ХРИСТИА́НСКИЙ СОЦИАЛИ́ЗМ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХРИСТИА́НСКИЙ СОЦИАЛИ́ЗМ, социально-этическая доктрина, в которой социалистич. идеи соединяются с христианским вероучением. Возник в 1-й пол. 19 в., когда в полной мере проявились социальные последствия промышленной революции, приведшей к обнищанию значит. масс населения и разочарованию части европ. образованного общества в рационалистич. концепциях обществ. прогресса эпохи Просвещения. Появился практически одновременно в католич. и протестантских странах. Первые сторонники Х. с. были увлечены широко распространявшимися в Европе идеями солидарности социальной и субcидиарности. Существенное влияние на возникновение Х. с. оказало учение Сен-Симона, который хотя и не может быть отнесён к родоначальникам Х. с., поскольку в своём «Новом христианстве» не только не проповедовал христианство, как таковое, но и стремился заменить его своей теорией, приобретавшей благодаря деятельности его учеников религиозно-мистич. смысл; в то же время он указал на значение духовно-нравств. основы для развития социалистич. идеи. В критике совр. общества и проповеди равенства и социальной справедливости ранние социалисты часто обращались к этич. нормам, содержавшимся в Евангелии и учениях позднеантичных и ср.-век. христианских мыслителей (прежде всего Августина Блаженного, считавшего Спасение делом общим, а не индивидуальным, и Фомы Аквинского, осуждавшего стремление к богатству, которое должно направляться, по его мнению, на благие дела). Во Франции к числу пионеров Х. с. относят аббата Ф. Р. де Ламенне, осуждавшего практику присвоения одними людьми результатов труда др. людей и видевшего выход из социальных противоречий в утверждении духовных ценностей христианства. Близкие Ламенне взгляды исповедовал Ф. Ж. Бюше – автор идеи создания производств. товариществ рабочих. К наиболее крупным мыслителям, примыкавшим к Х. с., относят П. Леру, которому приписывают введение в политич. и филос. словарь понятия «социализм». Леру противопоставлял принципы коллективизма в жизни людей принципам индивидуализма и видел в Евангелии могучее орудие для достижения провозглашённых целей достижения социальной справедливости. Х. с. оказал влияние и на известного франц. экономиста Ф. Бастиа, который полагал, что осуществление социальной гармонии и есть проявление премудрости Божией. Появление Х. с. в Великобритании связано с именами англиканских проповедников Ф. Д. Морриса и Ч. Кингсли, а позднее теоретика иск-ва Дж. Рёскина. Они критиковали совр. общество, превратившее рабочего в придаток машины, и выступали за проведение реформ в духе христианского гуманизма. Х. с. дал ростки и в др. странах Европы – Германии (католич. епископ В. Э. фон Кеттелер, заботившийся об улучшении жизни и труда рабочих) и Италии (признаки Х. с. находят в трудах свящ. А. Розмини-Сербати, занимавшегося проблемой социального права). Идеи Х. с. проникли и в Новый Свет (Э. Беллами, Э. Эчеверрии).
Новое направление в развитии Х. с. в Европе возникло в кон. 19 в., когда папа Лев XIII выступил с энцикликой «Rerum novarum» (1891), в которой впервые в истории католич. Церкви обратил внимание на важное значение «рабочего вопроса» и призвал всех верующих, и капиталистов, и пролетариев, к согласию под эгидой Церкви и осудил деятельность социалистов. Это направление стало воплощаться в социальной доктрине христианских церквей в политич. практике, вылившейся в создание социал-христианских и христианско-демократич. партий, которые встали на реформистские позиции. В послевоенный период мн. партии этого толка отказались от термина и понятия Х. с., подчёркивая тем самым своё кардинальное размежевание с теориями и практикой, сложившимися в странах социализма. После Ватиканского II собора, подчеркнувшего [особенно в энциклике «Gaudium et spes» (1965)] необходимость стремиться к улучшению условий жизни и смягчению социального неравенства, социальная проблематика стала неотъемлемой частью интеллектуального и духовного общения внутри католич. мира. Радикальный характер во 2-й пол. 20 в. приняла разновидность Х. с., получившая наибольшее распространение в Лат. Америке и известная под назв. теологии освобождения (её адепты не только признают классовую борьбу, но и допускают возможность революц. способов борьбы за нац. и социальное освобождение).
Родство с Х. с. часто находят и в истории рус. обществ. мысли, которая всегда стремилась к поиску путей решения социальных проблем, часто опираясь при этом на христианскую (православную) традицию. К числу рус. представителей Х. с. обычно относят Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, В. С. Соловьёва, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева. При всём различии этих мыслителей (достаточно вспомнить критику анархо-утопич. идей Л. Толстого С. Булгаковым) они составляли некую общность, отличную от их европ. аналога. Если на Западе во главу угла ставился, как правило, социальный вопрос, лучшим средством решения которого объявлялось христианское вероучение, то у рус. мыслителей христианство выступало не только средством, но и целью обществ. развития, охватывая все стороны материальной и духовной жизни.