ГО́НГОРА-И-АРГО́ТЕ ЛУИС ДЕ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГО́НГОРА-И-АРГО́ТЕ (Góngora y Argote) Луис де (11.7.1561, Кордова – 23.5.1627, там же), исп. поэт. Учился в Саламанкском ун-те (1576–80). В 1585 принял духовный сан; исполнял обязанности архидиакона собора Кордовы, служил в Мадриде королевским капелланом (1617–26). Печатался с 1580. Творчество Г.-и-А. условно делится на два периода: до 1610 – «ясный» стиль; начиная с оды «На взятие Лараче» («A la toma de Larache», 1610–11) – «тёмный» стиль (стремление к тотальной метафоризации мира и синтаксич. экспериментам, игра смыслов, культ формы, риторич. изощрённость). Это деление хронологически совпадает со сменой в исп. лит-ре ренессансных тенденций барочными и соответствует традиции сопоставления «тьмы» и «света» у исп. мистиков и в арабо-андалусской поэзии, влияние которой на творчество Г.-и-А. весьма значительно. «Тёмный» стиль Г.-и-А. представлен в трёх больших поэмах: «Предание о Полифеме и Галатее» («La Fábula de Polifemo y Galatea», 1612–13), сюжет которой восходит к «Одиссее» Гомера и «Метаморфозам» Овидия; «Уединения полей» («Soledades de los campos», 1612–13) и «Уединения берегов» («Soledades de las riberas», 1614, не закончена), посвящённые теме бегства от хаоса совр. жизни на лоно природы и отразившие осмысление исп. культурной элитой открытия Америки. «Панегирик герцогу Лермы» («El Panegírico al duque de Lerma», 1617) наряду с жизнеописанием покровителя Г.-и-А., сыгравшего значит. роль в политич. жизни Испании, содержит размышления о смерти короля Филиппа II и судьбе страны. Поэмы Г.-и-А. спровоцировали бурную полемику (1620–1630-е гг.), в ходе которой приверженцы «ясного стиля» (Х. Мартинес де Хуареги, Ф. де Кеведо-и-Вильегас, Тирсо де Молина, Лопе Ф. де Вега Карпьо и др.) выступали против поздней манеры Г.-и-А. (получившей название гонгоризма), но затем сами попали под его воздействие. Среди др. сочинений: ок. 200 стихотворений в традициях нар. исп. поэзии; ок. 200 сонетов в духе петраркизма; комедии «Стойкость Изабеллы» («Las firmesas de Isabela», 1610) и «Доктор Карлино» («El doctor Carlino», 1613, не закончена). Поэтика Г.-и-А. оказала влияние на зарождение символизма, а также на разл. течения исп. поэтич. авангарда. Интерес к поэзии Г.-и-А. возрос благодаря поэтам поколения 1927 года, назвавшим себя таким образом в честь 300-летней годовщины со дня смерти Г.-и-А. В России сочинения Г.-и-А. публиковались с 1911; среди переводчиков – К. Д. Бальмонт.