ТЕОЛО́ГИЯ ОСВОБОЖДЕ́НИЯ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТЕОЛО́ГИЯ ОСВОБОЖДЕ́НИЯ (исп. teología de la liberacion), движение в зап. христианстве, возникшее в последней трети 20 в. как ответ на глобализацию и связанное с ней нарастание экономических, политич. и социальных проблем стран «третьего мира». Термин восходит к сочинению перуан. католич. богослова Густаво Гутьерреса (р. 1928) «Теология освобождения, перспективы» (1971).
Катализаторами появления Т. о. стали Ватиканский II собор и распространение в Лат. Америке революционного марксизма. Ядром Т. о. является «критическая оценка реальности в духе Священного Писания» с позиции «бедных людей», поскольку к «выбору в пользу бедного» призвал Иисус Христос в Нагорной проповеди. К бедным Т. о. относит: индейцев, коренных жителей континента; ввезённых из Африки негров, с которыми обращались, как с рабочим скотом; метисов – «детей Кортеса (отца-насильника) и Малинче (матери, которая предала свой народ)»; крестьянство – осн. массу бедного и угнетаемого населения; рабочих из предместий мегаполисов; маргиналов, оставивших свои поля, пришедших в город и пополнивших армию безработных, и др. Борьба с бедностью приобретает в Т. о. эсхатологич. значение для приближения «пришествия Царствия Божия – царства любви и справедливости». Существенное влияние на формирование Т. о. имели идеи христианского социализма. Практич. результатом воздействия Т. о. на церковно-обществ. жизнь стало массовое появление т. н. низовых церковных общин – добровольных объединений групп верующих, взявших на себя заботу об образовании, здравоохранении и социальной защите там, где деятельность государства недостаточна.
В протестантизме Т. о. развивалась либо как теология защиты дискриминируемых этносоциальных групп («чёрная теология», предшественником которой был М. Л. Кинг), либо как вариант национализма (теология «минджун» в Республике Корея, согласно которой кор. народ, переживший страдания и угнетение, становится «избранным народом»), либо как теология материального преуспевания бедных. Последнее популярно в лат.-амер. неохаризматизме (см. Пятидесятники).
В 1980-е гг. Т. о., выйдя за пределы Римско-католич. церкви, становится основанием для экуменич. сотрудничества, гл. обр. в Лат. Америке. В 2000-е гг. представители Т. о. активно взаимодействуют со Всемирным социальным форумом (World Social Forum, WSF) и политич. силами левого спектра в Лат. Америке, а также с антиглобалистскими движениями. Последователи Т. о. принимали участие в партизанских войнах в разл. странах Лат. Америки, в борьбе против военно-диктаторских и олигархич. режимов. С 2003 регулярно проводится Всемирный форум последователей движения.
Наиболее значимые представители Т. о.: Э. Дуссель (р. 1934), У. Ассманн (1933–2008), Л. Бофф (р. 1938).
Т. о. оказывает влияние на некоторые аборигенные религии Азии, Африки и Юж. Америки, заимствующие социальную и антиимпериалистич. риторику движения.