Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СОЧЕТА́ЕМОСТЬ

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 19

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Г. Гак

СОЧЕТА́ЕМОСТЬ в лин­гвис­ти­ке, свой­ст­во еди­ниц язы­ка со­че­тать­ся при об­ра­зо­ва­нии еди­ниц бо­лее вы­со­ко­го уров­ня язы­ка. Пред­став­ля­ет со­бой од­но из фун­дам. свойств еди­ниц язы­ка, от­ра­жа­ет син­таг­ма­тич. от­но­ше­ния ме­ж­ду ни­ми (см. Син­таг­ма­ти­ка).

Раз­ли­ча­ют С. кон­такт­ную (при со­по­ло­же­нии язы­ко­вых еди­ниц) и дис­тант­ную (на рас­стоя­нии); обу­слов­лен­ную (оп­ре­де­ля­ет­ся на­ли­чи­ем у язы­ко­вых эле­мен­тов раз­ли­чит. черт) и про­из­воль­ную (оп­ре­де­ля­ет­ся лишь при­ня­той нор­мой); в за­ви­си­мо­сти от уров­ня язы­ка – фор­маль­ную и се­ман­ти­че­скую.

На уров­не фо­нем обу­слов­лен­ная С. про­яв­ля­ет­ся в со­вмес­ти­мо­сти или несо­вмес­ти­мо­сти их диф­фе­рен­ци­аль­ных при­зна­ков (напр., во мно­гих язы­ках не мо­гут со­че­тать­ся глу­хие и звон­кие со­глас­ные, твёр­дые со­глас­ные и глас­ные пе­ред­не­го ря­да). В слу­чае С. фо­нем, имею­щих не­со­вмес­ти­мые при­зна­ки, про­ис­хо­дят их ком­би­на­тор­ные (по­зи­ци­он­ные) из­ме­не­ния: ог­лу­ше­ние, па­ла­та­ли­за­ция и др. (см. так­же Ком­би­на­тор­ные из­ме­не­ния зву­ков). Про­из­воль­ная С. фо­нем – важ­ный ти­по­ло­гич. при­знак язы­ка, она про­яв­ля­ет­ся в уни­вер­саль­ных (бо­лее лёг­кие и бо­лее труд­ные со­че­та­ния зву­ков) и ча­ст­ных тен­ден­ци­ях. Важ­ную роль в С. иг­ра­ет по­зи­ция зву­ко­со­че­та­ния в сло­ве; напр., груп­па [st] в на­ча­ле сло­ва обыч­на в рус. и англ. язы­ках («сте­на», stop), а в нем. и исп. язы­ках встре­ча­ет­ся лишь как ис­клю­че­ние (в за­им­ст­во­ва­ни­ях), хо­тя в них есть фо­не­мы s и t.

На уров­не мор­фем С. про­яв­ля­ет­ся в их ком­би­на­ции и раз­ли­ча­ет­ся на фор­маль­ном и се­ман­тич. уров­нях. На фор­маль­ном уров­не это ис­поль­зо­ва­ние ал­ло­мор­фов (ва­ри­ан­тов мор­фем), ко­то­рые изби­ра­тель­но со­че­та­ют­ся с кор­не­вы­ми мор­фе­ма­ми (ср. «красн-ота» – «желт-из­на» – «син-ева»; «ид-ёт» – «сид-ит»), из­ме­не­ния на мор­фем­ном шве и др. яв­ле­ния, изу­чае­мые мор­фо­но­ло­ги­ей. На се­ман­тич. уров­не С. оп­ре­де­ля­ет­ся со­вмес­ти­мо­стью зна­че­ний мор­фем; напр., лек­се­ма, обо­зна­чаю­щая счи­тае­мый объ­ект, со­вмес­ти­ма с мор­фе­мой мн. ч. («дом» – «домá»), а обо­зна­чаю­щая не­счи­тае­мый объ­ект, не­со­вмес­ти­ма с ней («по­зор», «во­да»). От­сту­п­ле­ние от этой за­ко­но­мер­но­сти сви­де­тель­ст­ву­ет о пе­ре­ос­мыс­ле­нии мор­фе­мы (напр., в фор­ме «льды» мор­фе­ма мн. ч. ука­зы­ва­ет не на мно­же­ст­вен­ность, а на ин­тен­сив­ность) или лек­се­мы («во́ды»), о на­ру­ше­нии нор­мы («по­зо­ры») и др.

С. слов оп­ре­де­ля­ет­ся грам­ма­тич., лек­сич. и се­ман­тич. фак­то­ра­ми и изу­ча­ет­ся тео­ри­ей сло­во­со­че­та­ний. Грам­ма­тич. С. оп­ре­де­ля­ет­ся при­над­леж­но­стью слов к час­тям ре­чи; так, для мн. язы­ков под­чи­нит. со­че­та­ние из двух су­ще­ст­ви­тель­ных не­ха­рак­тер­но и за­ви­си­мое су­ще­ст­ви­тель­ное, напр., мо­жет про­яв­лять тен­ден­цию к адъ­ек­ти­ва­ции (англ. a stone wall ‘ка­мен­ная стена’). На лек­сич. уров­не C. про­яв­ля­ет­ся в из­би­ра­тель­но­сти лек­сем; ср. «иметь (боль­шое) зна­че­ние», но «не иг­рать (боль­шое) зна­че­ние». На се­ман­тич. уров­не С. слов оп­ре­де­ля­ет­ся се­ман­ти­че­ским со­гла­со­ва­ни­ем: ком­по­нен­ты со­че­та­ния долж­ны не иметь про­ти­во­ре­ча­щих сем; напр., гла­гол или при­ла­га­тель­ное, обо­зна­чаю­щие дей­ст­вие или свой­ст­во жи­во­го су­ще­ст­ва, со­че­та­ют­ся с одуш. су­ще­ст­ви­тель­ны­ми («де­ти бе­гут», «обая­тель­ная де­вуш­ка»), в про­тив­ном слу­чае на­ру­ша­ет­ся нор­ма или пе­ре­ос­мыс­ля­ет­ся один из ком­по­нен­тов («вре­мя бе­жит»). С. в тек­сте тре­бу­ет сти­ли­стич. со­гла­со­ва­ния сло­ва с тек­стом.

Изу­че­ние С. по­зво­ля­ет иден­ти­фи­ци­ро­вать язы­ко­вые эле­мен­ты, оп­ре­де­лять их при­над­леж­ность к так­со­но­мич. клас­сам (см. Так­со­но­мия), вы­яв­лять их ва­ри­ан­ты, по­ли­функ­цио­наль­ность, об­на­ру­жи­вать т. н. скры­тые ка­те­го­рии (напр., в рус. яз. оп­ре­де­лён­но­сти-не­оп­ре­де­лён­но­сти ка­те­го­рию, тип ре­фе­рен­ции су­ще­ст­ви­тель­но­го), оп­ре­де­лять ус­ло­вия об­ра­зо­ва­ния пе­рен. зна­че­ний. Идея С. ак­тив­но раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся с 20 в., в ча­ст­но­сти по­сле ра­бот Ф. де Сос­сю­ра, в фо­но­ло­гии (ком­би­на­тор­ная фо­не­ти­ка, ра­бо­ты Н. С. Тру­бец­ко­го), в свя­зи с тео­ри­ей функ­цио­наль­ной транс­по­зи­ции (Ш. Бал­ли) и тео­ри­ей сло­во­со­че­та­ний (В. В. Ви­но­гра­дов). Ди­ст­ри­бу­тив­ная грам­ма­ти­ка ис­поль­зо­ва­ла С. как ос­но­ву лин­гвис­тич. ана­ли­за, рас­смат­ри­вая её ис­клю­чи­тель­но на фор­маль­ном уров­не. Ин­те­рес к се­ман­тич. сто­ро­не язы­ка по­бу­дил изу­чать за­ко­но­мер­но­сти се­ман­тич. син­таг­ма­ти­ки, иг­раю­щей важ­ней­шую роль в об­ра­зо­ва­нии смыс­ла вы­ска­зы­ва­ния. С. изу­ча­ет­ся как в фор­маль­ном, так и в се­ман­ти­чес­ком ас­пек­те. См. так­же Ва­лент­ность, Ди­ст­ри­бу­тив­ный ана­лиз.

Вернуться к началу