Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОХО́ТА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 725

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: К. Н. Гаврилов, Е. В. Леонова, Н. В. Плужников (традиционная охота)

ОХО́ТА, до­бы­ча (добывание) че­ло­ве­ком свободноживущих ди­ких жи­вот­ных. Раз­ли­ча­ют­ся ак­тив­ная (пред­по­ла­гаю­щая не­по­средств. уча­стие охот­ни­ка) и пас­сив­ная (с по­мо­щью ло­ву­шек охот­ничь­их) О. Ак­тив­ная О. мо­жет быть инди­ви­ду­аль­ной и кол­лек­тив­ной. Ин­ди­виду­аль­ная О. вклю­ча­ет вы­сле­жи­ва­ние живот­но­го, пре­сле­до­ва­ние его, под­кра­ды­ва­ние к не­му (скрад). Во вре­мя вы­сле­жи­ва­ния и пре­сле­до­ва­ния (зи­мой на се­ве­ре – на лы­жах и сне­го­сту­пах) мо­гут ис­поль­зо­вать­ся охот­ни­чьи со­ба­ки, при под­кра­ды­ва­нии – разл. приё­мы мас­ки­ров­ки, вклю­чая ими­та­цию внеш­но­сти жи­вот­но­го (в т. ч. с при­ме­не­ни­ем ма­сок), его дви­же­ний и го­ло­са (в т. ч. с при­ме­не­ни­ем устройств для ими­та­ции зву­ков – ман­ков); эти приё­мы близ­ки по ха­рак­те­ру к про­мы­сло­вой ма­гии и те­ат­ра­ли­зов. ри­туа­лам. Для при­ма­ни­ва­ния мо­гут ис­поль­зо­вать­ся и до­маш­ние жи­вот­ные (напр., олень-ман­щик при охо­те на оле­ня). Кол­лек­тив­ная (за­гон­ная или на­гон­ная) О. пред­по­ла­га­ет уча­стие боль­ших групп охот­ни­ков с рас­пре­де­ле­ни­ем ро­лей уча­ст­ни­ков. Объ­ектом О. мо­гут быть все ви­ды жи­вот­ных, на­чи­ная с на­се­ко­мых (О. на пчёл) и мел­ких по­зво­ноч­ных (яще­риц, ля­гу­шек и т. п.) и кон­чая круп­ны­ми мле­ко­пи­таю­щи­ми (сло­ны, ма­мон­ты и т. п.); в за­ви­си­мо­сти от пре­об­ла­даю­ще­го объ­ек­та до­бы­чи О. мо­жет дос­ти­гать вы­со­ко­го уров­ня спе­циа­ли­за­ции (О. на круп­ных хищ­ни­ков, на стад­ных жи­вот­ных, птиц и т. п.); осо­бым ви­дом спе­циа­ли­зи­ров. О. яв­ляют­ся зве­ро­бой­ный про­мы­сел и ры­бо­лов­ст­во.

Исторический очерк

«Коллективная охота на оленей». Наскальный рисунок из Вальторты (Восточная Испания). Мезолит.

О. – од­но из древ­ней­ших за­ня­тий че­ло­ве­ка, до по­яв­ле­ния про­из­во­дя­ще­го хо­зяй­ст­ва слу­жив­шее ис­точ­ни­ком мяс­ной пи­щи и сы­рья для из­го­тов­ле­ния ору­дий (кость) и оде­ж­ды (мех, ко­жа, жи­лы), по­кры­тия кар­кас­ных жи­лищ. Пред­по­ла­га­ет­ся, что ос­вое­ние ре­гу­ляр­ной О. и уве­ли­че­ние в ра­цио­не до­ли мяс­ной пи­щи ста­ло од­ним из фак­то­ров становления рода Homo. О. на мел­ких жи­вот­ных, не тре­бую­щая спец. уме­ния, час­то, на­ря­ду с со­би­ра­тель­ст­вом, со­став­ля­ла за­ня­тие под­ро­ст­ков и жен­щин, то­гда как О. на круп­ных и стад­ных мле­ко­пи­таю­щих, тре­бую­щей боль­шей спе­циа­ли­за­ции, все­гда за­ни­ма­лись муж­чи­ны. С этим свя­за­ны вы­со­кий ста­тус муж­чи­ны в охот­ничь­их об­ще­ст­вах, осо­бые муж­ские об­ря­ды и т. п. Круп­ные жи­вот­ные (сло­ны, бе­ге­мо­ты, но­со­ро­ги, ло­ша­ди и др.) со­став­ля­ли осн. часть до­бы­чи че­ло­ве­ка уже на­чи­ная с ол­до­ва­на (см. в ст. Ол­ду­вай­ская куль­ту­ра). В эпо­ху Аше­ля, по-ви­ди­мо­му, сло­жи­лись приё­мы кол­лек­тив­ной за­гон­ной О. на круп­ных стад­ных мле­ко­пи­таю­щих (вклю­чая хо­бот­ных). О. ве­лась гл. обр. с близ­ко­го рас­стоя­ния, пре­об­ла­даю­щим бы­ло удар­ное ору­жие – де­рев. па­ли­ца и ко­пьё (ос­тат­ки древ­ней­ших де­рев. ко­пий с обож­жён­ны­ми кон­ца­ми най­де­ны на ашель­ских сто­ян­ках Тор­раль­ба, Клек­тон, Шё­нин­ген, Ле­рин­ген), но из­вест­ны так­же дро­ти­ки с ка­мен­ны­ми на­ко­неч­ни­ка­ми, с эпо­хи Му­стье – бо­ла. В пе­ри­од Мустье осн. объ­ек­та­ми О. про­дол­жа­ли быть круп­ные и стад­ные жи­вот­ные – пе­щер­ный мед­ведь (на сто­ян­ке Эрд, на тер­ри­то­рии Венг­рии, от­кры­ты ос­тат­ки св. 500 осо­бей пе­щер­но­го мед­ве­дя), шер­сти­стый но­со­рог, би­зон, ло­шадь, осёл (так, спе­циа­ли­зи­ров. за­гон­ной О. на ос­лов за­ни­ма­лись оби­тате­ли сто­ян­ки Ста­ро­се­лье в Кры­му). Спе­циа­ли­зи­ров. за­гон­ная охо­та на круп­ных мле­ко­пи­таю­щих (ма­монт, би­зон, ло­шадь, се­вер­ный олень) со­хра­ни­ла зна­че­ние и в верх­нем па­лео­ли­те. Ог­ром­ные раз­ме­ры охот­ничь­ей до­бы­чи, за­фик­си­ро­ван­ные на не­ко­то­рых па­мят­ни­ках (св. 400 се­вер­ных оле­ней в Маль­те, 1000 зуб­ров в Ам­вро­си­ев­ке, св. 100 ма­мон­тов в Ме­зи­не и столь­ко же в Ме­жи­ри­че и т. п.), по мне­нию мн. ис­сле­до­ва­те­лей, сде­ла­ли воз­мож­ным от­но­си­тель­но осед­лый об­раз жиз­ни и по­яв­ле­ние ста­цио­нар­ных жи­лищ. В верх­нем па­лео­ли­те прак­ти­ко­ва­лась так­же ин­ди­ви­ду­аль­ная О. на пуш­но­го зве­ря и др. мел­ких мле­ко­пи­таю­щих и птиц. В это вре­мя по­яв­ля­ют­ся раз­но­об­раз­ные по фор­мам и спо­со­бам кре­п­ле­ния на­ко­неч­ни­ки дро­ти­ков и стрел из кос­ти и кам­ня, что, воз­мож­но, свя­за­но со спе­циа­ли­за­ци­ей О.; раз­ви­ва­ет­ся ме­та­тель­ное охот­ни­чье ору­жие, по­яв­ля­ют­ся копь­е­ме­тал­ка, лук, одо­маш­не­на со­ба­ка. К верх­не­му па­лео­ли­ту от­но­сят­ся и древ­ней­шие на­скаль­ные изо­бра­же­ния сцен охо­ты.

В ме­зо­ли­те при­род­ные из­ме­не­ния, свя­зан­ные с от­сту­п­ле­ни­ем лед­ни­ка и рас­про­стра­не­ни­ем ле­сов, ис­чез­но­ве­ни­ем круп­ных и стад­ных жи­вот­ных при­лед­ни­ко­вой тун­д­ры и хо­лод­ных сте­пей, при­ве­ли к раз­ви­тию не­спе­циа­ли­зи­ров. ин­ди­ви­ду­аль­ной О. на не­стад­ных мле­ко­пи­таю­щих (бла­го­род­ный олень, лось, ка­бан, бобр, ли­са и т. д.), птиц. Лю­ди ста­ли вес­ти бо­лее под­виж­ный об­раз жиз­ни и объ­е­ди­нять­ся в не­боль­шие по чис­лен­но­сти бро­дя­чие охот­ни­чьи груп­пы. Осо­бое зна­че­ние при­об­ре­ли сред­ст­ва пре­сле­до­ва­ния зве­ря (лы­жи) и убий­ст­ва его на рас­стоя­нии, что обу­сло­ви­ло ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние лу­ка. Этот тип О. со­хра­нил­ся у боль­шин­ст­ва совр. пер­во­быт­ных на­ро­дов; мес­та­ми прак­ти­ку­ет­ся и кол­лек­тив­ная за­гон­ная О. До кон. 19 в. со­хра­ня­лась за­гон­ная О. на би­зо­на у ин­дей­цев Ве­ли­ких рав­нин. С не­о­ли­та в ря­де об­ществ с при­сваи­ваю­щим хо­зяй­ст­вом су­хо­пут­ная О. от­тес­ня­ет­ся ры­бо­лов­ст­вом.

В охот­ничь­их об­ще­ст­вах сло­жил­ся осо­бый вид куль­ту­ры, вклю­чаю­щий со­ци­аль­ные нор­мы (ор­га­ни­за­ция О., рас­пре­де­ле­ние про­мы­сло­вых тер­ри­то­рий, де­лёж до­бы­чи), этич. и ри­ту­аль­ные пред­пи­са­ния (разл. та­бу, пост, сек­су­аль­ное воз­дер­жа­ние и т. п.), ма­гич. об­ря­ды, ми­фы, куль­ты (см. То­те­мизм). Убий­ст­во жи­вот­но­го вос­при­ни­ма­лось как жерт­во­при­но­ше­ние, а по­еда­ние его мя­са, учи­ты­вая рас­про­стра­нён­ные пред­став­ле­ния о ми­фич. род­ст­ве че­ло­ве­ка с жи­вот­ным, – как кан­ни­ба­лизм. Ри­туа­лы, ис­пол­няе­мые по­сле О., бы­ли при­зва­ны вос­ста­но­вить гар­мо­нию ме­ж­ду че­ло­ве­ком и при­ро­дой, уми­ло­сти­вить жи­вот­ное, за­гла­дить ви­ну пе­ред ним че­ло­ве­ка за его убий­ст­во и уп­ро­сить его «вос­крес­нуть» и сно­ва «прий­ти» к охот­ни­ку. Та­ко­вы, напр., мед­ве­жьи празд­ни­ки у на­ро­дов Си­би­ри и Аме­ри­ки, «ки­то­вые празд­ни­ки» мор. охот­ни­ков ти­хо­оке­ан­ско­го по­бе­ре­жья, «би­зо­ньи пля­ски» у охот­ни­ков на би­зо­на амер. Ве­ли­ких рав­нин и т. п.

В Но­вое вре­мя рас­про­стра­не­ние ог­не­стрель­но­го ору­жия и тор­го­вых от­но­ше­ний силь­но из­ме­ни­ло ха­рак­тер О. и быт охот­ничь­их на­ро­дов. В ев­ра­зий­ской и амер. тай­ге мя­со-шкур­ное на­прав­ле­ние О. бы­ло в зна­чит. сте­пе­ни вы­тес­не­но пуш­ным про­мыс­лом, осн. сред­ст­ва жиз­не­обес­пе­че­ния, ору­жие и бо­е­при­па­сы к не­му охот­ни­ки ста­ли по­лу­чать у ев­роп. тор­гов­цев в об­мен на пуш­ни­ну. Мес­та­ми ис­треб­ле­ние про­мы­сло­вых жи­вот­ных (напр., би­зо­на на амер. Ве­ли­ких рав­ни­нах) и деградация охот­ничь­их уго­дий при­во­ди­ли к вы­ми­ра­нию охот­ничь­их на­ро­дов и исчезновению их куль­ту­ры.

С воз­ник­но­ве­ни­ем про­из­во­дя­ще­го хо­зяй­ст­ва в аг­рар­ных об­ще­ст­вах (вплоть до ран­не­го Но­во­го вре­ме­ни) О. со­хра­ня­ла осн. роль в ка­че­ст­ве ис­точ­ни­ка бел­ко­вой пи­щи. Прак­ти­ко­ва­лась так­же О. для за­щи­ты от ди­ких жи­вот­ных лю­дей, ско­та и по­се­вов (ре­гу­ля­ци­он­ная О.). В ран­них го­су­дар­ст­вах О. бы­ла ви­дом спор­та, эли­тар­ной при­ви­ле­ги­ей, муж­ским за­ня­ти­ем, близ­ким к во­ен. де­лу (О. с ге­пар­да­ми, лов­чи­ми пти­ца­ми, на сло­нах, ко­лес­ни­цах и т. п.). Обес­пе­че­ние рав­но­го дос­ту­па к О. бы­ло важ­ным по­ли­тич. тре­бо­ва­ни­ем ан­ти­фео­даль­ных ре­во­лю­ций: все­об­щее пра­во О. бы­ло од­ним из осн. по­ло­же­ний т. н. Кон­сти­ту­ции Н. М. Му­равь­ё­ва (1821–25); в Зап. Ев­ро­пе охот­ни­чьи при­ви­ле­гии дво­рян­ст­ва бы­ли уп­разд­не­ны в хо­де Фран­цуз­ской ре­во­лю­ции 18 в., ре­во­лю­ции в Гер­ма­нии (1848–49) и др.

Охота в современном обществе

Кинжал со сценой охоты на львов из шахтной гробницы IV могильного круга А Микен (16 в. до н. э.). Бронза, инкрустация золотом. Национальный археологический музей (Афины).

Ны­не за­ко­но­да­тель­ст­во боль­шин­ст­ва стран рег­ла­мен­ти­ру­ет пра­во О. (в т. ч. в разл. охот­ничь­их угодь­ях, см. Охот­ни­чье хо­зяй­ст­во), сро­ки, спо­со­бы и пре­дель­ные объ­ё­мы (нор­мы) до­бы­чи, пе­реч­ни объ­ек­тов О. (в РФ – мле­ко­пи­таю­щие и пти­цы), по­ря­док пре­дос­тав­ле­ния уго­дий в поль­зо­ва­ние, а так­же со­дер­жит тре­бова­ния, на­прав­лен­ные на со­хра­не­ние жи­вот­но­го ми­ра и сре­ды его оби­та­ния. На тер­ри­то­рии РФ О. рег­ла­мен­ти­ру­ет­ся фе­де­раль­ны­ми за­ко­на­ми и иными нормативными правовыми актами РФ, за­ко­но­да­тель­ст­вом субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции. Для разл. ви­дов О. (про­мы­сло­вой – ры­ноч­но ори­ен­ти­ро­ван­ной, или О. в це­лях за­го­тов­ки и про­да­жи про­дук­ции, напр. О. на пуш­ных зве­рей; лю­би­тель­ской, т. н. рек­реа­ци­он­ной, или О. для лич­но­го по­треб­ления про­дук­ции; а так­же спор­тив­ной, в т. ч. тро­фей­ной, про­во­ди­мой ра­ди до­бы­чи ред­ко­го жи­вот­но­го) ус­та­нав­ли­ва­ют­ся разл. пра­во­вые ре­жи­мы их осу­ще­ст­в­ле­ния. В ря­де стран (в Ин­дии, Ке­нии, швейц. кан­то­не Же­не­ва) за­ко­но­да­тель­но за­пре­ще­ны все ви­ды О., кро­ме ре­гу­ля­ци­он­ной и на­уч­ной. Не­ко­то­рые от­но­ше­ния в сфе­ре О. не ре­гу­ли­ру­ют­ся за­ко­но­да­тель­ст­вом (напр., при кол­лек­тив­ной О. рас­пре­де­ле­ние функ­ций и раз­дел до­бы­чи в осн. осу­ще­ст­в­ля­ют са­ми уча­ст­ни­ки или вы­бран­ные ими рас­по­ря­ди­те­ли). Мн. об­ществ. объ­е­ди­не­ния охот­ни­ков при­дер­жи­ва­ют­ся ко­дек­сов охот­ничь­ей эти­ки («че­ст­ной О.», в Рос­сии – «пра­виль­ной О.»), пре­ду­смат­ри­ваю­щих ком­пе­тент­ность и от­вет­ст­вен­ность охот­ни­ка, его спо­соб­ность к са­мо­ог­ра­ни­че­нию и го­тов­ность вно­сить свой вклад в со­хра­не­ние жи­вот­ных и сре­ды их оби­та­ния. Со­глас­но та­ким ко­дек­сам, до­пус­ти­ма толь­ко за­кон­ная до­бы­ча сво­бод­но­жи­ву­щих ди­ких жи­вот­ных спо­со­ба­ми, не даю­щи­ми охот­ни­ку не­над­ле­жа­ще­го или не­спра­вед­ли­во­го пре­иму­ще­ст­ва. В 2000 МСОП офи­ци­аль­но при­знал, что ус­той­чи­вое ис­поль­зо­ва­ние жи­вых ре­сур­сов ди­кой при­ро­ды, ба­зи­рую­щее­ся на эко­си­стем­ном под­хо­де, яв­ля­ет­ся важ­ным ме­ха­низ­мом её ох­ра­ны. Ме­ж­ду­нар. ор­га­ни­за­ция­ми бы­ли при­ня­ты до­ку­мен­ты, со­дер­жа­щие осн. прин­ци­пы ис­поль­зо­ва­ния ком­по­нен­тов био­раз­но­об­ра­зия в сфе­ре О., – Се­ве­ро­аме­ри­кан­ская мо­дель со­хра­не­ния ди­кой при­ро­ды (2002) и Ев­роп. хар­тия охо­ты и био­раз­но­об­ра­зия (2007). По ини­циа­ти­ве ря­да стран Азии, Аф­ри­ки и Ев­ро­пы в 2010 со­ко­ли­ная О. (см. Лов­чие пти­цы) вклю­че­на ЮНЕСКО в спи­сок не­ма­те­ри­аль­но­го куль­тур­но­го на­сле­дия че­ло­ве­че­ст­ва. О. ста­ла так­же эле­мен­том на­уч. ис­сле­до­ва­ний, ком­по­нен­том об­ра­зо­ват. про­грамм (на­уч. охо­та). См. так­же Охо­то­ве­де­ние

Лит.: Man the hunter / Ed. R. B. Lee, I. De Vo­re. Chi., [1968]; Ortega y Gasset J. Meditations on hunting. N. Y., 1985; Лам­берт Д. Дои­сто­ри­че­ский че­ло­век. Л., 1991; Ани­ко­вич МВ., Ани­сют­кин НК., Пла­то­но­ва НИ. Че­ло­век и ма­монт в Вос­точ­ной Ев­ро­пе: под­хо­ды и ги­по­те­зы // Stratum Plus. 2010. № 1.

Вернуться к началу