Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХРИСТИА́НСКИЙ СОЦИАЛИ́ЗМ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 192

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. К.

ХРИСТИА́НСКИЙ СОЦИАЛИ́ЗМ, со­ци­аль­но-эти­че­ская док­три­на, в ко­то­рой со­циа­ли­стич. идеи со­еди­ня­ют­ся с хри­сти­ан­ским ве­ро­уче­ни­ем. Воз­ник в 1-й пол. 19 в., ко­гда в пол­ной ме­ре про­яви­лись со­ци­аль­ные по­след­ст­вия про­мыш­лен­ной ре­во­лю­ции, при­вед­шей к об­ни­ща­нию зна­чит. масс на­се­ле­ния и раз­оча­ро­ва­нию час­ти ев­роп. об­ра­зо­ван­но­го об­ще­ст­ва в ра­цио­на­ли­стич. кон­цеп­ци­ях об­ществ. про­грес­са эпо­хи Про­све­ще­ния. Поя­вил­ся прак­ти­че­ски од­но­вре­мен­но в ка­то­лич. и про­тес­тант­ских стра­нах. Пер­вые сто­рон­ни­ки Х. с. бы­ли ув­ле­че­ны ши­ро­ко рас­про­стра­няв­ши­ми­ся в Ев­ро­пе идея­ми со­ли­дар­но­сти со­ци­аль­ной и субcиди­ар­ности. Су­ще­ст­вен­ное влия­ние на воз­ник­но­ве­ние Х. с. ока­за­ло уче­ние Сен-Си­мо­на, ко­то­рый хо­тя и не мо­жет быть от­не­сён к ро­до­на­чаль­ни­кам Х. с., по­сколь­ку в сво­ём «Но­вом хри­сти­ан­ст­ве» не толь­ко не про­по­ве­до­вал хри­сти­ан­ст­во, как та­ко­вое, но и стре­мил­ся за­ме­нить его сво­ей тео­ри­ей, при­об­ре­тав­шей бла­го­да­ря дея­тель­но­сти его уче­ни­ков ре­ли­ги­оз­но-мис­тич. смысл; в то же вре­мя он ука­зал на зна­че­ние ду­хов­но-нравств. ос­но­вы для раз­ви­тия со­циа­ли­стич. идеи. В кри­ти­ке совр. об­ще­ст­ва и про­по­ве­ди ра­вен­ст­ва и со­ци­аль­ной спра­вед­ли­во­сти ран­ние со­циа­ли­сты ча­сто об­ра­ща­лись к этич. нор­мам, со­дер­жав­шим­ся в Еван­ге­лии и уче­ни­ях позд­не­ан­тич­ных и ср.-век. хри­сти­ан­ских мыс­ли­те­лей (пре­ж­де все­го Ав­гу­сти­на Бла­жен­но­го, счи­тав­ше­го Спа­се­ние де­лом об­щим, а не ин­ди­ви­ду­аль­ным, и Фо­мы Ак­вин­ско­го, осу­ж­дав­ше­го стрем­ле­ние к бо­гат­ст­ву, ко­то­рое долж­но на­прав­лять­ся, по его мне­нию, на бла­гие де­ла). Во Фран­ции к чис­лу пио­не­ров Х. с. от­но­сят аб­ба­та Ф. Р. де Ла­мен­не, осу­ж­дав­ше­го прак­ти­ку при­свое­ния од­ни­ми людь­ми ре­зуль­та­тов тру­да др. лю­дей и ви­дев­ше­го вы­ход из со­ци­аль­ных про­ти­во­ре­чий в ут­вер­жде­нии ду­хов­ных цен­но­стей хри­сти­ан­ст­ва. Близ­кие Ла­мен­не взгля­ды ис­по­ве­до­вал Ф. Ж. Бю­ше – ав­тор идеи соз­да­ния про­из­водств. то­ва­ри­ществ ра­бо­чих. К наи­бо­лее круп­ным мыс­ли­те­лям, при­мы­кав­шим к Х. с., от­но­сят П. Ле­ру, ко­то­ро­му при­пи­сы­ва­ют вве­де­ние в по­литич. и фи­лос. сло­варь по­ня­тия «со­циа­лизм». Ле­ру про­ти­во­пос­тав­лял прин­ци­пы кол­лек­ти­виз­ма в жиз­ни лю­дей прин­ци­пам ин­ди­ви­дуа­лиз­ма и ви­дел в Еван­ге­лии мо­гу­чее ору­дие для до­с­ти­же­ния про­воз­гла­шён­ных це­лей до­сти­же­ния со­ци­аль­ной спра­вед­ли­во­сти. Х. с. ока­зал влия­ние и на из­вест­но­го франц. эко­но­ми­ста Ф. Бас­тиа, ко­то­рый по­ла­гал, что осу­ще­ст­в­ле­ние со­ци­аль­ной гар­мо­нии и есть про­яв­ле­ние пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей. По­яв­ле­ние Х. с. в Ве­ли­ко­бри­та­нии свя­за­но с име­на­ми анг­ли­кан­ских про­по­вед­ни­ков Ф. Д. Мор­ри­са и Ч. Кин­гс­ли, а позд­нее тео­ре­ти­ка иск-ва Дж. Рёс­ки­на. Они кри­ти­ко­ва­ли совр. об­ще­ст­во, пре­вра­тив­шее ра­бо­че­го в при­да­ток ма­ши­ны, и вы­сту­па­ли за про­ве­де­ние ре­форм в ду­хе хри­сти­ан­ско­го гума­низ­ма. Х. с. дал ро­ст­ки и в др. стра­нах Ев­ро­пы – Гер­ма­нии (ка­то­лич. епи­скоп В. Э. фон Кет­те­лер, за­бо­тив­ший­ся об улуч­ше­нии жиз­ни и тру­да ра­бо­чих) и Ита­лии (при­зна­ки Х. с. на­хо­дят в тру­дах свящ. А. Роз­ми­ни-Сер­ба­ти, за­ни­мав­ше­го­ся про­бле­мой со­ци­аль­но­го пра­ва). Идеи Х. с. про­ник­ли и в Но­вый Свет (Э. Бел­ла­ми, Э. Эче­вер­рии).

Но­вое на­прав­ле­ние в раз­ви­тии Х. с. в Ев­ро­пе воз­ник­ло в кон. 19 в., ко­гда па­па Лев XIII вы­сту­пил с эн­цик­ли­кой «Re­rum novarum» (1891), в ко­то­рой впер­вые в ис­то­рии ка­то­лич. Церк­ви об­ра­тил вни­ма­ние на важ­ное зна­че­ние «ра­бо­че­го во­про­са» и при­звал всех ве­рую­щих, и ка­пи­та­ли­стов, и про­ле­та­ри­ев, к со­гла­сию под эги­дой Церк­ви и осу­дил дея­тель­ность со­циа­ли­стов. Это на­прав­ле­ние ста­ло во­пло­щать­ся в со­ци­аль­ной док­три­не хри­сти­ан­ских церк­вей в по­ли­тич. прак­ти­ке, вы­лив­шей­ся в соз­да­ние со­ци­ал-хри­сти­ан­ских и хри­сти­ан­ско-де­мо­кра­тич. пар­тий, ко­то­рые вста­ли на ре­фор­ми­ст­ские по­зи­ции. В по­сле­во­ен­ный пе­ри­од мн. пар­тии это­го тол­ка от­ка­за­лись от тер­ми­на и по­ня­тия Х. с., под­чёр­ки­вая тем са­мым своё кар­ди­наль­ное раз­ме­же­ва­ние с тео­рия­ми и прак­тикой, сло­жив­ши­ми­ся в стра­нах со­циа­лиз­ма. По­сле Ва­ти­кан­ско­го II со­бо­ра, под­черк­нув­ше­го [осо­бен­но в эн­цик­ли­ке «Gaudium et spes» (1965)] не­об­хо­ди­мость стре­мить­ся к улуч­ше­нию ус­ло­вий жиз­ни и смяг­че­нию со­ци­аль­но­го не­ра­вен­ст­ва, со­ци­аль­ная про­бле­ма­ти­ка ста­ла не­отъ­ем­ле­мой ча­стью ин­тел­лек­ту­аль­но­го и ду­хов­но­го об­ще­ния внут­ри ка­то­лич. ми­ра. Ра­ди­каль­ный ха­рак­тер во 2-й пол. 20 в. при­ня­ла раз­но­вид­ность Х. с., по­лу­чив­шая наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние в Лат. Аме­ри­ке и из­вест­ная под назв. тео­ло­гии ос­во­бо­ж­де­ния (её адеп­ты не толь­ко при­зна­ют клас­со­вую борь­бу, но и до­пус­ка­ют воз­мож­ность ре­во­люц. спо­со­бов борь­бы за нац. и со­ци­аль­ное ос­во­бо­ж­де­ние).

Род­ст­во с Х. с. час­то на­хо­дят и в ис­то­рии рус. об­ществ. мыс­ли, ко­то­рая все­гда стре­ми­лась к по­ис­ку пу­тей ре­ше­ния со­ци­аль­ных про­блем, час­то опи­ра­ясь при этом на хри­сти­ан­скую (пра­во­слав­ную) тра­ди­цию. К чис­лу рус. пред­ста­ви­те­лей Х. с. обыч­но от­но­сят Ф. М. Дос­то­ев­ско­го, Л. Н. Тол­сто­го, В. С. Со­ловь­ё­ва, С. Н. Бул­га­ко­ва, Н. А. Бер­дяе­ва. При всём раз­ли­чии этих мыс­ли­те­лей (дос­та­точ­но вспом­нить кри­ти­ку анар­хо-уто­пич. идей Л. Тол­сто­го С. Бул­га­ко­вым) они со­став­ля­ли не­кую общ­ность, от­лич­ную от их ев­роп. ана­ло­га. Ес­ли на За­па­де во гла­ву уг­ла ста­вил­ся, как пра­ви­ло, со­ци­аль­ный во­прос, луч­шим сред­ст­вом ре­ше­ния ко­то­ро­го объ­яв­ля­лось хри­сти­ан­ское ве­ро­уче­ние, то у рус. мыс­ли­те­лей хри­сти­ан­ст­во вы­сту­па­ло не толь­ко сред­ст­вом, но и це­лью об­ществ. раз­ви­тия, ох­ва­ты­вая все сто­ро­ны ма­те­ри­аль­ной и ду­хов­ной жиз­ни.

Вернуться к началу