Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОМИ́ЧЕСКАЯ О́ПЕРА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 642

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КОМИ́ЧЕСКАЯ О́ПЕРА, опе­ра ко­ме­дий­ного со­дер­жа­ния. Как му­зы­каль­но-те­ат­раль­ный жанр К. о. мо­ло­же серь­ёз­ной опе­ры (см. Опе­ра-се­риа, Му­зы­каль­ная тра­ге­дия). В эпо­ху ба­рок­ко ко­ме­дий­ные эле­мен­ты вво­ди­лись в опе­ру в ка­че­ст­ве по­боч­ной ин­три­ги в осн. дей­ст­вии ли­бо в ви­де встав­ных ин­тер­ме­дий ме­ж­ду ак­та­ми (со вре­ме­нем та­кие ин­тер­ме­дии ста­ли са­мо­стоя­тель­ны­ми). Су­ще­ст­во­ва­ла в ря­де нац.-ис­то­рич. жан­ро­вых раз­но­вид­но­стей. Из ко­ме­дий­ных ин­терме­дий в Ита­лии в 1730-х гг. ро­ди­лась опе­ра-буф­фа (Дж. Б. Пер­го­ле­зи, Н. Пич­чин­ни, Дж. Паи­зи­ел­ло, Д. Чи­ма­ро­за, Дж. Рос­си­ни и мн. др.), в Ис­па­нии в 1750-х гг.  то­на­ди­лья (Т. Л. Ми­сон, А. Гер­ре­ро, П. Эс­те­ве, Б. де Ла­сер­на, М. дель П. В. Р. Гар­сия). Для франц. те­ат­раль­ной тра­ди­ции бы­ла ха­рак­тер­на «ко­ме­дия с пе­сен­ка­ми» (comédie melée dʼariettes), впо­след­ст­вии (в свя­зи с па­ро­ди­ро­ва­ни­ем спек­так­лей при­двор­ной опе­ры) на­зван­ная опе­ра-ко­мик (opéra co­mique; букв.  смеш­ная опе­ра). Ис­пы­тав влия­ние опе­ры-буф­фа, она в сер. 18 в. при­об­ре­ла чер­ты са­мо­сто­ят. жан­ра у Ж. Ж. Рус­со, Ф. А. Фи­ли­до­ра, П. А. Мон­си­ньи, А. Э. М. Грет­ри, А. Бу­аль­дьё и др. В Анг­лии ей со­от­вет­ст­во­ва­ла бал­лад­ная опе­ра (И. К. Пе­пуш), в Гер­ма­нии и Ав­ст­рии – зин­гш­пиль (И. К. Штанд­фус, И. А. Хил­лер, Й. А. Бен­да, К. Г. Не­фе, И. Хольц­бау­эр, Й. Гайдн, И. Ум­ла­уф, К. Дит­терс­дорф, В. А. Мо­царт, В. Мюл­лер и др.). В Рос­сии К. о. раз­ви­ва­лась с по­след­ней тре­ти 18 в. под влия­ни­ем опе­ра-ко­мик, бы­ла свя­за­на с фор­ми­ро­ва­ни­ем нац. ком­по­зи­тор­ской шко­лы свет­ско­го на­прав­ле­ния (Д. С. Борт­нян­ский, В. А. Паш­ке­вич, Е. И. Фо­мин). Как пра­ви­ло, в К. о. из­бе­га­лись ми­фо­ло­гич. и ис­то­ри­ко-ле­ген­дар­ные сю­же­ты. Ме­ло­ди­ка бли­же бы­то­вым и нар. ис­то­кам, чем в опе­рах-се­риа, не­слож­ные ха­рак­те­ри­сти­ки дей­ст­вую­щих лиц да­ны яс­нее и от­чёт­ли­вее (в опе­ре-буф­фа они близ­ки мас­кам), стиль арий зна­чи­тель­но про­ще, ан­самб­ли ди­на­мич­нее, бы­то­вая или ме­ст­ная об­ста­нов­ка об­ри­со­ва­на кон­крет­нее, ино­гда в ко­ло­рит­ных под­роб­но­стях. Для зин­гш­пи­ля, франц. и рус. К. о. ха­рак­тер­но на­ли­чие раз­го­вор­ных диа­ло­гов, для итал. опе­ры-буф­фа – ре­чи­та­ти­вов.

Дос­ти­же­ния К. о. бы­ли раз­ви­ты и пре­об­ра­зо­ва­ны B. А. Мо­цар­том в его вер­шин­ных про­из­ве­де­ни­ях, ко­то­рые уже не от­но­сят­ся пол­но­стью к ис­ход­ным раз­но­вид­но­стям жан­ра: «Свадь­ба Фи­га­ро», «Дон Жу­ан» (с чер­та­ми опе­ры-буф­фа), «Вол­шеб­ная флей­та» (ска­зоч­ная фее­рия с чер­та­ми зинг­шпи­ля). Нем. зин­гш­пиль вы­рос до нац. ро­ман­тич. опе­ры в твор­че­ст­ве К. М. фон Ве­бе­ра («Воль­ный стре­лок»). Позд­ние об­раз­цы итал. К. о.  у Дж. Вер­ди («Фаль­стаф»), Дж. Пуч­чи­ни («Джан­ни Скик­ки»). Рус. К. о., смы­ка­ясь в 1-й пол. 19 в. с жан­ром во­де­ви­ля (А. А. Аля­бь­ев, А. Н. Вер­стов­ский) и прой­дя этап ро­ман­ти­за­ции (т. н. вол­шеб­но-ко­мич. опе­ра, об­ра­зец – «Лес­та, Днеп­ров­ская ру­сал­ка» С. И. Да­вы­до­ва), при­об­ре­ла но­вые ка­че­ст­ва в ис­кус­ст­ве клас­си­ков – М. П. Му­сорг­ско­го, П. И. Чай­ков­ско­го, Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва – и ока­за­ла вли­я­ние на твор­че­ст­во не­ко­то­рых ев­роп. ком­по­зи­то­ров (Б. Сме­та­на и др.). В 20 в. в жан­ре К. о. ра­бо­та­ли М. Ра­вель, Р. Штра­ус, П. Хин­де­мит, К. Орф, И. Ф. Стра­вин­ский, С. С. Про­кофь­ев, Т. Н. Хрен­ни­ков и др. С К. о. сбли­жа­ют­ся опе­рет­та, мю­зикл, муз. ки­но­ко­ме­дия и др. му­зы­каль­но-дра­ма­тич. жан­ры.

Лит.: Рус­ская ко­ме­дия и ко­ми­че­ская опе­ра XVIII в. / Под ред. П. Н. Бер­ко­ва. М.; Л., 1950; Ис­то­рия рус­ской му­зы­ки. М., 1985–1986. Т. 3–4; Брян­це­ва В. Н. Фран­цуз­ская ко­ми­че­ская опе­ра XVIII в. М., 1985; Дань­ко Л. Г. Ко­ми­че­ская опе­ра в XX в. 2-е изд. Л., 1986. См. так­же лит. при ста­ть­ях Зинг­шпиль, Опе­ра.

Вернуться к началу