КАВКА́ЗСКАЯ АЛБА́НИЯ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАВКА́ЗСКАЯ АЛБА́НИЯ (арм. – Алуанк, арабо-перс. – Арран), древнее государство в Вост. Закавказье. Занимала земли в нижнем течении рек Аракс и Кура, охватывала сев. области совр. Азербайджана и значит. часть Дагестана, достигала побережья Каспийского моря. Население К. А. (албанцы, удины, гаргары, гилы, леги и др.) говорило на языках лезгинской ветви нахско-дагестанской семьи. Гос-во сформировалось ко 2 в. до н. э. на основе объединения 26 племён. До 6 в. н. э. столица К. А. – Кабала, затем – Барда (Партав).
Первое упоминание в источниках о кавк. албанцах связано с их участием в составе перс. войск в битве при Гавгамелах против армии Александра Македонского. По сведениям античных (Страбон и др.), а также арм. авторов (Егише, Мовсес Хоренаци, Корюн и др.), во главе гос-ва стояли цари. Со 2-й пол. 1 в. н. э. в К. А. правила династия алб. Аршакидов. Заметную роль играли знать и храмовое жречество. Население К. А. (в осн. массе – свободные общинники) занималось плужным земледелием, отгонным скотоводством, садоводством. В столице и др. городах (Телеба, Гелда, Гетара, Тагода и др.) развивались ремесло и торговля. Жители К. А. поклонялись Луне (гл. божество) и Солнцу. Религ. обряды сопровождались жертвоприношениями. В 1 в. до н. э. – 1 в. н. э. К. А. совм. с Великой Арменией и Иберией вела борьбу с рим. экспансией в Закавказье. В 4 в., в период правления царя Урнайра, значительно расширились границы гос-ва (от Гл. Кавказского хребта до р. Аракс). После принятия Урнайром христианства оно стало гос. религией. По преданию, распространение христианства связано с проповеднич. деятельностью ап. Елисея, ученика ап. Фаддея. Алб. церковь возглавлял автокефальный католикос. В кон. 4 в., по договору между сасанидским Ираном и Рим. империей, К. А., вост. области Армении и Грузии перешли под власть Сасанидов. В районе совр. Дербента был размещён сасанидский гарнизон. Политич., экономич. и религ. давление со стороны Сасанидов стало причиной Вардана Мамиконяна восстания, охватившего Армению, Иберию и К. А. В 457 вспыхнуло восстание под предводительством алб. царя Ваче. Это привело к упразднению в 461 царской власти и превращению К. А. в марзпанство (наместничество) Сасанидской державы. В результате нового антииранского восстания 482–484 власть алб. царей была восстановлена. В 630–705 во главе гос-ва стояли цари из династии Михранидов. В годы правления наиболее известного представителя этой династии Джеваншира получила распространение алб. письменность (по преданию, создана Месропом Маштоцем), развивалась культура, историография (летописец Мовсес Каланкатуаци). С 8 – до кон. 9 вв. К. А. входила в состав Араб. халифата как часть наместничества Арминия (с центром в Двине). К кон. 10 в. К. А. как самостоят. гос-во прекратила своё существование, её территория была поделена между княжествами и ханствами Вост. Закавказья. Большинство жителей быв. К. А. подверглись исламизации, проводившейся сначала арабами, а с 11 в. тюрк. правителями.