Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОВИ́ДИЙ ПУБЛИЙ ОВИДИЙ НАЗОН

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 627-628

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. С. Цыпилева, Т. Г. Юрченко
«Публий Овидий Назон». Фреска Луки Синьорелли в капелле Сан-Брицио. Собор города Орвието. 1499–1502.

ОВИ́ДИЙ, Пуб­лий Ови­дий На­зон (Pub­lius Ovidius Naso) (20.3.43 до н. э., Суль­мон, ны­не Суль­мо­на, Ита­лия – 17 или нач. 18 н. э., То­мы, ны­не Кон­стан­ца, Ру­мы­ния), рим. по­эт. Био­гра­фич. све­де­ния об О., в т. ч. точ­ная да­та ро­ж­де­ния, в осн. по­черп­ну­ты из его сти­хо­тво­ре­ния в сб. «Скорб­ные эле­гии» («Tristia», IV, 10). Ро­дил­ся в ари­сто­кра­тич. се­мье; по­лу­чил ри­тор­ское об­ра­зо­ва­ние в Ри­ме. Пер­вое пуб­лич­ное по­этич. вы­сту­п­ле­ние О. (25 до н. э.) при­нес­ло ему из­вест­ность. Поль­зо­вал­ся по­кро­ви­тель­ст­вом учё­но­го ора­то­ра и вли­ят. по­ли­ти­ка Мар­ка Ва­ле­рия Мес­са­лы Кор­ви­на; сре­ди дру­зей О. – по­эты Про­пер­ций, Эми­лий Макр, Басс и Пон­тик. В 8 н. э. от­прав­лен имп. Ав­гу­стом в ссыл­ку в То­мы, от­ку­да вплоть до са­мой смер­ти не­од­но­крат­но и без­ус­пеш­но по­сы­лал про­ше­ния о воз­вра­ще­нии. Фор­маль­ным по­во­дом для ссыл­ки по­слу­жи­ла по­эма О. «Нау­ка люб­ви» («Ars ama­to­ria», 2 н. э.), ис­тин­ная при­чи­на до­под­лин­но не­из­вест­на.

«Аталанта и Гиппомен» («Метаморфозы» Овидия). Картина Г. Рени. Ок. 1625. Музей Каподимонте (Неаполь).

Пер­вый по­этич. сб. «Лю­бов­ные эле­гии» («Amores», в 5 кн., опубл. ок. 15 до н. э.; со­хра­ни­лась 2-я ред. из 3 книг, 8–3 до н. э.) – ли­шён­ное ав­то­био­гра­фич. до­сто­вер­но­сти опи­са­ние взаи­мо­от­но­ше­ний с кра­са­ви­цей Ко­рин­ной – раз­ви­ва­ет тра­ди­цию Ти­бул­ла и Про­пер­ция. В тот же пе­ри­од или чуть позд­нее на­пи­са­ны и опуб­ли­ко­ва­ны «Ге­рои­ды» («Heroides») – со­б­ра­ние пи­сем от ли­ца ми­фо­ло­гич. ге­ро­инь (Пе­не­ло­пы, Ди­до­ны, Фед­ры, Ари­ад­ны, Ме­деи и др.) к по­ки­нув­шим их воз­люб­лен­ным – об­ра­зец ис­кус­но­го при­ме­не­ния пра­вил ри­то­ри­ки. Позд­нее к 15 пись­мам бы­ли при­сое­ди­не­ны три пар­ных по­сла­ния – пись­мо ми­фо­ло­гич. ге­роя к сво­ей воз­люб­лен­ной и её от­вет (Па­рис и Еле­на, Ле­андр и Ге­ро, Акон­тий и Ки­дип­па). До 2 н. э. О. на­пи­сал и опуб­ли­ко­вал сти­хотв. пе­ре­ло­же­ние со­б­ра­ния кос­ме­тич. ре­цеп­тов – ди­дак­тич. по­эму «Сред­ст­ва для ли­ца» («Medicamina faciei», со­хра­нил­ся не­боль­шой фраг­мент), а так­же па­ро­дий­ную ди­дак­тич. по­эму «Нау­ка люб­ви» (в 3 кн.): пер­вые две кни­ги со­дер­жат ре­ко­мен­да­ции муж­чи­нам, где и ка­ким об­ра­зом мож­но по­зна­ко­мить­ся с кра­са­ви­ца­ми и как за­вое­вать их рас­по­ло­же­ние; из треть­ей кни­ги жен­щи­ны уз­на­ют, как при­вле­кать и об­ма­ны­вать муж­чин. Од­но­вре­мен­но на­пи­сал по­эму «Ле­кар­ст­во от люб­ви» («Remedia amoris») – со­ве­ты, как из­ба­вить­ся от не­сча­ст­ной люб­ви. В 2–8 н. э. О. соз­дал две круп­ные по­эмы в ду­хе «учё­ной» алек­сан­д­рий­ской по­эзии. По­эма «Ме­та­мор­фо­зы» («Meta­mor­phoses», в 15 кн.) – наи­бо­лее зна­чит. со­чи­не­ние О. – на­пи­са­на гек­са­мет­ром (в от­ли­чие от др. по­эм О., в ко­то­рых ис­поль­зо­ван эле­ги­че­ский ди­стих) и объ­е­ди­ня­ет ок. 250 греч. и рим. ми­фо­ло­гич. и фольк­лор­ных сю­же­тов (в т. ч. ма­ло­из­ве­ст­ных) о пре­вра­ще­ни­ях лю­дей в жи­вот­ных, рас­те­ния, со­звез­дия, кам­ни: от Со­тво­ре­ния ми­ра, как пер­во­го пре­вра­ще­ния хао­са в кос­мос, до смер­ти Юлия Це­за­ря, его обо­же­ст­вле­ния и пре­вра­ще­ния в звез­ду. По­эма «Фас­ты» («Fasti»; на­пи­са­но 6 кн. из 12) пред­став­ля­ет со­бой об­ра­бот­ку рим. ка­лен­да­ря (по ме­ся­цам и дням) и со­дер­жит све­де­ния об ис­то­рич. со­бы­ти­ях, про­ис­хо­ж­де­нии празд­ни­ков, куль­тов, об­ря­дов. В ссыл­ке соз­да­ны два по­этич. сб-ка – «Скорб­ные эле­гии» (9–12 н. э., в 5 кн.) и «Пись­ма с Пон­та» («Epis­tu­lae ex Ponto», 13–16 н. э., в 4 кн.), про­ник­ну­тых чув­ст­вом тос­ки, со­дер­жа­щих жа­ло­бы на су­ро­вый жре­бий, прось­бы о по­ми­ло­ва­нии, вос­по­ми­на­ния; ин­век­ти­ва «Ибис» («Ibis»), а так­же ди­дак­тич. по­эма «Нау­ка ры­бо­лов­ст­ва» («He­lieu­ti­ca»; со­хра­ни­лась не­боль­шая часть с опи­са­ни­ем чер­но­мор­ских рыб). Тра­ге­дия «Ме­дея» («Medea») на ми­фо­ло­гич. сю­жет, создан­ная О. ещё до ссыл­ки, не со­хра­ни­лась.

Ха­рак­тер­ное для эл­ли­ни­стич. по­эзии в це­лом стрем­ле­ние к сни­же­нию субъ­ек­тив­но­сти и лич­ной эмо­цио­наль­ной во­вле­чён­но­сти у О. в лю­бов­ных эле­ги­ях ещё бо­лее уси­ле­но; он иг­ра­ет с тра­диц. жан­ро­вы­ми ус­лов­но­стя­ми, изо­бре­та­ет но­вые мо­ти­вы; его тек­сты от­ли­ча­ет бóль­шая по срав­не­нию с жан­ро­вой тра­ди­ци­ей от­кро­вен­ность и эро­тич­ность. Особ­ня­ком сто­ят эле­гии, на­пи­сан­ные в из­гна­нии: в них в по­эзию О. вхо­дят ре­аль­ные лич­ные пе­ре­жи­ва­ния по­эта. Сти­лю О. при­су­щи изы­скан­ность мет­ри­ки, му­зы­каль­ность сти­ха; ри­тор­ское об­ра­зо­ва­ние не­ред­ко да­ёт о се­бе знать в по­строе­нии фраз, уме­лых пе­ре­хо­дах от од­ной те­мы к дру­гой, не­ожи­дан­ных сю­жет­ных по­во­ро­тах.

О. – один из наи­бо­лее чи­тае­мых рим. ав­то­ров. В пе­ри­од позд­ней ан­тич­но­сти ему под­ра­жа­ли Лу­кан и Ста­ций; в сред­ние ве­ка на его лю­бов­ную ли­ри­ку ори­ен­ти­ро­ва­лись тру­ба­ду­ры, мин­не­зин­ге­ры и ва­ган­ты. Ин­те­рес к по­эзии О. рез­ко воз­рос в кон. 11 в. (см. «Ови­ди­ан­ское воз­ро­ж­де­ние»). С 14 в. соз­да­ва­лись «мо­ра­ли­зо­ван­ные» вер­сии тек­стов Ови­дия на лат. и нац. язы­ках: ми­фо­ло­гич. сю­же­ты в них трак­то­ва­лись на ос­но­ве хри­сти­ан­ской ал­ле­го­рии. О. ока­зал не­ма­лое влия­ние на Ф. Пет­рар­ку и Дж. Бок­кач­чо; из по­эмы «Ме­та­мор­фо­зы» чер­па­ли сю­же­ты У. Шек­спир, Л. де Гон­го­ра-и-Ар­го­те, Дж. Миль­тон, И. В. Гё­те и др. Мо­ти­вы со­чи­не­ний О., в осо­бен­но­сти «Ме­та­мор­фоз», ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­ли ху­дож­ни­ки (С. Бот­ти­чел­ли, Ти­ци­ан, Г. Ре­ни, П. П. Ру­бенс, Рем­брандт, П. Пи­кас­со, С. Да­ли и др.), скульп­то­ры (Дж. Л. Бер­ни­ни и др.), ком­по­зито­ры (В. А. Мо­царт, К. В. Глюк, P. Штра­ус, Б. Брит­тен), ки­но­ре­жис­сё­ры (Ж. Кок­то и др.). К об­ра­зу ссыль­но­го по­эта не раз об­ра­щал­ся А. С. Пуш­кин (стих. «В стра­не, где Юли­ей вен­чан­ный», «К Ови­дию», по­эма «Цы­га­ны»); О. Э. Ман­дель­штам на­звал один из сво­их по­этич. сб-ков «Tristia»; твор­че­ст­во О. бы­ло близ­ко И. А. Брод­ско­му (стих. «Ex Ponto. По­след­нее пись­мо Ови­дия в Рим»).

Со­чи­не­ния О. дош­ли до на­ше­го вре­ме­ни в ру­ко­пи­сях 9–12 вв. Пер­вое пе­чат­ное из­да­ние («Opera omnia») вы­шло в Бо­ло­нье (1471) и от­ли­ча­лось ис­клю­чи­тель­но вы­со­ким уров­нем по­ли­гра­фич. ис­пол­не­ния; пер­вое пол­ное соб­ра­ние со­чи­не­ний на рус. яз. – в 1874. В 20 в. сти­хо­тво­ре­ния О. на рус. яз. пе­ре­во­ди­ли М. Л. Гас­па­ров, Ф. А. Пет­ров­ский, С. А. Оше­ров, С. В. Шер­вин­ский и др.

Соч.: Opera. Lipsiae, 1915–1932. Vol. 1–3; Car­mina selecta. M., 1946; [Works]. 2 ed. Camb.(Mass.), 1971–1988. Vol. 1–6; Собр. соч.: В 2 т. СПб., 1994.

Лит.: Fraenkel H. Ovid, a poet between two worlds. Berk.; Los Ang., 1945; По­до­си­нов АВ. Про­из­ве­де­ния Ови­дия как ис­точ­ник по ис­то­рии Вос­точ­ной Ев­ро­пы и За­кав­ка­зья: Тек­сты, пе­ре­вод, ком­мен­та­рий. М., 1985; Knox P. E. Ovid’s Metamorphoses and the traditions of Augustan poetry. Camb., 1986; Dippel M. Die Darstellung des trojanischen Krieges in Ovids Metamorphosen. Fr./M., 1990; Ву­лих Н. В. Ови­дий. М., 1996; Гас­па­ров М. Л. Ови­дий, или Нау­ка доб­ро­ты. Ови­дий в из­гна­нии // Гас­па­ров МЛ. Из­бран­ные тру­ды. М., 1997. Т. 1; The Cambridge companion to Ovid. Camb., 2002; Albrecht M. Ovid: eine Ein­füh­rung. Stuttg., 2003; Videau A. La poétique d’Ovide, de l’élégie а̀ l’épopée des Métamo­r­phoses: essai sur un style dans l’histoire. P., 2010.

Вернуться к началу