Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АЛЕКСАНДРИ́ЙСКАЯ ПРАВОСЛА́ВНАЯ ЦЕ́РКОВЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2015 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Редакция БРЭ (актуализация 2015)

АЛЕКСАНДРИ́ЙСКАЯ ПРАВОСЛА́ВНАЯ ЦЕ́РКОВЬ (АПЦ; Алек­сан­д­рий­ский пат­ри­ар­хат), пра­во­слав­ная По­ме­ст­ная цер­ковь, юрис­дик­ция ко­то­рой рас­про­стра­ня­ет­ся на Еги­пет и Аф­ри­ку. Име­но­ва­ние по на­зва­нию сто­ли­цы эл­ли­ни­стического и римского Егип­та – Алек­сан­д­рии. В древ­но­сти за­ни­ма­ла гла­вен­ст­вую­щее ме­сто сре­ди пра­во­слав­ных церк­вей Вос­то­ка, но со 2-го Все­лен­ско­го со­бо­ра (381) ус­ту­пи­ла его Кон­стан­ти­но­поль­ской пра­во­слав­ной церк­ви. Со­глас­но по­ста­нов­ле­ни­ям двух пер­вых Все­лен­ских со­бо­ров (I Всел. 6, II Всел. 2), власть епи­ско­па Алек­сан­д­рий­ско­го рас­про­стра­ня­лась «на весь Еги­пет».

История АПЦ

Хо­тя рас­про­стра­не­ние хри­сти­ан­ст­ва в Алек­сан­д­рии многие апок­ри­фические и древ­ние литературные па­мят­ни­ки свя­зы­ва­ли с име­на­ми апо­сто­лов Лу­ки или Вар­на­вы (из чис­ла 70), цер­ков­ная тра­ди­ция при­пи­сы­ва­ет ос­но­ва­ние АПЦ еван­ге­ли­сту и апостолу Мар­ку (Ев­се­вий. Цер­ков­ная ис­то­рия. II. 16.1), про­по­ве­до­вав­ше­му в Егип­те, Фи­ваи­де и Пен­та­по­ле около 39–49. В Алек­сан­д­рии Марк пре­тер­пел му­че­ническую смерть и был по­гре­бён в церкви Ву­ко­ла (позд­нее здесь по­гре­ба­лись ар­хи­епи­ско­пы Алек­сан­д­рий­ские). Во 2–3 вв. ди­да­ска­лы (хри­сти­ан­ские учи­те­ли) АПЦ – Пан­тен, Кли­мент Алек­сан­дрий­ский, Ори­ген, за­ло­жив­шие ос­но­вы алек­сан­д­рий­ской шко­лы бо­го­сло­вия, по­ле­ми­зи­ро­ва­ли с гно­сти­ка­ми, языч­ни­ка­ми и иу­дея­ми. В 202–312 хри­стиа­не Егип­та под­вер­га­лись го­не­ни­ям со сто­ро­ны гражданских вла­стей. В начале 4 в. воз­ник ме­ли­ти­ан­ский рас­кол, осу­ж­дён­ный Алек­сан­д­рий­ским со­бо­ром 306, а так­же ари­ан­ст­во, осу­ж­дён­ное на 1-м Все­лен­ском cоборе (Ни­кея, 325) бла­го­да­ря уси­ли­ям свт. Алек­сан­д­ра Алек­сан­д­рий­ско­го, Осия Кор­дуб­ско­го и свт. Афа­на­сия Ве­ли­ко­го.

Архив «Православной энциклопедии» Патриархи Александрийские (слева направо): святители Кирилл, Афанасий Великий, Иоанн Милостивый. Икона 16 в.

Свт. Ки­рилл Алек­сан­д­рий­ский (архиепископ в 412–444) ак­тив­но бо­рол­ся с но­ва­ци­ан­ским рас­ко­лом в Алек­сан­д­рии и не­сто­ри­ан­ст­вом, до­бив­шись осу­ж­де­ния по­след­не­го на 3-м Все­лен­ском со­бо­ре (г. Эфес, 431). Вы­сту­п­ле­ние пат­ри­ар­ха Алек­сан­д­рий­ско­го Дио­ско­ра в середине 5 в. на сто­ро­не мо­но­фи­зит­ст­ва, осу­ж­дён­но­го на 4-м Все­лен­ском со­бо­ре (г. Хал­кидон, 451), при­ве­ло к рас­ко­лу в АПЦ на хал­ки­до­ни­тов (мо­но­фи­зи­ты их стали име­но­вать мель­ки­та­ми, т. е. «­цар­скими», на­ме­кая на эл­ли­ни­зи­ро­ван­ность и по­мощь императорской вла­сти) и мо­но­фи­зи­тов [по­лу­чив­ших име­но­ва­ние коп­тов (от греч. Αἰγύπτιοι – егип­тя­не)], об­ра­зо­вав­ших Копт­скую цер­ковь. В 7 в. АПЦ пере­жи­ла ересь мо­но­фе­лит­ст­ва, про­тив ко­то­рой в Алек­сан­д­рии вы­сту­пил прп. Мак­сим Ис­по­вед­ник.

Имен­но в египетских пус­ты­нях сфор­ми­ро­ва­лось хри­сти­ан­ское мо­на­ше­ст­во, ро­до­на­чаль­ни­ка­ми ко­то­ро­го счи­та­ют ана­хо­ре­та (от­шель­ни­ка) Пав­ла Фи­вей­ско­го и прп. Ан­то­ния Ве­ли­ко­го (3–4 вв.). У прп. Ан­то­ния скры­вал­ся во вре­мя пре­сле­до­ва­ний свт. Афа­на­сий Ве­ли­кий. Наи­бо­лее из­вест­ны­ми египетскими оби­те­ля­ми к середине 4 в. бы­ли Нит­рия, ос­но­ван­ная прп. Ам­мо­ном (Ам­му­ном) Еги­пет­ским, и Скит, ос­но­ван­ный прп. Ма­ка­ри­ем Ве­ли­ким. На­ча­ло об­ще­жи­тель­ным мо­на­сты­рям (ки­но­ви­ям) по­ло­жил в начале 4 в. прп. Па­хо­мий Ве­ли­кий. В не­ко­то­рых оби­те­лях про­жи­ва­ли до 2 тыс. мо­на­ше­ст­вую­щих. Мо­на­сты­ри иг­ра­ли важ­ную роль не толь­ко в ре­лигиозной жиз­ни АПЦ, но и в по­ли­тической жиз­ни Ви­зан­тии. Ко вре­ме­ни персидского втор­же­ния в Еги­пет (619) в ок­ре­ст­но­стях Алек­сан­д­рии на­счи­ты­ва­лось около 600 мо­на­сты­рей.

Эпо­ха рас­цве­та АПЦ за­кон­чи­лась с пе­ре­хо­дом Егип­та под власть Ха­ли­фа­та в середине 7 в. Хри­стиа­не бы­ли при­чис­ле­ны к со­сло­вию зим­ми­ев, со­хра­няв­ших оп­ре­де­лён­ную сво­бо­ду ве­ры и ав­то­но­мию. Вме­сте с тем хри­стиа­не (в основном мель­ки­ты, по­сколь­ку коп­ты вос­при­ни­ма­лись му­суль­ма­на­ми как вра­ги Ви­зантии) не­од­но­крат­но под­вер­га­лись го­не­ни­ям, ис­ла­ми­за­ции и ара­би­за­ции, осо­бен­но в прав­ле­ния ха­ли­фов аль-Му­та­вак­ки­ля (847–861), аль-Ха­ки­ма (996–1020), а за­тем при мам­лю­ках (13–16 вв.). Кре­сто­вые по­хо­ды 11–13 вв. усу­гу­би­ли тя­жё­лое по­ло­же­ние египетских хри­сти­ан, при­тес­няв­ших­ся и му­суль­ма­на­ми (например, при сул­та­не Са­лах ад-Ди­не Юсу­фе ибн Ай­ю­бе в 12 в.), и кре­сто­нос­ца­ми, для ко­то­рых восточные хри­стиа­не бы­ли схиз­ма­ти­ка­ми. В Ос­ман­ский пе­ри­од (с 1517) внеш­нее по­ло­же­ние египетских хри­сти­ан бы­ло от­но­си­тель­но тер­пи­мым.

В 16 в. на­чи­на­ют­ся кон­так­ты АПЦ с Ру­сью (в 1523, 1556 де­ле­га­ции АПЦ по­се­ща­ли Русь для сбо­ра по­жерт­во­ва­ний, в 1593 пат­ри­арх Ме­ле­тий Пи­гас уча­ст­во­вал в Кон­стан­ти­но­поль­ском со­бо­ре, об­су­ж­дав­шем уч­ре­ж­де­ние на Ру­си пат­ри­ар­ше­ст­ва). В АПЦ в 1830–40-х гг. на­счи­ты­ва­лось около 2–5 тыс. чел. (гре­ков и ара­бов), то­гда как коп­тов-мо­но­фи­зи­тов – около 150–160 тыс. чел. В 16 – начале 19 вв. во всей АПЦ дей­ст­во­ва­ло 8 хра­мов и 2 мо­на­сты­ря. Все пат­ри­ар­хи бы­ли греческого про­ис­хо­ж­де­ния. В 1834 АПЦ вос­ста­но­ви­ла кон­так­ты с Рос­си­ей, по­лу­чая зна­чительные сум­мы от Российской им­пе­рии и ча­ст­ных жерт­во­ва­те­лей. В 1855 в Рос­сии бы­ло уч­ре­ж­де­но Алек­сан­д­рий­ское под­во­рье.

Британский про­тек­то­рат над Егип­том об­лег­чил по­ло­же­ние хри­сти­ан. К нач. 20 в. в АПЦ на­счи­ты­ва­лось уже около 100 тыс. чел. (63 тыс. гре­ков, ос­таль­ные – ара­бы сирийского и ли­ванского про­ис­хо­ж­де­ния).

Современное положение АПЦ

 Пред­стоя­тель АПЦ но­сит ти­тул «па­па и пат­ри­арх Алек­сан­дрий­ский и всея Аф­ри­ки» (с 2004 – патриарх Феодор II). В АПЦ вхо­дят 1 ар­хи­епи­ско­пия, 26 ми­тро­по­лий и 4 епи­ско­пии. По различным оценкам, к АПЦ принадлежат 250 – 300 тыс. верующих в Египте и от 1,5 до 6 млн. чел. в других странах Африки (Кения, Уганда, Танзания, Демократическая Республика Конго, Камерун, Мадагаскар, ЮАР и др.). Старейшие из дей­ст­ву­ющих мо­на­сты­рей: Св. Сав­вы Ос­вя­щен­но­го в Алек­сан­д­рии (ос­но­ван в 320), Свт. Ни­ко­лая в Каи­ре (10 в.). Много внимания в АПЦ уделяют миссионерству, развитию богослужения на языках различных народов Африки. АПЦ яв­ля­ет­ся чле­ном Все­мир­но­го со­ве­та цер­к­вей, име­ет 2 по­д­во­рья в Афи­нах, пред­ста­ви­тель­ст­во на Ки­пре, под­во­рье в Мо­ск­ве (воз­глав­ля­ет­ся пат­ри­ар­шим эк­зар­хом в Рос­сии).

Ис­точн.: Пор­фирий (Ус­пен­ский), еп. Алек­сан­д­рий­ская пат­ри­ар­хия: Сб. ма­те­риа­лов, ис­сле­до­ва­ний и за­пи­сок, от­но­ся­щих­ся до ис­то­рии Алек­сан­д­рий­ской пат­ри­ар­хии. СПб., 1898. Т. 1–2.

Лит.: [Мат­ве­ев­ский П.]. Очерк ис­то­рии Алек­сан­д­рий­ской церк­ви со вре­ме­ни Хал­кидон­ско­го со­бо­ра // Хри­сти­ан­ское чте­ние. 1856. Кн. 1; Лол­лий (Юрь­ев­ский), ар­хи­еп. Алек­сан­д­рия и Еги­пет // Бо­го­слов­ские тру­ды. 1978. Сб. 18. С. 136–179; Bag­nall R. S. Egypt in the late an­tiq­uity. Prin­ce­ton, 1993; Haas Ch. Al­ex­an­dria in late an­tiq­uity: to­po­gra­phy and so­cial con­flict. Balt.; L., 1997; Ле­бе­дев АП. Ис­то­ри­че­ские очер­ки со­стоя­ния Ви­зан­тий­ско-вос­точ­ной церк­ви от кон. XI до сер. XV в. СПб., 1998; Алек­сан­д­рий­ская пра­во­слав­ная цер­ковь // Пра­во­слав­ная эн­цик­ло­пе­дия. М., 2000. Т. 1.

Вернуться к началу