Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОСЕЙДО́Н

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 239-240

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Стрелков, А. В. Пожидаева (иконография)

ПОСЕЙДО́Н (Ποσειδν), в др.-греч. ре­ли­гии и ми­фо­ло­гии бог мор­ской сти­хии. Сын Кро­но­са и Реи, брат Зев­са, Аи­да, Ге­ры, Де­мет­ры и Гес­тии. По­сле по­бе­ды бо­гов-олим­пий­цев над ти­та­на­ми по жре­бию по­лу­чил в свой удел власть над мо­рем. Суп­ру­гой П. ста­ла не­реи­да Ам­фит­ри­та (см. Не­реи­ды), у них ро­ди­лись сын Три­тон и до­че­ри Ро­да и Бен­те­си­кима. П. имел мно­го­числ. по­том­ст­во от раз­ных бо­гинь и смерт­ных жен­щин [Ан­тей, сын Геи, Ори­он, сын Эв­риа­лы, ве­ли­ка­ны От и Эфи­альт, сы­но­вья Ифи­ме­деи, царь беб­ри­ков (на­ро­да, оби­тав­ше­го в Ви­фи­нии в ан­тич­ную эпо­ху) Амик, сын Ви­фин­ской ним­фы Ме­лии, ге­рои Пе­лей и Не­лей, сы­но­вья Ти­ро, Те­сей, царь Афин, сын Эф­ры и мн. др.]. Дво­рец П. на­хо­дил­ся на дне мо­ря, от­ку­да он час­то от­прав­лял­ся на ко­лес­ни­це, за­пря­жён­ной бе­лы­ми ко­ня­ми, ос­мат­ри­вать свои вла­де­ния. С по­мо­щью тре­зуб­ца П. мог вы­зы­вать на мо­ре страш­ную бу­рю, на­вод­не­ние и да­же зем­ле­тря­се­ние. П. был так­же по­кро­ви­те­лем ко­не­вод­ст­ва и по­чи­тал­ся как П. Гип­пий (кон­ный). По­ро­ж­де­ни­ем П. счи­та­лись кры­ла­тый Пе­гас и бо­же­ст­вен­ный конь Ари­он. П. вме­сте с Апол­ло­ном воз­двиг сте­ны Трои, но не по­лу­чил за­слу­жен­ной пла­ты от ца­ря Лао­ме­дон­та и за это на­слал на го­род мор. чу­до­ви­ще. Во вре­мя Тро­ян­ской вой­ны по­мо­гал ахей­цам в их борь­бе про­тив тро­ян­цев. П. мно­го лет пре­сле­до­вал Одис­сея, ос­ле­пив­ше­го его сы­на цик­ло­па По­ли­фе­ма. П. про­иг­рал Афи­не спор за Ат­ти­ку, но всё рав­но по­чи­тал­ся в Эрех­тей­о­не на афин­ском Ак­ро­по­ле; был по­стро­ен так­же зна­ме­ни­тый храм П. на мы­се Су­ний в Ат­ти­ке. В Гре­ции су­ще­ст­во­ва­ли мно­го­числ. свя­ти­ли­ща П., обыч­но рас­по­ло­жен­ные на по­бе­ре­жье. П. бы­ли по­свя­ще­ны об­ще­гре­че­ские Ист­мий­ские иг­ры. В рим. ми­фо­ло­гии П. со­от­вет­ст­ву­ет Неп­тун.

Иконография

Посейдон. Римская копия c греческого оригинала 2-й пол. 4 в. до н. э. Мрамор. Ватиканские музеи.

В ан­тич­ном иск-ве П. изо­бра­жа­ет­ся бо­ро­да­тым му­жем сред­них лет, как пра­ви­ло, в длин­ном хи­то­не; внеш­не схож с Зев­сом и Аи­дом. Его по­сто­ян­ные ат­ри­бу­ты – тре­зу­бец (ки­лик ва­зо­пис­ца Ксе­нок­ла, 540 до н. э., Брит. му­зей, Лон­дон), ино­гда ры­ба, дель­фин или гип­по­камп (ки­лик ар­ха­ич. эпо­хи из Му­зея ис­кусств Гар­вард­ско­го ун-та). В ру­ке брон­зо­вой ста­туи т. н. По­сей­до­на (ок. 460 до н. э., Нац. ар­хео­ло­гич. му­зей, Афи­ны), най­ден­ной в мо­ре близ мы­са Ар­те­ми­си­он и при­пи­сы­вае­мой Аге­ла­ду, пред­по­ло­жи­тель­но был тре­зу­бец (ны­не ут­ра­чен; по др. вер­сии, это ста­туя Зев­са с мол­ни­ей). Ино­гда П. изо­бра­жа­ет­ся ря­дом с суп­ру­гой Ам­фит­ри­той (эт­рус­ская ам­фо­ра 6 в. до н. э. из Му­зея ар­хео­ло­гии и ан­тро­по­ло­гии Пен­силь­ван­ско­го ун-та, Фи­ла­дель­фия). Фи­гу­ра П. встре­ча­ет­ся так­же в сце­не ро­ж­де­ния Афи­ны сре­ди бо­гов-олим­пий­цев, в сце­не спо­ра с Афи­ной о вла­ды­че­ст­ве над Ат­ти­кой (вост. и зап. фрон­то­ны Пар­фе­но­на, мас­тер­ская Фи­дия, 440–432 до н. э., Брит. му­зей, Лон­дон; му­зей Ак­ро­по­ля, Афи­ны), а так­же в сце­не встре­чи с сы­ном Те­зе­ем (ран­не­клас­сич. кра­тер из Му­зея ис­кусств Гар­вард­ско­го ун-та, нач. 5 в. до н. э.). Пав­са­ний упо­ми­на­ет о том, что в хра­ме По­сей­до­на в Ко­рин­фе, «по ве­ли­чи­не не очень боль­шом, сто­ят мед­ные три­то­ны. В пред­две­рии хра­ма на­хо­дят­ся ста­туи: две – По­сей­до­на, тре­тья – Ам­фит­ри­ты и ещё од­на – Та­лас­сы (Мо­ря), то­же мед­ная». В др.-рим. иск-ве П. (Неп­тун) час­то по­лу­об­на­жён, с дель­фи­ном и тре­зуб­цем в ру­ках, фи­гу­ри­ру­ет в изо­бра­же­ни­ях со­ве­та бо­гов (ми­ниа­тю­ры «Рим­ско­го Вер­ги­лия», 6 в., Б-ка Ва­ти­ка­на), а так­же в сце­не свадь­бы Неп­ту­на и Ам­фит­ри­ты, вле­ко­мых гип­по­кам­па­ми в со­про­во­ж­де­нии не­ре­ид и аму­ров (ал­тарь Гнея До­ми­ция Аге­но­бар­ба, 115–70 до н. э., Лувр, Па­риж; мо­заи­ка из терм Неп­ту­на в Ос­тии, ок. 139 н. э.); по­лу­ча­ют рас­про­стра­не­ние пар­ные изо­бра­же­ния стоя­щих ря­дом Неп­ту­на и Ам­фит­ри­ты (мо­заи­ка ним­фея в Гер­ку­ла­ну­ме, до 79 н. э.).

В ев­роп. иск-ве Но­во­го вре­ме­ни по­пу­ляр­ны как отд. изо­бра­же­ния Неп­ту­на, так и сце­на три­ум­фа Неп­ту­на и Ам­фит­ри­ты (кар­ти­на Н. Пус­се­на, сер. 1630-х гг., Му­зей ис­кусств, Фи­ла­дель­фия). Здесь, как и в скульп­тур­ной груп­пе Дж. Л. Бер­ни­ни (ок. 1622–23, Му­зей Вик­то­рии и Аль­бер­та, Лон­дон), в сви­те Н. по­яв­ля­ет­ся Три­тон, тру­бя­щий в ра­ко­ви­ну. Сце­на три­ум­фа мо­жет слу­жить ил­лю­ст­ра­ци­ей сю­же­та из «Энеи­ды» Вер­ги­лия об ус­ми­ре­нии Неп­ту­ном мо­ря (ри­су­нок «Неп­тун на во­дах» А. П. Ло­сен­ко, 1760-е гг., ГТГ). По­пу­ляр­ны так­же пар­ные изо­бра­же­ния Неп­ту­на и Ам­фит­ри­ты, в т. ч. лю­бов­ные сце­ны (со­лон­ка ко­ро­ля Фран­ци­ска I ра­бо­ты Б. Чел­ли­ни, 1540–43, Ху­дож.-ис­то­рич. му­зей, Ве­на; кар­ти­на «Неп­тун и Ам­фит­ри­та» Я. Гос­сар­та, 1516, КГ, Бер­лин). В об­ра­зе Неп­ту­на – по­ве­ли­те­ля мо­рей А. Брон­зи­но изо­бра­зил ад­ми­ра­ла А. До­риа (1535–40, Пи­на­ко­те­ка Бре­ра, Ми­лан). Неп­тун мо­жет изо­бра­жать­ся как оли­це­тво­ре­ние вод­ной сти­хии во­об­ще («Фон­тан Неп­ту­на» на пл. Синь­о­рии во Фло­рен­ции, ок. 1560–75, скульп­тор Б. Ам­ма­на­ти; кар­ти­ны «Со­юз Зем­ли и Во­ды» П. П. Ру­бен­са, 1618, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург; «Неп­тун при­но­сит Ве­не­ции да­ры» Дж. Б. Тье­по­ло, меж­ду 1756 и 1758, Дво­рец до­жей, Ве­не­ция).

Лит.: Апол­ло­дор. Ми­фо­ло­ги­че­ская биб­лио­те­ка. М., 1993; Simon E. Poseidon // Lexicon iconogra­phicum mythologiae classicae. Z., 1994. Bd 7; Па­ру­са Эл­ла­ды. Мо­ре­ход­ст­во в ан­тич­ном ми­ре. (Кат. вы­став­ки). СПб., 2010; Го­мер. Одис­сея. СПб., 2014; он же. Илиа­да. СПб., 2014.

Вернуться к началу