ОХО́ТА
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОХО́ТА, добыча (добывание) человеком свободноживущих диких животных. Различаются активная (предполагающая непосредств. участие охотника) и пассивная (с помощью ловушек охотничьих) О. Активная О. может быть индивидуальной и коллективной. Индивидуальная О. включает выслеживание животного, преследование его, подкрадывание к нему (скрад). Во время выслеживания и преследования (зимой на севере – на лыжах и снегоступах) могут использоваться охотничьи собаки, при подкрадывании – разл. приёмы маскировки, включая имитацию внешности животного (в т. ч. с применением масок), его движений и голоса (в т. ч. с применением устройств для имитации звуков – манков); эти приёмы близки по характеру к промысловой магии и театрализов. ритуалам. Для приманивания могут использоваться и домашние животные (напр., олень-манщик при охоте на оленя). Коллективная (загонная или нагонная) О. предполагает участие больших групп охотников с распределением ролей участников. Объектом О. могут быть все виды животных, начиная с насекомых (О. на пчёл) и мелких позвоночных (ящериц, лягушек и т. п.) и кончая крупными млекопитающими (слоны, мамонты и т. п.); в зависимости от преобладающего объекта добычи О. может достигать высокого уровня специализации (О. на крупных хищников, на стадных животных, птиц и т. п.); особым видом специализиров. О. являются зверобойный промысел и рыболовство.
Исторический очерк
О. – одно из древнейших занятий человека, до появления производящего хозяйства служившее источником мясной пищи и сырья для изготовления орудий (кость) и одежды (мех, кожа, жилы), покрытия каркасных жилищ. Предполагается, что освоение регулярной О. и увеличение в рационе доли мясной пищи стало одним из факторов становления рода Homo. О. на мелких животных, не требующая спец. умения, часто, наряду с собирательством, составляла занятие подростков и женщин, тогда как О. на крупных и стадных млекопитающих, требующей большей специализации, всегда занимались мужчины. С этим связаны высокий статус мужчины в охотничьих обществах, особые мужские обряды и т. п. Крупные животные (слоны, бегемоты, носороги, лошади и др.) составляли осн. часть добычи человека уже начиная с олдована (см. в ст. Олдувайская культура). В эпоху Ашеля, по-видимому, сложились приёмы коллективной загонной О. на крупных стадных млекопитающих (включая хоботных). О. велась гл. обр. с близкого расстояния, преобладающим было ударное оружие – дерев. палица и копьё (остатки древнейших дерев. копий с обожжёнными концами найдены на ашельских стоянках Торральба, Клектон, Шёнинген, Леринген), но известны также дротики с каменными наконечниками, с эпохи Мустье – бола. В период Мустье осн. объектами О. продолжали быть крупные и стадные животные – пещерный медведь (на стоянке Эрд, на территории Венгрии, открыты остатки св. 500 особей пещерного медведя), шерстистый носорог, бизон, лошадь, осёл (так, специализиров. загонной О. на ослов занимались обитатели стоянки Староселье в Крыму). Специализиров. загонная охота на крупных млекопитающих (мамонт, бизон, лошадь, северный олень) сохранила значение и в верхнем палеолите. Огромные размеры охотничьей добычи, зафиксированные на некоторых памятниках (св. 400 северных оленей в Мальте, 1000 зубров в Амвросиевке, св. 100 мамонтов в Мезине и столько же в Межириче и т. п.), по мнению мн. исследователей, сделали возможным относительно оседлый образ жизни и появление стационарных жилищ. В верхнем палеолите практиковалась также индивидуальная О. на пушного зверя и др. мелких млекопитающих и птиц. В это время появляются разнообразные по формам и способам крепления наконечники дротиков и стрел из кости и камня, что, возможно, связано со специализацией О.; развивается метательное охотничье оружие, появляются копьеметалка, лук, одомашнена собака. К верхнему палеолиту относятся и древнейшие наскальные изображения сцен охоты.
В мезолите природные изменения, связанные с отступлением ледника и распространением лесов, исчезновением крупных и стадных животных приледниковой тундры и холодных степей, привели к развитию неспециализиров. индивидуальной О. на нестадных млекопитающих (благородный олень, лось, кабан, бобр, лиса и т. д.), птиц. Люди стали вести более подвижный образ жизни и объединяться в небольшие по численности бродячие охотничьи группы. Особое значение приобрели средства преследования зверя (лыжи) и убийства его на расстоянии, что обусловило широкое распространение лука. Этот тип О. сохранился у большинства совр. первобытных народов; местами практикуется и коллективная загонная О. До кон. 19 в. сохранялась загонная О. на бизона у индейцев Великих равнин. С неолита в ряде обществ с присваивающим хозяйством сухопутная О. оттесняется рыболовством.
В охотничьих обществах сложился особый вид культуры, включающий социальные нормы (организация О., распределение промысловых территорий, делёж добычи), этич. и ритуальные предписания (разл. табу, пост, сексуальное воздержание и т. п.), магич. обряды, мифы, культы (см. Тотемизм). Убийство животного воспринималось как жертвоприношение, а поедание его мяса, учитывая распространённые представления о мифич. родстве человека с животным, – как каннибализм. Ритуалы, исполняемые после О., были призваны восстановить гармонию между человеком и природой, умилостивить животное, загладить вину перед ним человека за его убийство и упросить его «воскреснуть» и снова «прийти» к охотнику. Таковы, напр., медвежьи праздники у народов Сибири и Америки, «китовые праздники» мор. охотников тихоокеанского побережья, «бизоньи пляски» у охотников на бизона амер. Великих равнин и т. п.
В Новое время распространение огнестрельного оружия и торговых отношений сильно изменило характер О. и быт охотничьих народов. В евразийской и амер. тайге мясо-шкурное направление О. было в значит. степени вытеснено пушным промыслом, осн. средства жизнеобеспечения, оружие и боеприпасы к нему охотники стали получать у европ. торговцев в обмен на пушнину. Местами истребление промысловых животных (напр., бизона на амер. Великих равнинах) и деградация охотничьих угодий приводили к вымиранию охотничьих народов и исчезновению их культуры.
С возникновением производящего хозяйства в аграрных обществах (вплоть до раннего Нового времени) О. сохраняла осн. роль в качестве источника белковой пищи. Практиковалась также О. для защиты от диких животных людей, скота и посевов (регуляционная О.). В ранних государствах О. была видом спорта, элитарной привилегией, мужским занятием, близким к воен. делу (О. с гепардами, ловчими птицами, на слонах, колесницах и т. п.). Обеспечение равного доступа к О. было важным политич. требованием антифеодальных революций: всеобщее право О. было одним из осн. положений т. н. Конституции Н. М. Муравьёва (1821–25); в Зап. Европе охотничьи привилегии дворянства были упразднены в ходе Французской революции 18 в., революции в Германии (1848–49) и др.
Охота в современном обществе
Ныне законодательство большинства стран регламентирует право О. (в т. ч. в разл. охотничьих угодьях, см. Охотничье хозяйство), сроки, способы и предельные объёмы (нормы) добычи, перечни объектов О. (в РФ – млекопитающие и птицы), порядок предоставления угодий в пользование, а также содержит требования, направленные на сохранение животного мира и среды его обитания. На территории РФ О. регламентируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законодательством субъектов Федерации. Для разл. видов О. (промысловой – рыночно ориентированной, или О. в целях заготовки и продажи продукции, напр. О. на пушных зверей; любительской, т. н. рекреационной, или О. для личного потребления продукции; а также спортивной, в т. ч. трофейной, проводимой ради добычи редкого животного) устанавливаются разл. правовые режимы их осуществления. В ряде стран (в Индии, Кении, швейц. кантоне Женева) законодательно запрещены все виды О., кроме регуляционной и научной. Некоторые отношения в сфере О. не регулируются законодательством (напр., при коллективной О. распределение функций и раздел добычи в осн. осуществляют сами участники или выбранные ими распорядители). Мн. обществ. объединения охотников придерживаются кодексов охотничьей этики («честной О.», в России – «правильной О.»), предусматривающих компетентность и ответственность охотника, его способность к самоограничению и готовность вносить свой вклад в сохранение животных и среды их обитания. Согласно таким кодексам, допустима только законная добыча свободноживущих диких животных способами, не дающими охотнику ненадлежащего или несправедливого преимущества. В 2000 МСОП официально признал, что устойчивое использование живых ресурсов дикой природы, базирующееся на экосистемном подходе, является важным механизмом её охраны. Междунар. организациями были приняты документы, содержащие осн. принципы использования компонентов биоразнообразия в сфере О., – Североамериканская модель сохранения дикой природы (2002) и Европ. хартия охоты и биоразнообразия (2007). По инициативе ряда стран Азии, Африки и Европы в 2010 соколиная О. (см. Ловчие птицы) включена ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия человечества. О. стала также элементом науч. исследований, компонентом образоват. программ (науч. охота). См. также Охотоведение.