Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВСЕ́ВОЛОД МСТИСЛА́ВИЧ

Авторы: А. В. Назаренко
Благоверный князь Всеволод Мстиславич. Икона. Кон. 16 в. Псков (?). Государственный музей-заповедник «Коломенское» (Москва). Архив «Православной энциклопедии»

ВСЕ́ВОЛОД МСТИСЛА́ВИЧ (в кре­ще­нии Гав­ри­ил) (ок. 1097 – 10.2.1138, Псков), князь нов­го­род­ский (1117–32, 1132–36), псков­ский (1137–38). Из ди­на­стии Рю­ри­ко­ви­чей. Стар­ший сын ки­ев­ско­го кн. Мсти­сла­ва Вла­ди­ми­ро­ви­ча Ве­ли­ко­го. Пер­вые све­де­ния о В. М. от­но­сят­ся к 1117, ко­гда 17 мар­та он был ос­тав­лен на кня­же­ние в Нов­го­ро­де сво­им от­цом. В пер­вые го­ды кня­же­ния В. М. и, ско­рее все­го, при его дво­ре и по его за­ка­зу был со­став­лен ле­то­пис­ный свод, со­еди­нив­ший ран­нее нов­го­род­ское ле­то­пи­са­ние с ки­ев­ским и лёг­ший в ос­но­ву по­сле­дую­ще­го нов­го­род­ско­го вла­дыч­но­го ле­то­пи­са­ния. Кня­же­ние В. М. ста­ло важ­ным эта­пом в ста­нов­ле­нии нов­го­род­ской го­су­дар­ст­вен­но­сти. Стрем­ле­ние Вла­ди­ми­ра Все­во­ло­до­ви­ча Мо­но­ма­ха и Мсти­сла­ва Вла­ди­ми­ро­ви­ча сде­лать Нов­го­род, как и Ки­ев, на­след­ст­вен­ным вла­де­ни­ем Мсти­сла­ви­чей ве­ло как к уси­ле­нию по­пы­ток кон­тро­ли­ро­вать Нов­го­род из Кие­ва, так и, на­про­тив, к по­ли­тич. ус­туп­кам нов­го­род­ско­му бо­яр­ст­ву. По мне­нию В. Л. Яни­на, имен­но при В. М. в Нов­го­ро­де сфор­ми­ро­ва­лось т. н. по­сад­ни­че­ст­во но­во­го ти­па, пол­но­мо­чия ко­то­ро­го за­мет­но ог­ра­ни­чи­ва­ли кня­же­скую власть. Сви­де­тель­ст­вом внут­ри­по­ли­тич. ак­тив­но­сти В. М. яв­ля­ют­ся мно­го­числ. на­ход­ки (пре­им. в Нов­го­ро­де) его свин­цо­вых пе­ча­тей. Во­ен. по­хо­ды В. М., как пра­ви­ло, бы­ли на­прав­ле­ны в со­сед­ние об­лас­ти, обя­зан­ные Нов­го­ро­ду да­нью: в 1123–1124 – на емь (сев. по­бе­ре­жье Фин­ско­го зал.), вес­ной 1131, зи­мой 1131/32 и в нач. 1134 (вой­ска В. М. взя­ли г. Юрь­ев) – на чудь (ве­ро­ят­но, эс­тов). Эти по­хо­ды В. М. яв­ля­лись про­дол­же­ни­ем нов­го­род­ской по­ли­ти­ки его от­ца и ча­стью во­ен. ме­ро­прия­тий ки­ев­ских кня­зей в Сев.-Зап. Ру­си. В 1127 В. М. уча­ст­во­вал в по­хо­де на По­лоц­кое кня­же­ст­во, ор­га­ни­зо­ван­ном его от­цом.

В. М. на­хо­дил­ся в под­чи­нён­ном по­ло­же­нии по от­но­ше­нию к от­цу, кня­жив­ше­му в Бел­го­ро­де, а с 1125 – в Кие­ве. В 1118 все нов­го­род­ские боя­ре прие­ха­ли в Ки­ев при­ся­гать Вла­ди­ми­ру Все­во­ло­до­ви­чу Мо­но­ма­ху и Мсти­сла­ву Вла­ди­ми­ро­ви­чу. В 1119 В. М. за­ло­жил в Нов­го­ро­де Ге­ор­ги­ев­ский со­бор Юрь­е­ва мо­на­сты­ря, но гра­мо­ту о ма­те­ри­аль­ном обес­пе­че­нии оби­те­ли (да­ре­ние мо­на­сты­рю вол. Буй­це на юге Нов­го­род­ской зем­ли) ок. 1130 из­дал его отец, то­гда как В. М. упо­ми­на­ет­ся в до­ку­мен­те толь­ко как да­ри­тель се­реб­ря­но­го блю­да (сам В. М., ве­ро­ят­но в 1134, дал Юрь­е­ву мон. ещё од­ну жа­ло­ван­ную гра­мо­ту на «рель» у Вол­хо­ва и вол. Ля­хо­ви­чи).

Архив «Православной энциклопедии» Рака с мощами благоверного князя Всеволода Мстиславича в Троицком соборе (Псков).

Ско­рее все­го в 1125, по­сле смер­ти Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха, в ста­ту­се В. М. в Нов­го­ро­де про­изош­ли из­ме­не­ния (Нов­го­род­ская пер­вая ле­то­пись от­ме­ча­ет, что в этом го­ду В. М. «по­са­ди­ша на сто­ле... нов­го­род­ци», хо­тя до это­го он не те­рял нов­го­род­ский стол). В 1132 но­вый ки­ев­ский кн. Яро­полк Вла­ди­ми­ро­вич пе­ре­вёл В. М. на кня­же­ние в Пе­ре­яс­лавль (Рус­ский), од­на­ко за­кре­пить­ся там В. М. не уда­лось из-за ре­ши­тель­но­го со­про­тив­ле­ния млад­ших Мо­но­ма­ши­чей – рос­то­во-суз­даль­ско­го кн. Юрия Вла­ди­ми­ро­ви­ча Дол­го­ру­ко­го и вла­ди­ми­ро-во­лын­ско­го кн. Ан­д­рея Вла­ди­ми­ро­ви­ча. В. М. вы­ну­ж­ден был вер­нуть­ся в Нов­го­род, где его при­ня­ли не­охот­но и не сра­зу. В хо­де про­ти­во­стоя­ния Вла­ди­ми­ро­ви­чей и Мсти­сла­ви­чей в 1130-е гг. В. М. ор­га­ни­зо­вал в 1134 – нач. 1135 два по­хо­да нов­го­род­ско­го вой­ска на Суз­даль с це­лью по­са­же­ния там сво­его бра­та Изя­сла­ва Мсти­сла­ви­ча, од­на­ко 1-й по­ход не был до­ве­дён до кон­ца из-за от­сут­ст­вия един­ст­ва сре­ди нов­го­род­цев, а 2-й за­кон­чил­ся 26.1.1135 по­ра­же­ни­ем вой­ска В. М. на Жда­не го­ре (близ Пе­ре­яс­лав­ля). 28.5.1136 со­вме­ст­ное ве­че нов­го­род­цев, пско­ви­чей и ла­до­жан ли­ши­ло В. М. нов­го­род­ско­го сто­ла и за­клю­чи­ло его с семь­ёй под стра­жу (до 15 ию­ля, ко­гда в Нов­го­род при­был но­вый князь – Свя­то­слав Оль­го­вич).

«Заключение мира между Всеволодом Ольговичем и киевским князем Ярополком Владимировичем (1138)». Миниатюра из Радзивилловской летописи. Кон. 15 в. Библиотека Академии наук (С.-Петербург).

Из­гнан­ный В. М. при­был в Ки­ев и по­лу­чил от Яро­пол­ка Вла­ди­ми­ро­ви­ча в дер­жа­ние Вы­шго­род. Ве­ро­ят­но, то­гда же дочь В. М., Вер­ху­сла­ва, бы­ла вы­да­на за­муж за Бо­ле­сла­ва (бу­ду­ще­го польск. кн. Бо­ле­сла­ва IV Куд­ря­во­го). В мар­те 1137 к В. М. при­был нов­го­род­ский по­сад­ник Кон­стан­тин, а за­тем тай­ное по­соль­ст­во пско­ви­чей и час­ти нов­го­род­цев, ко­то­рые убе­ж­да­ли его вер­нуть­ся в Нов­го­род. Ко­гда В. М. при­был в Псков, в Нов­го­ро­де про­изош­ло столк­но­ве­ние его сто­рон­ни­ков и про­тив­ни­ков, в ко­то­ром по­след­ние одер­жа­ли верх. Псков от­ка­зал­ся под­дер­жать ре­ше­ние нов­го­род­ско­го ве­ча и стал го­то­вить­ся к воо­руж. со­про­тив­ле­нию, од­на­ко вско­ре В. М. вне­зап­но скон­чал­ся.

С име­нем В. М. нов­го­род­ская тра­ди­ция свя­зы­ва­ет соз­да­ние двух важ­ных для по­ли­тич. и цер­ков­ной жиз­ни Нов­го­ро­да за­ко­но­дат. до­ку­мен­тов – Ус­та­ва кн. Все­во­ло­да о цер­ков­ных су­дах, лю­дях и ме­ри­лах цер­ков­ных и Ус­тав­ной гра­мо­ты кн. Все­во­ло­да ц. Ио­ан­на Пред­те­чи на Опо­ках («Ру­ко­пи­са­ние кня­зя Все­во­ло­да»), од­на­ко совр. ис­сле­до­ва­те­ли от­но­сят оба ак­та в их со­хра­нив­шем­ся ви­де к бо­лее позд­не­му вре­ме­ни.

Уже с 12 в. В. М. по­чи­тал­ся в Пско­ве как свя­той – по­кро­ви­тель го­ро­да. В. М. ка­но­ни­зи­ро­ван РПЦ в чи­не бла­го­вер­но­го кня­зя, мо­щи на­хо­дят­ся в Тро­иц­ком со­бо­ре г. Псков.

Лит.: Янин В. Л. Нов­го­род­ские ак­ты, XII– XV вв. М., 1991; он же. У ис­то­ков нов­го­род­ской го­су­дар­ст­вен­но­сти. Ве­ли­кий Нов­го­род, 2001; Круг­ло­ва Т. В. Все­во­лод Мсти­сла­вич и про­бле­ма кня­же­ско­го сто­ла в Пско­ве // Псков в рос­сий­ской и ев­ро­пей­ской ис­то­рии. М., 2003. Т. 1.

Вернуться к началу