занятия – пашенное земледелие, отгонное скотоводство; в прошлом было развито шелководство. Жилище т. н. нухинского типа: одноэтажное, из сырцового кирпича, позднее каменное, на высоком каменном цоколе, где содержался скот, и с очень высоким чердаком. Жильё отапливалось очагом (над ним – светодымовое отверстие), позднее – камином. Каждый квартал (мехалле) имеет святилище в виде груды камней (оджах). Для женского костюма характерны длинный передник (майзар), сложносоставной головной убор с налобником из монет. Традиц. пища – мучной пудинг с мёдом (хашил), пшеничная каша с курятиной (хариса), плов (хуп), лепёшки (шом) из кислого теста (в отличие от пресных у армян), выпекаемые в тандыре, кислое молоко (нак), творог (шор), сыр (гъусме), шашлык (ча’раък), голубцы (толма), холодец (мижмик) и др.; напитки – чай, вино, виноградная водка.