ВАТИКА́Н

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 657-661

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


    Книжная версия:



Авторы: И. А. Алебастрова, К. Пьетранджели, Дж. Саккетти. (Государственный строй, система гражданского и церковного управления), Е. С. Токарева (Исторический очерк; >>

ВАТИКА́Н (Vaticano), Го­су­дар­ст­во-Град Ва­ти­кан (итал. Stato della Città del Va­ticano).

Общие сведения

В. – го­род-го­су­дар­ст­во в пре­де­лах сто­ли­цы Ита­лии – Ри­ма, ре­зи­ден­ция гла­вы Рим­ско-ка­то­лической церк­ви – па­пы Рим­ско­го, ме­сто­на­хо­ж­де­ние ор­га­нов цер­ков­но­го управ­ле­ния (Рим­ской ку­рии

 >>
). В. рас­по­ло­жен в зап. час­ти Ри­ма, на Ва­ти­кан­ском хол­ме, на пра­вом бе­ре­гу р. Тибр. Пл. 0,44 км2. Нас. 921 чел. (2005). Офиц. язы­ки – ла­тин­ский и италь­ян­ский. Де­неж­ная еди­ни­ца – ев­ро (с 1.1.2002).

В. (офиц. на­име­но­ва­ние – Свя­той Пре­стол) как субъ­ект ме­ж­ду­нар. пра­ва яв­ля­ет­ся чле­ном ме­ж­ду­нар. ор­га­ни­за­ций (в т. ч. ОБСЕ, МАГАТЭ), а так­же пред­став­лен по­сто­ян­ной на­блю­дат. мис­си­ей при штаб-квар­ти­ре ООН, в ЮНЕСКО и в др. ор­га­ни­за­ци­ях. Го­су­дар­ст­во-Град Ва­ти­кан так­же по­сто­ян­ный член раз­лич­ных пра­ви­тель­ст­вен­ных ме­ж­ду­на­род­ных ор­га­ни­за­ций.

Государственный строй, система гражданского и церковного управления

В. – тео­кра­тич. мо­нар­хия. Но­вый Ос­нов­ной за­кон (La nuova Legge fonda­men­tale dello Stato della Città del Vaticano) при­нят па­пой Рим­ским Ио­ан­ном Пав­лом II

 >>
26.11.2000 и всту­пил в си­лу 22.2.2001.

Гла­ва гос-ва В. – па­па Рим­ский, выс­ший ие­рарх Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви, но­ся­щий ти­ту­лы: Свя­той Отец, епи­скоп Ри­ма, на­ме­ст­ник Ии­су­са Хри­ста, пре­ем­ник св. Пет­ра, Вер­хов­ный пон­ти­фик все­лен­ской Церк­ви, пат­ри­арх За­па­да, при­мас Ита­лии, ар­хи­епи­скоп и ми­тро­по­лит Рим. про­вин­ции, Вер­хов­ный прави­тель Гра­да В. Па­па Рим­ский из­би­рает­ся по­жиз­нен­но кол­ле­ги­ей кар­ди­на­лов (на конк­ла­вах

 >>
). Он об­ла­да­ет всей пол­но­той за­ко­но­дат., ис­пол­нит. и су­деб­ной вла­сти, ко­то­рую осу­ще­ст­в­ля­ет с по­мо­щью разл. ор­га­нов. В от­прав­ле­нии вла­сти Рим­ско­му пон­ти­фи­ку со­дей­ст­ву­ют епи­ско­пы, в т. ч. че­рез Си­нод епи­ско­пов. Кро­ме то­го, ему по­мо­га­ют кар­ди­на­лы и др. ли­ца, а так­же разл. уч­ре­ж­де­ния, в за­ви­си­мо­сти от ха­рак­те­ра ре­шае­мых за­дач.

Ор­га­ном за­ко­но­дат. вла­сти (за ис­клю­че­ни­ем слу­ча­ев, ко­гда Вер­хов­ный пон­ти­фик изъ­яв­ля­ет же­ла­ние осу­ще­ст­в­лять эту власть са­мо­стоя­тель­но) яв­ля­ет­ся Пап­ская ко­мис­сия по де­лам В., со­стоя­щая из кар­ди­на­лов и воз­глав­ляе­мая пред­се­да­те­лем. Пред­се­да­тель и чле­ны ко­мис­сии на­зна­ча­ют­ся Вер­хов­ным пон­ти­фиком сро­ком на 5 лет.

Ис­пол­нит. власть, от­но­ся­щая­ся к гражд. управ­ле­нию и свет­ско­му су­ве­ре­ни­те­ту В., осу­ще­ст­в­ля­ет­ся Гос. сек­ре­та­риа­том (с 1988 под­раз­де­ля­ет­ся на об­щий от­дел и от­дел по меж­го­су­дар­ст­вен­ным от­но­ше­ни­ям), ко­то­рый воз­глав­ля­ет кар­ди­нал – гос. сек­ре­тарь, под­от­чёт­ный в сво­ей дея­тель­но­сти лич­но па­пе Рим­ско­му. Во всех стра­нах, с ко­то­ры­ми Св. Пре­стол име­ет ди­пло­ма­тич. от­но­ше­ния, па­пу Рим­ско­го пред­став­ля­ют апо­столь­ские нун­ции

 >>
, апо­столь­ские де­ле­га­ты и на­блю­да­те­ли.

Свет­ская су­деб­ная власть от име­ни Вер­хов­но­го пон­ти­фи­ка осу­ще­ст­в­ля­ет­ся гражд. су­дом гос-ва Ва­ти­кан.

Иму­ще­ст­вен­ны­ми, эко­но­мич. и фи­нан­со­вы­ми де­ла­ми В. управ­ля­ют Апо­столь­ская па­ла­та, Ад­ми­ни­ст­ра­ция иму­ще­ст­ва апо­столь­ско­го пре­сто­ла, Пре­фек­ту­ра эко­но­мич. дел Св. Пре­сто­ла и Со­вет 15 кар­ди­на­лов. Тру­до­вые от­но­ше­ния с гражд. слу­жа­щи­ми В. ре­гу­ли­ру­ет Центр. бю­ро тру­да.

Управ­ле­ние де­ла­ми Церк­ви осу­ще­ст­в­ля­ет­ся че­рез сис­те­му кон­гре­га­ций ре­ли­ги­оз­ных

 >>
, ко­то­рые пред­став­ля­ют со­бой ко­мис­сии кар­ди­на­лов во гла­ве с пре­фек­та­ми. Все­го дей­ству­ют 9 кон­гре­га­ций (по делам ве­ро­уче­ния, по де­лам Вост. церк­вей, по во­про­сам бо­го­слу­же­ния и та­инств, по де­лам ка­но­ни­за­ции, по де­лам епи­ско­пов, по еван­ге­ли­за­ции на­ро­дов, по де­лам ду­хо­вен­ст­ва, по де­лам ин­сти­ту­тов по­свя­щён­ной жиз­ни и об­ществ апо­столь­ской жиз­ни, по во­про­сам ка­то­лич. об­ра­зо­ва­ния) и 12 пап­ских со­ве­тов [по де­лам ми­рян, по со­дей­ст­вию хри­сти­ан­ско­му един­ст­ву, по во­про­сам се­мьи, со­вет «Ius­ti­tia et Pax» («Спра­вед­ли­вость и мир»), со­вет «Cor Unum» («Еди­ное серд­це»), по ду­хов­но­му по­пе­че­нию о пе­ре­се­лен­цах и пу­те­ше­ст­вую­щих, по пас­тыр­ско­му по­пе­че­нию о ра­бот­ни­ках здра­во­охра­не­ния, по тол­ко­ва­нию за­ко­но­дат. тек­стов, по меж­ре­ли­ги­оз­но­му диа­ло­гу, по куль­ту­ре и др.].

Собор Святого Петра.

По­ми­мо кон­гре­га­ций и со­ве­тов ор­га­на­ми цер­ков­но­го управ­ле­ния яв­ля­ют­ся три­бу­на­лы, сек­ре­та­риа­ты, ко­мис­сии и т. д. В чис­ло три­бу­на­лов вхо­дят: Апо­столь­ский цер­ков­ный суд, Вер­хов­ный суд апо­столь­ской сиг­на­ту­ры (выс­шая су­деб­ная ин­стан­ция Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви) и Ро­та Ро­ма­на (Rota Romana) (выс­шая апел­ляц. ин­стан­ция). Эти су­деб­ные ор­га­ны раз­ме­ща­ют­ся на тер­ри­то­рии Ри­ма. Для управ­ле­ния де­ла­ми Церк­ви на тер­ри­то­рии Рим. епар­хии су­ще­ст­ву­ет Рим. ви­ка­ри­ат под рук. ге­не­раль­но­го ви­ка­рия па­пы Рим­ско­го. В его юрис­дик­цию не вхо­дит ба­зи­ли­ка Св. Пет­ра и др. зда­ния, как пре­ду­смот­ре­но за­ко­ном.

Население. Гражданство

По­ми­мо лиц, по­сто­ян­но про­жи­ваю­щих в В., на его тер­ри­то­рии ра­бо­та­ют ок. 3 тыс. чел., ко­торые про­жи­ва­ют в Ри­ме и его при­го­родах.

Гра­ж­дан­ст­во В. ос­но­ва­но на прин­ци­пе по­сто­ян­но­го про­жи­ва­ния на его тер­ри­то­рии. Гра­ж­да­на­ми В., кро­ме па­пы Рим­ско­го, яв­ля­ют­ся кар­ди­на­лы, нун­ции и про­чие слу­жа­щие в Апо­столь­ских нун­циа­ту­рах (в пе­ри­од их ди­пло­ма­тич. мис­сий), швейц. гвар­дей­цы (во вре­мя их служ­бы в В.), гу­бер­на­тор г. Ва­ти­кан, пре­тор три­бу­на­ла г. Ва­ти­кан, слу­жа­щие, ве­даю­щие за­пи­сью ак­тов гражд. со­стоя­ния, лич­ные по­мощ­ни­ки па­пы Рим­ско­го, вклю­чая чле­нов их се­мей, а так­же ли­ца, по­лу­чив­шие лич­ное раз­ре­ше­ние па­пы Рим­ско­го на про­жи­ва­ние в Ватикане.

Гра­ж­дан­ст­во В. со­вмес­ти­мо с уже имею­щим­ся нац. гра­ж­дан­ст­вом. Де­ти гра­ж­дан В. итал. про­ис­хо­ж­де­ния так­же ста­но­вят­ся итал. гра­ж­да­на­ми по дос­ти­же­нии 18-лет­не­го воз­рас­та. Гра­ж­да­не В., ме­няю­щие ме­сто жи­тель­ст­ва и по­се­ляю­щие­ся за пре­де­ла­ми В., те­ря­ют ва­ти­кан­ское гра­ж­дан­ст­во (ис­клю­че­ние сде­ла­но для кар­ди­на­лов ку­рии, ко­то­рые со­хра­ня­ют гра­ж­дан­ст­во В., да­же ес­ли про­жива­ют за его пре­де­ла­ми, – как пра­ви­ло, в Ри­ме).

Исторический очерк

Го­су­дар­ст­во В. воз­ник­ло 11.2.1929 как пра­во­пре­ем­ник су­ще­ст­во­вав­ше­го на Апен­нин­ском п-ове с 756 Пап­ско­го гос-ва (см. Пап­ская об­ласть

 >>
). В 19 в. в хо­де объ­еди­не­ния Ита­лии (см. Ри­сорд­жи­мен­то
 >>
) Пап­ское гос-во ли­ши­лось зна­чит. час­ти сво­их зе­мель. С 1849 свет­ская власть па­пы в Ри­ме и об­лас­ти Ла­цио под­дер­жи­ва­лась франц. вой­ска­ми, вве­дён­ны­ми ту­да для по­дав­ле­ния ре­во­люц. дви­же­ния. По­сле их эва­куа­ции 20.9.1870 Пап­ская обл. по ито­гам ре­фе­рен­ду­ма, про­ве­дён­но­го 2.10.1870, бы­ла при­сое­ди­не­на к Итал. ко­ро­лев­ст­ву, а па­па ли­шён пра­ва осу­ще­ст­в­лять свет­скую власть.

В знак про­тес­та про­тив этих ре­ше­ний па­па Пий IX

 >>
(годы понтифи­ка­та 1846–1878) объ­я­вил се­бя «ва­ти­кан­ским уз­ни­ком» и до кон­ца жиз­ни не по­ки­дал Ва­ти­кан­ский дво­рец. Пы­та­ясь уре­гу­ли­ро­вать кон­фликт с пап­ст­вом, 13.5.1871 итал. пра­ви­тель­ст­во при­ня­ло т. н. За­кон о га­ран­ти­ях, по ко­то­ро­му в од­но­сто­рон­нем по­ряд­ке при­зна­ло лич­ную не­при­кос­но­вен­ность, су­ве­ре­ни­тет и мо­нар­шее дос­то­ин­ст­во па­пы, его пра­во осу­ще­ст­в­лять ду­хов­ную власть, под­дер­жи­вать ди­плома­тич. от­но­ше­ния с лю­бы­ми го­су­дар­ст­ва­ми и обя­за­лось ока­зы­вать ему по­до­баю­щие са­ну по­чес­ти. Со­глас­но за­ко­ну, в поль­зо­ва­нии па­пы ос­та­вал­ся ком­плекс зда­ний в Ри­ме (ба­зи­ли­ка Св. Пет­ра; Ва­ти­кан­ский и Ла­те­ран­ский двор­цы, см. Ла­те­ран
 >>
), за­го­род­ный дво­рец Кас­тель-Ган­доль­фо и др. Па­пе пре­дос­тав­ля­лась еже­год­ная рен­та. Итал. пра­ви­тель­ст­во со­хра­ня­ло за со­бой кон­троль над рас­по­ря­же­ни­ем цер­ков­ным иму­ще­ст­вом и за­ме­ще­ни­ем цер­ков­ных долж­но­стей. Пий IX не при­знал За­кон о га­ран­ти­ях. В мае 1871 он опуб­ли­ко­вал эн­цик­ли­ку «Ubi nos», в ко­то­рой объ­я­вил его не­дос­та­точ­ным для «сво­бод­но­го осу­ще­ст­в­ле­ния вла­сти, дан­ной рим. пер­во­свя­щен­ни­ку Бо­гом, и для со­хра­не­ния не­об­хо­ди­мой сво­бо­ды Церк­ви», а в 1874 офи­ци­аль­но под­твер­дил при­ня­тый Св. Пре­сто­лом по­ли­тич. курс «non expedit»: за­пре­тил ка­то­ли­кам при­ни­мать уча­стие в вы­бо­рах и за­ни­мать вы­бор­ные долж­но­сти в ор­га­нах вла­сти Итал. ко­ро­лев­ст­ва.

Кон­фликт ме­ж­ду па­пой и итал. вла­стя­ми раз­во­ра­чи­вал­ся на фо­не ак­тив­но­го на­сту­п­ле­ния на по­зи­ции ка­то­лич. церк­ви в це­лом ря­де ев­роп. и лат.-амер. стран. В ча­ст­но­сти, в Гер­ма­нии в 1870-х гг. в хо­де «куль­тур­камп­фа»

 >>
пра­ви­тель­ст­во О. фон Бис­мар­ка
 >>
из­гна­ло ие­зуи­тов, вве­ло ин­сти­тут гражд. бра­ка, ог­ра­ни­чи­ло влия­ние Церк­ви на сис­те­му об­ра­зо­ва­ния. Не­до­воль­ный та­кой по­ли­ти­кой Св. Пре­стол пре­рвал от­но­ше­ния с Гер­ма­ни­ей.

Ме­ж­ду­нар. по­зи­ции пап­ст­ва на­ча­ли ук­ре­п­лять­ся с кон. 19 в., в пе­ри­од пон­ти­фи­ка­та Льва XIII

 >>
(1878–1903). В 1888 бы­ли вос­ста­нов­ле­ны от­но­ше­ния с Гер­ма­ни­ей, в 1894 – с Рос­си­ей (ра­зо­рва­ны в 1866), раз­ви­ва­лись свя­зи с Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей, Ис­па­ни­ей, Швей­ца­ри­ей. Од­на­ко от­но­ше­ния Св. Пре­сто­ла с итал. гос-вом ос­та­ва­лись по-преж­не­му слож­ны­ми. Кон­со­ли­да­ция и уси­ле­ние по­след­не­го не по­зво­ля­ли па­пе на­де­ять­ся на вос­ста­нов­ле­ние сво­их прав и при­ви­ле­гий в преж­нем объ­ё­ме. По­пыт­ка до­бить­ся уре­гу­ли­ро­ва­ния «рим­ско­го во­про­са», пред­при­ня­тая в 1887, ус­пе­ха Св. Пре­сто­лу не при­нес­ла.

В го­ды пон­ти­фи­ка­та Льва XIII про­яви­лось стрем­ле­ние пап­ст­ва под­черк­нуть роль со­ци­аль­но­го уче­ния Церк­ви в ус­ло­ви­ях Но­во­го вре­ме­ни. В 1891 бы­ла опуб­ли­ко­ва­на эн­цик­ли­ка «Rerum nova­rum», со­дер­жав­шая при­зыв к ре­ше­нию ра­бо­че­го во­про­са с по­зи­ций хри­сти­ан­ско­го ве­ро­уче­ния. Эта эн­цик­ли­ка по­ло­жи­ла на­ча­ло соз­да­нию ка­то­лич. ра­бо­чих ор­га­ни­за­ций, проф­сою­зов и об­ществ. Хо­тя Лев XIII фор­маль­но не от­сту­пил от по­ли­ти­ки «non expedit», он при­звал ка­то­ли­ков к ак­тив­но­му уча­стию в об­ществ. де­лах.

Смяг­че­ние по­зи­ции Св. Пре­сто­ла в от­но­ше­нии итал. гос-ва про­изош­ло в го­ды пон­ти­фи­ка­та Пия Х

 >>
(1903–14). В 1904 па­па пре­дос­та­вил епи­ско­пам пра­во са­мо­стоя­тель­но ре­шать во­прос о том, сле­ду­ет ли ка­то­ли­кам уча­ст­во­вать в вы­бо­рах, и со­дей­ст­во­вал соз­да­нию ря­да об­ще­италь­ян­ских ка­то­лич. ор­га­ни­за­ций. Св. Пре­стол под­дер­жал итал. пра­ви­тель­ст­во во вре­мя ита­ло-ту­рец­кой вой­ны 1911–12
 >>
. Од­на­ко его от­но­ше­ния с не­ко­то­ры­ми др. го­су­дар­ст­ва­ми в этот пе­ри­од за­мет­но ос­лож­ни­лись. В 1904 Пий Х ото­звал сво­его ди­пло­ма­тич. пред­ста­ви­те­ля из Па­ри­жа, а в 1905 во Фран­ции был при­нят за­кон об от­де­ле­нии Церк­ви от го­су­дар­ст­ва. Воз­рос­ла на­пря­жён­ность в от­но­ше­ни­ях па­пы с Пор­ту­га­ли­ей, Рос­си­ей и Мек­си­кой.

Пре­ем­ник Пия Х Бе­не­дикт XV

 >>
(1914–1922) в го­ды 1-й ми­ро­вой вой­ны вы­сту­пил с пла­ном мир­но­го уре­гу­ли­рова­ния кон­флик­та ме­ж­ду дер­жа­ва­ми, что спо­соб­ст­во­ва­ло рос­ту ме­ж­ду­нар. ав­то­ри­те­та пап­ст­ва. Бе­не­дикт XV пред­при­нял ша­ги по уре­гу­ли­ро­ва­нию от­но­ше­ний с итал. гос-вом: снял с глав ка­то­лических го­су­дарств за­прет на ви­зи­ты к ко­ро­лю Ита­лии, 12.11.1919 офи­ци­аль­но от­ка­зал­ся от по­ли­ти­ки «non expedit», одоб­рив со­зда­ние Итал. нар. пар­тии. Он всту­пил в пе­ре­го­во­ры с итал. пра­ви­тель­ст­вом по «рим­ско­му во­про­су», ко­то­рые, од­на­ко, за­вер­ши­лись без­ре­зуль­тат­но.

Б. Муссолини и кардинал – государственный секретарь П. Гаспарри подписывают Латеранские соглашения. 1929. Архив «Православной энциклопедии»

На­ча­ло пон­ти­фи­ка­та но­во­го па­пы – Пия XI

 >>
(1922–39) сов­па­ло с при­хо­дом к вла­сти Б. Мус­со­ли­ни
 >>
и соз­да­ни­ем в Ита­лии фа­ши­ст­ско­го гос-ва. Ме­ж­ду пап­ст­вом и итал. пра­ви­тель­ст­вом воз­ник до­пол­нит. ком­плекс про­ти­во­ре­чий, по­ро­ж­дён­ных гл. обр. по­ли­ти­кой но­вой вла­сти в во­про­сах об­ра­зо­ва­ния и вос­пита­ния, а так­же её от­но­ше­ни­ем к свет­ским ка­то­лич. ор­га­ни­за­ци­ям. По­сте­пен­но эти про­ти­во­ре­чия бы­ли пре­одо­ле­ны. В 1926 Св. Пре­стол и пра­ви­тель­ст­во Мус­со­ли­ни на­ча­ли пред­ва­рит. кон­суль­та­ции об уре­гу­ли­ро­ва­нии дву­сто­рон­них от­но­ше­ний, а в 1928 всту­пи­ли в офиц. пе­ре­гово­ры, ко­то­рые за­вер­ши­лись за­клю­че­нием Ла­те­ран­ских со­гла­ше­ний 1929
 >>
. Ита­лия при­зна­ла В. су­ве­рен­ным, не­за­ви­си­мым, ней­траль­ным гос-вом под вла­стью па­пы, са­мо­стоя­тель­ным так­же в от­но­ше­ни­ях с ре­лиг. ор­га­ни­за­ция­ми и об­ще­ст­ва­ми на тер­ри­то­рии Ита­лии. В., в свою оче­редь, при­знал итал. гос-во под вла­стью Са­вой­ской ди­на­стии
 >>
со сто­ли­цей в Ри­ме. За­кон о га­ран­ти­ях был от­ме­нён. Сто­ро­ны ус­та­но­ви­ли ди­пло­ма­тич. от­но­ше­ния на уров­не по­слов. Бы­ли оп­ре­де­ле­ны гра­ни­цы гос-ва В., ут­вер­ждён пе­ре­чень зда­ний вне В., по­лу­чив­ших ста­тус экс­тер­ри­то­ри­аль­но­сти, и зда­ний, ос­во­бо­ж­дён­ных от на­ло­го­об­ло­же­ния без пре­дос­тав­ле­ния та­ко­го ста­ту­са. Под­пи­са­на кон­вен­ция по фи­нан­со­вым во­про­сам и до­ку­мен­ты, оп­ре­де­ляв­шие по­ло­же­ние Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви в Ита­лии, её пра­ва, при­ви­ле­гии и т. д. Ос­но­вы­ва­ясь на Ла­те­ран­ских со­гла­ше­ни­ях, Пий XI 7.6.1929 про­воз­гла­сил Кон­сти­ту­цию гос-ва В. (в 1947 Ла­те­ран­ские со­гла­ше­ния бы­ли вклю­че­ны в Кон­сти­ту­цию Ита­лии в ка­че­ст­ве её со­став­ной час­ти).

В 1931, в ус­ло­ви­ях ми­ро­во­го эко­но­мич. кри­зи­са и обо­ст­ре­ния внут­ри­по­литич. об­ста­нов­ки в стра­нах За­па­да, Пий XI вы­сту­пил с эн­цик­ли­кой «Quad­rogesimo anno», со­дер­жав­шей раз­вёр­ну­тую про­грам­му ка­то­лич. церк­ви по со­ци­аль­ным во­про­сам. На­ка­ну­не 2-й ми­ро­вой вой­ны Пий XI, а в го­ды вой­ны его пре­ем­ник Пий XII

 >>
(1939–58) осу­ди­ли идео­ло­гии на­циз­ма и ком­му­низ­ма, пре­ж­де все­го в эн­цик­ликах «Mit bren­nender Sorge» (про­тив на­циз­ма) и «Di­vini Redemptoris» (про­тив ком­му­низ­ма), опуб­л. 14 и 19 мар­та 1937. По окон­ча­нии вой­ны ак­тив­ность Св. Пре­сто­ла на ме­ж­ду­нар. аре­не зна­чительно воз­рос­ла. Пий XII под­дер­жал во­ен­но-по­ли­тич. и эко­но­мич. ин­те­гра­цию стран За­па­да, осу­дил со­циа­ли­стич. пре­об­ра­зо­ва­ния в стра­нах Вост. Ев­ро­пы, в ию­ле 1952 вы­сту­пил с «Апо­сто­ли­че­ским по­сла­ни­ем на­ро­дам Рос­сии».

По­зи­ция Св. Пре­сто­ла по ши­ро­ко­му кру­гу ме­ж­ду­нар. и со­ци­аль­ных про­блем пре­тер­пе­ла серь­ёз­ные из­ме­не­ния в пе­ри­од пон­ти­фи­ка­тов Ио­ан­на XXIII

 >>
(1958–63) и Пав­ла VI
 >>
(1963–78). Во­ен­но-по­ли­тич. про­ти­во­стоя­ние двух бло­ков, чре­ва­тое уг­ро­зой воз­ник­но­ве­ния ядер­ной вой­ны, рас­пад ко­ло­ни­аль­ной сис­те­мы, обо­ст­ре­ние внутр. про­блем зап. об­ще­ст­ва по­тре­бо­ва­ли от пап­ст­ва вы­ра­бот­ки но­вых под­хо­дов к ре­ше­нию ак­ту­аль­ных во­про­сов. В 1961 Ио­анн XXIII вы­сту­пил с эн­цик­ли­кой «Mater et Ma­gistra», ори­ен­ти­ро­вав­шей пра­ви­тель­ст­ва зап. го­су­дарств на про­ве­де­ние внутр. ре­форм. В 1963 он опуб­ли­ко­вал эн­цикли­ку «Pacem in terris», в ко­то­рой призвал к ре­ше­нию спор­ных ме­ж­ду­нар. во­про­сов пу­тём пе­ре­го­во­ров, без при­ме­не­ния на­си­лия. В 1960-х гг. Св. Пре­стол под­пи­сал со­гла­ше­ния о нор­ма­ли­зации от­но­ше­ний с ря­дом стран Вост. Ев­ро­пы и Ку­бой. В прак­ти­ку во­шёл об­мен по­сла­ния­ми и лич­ные встре­чи па­пы с ру­ко­во­ди­те­ля­ми со­циа­ли­стич. гос-в. В 1971 В. при­сое­ди­нил­ся к До­го­во­ру о не­рас­про­стра­не­нии ядер­но­го ору­жия
 >>
, в 1975 при­нял уча­стие в Со­ве­ща­нии по безо­пас­но­сти и со­труд­ни­че­ст­ву в Ев­ро­пе
 >>
, ини­ции­ро­вал вклю­че­ние в его ито­го­вый до­ку­мент обя­за­тель­ст­ва всех го­су­дарств-уча­ст­ни­ков ува­жать сво­бо­ду со­вес­ти и ре­лиг. вы­бор ка­ж­до­го че­ло­ве­ка.

Па­па Ио­анн Па­вел II (понтификат в 1978–2005) при­вет­ст­во­вал де­мо­кра­тич. пре­об­ра­зо­ва­ния в стра­нах Вост. Ев­ро­пы, на­чав­шие­ся в 1980-х гг. В 1989 со­стоя­лась его встре­ча с пре­зи­ден­том СССР М. С. Гор­ба­чё­вым. В 1990 ме­ж­ду СССР и В. бы­ли ус­та­нов­ле­ны ди­пло­ма­тич. от­но­ше­ния. В по­сле­ду­ю­щие го­ды раз­ви­ва­лись лич­ные кон­так­ты ме­ж­ду Ио­ан­ном Пав­лом II и пре­зи­ден­та­ми РФ Б. Н. Ель­ци­ным и В. В. Пу­ти­ным. Не­од­но­крат­но об­су­ж­дал­ся во­прос о ви­зи­те па­пы Рим­ско­го в Рос­сию, од­на­ко его ре­ше­ние бы­ло от­ло­же­но вви­ду не­пол­ной уре­гу­ли­ро­ван­но­сти от­но­ше­ний ме­ж­ду Св. Пре­сто­лом и Рус. пра­во­слав­ной цер­ко­вью.

Ио­анн Па­вел II рез­ко осу­дил как ме­ж­ду­нар. тер­ро­ризм, так и ис­поль­зо­ва­ние го­су­дар­ст­ва­ми во­ен­но-си­ло­вых ме­то­дов для дос­ти­же­ния сво­их внеш­не­по­ли­тич. це­лей (бом­бар­ди­ров­ки вой­ска­ми НАТО Юго­сла­вии в 1999, втор­же­ние США в Ирак в 2003 и др.).

Папа Бенедикт XVI.

По­сле кон­чи­ны па­пы Ио­ан­на Пав­ла II (2.4.2005) Вер­хов­ным пон­ти­фи­ком Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви 19.4.2005 был из­бран кар­ди­нал Йо­зеф Рат­цин­гер – Бе­не­дикт XVI

 >>
, всту­пив­ший в долж­ность 24.4.2005.

Хозяйство

Соб­ст­вен­ной пром-сти (за ис­клю­че­ни­ем по­ли­гра­фи­че­ской) у В. нет. Всё не­об­хо­ди­мое для жиз­не­обес­пе­че­ния В. (вклю­чая про­до­воль­ст­вие, во­ду, газ) им­пор­ти­ру­ет­ся. В. име­ет свою элек­тро­стан­цию, центр. ото­пле­ние и ав­то­ном­ную те­ле­фон­ную сеть, а так­же рас­по­ла­га­ет соб­ст­вен­ной поч­то­вой сис­те­мой и те­ле­граф­ной служ­бой.

До­хо­ды В. скла­ды­ва­ют­ся гл. обр. из по­жерт­во­ва­ний ка­то­ли­ков, про­жи­ваю­щих в разл. стра­нах ми­ра, по­сту­п­ле­ний от ту­риз­ма (в т. ч. про­да­жи су­ве­нир­ной про­дук­ции, поч­то­вых ма­рок, оп­ла­ты му­зей­ных экс­кур­сий и др.), реа­ли­за­ции пе­чат­ной про­дук­ции, а так­же от­чис­ле­ний от аренд­ной пла­ты за зем­ли, при­над­ле­жа­щие Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви в др. стра­нах. На тер­ри­то­рии В. не взи­ма­ется по­до­ход­ный на­лог и от­сут­ст­ву­ют ог­ра­ни­че­ния на ввоз и вы­воз ва­лю­ты. Ка­пи­та­лы В. вло­же­ны в пром-сть Ита­лии и др. стран. Центр. банк В. (ос­но­ван в 1887, ре­ор­га­ни­зо­ван в 1989) уча­ст­ву­ет в ме­ж­ду­нар. фи­нан­со­вых опе­ра­ци­ях. Бюд­жет В. ут­вер­жда­ет­ся па­пой Рим­ским.

В. име­ет ж.-д. вет­ку (дли­на 0,86 км), со­еди­нён­ную с итал. гос. же­лез­ной до­ро­гой, и поль­зу­ет­ся ав­то­мо­биль­ным и вер­то­лёт­ным со­об­ще­ни­ем с тер­ри­то­ри­ей Ита­лии. В. мо­жет осу­ще­ст­в­лять мор. на­ви­га­цию под сво­им фла­гом, но на 2005 не имел ни од­но­го ко­раб­ля.

Вооружённые силы

Швейцарская гвардия.

Воо­ру­жён­ные си­лы В. со­став­ля­ет швейц. гвар­дия (110 чел., 2005), имею­щая лёг­кое стрел­ко­вое воо­ру­же­ние. За­да­чи гвар­дии – обес­пе­че­ние безо­пас­но­сти па­пы, ох­ра­на Пап­ско­го двор­ца и вхо­дов на тер­ри­то­рию В. Ох­ра­ну об­ществ. по­ряд­ка на пло­ща­ди Св. Пет­ра осу­ще­ст­в­ля­ет итал. по­ли­ция.

Образование. Учреждения науки и культуры

Выс­шие учеб­ные за­ве­де­ния В.: Гри­го­ри­ан­ский ун-т (1582), Ур­ба­ни­ан­ский ун-т (1627), Ла­те­ран­ский ун-т (1773), Са­ле­зи­ан­ский ун-т (1940; ста­тус ун-та с 1973), Пап­ский ун-т Св. Фо­мы Ак­вин­ско­го (ос­но­ван в 1580 как кол­ледж, с 1909 ун-т), Пап­ский ун-т Св. Кре­ста, Пап­ский биб­лей­ский ин-т, Пап­ский вост. ин-т, Пап­ский ин-т ара­би­сти­ки и ис­ла­мо­ве­де­ния, Пон­ти­фи­каль­ный ин-т цер­ков­ной му­зы­ки с хо­ро­вой шко­лой (Schola Gregoriana) и др.

Ста­рей­шей по­сле Боль­шой пап­ской ака­де­мии изящ­ных ис­кусств и ли­те­ра­ту­ры вир­туо­зов при Пан­те­о­не (ос­но­ва­на в 1542) яв­ля­ет­ся Пап­ская АН (1603), ко­то­рая при­зва­на со­дей­ст­во­вать раз­ви­тию ма­те­ма­тич., фи­зич. и ес­теств. на­ук. Её чле­на­ми яв­ля­ют­ся учё­ные раз­ных стран ми­ра, вы­би­рае­мые лич­но па­пой. Кро­ме того, дей­ст­ву­ют Пап­ская бо­го­слов­ская ака­де­мия (1695), Цер­ков­ная ака­де­мия (1701), Ли­тур­гич. ака­де­мия (1740), Ака­де­мия ка­то­лич. ре­ли­гии (1801), Пап­ская рим. ака­де­мия ар­хео­ло­гии (1810), Рим. ака­де­мия Св. Фо­мы Ак­вин­ско­го и ка­то­лич. ре­ли­гии (1879), Ака­де­мия Пре­свя­той Де­вы Ма­рии (1946), Ака­де­мия со­ци­аль­ных на­ук (1991), Ака­де­мия в за­щи­ту жиз­ни (1994) и др.

В Пап­ском двор­це – Биб­лио­те­ка Ва­ти­ка­на

 >>
(офи­ци­аль­но ос­но­ва­на в 1475). При ней дей­ст­ву­ет Ну­миз­ма­ти­че­ский ка­би­нет, в ко­то­ром хра­нит­ся св. 300 тыс. мо­нет и ме­да­лей. Во двор­це рас­по­ло­же­ны так­же Ва­ти­кан­ские му­зеи
 >>
.

Ар­хив В. (офи­ци­аль­но ос­но­ван ок. 1610) со­дер­жит до­ку­мен­ты Гос. сек­ре­та­риа­та, Рим. ку­рии, Со­бо­ров, ре­лиг. ор­де­нов, отд. се­мей и др., на­чи­ная с пон­ти­фи­ка­та Ин­но­кен­тия III

 >>
(1198–1216). На ба­зе ар­хи­ва дей­ст­ву­ет Ва­ти­кан­ская шко­ла па­леогра­фии, ди­пло­ма­ти­ки и ар­хи­во­ве­дения (1884).

Об­сер­ва­то­рия В. – од­на из са­мых ста­рых в Ев­ро­пе. С 16 в. она рас­по­ла­га­лась на тер­ри­то­рии совр. В. в т. н. Баш­не вет­ров, в 1939 бы­ла пе­ре­не­се­на в за­го­род­ную ре­зи­ден­цию па­пы – Кас­тель-Ган­доль­фо. В 1993 фи­ли­ал об­сер­ва­то­рии В. был от­крыт в США (Ту­сон, штат Ари­зо­на).

Средства массовой информации

Eжедневная га­зе­та В. – «Ос­сер­ва­то­ре Ро­ма­но»

 >>
(«L’Osservatore Romano», ос­но­ва­на в 1861) на итал. яз. с вос­крес­ным при­ло­же­ни­ем «L’Osservatore della do­menica» и еже­не­дель­ным вы­пус­ком на франц., англ., исп., пор­туг. и нем. язы­ках, а так­же еже­ме­сяч­ным дай­дже­стом на польск. яз. Так­же из­да­ют­ся еже­год­ные спра­воч­ни­ки «Annuario Pontificio» и «Attività della Santa Sede», бюл­ле­те­ни В. «Acta Apostolicae Sedis» (ос­но­ван в 1908), «Acta Sanc­tae Sedis» (ос­но­ван в 1865; с 1904 офиц. бюл­ле­тень В.), жур­нал ор­де­на ие­зуи­тов «Чи­виль­та кат­то­ли­ка» («Civiltà cattolica»). Св. Пре­стол рас­по­ла­га­ет пресс-цен­тром (с 1966; офиц. назв. – Зал пе­ча­ти) и из­да­т. цен­тром «Ти­по­гра­фиа по­ли­глот­та ва­ти­ка­на» («Tipografia Poliglotta Vati­cana»).

В 1931 на тер­ри­то­рии В. бы­ла соз­да­на ра­дио­стан­ция. В 1957 был от­крыт но­вый ра­дио­центр В., ко­то­рый на­хо­дит­ся в 18 км от Ри­ма и ве­дёт пе­ре­да­чи на 34 язы­ках. Те­ле­центр В. (соз­дан в 1983 как не­за­ви­си­мое уч­ре­ж­де­ние) ве­дёт пря­мые транс­ля­ции, вы­пус­ка­ет ин­фор­мац. про­грам­мы и до­ку­мен­таль­ные филь­мы.

Архитектура и изобразительное искусство

Ар­хи­тек­тур­ный ком­плекс В. вклю­ча­ет па­мят­ни­ки цер­ков­но­го, двор­цо­во­го и кре­по­ст­но­го зод­че­ст­ва и про­из­ве­де­ния са­до­во-пар­ко­во­го иск-ва, к соз­да­нию ко­то­рых при­вле­ка­лись круп­ней­шие ар­хи­тек­то­ры сво­его вре­ме­ни (Д. Бра­ман­те

 >>
, Дж. да Сан­гал­ло
 >>
, Ра­фа­эль
 >>
, Б. Пе­руц­ци
 >>
, А. да Сан­гал­ло
 >>
Млад­ший, Ми­ке­лан­дже­ло
 >>
, Дж. да Винь­о­ла
 >>
, Дж. дел­ла Пор­та
 >>
, Дж. Л. Бер­ни­ни
 >>
, К. Ма­дер­на
 >>
и др.). На тер­ри­то­рии го­ро­да рас­по­ло­же­ны зда­ния, яв­ляю­щие­ся все­мир­но из­вест­ны­ми па­мят­ни­ка­ми ар­хи­тек­ту­ры.

Микеланджело. «Пьета». Мрамор. 1497–1501. Собор Святого Петра.

Цен­тром ан­самб­ля В. и гл. его дос­то­при­ме­ча­тель­но­стью яв­ля­ет­ся Святого Пет­ра собор

 >>
 – круп­ней­ший ка­то­лич. храм ми­ра (1506–1614, на мес­те ба­зи­ли­ки 324–349); в крип­те со­бо­ра – ран­не­хри­сти­ан­ский нек­ро­поль, ча­сов­ня над ме­стом по­гре­бе­ния св. Пет­ра и за­хо­ро­не­ния рим. пап. В од­ной из ка­пелл со­бо­ра на­хо­дит­ся мра­мор­ная ста­туя Ми­ке­ланд­же­ло «Пье­та» («Оп­ла­ки­ва­ние Хри­ста»). Фа­са­дом со­бор вы­хо­дит на оваль­ную пл. Св. Пет­ра, об­рам­лён­ную ко­лон­на­да­ми (1657–63, арх. Дж. Л. Бер­ни­ни; в цен­тре – др.-егип. обе­лиск, ус­та­нов­лен в 1586; ко­лон­на­ды вклю­ча­ют 284 ко­лон­ны и 140 ста­туй). Пло­щадь Св. Пет­ра слу­жит тор­жеств. вхо­дом на тер­ри­то­рию Ва­ти­ка­на.

С юга к со­бо­ру при­мы­ка­ет Сак­ри­стия (на­ча­ло строи­тель­ст­ва – 1776, арх. К. Мар­кь­он­ни), к се­ве­ру от не­го рас­по­ло­жен об­шир­ный двор­цо­вый ком­плекс (вос­хо­дит к 5 в., осн. строи­тель­ст­во – 15–16 вв.; об­щая пл. ок. 55 тыс. м2) – па­рад­ные за­лы, ка­пел­лы и лод­жии, в ко­то­рых рас­по­ло­же­ны му­зеи, га­ле­реи и отд. про­из­ве­де­ния иск-ва. По­ми­мо лич­ных по­ко­ев пон­ти­фи­ка (19 ком­нат на 4-м эта­же), во двор­це на­хо­дят­ся ка­пел­ла Ник­ко­ли­на (Ни­ко­лая V; 1440-е гг., фре­ски Фра Анд­же­ли­ко и Б. Гоц­цо­ли), Сик­стин­ская ка­пел­ла

 >>
(1473–81, арх. Дж. Доль­чи; рос­пи­си ис­пол­не­ны круп­ней­ши­ми итал. ху­дож­ни­ка­ми – П. Пе­руд­жи­но, Б. Пин­ту­рик­кьо, К. Рос­сел­ли, Пье­ро ди Ко­зи­мо, С. Бот­ти­чел­ли, Д. Гир­лан­дайо, Л. Синь­о­рел­ли и Ми­кел­анд­же­ло) и ка­пел­ла Пао­ли­на (Пав­ла III; 1540, арх. А. да Сан­гал­ло Млад­ший, фре­ски Ми­ке­ланд­же­ло, 1542–50); Апар­та­мен­ты Борд­жиа (1492–94, рос­пи­си Пин­ту­рик­кьо) с при­мы­каю­щи­ми к ним ра­бо­чи­ми апар­та­мен­та­ми па­пы – Стан­ца­ми Ра­фа­эля (рос­пи­си Ра­фа­эля и его уче­ни­ков, 1508–24). В 1503–45 по про­ек­ту Д. Бра­ман­те по­строе­на осн. часть двор­ца с дво­ром Сан-Да­ма­зо, ок­ру­жён­ным Лод­жия­ми Ра­фа­эля (1508–19; рос­пи­си Ра­фа­эля и его уче­ни­ков, 1517–19, 1560–64). Два про­тя­жён­ных кор­пу­са (ар­хи­тек­то­ры Бра­ман­те и П. Ли­го­рио; ны­не Биб­лио­те­ка Ва­ти­ка­на) со­еди­ня­ют дво­рец с вил­лой Бель­ве­дер (1485–1487; пе­ре­ст­рое­на в 16–18 вв.; ны­не вхо­дит в Ва­ти­кан­ские му­зеи; вин­товая ле­ст­ни­ца, 1511–64, Бра­ман­те, Ли­го­рио), в ко­то­рой на­хо­дит­ся Му­зей Пио-Кле­мен­ти­но, га­ле­рея ста­туй, ка­би­нет па­пи­ру­сов, Ну­миз­ма­тиче­ский ка­би­нет. Эти кор­пу­са об­рам­ля­ют двор Бель­ве­де­ра. В 1587–90 двор раз­де­лён кор­пу­сом Тай­но­го ар­хи­ва и гл. чи­таль­но­го за­ла биб­лио­теки с об­ра­зо­ва­ни­ем дво­ри­ка дел­ла-Пи­нья (ни­ша Бель­ве­де­ра на­ча­та арх. Бра­ман­те, за­вер­ше­на по­лу­ку­по­лом арх. Ли­го­рио, 1562–1565; брон­зо­вая шиш­ка 1–2 вв. н. э. ус­та­нов­ле­на в 1608). В 1563–95 к Лод­жи­ям Ра­фа­эля при­строе­ны апар­та­мен­ты Сик­ста V (ар­хи­тек­то­ры Ли­го­рио, М. Лон­ги Стар­ший, О. Мас­ке­ри­но, Д. Фон­та­на
 >>
, Т. Лан­ди­ни). Па­рад­ным вхо­дом во дво­рец слу­жит Ко­ро­лев­ская ле­ст­ни­ца (т. н. Ска­ла-Ред­жа, 1663–66, арх. Дж. Л. Бер­ни­ни), за ко­то­рой рас­по­ло­жен т. н. Ко­ро­лев­ский зал (1538–73, арх. А. да Сан­гал­ло Млад­ший; рос­пи­си Дж. Ва­за­ри, Т. и Ф. Цук­ка­ри, О. Са­мак­ки­ни, Дж. Саль­виа­ти, Дж. Сик­кио­лан­те и др., 1573).

Сады Ватикана.

В зап. час­ти В. – са­ды, ос­тат­ки сте­ны Льва IV (сер. 9 в.), вил­ла па­пы Пия IV (1560, арх. П. Ли­го­рио), Баш­ня вет­ров (1579; до 1939 зда­ние Ва­ти­кан­ской об­сер­ва­то­рии), ба­роч­ные фон­та­ны Ак­ви­лон и Та­инств (17 в., арх. Я. ван Сан­тен), зда­ния Ва­ти­кан­ской пи­на­ко­те­ки (1929–32, арх. Л. Бел­тра­ми), Пап­ской АН, Эфи­оп­ской кол­ле­гии, Двор­ца гу­бер­на­то­ра. Внут­ри стен 16–17 вв. рас­по­ло­же­ны так­же церк­ви Па­лом­ни­ков (9–17 вв., рос­пи­си нач. 9 в.), Св. Ан­ны (1572, арх. Дж. да Винь­о­ла), Сан­то-Сте­фа­но-де­льи-Абис­си­ни, Сан-Саль­ва­то­ре-ин-Тер­рио­не, мо­за­ич­ная мас­тер­ская (ос­но­ва­на в 1727), Дво­рец су­дов Ва­ти­ка­на, зда­ние Кон­гре­га­ции по делам ве­ро­уче­ния, зал ау­ди­ен­ций Пав­ла VI (1971), те­ле­граф­ные, те­ле­фон­ные и поч­то­вые служ­бы, ж.-д. во­кзал, ра­дио- и те­ле­центр, пресс-центр, ти­по­гра­фия и гос­ти­ни­ца (Дом Св. Мар­фы).

Свя­то­му Пре­сто­лу при­над­ле­жат на пра­вах экс­тер­ри­то­ри­аль­но­сти ба­зи­ли­ки Сан­та-Ма­рия-Мад­жо­ре, Сан-Пао­ло-фуо­ри-ле-Му­ра (с мо­на­сты­рём), Сан-Джо­ван­ни-ин-Ла­те­ра­но с Ла­те­ран­ским двор­цом (16 в.), дво­рец (па­лац­цо) Кан­чел­ле­рия (1485–1513, ар­хи­тек­то­ры А. Бре­ньо, Д. Бра­ман­те), Дво­рец Кон­гре­га­ции по рас­про­стра­не­нию ве­ры (1642–67, ар­хи­тек­то­ры Ф. Бор­ро­ми­ни

 >>
и Дж. Л. Бер­ни­ни) в Ри­ме, лет­няя ре­зи­ден­ция па­пы в Кас­тель-Ган­доль­фо (17 в.) и др. зда­ния и зем­ли в Ри­ме и Ита­лии.

В. яв­ля­ет­ся го­ро­дом-му­зе­ем. В этом ка­че­ст­ве ан­самбль В. и зда­ния, при­над­ле­жа­щие Св. Пре­сто­лу в Ри­ме, с 1956 на­хо­дят­ся под ох­ра­ной ЮНЕСКО и вклю­че­ны в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия

 >>
.

Лит.: Vaticano / A cura di G. Fallani, M. Es­cobar. Firenze, 1946; Gessi L. La Città del Vaticano. Roma, 1950; Ко­валь­ский Н. А. Ка­то­ли­цизм и ди­пло­ма­тия. М., 1969; Bonaven­tura M. A. La Città del Vaticano. Roma, 1971; Мад­жи­стер С. По­ли­ти­ка Ва­ти­ка­на и Ита­лия: 1943–1978. М., 1982; Codex iuris canoni­ci. [Città del Vaticano], 1983; Кра­си­ков А. А. Ва­ти­кан: ис­то­рия и со­вре­мен­ность. М., 1991; Papafava F. Va­tican. Monumenti, musei e gal­lerie pontifi­cie. [Roma], 1993; Mondo Vaticano: Passato e presente. Vaticano, 1995; Reese T. J. Inside the Vatican: the politics and organiza­tion of the Catholic Church. Camb. (Mass.); L., 1996; Pietrangeli C. Paintings in the Vati­can. L., 1996; Зо­но­ва Т. В. Ди­пло­ма­тия Ва­ти­ка­на в кон­тек­сте эво­лю­ции ев­ро­пей­ской по­ли­ти­че­ской сис­те­мы. М., 2000; Ва­ти­кан. М., 2001; Ис­то­рия Ва­ти­ка­на: власть и Рим­ская ку­рия. М., 2002; Гри­гу­ле­вич И. Р. Пап­ст­во. Век ХХ. 3-е изд. М., 2003; Lace W. W. The Vatican. San Diego, 2004.

Вернуться к началу