Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СОЛИДА́РНОСТЬ СОЦИА́ЛЬНАЯ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 646-647

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А Б. Гофман

СОЛИДА́РНОСТЬ СОЦИА́ЛЬНАЯ, раз­лич­ные фор­мы со­ци­аль­ной спло­чён­но­сти и взаи­мо­свя­зи ин­ди­ви­дов и со­ци­аль­ных групп. Тер­мин по­лу­чил рас­про­стра­не­ние в 1-й пол. 19 в. вме­сте со ста­нов­ле­ни­ем со­цио­ло­гии, со­циа­ли­сти­че­ско­го и ко­о­пе­ра­тив­но­го дви­же­ния, обо­зна­чая как фак­ти­че­ское со­стоя­ние (ре­аль­ная взаи­мо­за­ви­си­мость ин­ди­ви­дов и групп как эле­мен­тов кон­крет­но­го це­ло­го), так и же­лае­мое (идеи брат­ст­ва, взаи­мо­по­мо­щи, сим­па­тии и т. п.).

Со­глас­но О. Кон­ту, со­ли­дар­ность при­су­ща всем жи­вым сис­те­мам, но в об­ще­ст­ве она дос­ти­га­ет наи­выс­шей сте­пе­ни в фор­ме со­ци­аль­но­го кон­сен­су­са (со­гла­сия). Он ут­вер­ждал, что С. с. соз­да­ёт­ся «по­сто­ян­ным рас­пре­де­ле­ни­ем раз­лич­ных ви­дов че­ло­ве­че­ско­го тру­да». В кон. 19 в. идея С. с. раз­ра­ба­ты­ва­лась в рам­ках био­ор­га­ни­че­ской шко­лы в со­цио­ло­гии. А. Эс­пи­нас и А. Ма­ри­он от­ме­ча­ли важ­ное зна­че­ние в соз­да­нии С. с. сим­па­тии, ле­жа­щей в ос­но­ве об­щих обы­ча­ев, мне­ний и эмо­цио­наль­но­го за­ра­же­ния.

С. с. – од­но из важ­ней­ших по­ня­тий ран­не­го Э. Дюрк­гей­ма, ко­то­рый вслед за О. Кон­том и в про­ти­во­вес К. Мар­ксу и не­ко­то­рым вер­си­ям дар­ви­низ­ма со­ци­аль­но­го раз­ра­ба­ты­вал «со­ли­да­ри­ст­скую» па­ра­диг­му тео­ре­ти­ко-со­цио­ло­гич. ана­ли­за. Дюрк­гейм раз­ли­чал «ме­ха­ни­че­скую» со­ли­дар­ность (со­ли­дар­ность «по сход­ст­вам»), ос­но­ван­ную на кол­лек­тив­ном соз­на­нии, и «ор­га­ни­че­скую» со­ли­дар­ность (со­ли­дар­ность «по раз­ли­чи­ям»), ос­но­ван­ную на раз­де­ле­нии об­ществ. тру­да, взаи­мо­за­ви­си­мо­сти и взаи­мо­об­ме­не ме­ж­ду ин­ди­ви­да­ми и со­ци­аль­ны­ми груп­па­ми. С. с. он счи­тал ос­но­вой нор­маль­ной со­ци­аль­ной жиз­ни, а её от­сут­ст­вие – па­то­ло­ги­ей, свя­зан­ной с со­стоя­ни­ем ано­мии.

Идеи Э. Дюрк­гей­ма и его шко­лы вне­сли важ­ный вклад в ста­нов­ле­ние со­ли­да­риз­ма как од­ной из идео­ло­гич. ос­нов Треть­ей рес­пуб­ли­ки во Фран­ции. Его идеи про­ник­ли в эко­но­мич. тео­рию (Ш. Жид), юри­дич. нау­ку (Л. Дю­ги и др.), а так­же в по­ли­тич. прак­ти­ку. Ос­но­ва­тель фи­ло­со­фии «со­ли­да­риз­ма», рас­смат­ри­вае­мой в ка­че­ст­ве аль­тер­на­тивы кол­лек­ти­виз­му и ли­бе­ра­лиз­му, франц. по­ли­тич. дея­тель, лау­ре­ат Но­бе­лев­ской пр. ми­ра 1920 Л. Бур­жуа в кн. «Со­ли­дар­ность» (L. Bourgeois, «So­lidarité», 1896) раз­ли­чал «со­ли­дар­ность-факт» и «со­ли­дар­ность-долг», рас­смат­ри­вая пер­вую как ос­но­ву по­след­ней.

С. с. – од­на из гл. идей рос. со­цио­ло­гии 19 в. Так, П. Л. Лав­ров оп­ре­де­лял со­цио­ло­гию как нау­ку, ис­сле­дую­щую «фор­мы про­яв­ле­ния, уси­ле­ния и ос­лаб­ле­ния со­ли­дар­но­сти ме­жду соз­на­тель­ны­ми ор­га­ни­че­ски­ми осо­бя­ми…». Идею С. с. раз­ви­ва­ли М. А. Ба­ку­нин, Л. И. Меч­ни­ков, Н. К. Ми­хай­лов­ский, П. А. Кро­пот­кин, М. М. Ко­ва­лев­ский и др. Идео­ло­гия со­ли­да­риз­ма раз­ра­ба­ты­ва­лась и в рос. эмиг­рант­ской мыс­ли 20 в. (тру­ды С. А. Ле­виц­ко­го, Р. Н. Ред­ли­ха и др.). С. с. за­ни­ма­ет важ­ное ме­сто в по­ня­тий­ном ап­па­ра­те совр. со­ци­аль­ной нау­ки.

Лит.: Аку­лич М. М. Со­цио­ло­гия со­гла­сия. Тю­мень, 2002; Эфи­ров С. А. Со­ци­аль­ное со­гла­сие: уто­пия или шанс? М., 2002; Гоф­ман А. Б. Со­цио­ло­гия и гра­ж­дан­ская ре­ли­гия в со­вре­мен­ной Рос­сии // Со­цио­ло­гия и со­вре­мен­ная Рос­сия. М., 2003; Blais M. C. La solidarité. P., 2007; Порт­рет со­ли­да­риз­ма. Идеи и лю­ди / Сост. В. А. Сен­де­ров. М., 2007.

Вернуться к началу