Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТЕОЛО́ГИЯ ОСВОБОЖДЕ́НИЯ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 41-42

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: П. В. Крылов

ТЕОЛО́ГИЯ ОСВОБОЖДЕ́НИЯ (исп. teo­lo­gía de la liberacion), дви­же­ние в зап. хри­сти­ан­ст­ве, воз­ник­шее в по­след­ней тре­ти 20 в. как от­вет на гло­ба­ли­за­цию и свя­зан­ное с ней на­рас­та­ние эко­но­ми­че­ских, по­ли­тич. и со­ци­аль­ных про­блем стран «третье­го ми­ра». Тер­мин вос­хо­дит к со­чи­не­нию пе­ру­ан. ка­то­лич. бо­го­сло­ва Гус­та­во Гуть­ер­ре­са (р. 1928) «Тео­ло­гия ос­во­бо­ж­де­ния, пер­спек­ти­вы» (1971).

Ка­та­ли­за­то­ра­ми по­яв­ле­ния Т. о. ста­ли Ва­ти­кан­ский II со­бор и рас­про­стра­не­ние в Лат. Аме­ри­ке ре­во­лю­ци­он­но­го мар­ксиз­ма. Ядром Т. о. яв­ля­ет­ся «кри­ти­че­ская оцен­ка ре­аль­но­сти в ду­хе Свя­щен­но­го Пи­са­ния» с по­зи­ции «бед­ных лю­дей», по­сколь­ку к «вы­бо­ру в поль­зу бед­но­го» при­звал Ии­сус Хри­стос в На­гор­ной про­по­ве­ди. К бед­ным Т. о. от­но­сит: ин­дей­цев, ко­рен­ных жи­те­лей кон­ти­нен­та; вве­зён­ных из Аф­ри­ки нег­ров, с ко­то­ры­ми об­ра­ща­лись, как с ра­бо­чим ско­том; ме­ти­сов – «де­тей Кор­те­са (от­ца-на­силь­ни­ка) и Ма­лин­че (ма­те­ри, ко­то­рая пре­да­ла свой на­род)»; кре­сть­ян­ст­во – осн. мас­су бед­но­го и уг­не­тае­мо­го на­се­ле­ния; ра­бо­чих из пред­мес­тий ме­га­по­ли­сов; мар­ги­на­лов, ос­та­вив­ших свои по­ля, при­шед­ших в го­род и по­пол­нив­ших ар­мию без­ра­бот­ных, и др. Борь­ба с бед­но­стью при­об­ре­та­ет в Т. о. эс­ха­то­ло­гич. зна­че­ние для при­бли­же­ния «при­ше­ст­вия Цар­ст­вия Бо­жия – цар­ст­ва люб­ви и спра­вед­ли­во­сти». Су­ще­ст­вен­ное влия­ние на фор­ми­ро­ва­ние Т. о. име­ли идеи хри­сти­ан­ско­го со­циа­лиз­ма. Прак­тич. ре­зуль­та­том воз­дей­ст­вия Т. о. на цер­ков­но-об­ществ. жизнь ста­ло мас­со­вое по­яв­ле­ние т. н. ни­зо­вых цер­ков­ных об­щин – доб­ро­воль­ных объ­е­ди­не­ний групп ве­рую­щих, взяв­ших на се­бя за­бо­ту об об­ра­зо­ва­нии, здра­во­охра­не­нии и со­ци­аль­ной за­щи­те там, где дея­тель­ность го­су­дар­ст­ва не­дос­та­точ­на.

В про­тес­тан­тиз­ме Т. о. раз­ви­ва­лась ли­бо как тео­ло­гия за­щи­ты дис­кри­ми­ни­руе­мых эт­но­со­ци­аль­ных групп («чёр­ная тео­ло­гия», пред­ше­ст­вен­ни­ком ко­то­рой был М. Л. Кинг), ли­бо как ва­ри­ант на­цио­на­лиз­ма (тео­ло­гия «минд­жун» в Рес­пуб­ли­ке Ко­рея, со­глас­но ко­то­рой кор. на­род, пе­ре­жив­ший стра­да­ния и уг­не­те­ние, ста­но­вит­ся «из­бран­ным на­ро­дом»), ли­бо как тео­ло­гия ма­те­ри­аль­но­го пре­ус­пе­ва­ния бед­ных. По­след­нее по­пу­ляр­но в лат.-амер. не­оха­риз­ма­тиз­ме (см. Пя­ти­де­сят­ни­ки).

В 1980-е гг. Т. о., вый­дя за пре­де­лы Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви, ста­но­вит­ся ос­но­ва­ни­ем для эку­ме­нич. со­труд­ни­че­ст­ва, гл. обр. в Лат. Аме­ри­ке. В 2000-е гг. пред­ста­ви­те­ли Т. о. ак­тив­но взаи­мо­дей­ст­ву­ют со Все­мир­ным со­ци­аль­ным фо­ру­мом (World Social Forum, WSF) и по­ли­тич. си­ла­ми ле­во­го спек­тра в Лат. Аме­ри­ке, а так­же с ан­ти­гло­ба­ли­ст­ски­ми дви­же­ния­ми. По­сле­до­ва­те­ли Т. о. при­ни­ма­ли уча­стие в пар­ти­зан­ских вой­нах в разл. стра­нах Лат. Аме­ри­ки, в борь­бе про­тив во­ен­но-дик­та­тор­ских и оли­гар­хич. ре­жи­мов. С 2003 ре­гу­ляр­но про­во­дит­ся Все­мир­ный фо­рум по­сле­до­ва­те­лей дви­же­ния.

Наи­бо­лее зна­чи­мые пред­ста­ви­те­ли Т. о.: Э. Дус­сель (р. 1934), У. Асс­манн (1933–2008), Л. Бофф (р. 1938).

Т. о. ока­зы­ва­ет влия­ние на не­ко­то­рые або­ри­ген­ные ре­ли­гии Азии, Аф­ри­ки и Юж. Аме­ри­ки, за­им­ст­вую­щие со­ци­аль­ную и ан­ти­им­пе­риа­ли­стич. ри­то­ри­ку дви­же­ния.

Ис­точн.: Boff L. Das mütterliche Antlitz Got­tes. 2. Aufl. Düsseldorf, 1987; Ре­во­лю­ция в Церк­ви?: (Тео­ло­гия ос­во­бо­ж­де­ния): До­ку­мен­ты и ма­те­риа­лы / Сост. Н. Н. По­та­шин­ская. М., 1990; Gutiérrez G. Teologia de la libera­ción: Perspectivas. 8 ed. Lima, 1991; Dussel E. Beyond philosophy: Ethics, history, marxism and liberation theology. Lanham; Oxf., 2003; Sinner R. von. Confiança e Convivência. Reflexões éticas e ecumênicas. São Leopoldo, 2007.

Лит.: Frieling R. Befreiungstheologien: Stu­dien zur Theologie in Lateinamerika. Gött., 1984; Pet­rella I. The future of liberation theo­lo­gy: an ar­gument and manifesto. L., 2006; Ла­тин­ская Аме­ри­ка XX ве­ка: Со­ци­аль­ная ан­тро­по­ло­гия бед­но­сти / Отв. ред. Б. И. Ко­валь. М., 2006.

Вернуться к началу