МЕЧ
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЕЧ, вид холодного оружия ближнего боя, рубящего или рубяще-колющего действия, с длинным прямым симметричным клинком и прямой рукоятью. Состоит из клинка (лезвия) с заточкой, иногда с одним или несколькими долами (желобками); рукояти – хвостовика, на который крепится перекрестие (гарда), черен, навершие (рис.). Центр тяжести располагается ниже перекрестия. Для обеспечения нужного баланса длинные М. обладали массивными рукоятью и гардой, противовесом на конце рукояти. От кинжалов М. отличается в осн. более длинным клинком, который может быть коротким (40–60 см) и длинным (в осн. до 120 см, иногда до 1,5 м и более). По способу хвата рукояти различают одноручный, двуручный, полутораручный М.; по способу заточки – однолезвийный и двулезвийный. В комплект снаряжения с М. обычно входят ножны, портупейные ремни, иногда разл. подвески. Клинок изготавливался с помощью литья из бронзы или ручной ковкой из железа и стали, в т. ч. с использованием дамаскирования, пакетирования, цементации и др. кузнечных техник. В ряде случаев детали богато украшались, в т. ч. золотом, серебром, драгоценными камнями. В слав. языках слово «меч», вероятно, заимствовано из готского языка (meki), где, как и в др.-англ. яз. (mece), оно восходит к кельтскому (mecc – «сверкать, блестеть»). В ряде германских (голл. Zwaard, нем. Schwert и др.) и др. индоевропейских языках происходит от праиндоевропейского корня *swer – «ранить». Часто М. называют др. виды холодного оружия, в т. ч. с изогнутым клинком и асимметричной рукоятью, схожего назначения (катана, махайра, фальшион и т. д.).
К древнейшим бронзовым М. (ок. 3300 до н. э.) относятся образцы из Малой Азии (Арслантепе, Малатья). Наиболее ранней находкой железного М. (сер. – 2-я пол. 3-го тыс. до н. э.) считается клинок из метеоритного железа (длина 70 см), найденный в Дораке (Малая Азия). Массовое использование длинных бронзовых М. фиксируется с 17 в. до н. э. (микенская культура). С сер. – 2-й пол. 2-го тыс. до н. э. бронзовые М. распространяются во всём Средиземноморье, в Зап. и Центр. Европе, на юге Скандинавии, в лесостепной зоне Вост. Европы. Со 2-й пол. 2-го тыс. известны находки М. на востоке Индостана. С сер. 1-го тыс. до н. э. длинные бронзовые М. получают распространение в Китае.
С развитием металлургии железа и совершенствованием металлообработки М. получают гораздо большее распространение, складываются их многочисл. вариации. В скифо-сибирском мире и у ряда иран. народов известны акинаки, у греков – ксифос, ряд типов М. формируется в культурах круга Гальштата. В Китае железные образцы появляются в 4–3 вв. до н. э. Раннесарматские (см. Сарматские археологические культуры) М. имели антенные, волютообразные, кольцевые навершия. С позднего Латена в Европе получает распространение короткий колюще-рубящий М. (гладиус, лат. gladius hispanis) и длинный рубящий (спата, лат. spatha). М. с кольцевым навершием во 2–3 вв. н. э. от сарматов распространяются до Зап. Европы. Гладиус до 3 в. использовался в качестве штатного вооружения рим. армии. М. европ. варваров нередко были произведены в рим. мастерских. В 8–11 вв. в Европе широко распространены «каролингские» М., отличающиеся новыми стилями наверший и др. деталей. Европ. М. 1-го тыс. сохраняют форму рим. спаты, но у всадников, в вооружении которых сказались вост. влияния, распространяются более лёгкие М., которые подвешивали к поясу наклонно. С кон. 7 в. в культурах, связанных со степью, их вытесняет сабля.
В «развитом» и позднем Средневековье развитие конструкции М. в Европе идёт более быстрыми темпами. С 11 в. распространяется «романский» тип М., для которого характерно большее сужение к острию, так что лезвие приобретает форму вытянутого треугольника, рукоять становится длиннее, перекрестие – более массивным, лучше защищая кисть руки. С 13 в. клинки делают у́же, предназначая в осн. для колющего удара, способного пробить латы, наиболее уязвимые в местах сочленений (эсток, кончар); нередок полутораручный М. (бастард). К 15 в. оформляются разновидности М., предназначенные для церемоний, в т. ч. турниров, казней. В 16–17 вв. большую популярность получили двуручные М., позднее их часто использовали как церемониальные (шотланд, клеймор). М. пехотинцев достигают в длину 1,5 м и в ряде случаев имеют волнистые изгибы на лезвии (фламберг), они способны пробить сплошные доспехи. У одноручных М. значительно усложнилась гарда, поскольку использование доспехов (в т. ч. латных рукавиц) шло на убыль. С кон. 16–17 вв., в связи с распространением огнестрельного оружия, в воен. деле М. вытесняются саблями, шпагами, палашами, рапирами.
До 19–20 вв. М. сохраняют своё боевое предназначение в Сев. Африке, Азии: суданский – каскара, туарегский – такоуба, эфиопский – шотел и др., имеющие конструкцию более ранних араб. ср.-век. М. В Японии в 16–17 вв. клинок М. начинают делать слабоизогнутым, что приводит к появлению катаны.
В Америке до появления европейцев, несмотря на знакомство с металлургией, известны только дерев. мечи, напр. у инков – с обсидиановыми пластинами, вставленными для остроты лезвия. Во многих районах Африки, Америки, в Австралии М. становится известен вместе с появлением выходцев из Евразии.
В фольклоре мн. народов М. наделяются магич. функциями и сверхъестественной силой; они могут сами наносить повреждения, разговаривать, усыплять, переносить владельца по воздуху, делают его невидимым и т. п. М. нередко ассоциируется с гигантами и сверхъестественными существами, напр. Дамой Озера в артуровских легендах, Суртром (огненный великан с огненным М. в сев.-герм. мифах), Святогором в рус. былинах. М. мог служить мостом в иной мир, оружием солярных героев, сражающихся с хтонич. чудовищами (Мардук, Персей и др.). Обоюдоострый М. символизирует двойственную силу: творение и разрушение, жизнь и смерть и т. д. М. используется и как фаллический символ, но вместе с ножнами олицетворяет единство мужского и женского начал. В греч. мифологии Дамоклов меч символизирует постоянно присутствующую опасность при кажущемся процветании, воздаяние.
В Китае изготовление М. связывалось с волшебством, и им приписывалось сакрально-магич. значение, в т. ч. ассоциируемое с озарением, проникающим в суть явления; меч с волнистым клинком – символ дракона, плывущего в водах; считалось, что М. имеют пол, и они изготовлялись парами («самец» и «самка»). В одном из япон. мифов священный М. появляется из молнии; М. – одно из Трёх сокровищ, он символизирует мужество и силу (наряду с зеркалом и драгоценностью – символами истины и сострадания). В индуизме М. – молния у Индры, пламенеющий – у Вишну; в ведическом жертвоприношении молнию символизирует дерев. М., он имеет то же значение, что и ваджра (М., представляющий воинственный характер асуров; атрибут кшатриев). В буддизме и даосизме символика М. связана с проницательностью, которая побеждает невежество.
В традициях, связанных с авраамическими религиями, М. имеет амбивалентную семантику, связанную с жизнью и смертью (М. Яхве, архангела Михаила); обозначает высшую справедливость, отсекая негодное, бесплодное (в т. ч. пламенеющий М. херувима отделяет человека от рая после грехопадения). У христиан М., что связано и с его формой (в виде креста), – один из символов искупительного страдания Христа (Крест Господень), мученичества, атрибут мн. святых. В европ. Средневековье М. часто рассматривался как символ единения и союза, важный элемент посвящения, клятв и др. церемониалов рыцарства. У мусульман М. символизирует священную войну против неверных, а также борьбу человека со злым началом в себе самом. Алхимики обозначают М. очищающий огонь, который убивает и воскрешает к жизни, подобно проницательному духу.
М. – постоянный атрибут героев, символ силы, власти, защиты, достоинства, мужества, бдительности, правосудия и др. Часто его добыча связана с обретением власти. М. мог иметь собств. имя. В япон. мифологии «Небесный» М. преподнесён богине Аматэрасу богом Сусаноо. Чандрахас – меч Рахасы в индуистском эпосе «Рамаяна». «Змеиный» М. принадлежал Ашоке. Аскалон – М. св. Георгия. По одному из преданий, Аттила, получив М. Марса, обрёл особую силу. В брит. легендах упоминаются Калад-болг, Калибурн, Круадин – М. Фергуса и Кухулина; М. Экскалибур был отдан Дамой Озера Артуру, символизировал обретение власти, был возвращён после смерти короля. В герм. традиции Бальмунг – М. Зигфрида (Сигурда, см. Нибелунги), Риддил и Хротти входили в сокровище Фафнира и добыты Зигфридом; Тюрвинг – М. Ангантюра в битве на Каталаунских полях (у Р. Вагнера – М. Одина); Хрутинг – М. Беовульфа (см. «Беовульф»). Зу-ль-факар – М. пророка Мухаммеда. Кладенец – М. Святогора, передан им новому богатырю, Илье Муромцу. В зап.-европ. рыцарской традиции Аронди – М. Ланселота, Дюрендаль – Роланда (см. «Песнь о Роланде»), Фламберг – Рено де Монтабана или Карла Великого; Куртуаз – Вильгельма Завоевателя.
М.-символы или обереги, принадлежавшие нац. героям, являются реликвиями; напр., М. Довмонта, Всеволода Мстиславича в Пскове; Тизона – М. Сида Кампеадора (хранится в Мадриде); Шойос – М. Вильгельма III Оранского, польский М. св. Петра (хранится в Познани). Некоторые М. приобрели функцию спец. коронационных, напр. «М. Милосердия» – тупой М. Эдуарда Исповедника, Куртана, Драгоценный жертвенный меч (Jewelled Sword of Offering) в Англии; Щербец – в Польше.