Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОВАЛЕ́ВСКИЙ МАКСИМ МАКСИМОВИЧ

Авторы: А. Х. Матиева
М. М. Ковалевский.

КОВАЛЕ́ВСКИЙ Мак­сим Мак­си­мо­вич [27.8(8.9).1851, с. Дву­реч­ный Кут Харь­ков­ско­го у. Харь­ков­ской губ., ны­не в Дер­га­чёв­ском р-не Харь­ков­ской обл. Ук­раи­ны – 23.3(5.4).1916, Пет­ро­град], рос. ис­то­рик, пра­во­вед, со­цио­лог, эт­но­граф, об­ществ.-по­ли­тич. дея­тель, д. стат. сов. (1915/16), акад. Пе­терб. АН (1914). Дво­ря­нин. Дя­дя Е. П. Ко­ва­лев­ско­го (1865/66–1941). Круп­ный зем­ле­вла­де­лец. Окон­чил юри­дич. ф-т Харь­ков­ско­го ун-та (1872), где на не­го боль­шое вли­я­ние ока­за­ли лек­ции Д. И. Ка­че­нов­ско­го. Учил­ся на юри­дич. ф-те Бер­лин­ско­го ун-та (1872–73), в Сво­бод­ной шко­ле по­ли­тич. на­ук и Нац. шко­ле хар­тий в Па­ри­же (1873–75). Пре­по­да­вал в Моск. ун-те (1877–87; с 1880 проф. ка­фед­ры гос. пра­ва ев­роп. го­су­дарств). Со­ре­дак­тор ж. «Юри­ди­че­ский вест­ник» (1877–78). Из­да­тель-со­ре­дак­тор ж. «Кри­ти­че­ское обо­зре­ние» (1879–80; совм. с В. Ф. Мил­ле­ром).

К. – один из круп­ней­ших пред­ста­ви­те­лей ли­бе­ра­лиз­ма в Рос. им­пе­рии. Сто­рон­ник кон­сти­ту­ци­он­ной, или «на­род­ной», мо­нар­хии, ко­то­рой он от­во­дил роль вер­хов­но­го по­сред­ни­ка ме­ж­ду клас­са­ми и за­щит­ни­ка ин­те­ре­сов нар. масс. Це­лью сво­ей на­уч­ной и пре­по­да­ва­тель­ской дея­тель­но­сти счи­тал «под­го­тов­ку рос­си­ян к кон­сти­ту­ции». С 1882 на­хо­дил­ся под не­глас­ным на­блю­де­ни­ем по­ли­ции. В 1887 по рас­по­ря­же­нию мин. нар. про­све­ще­ния уво­лен из Моск. ун-та яко­бы за пуб­лич­ную кри­ти­ку са­мо­дер­жав­но­го об­раза прав­ле­ния. К. бы­ло так­же за­пре­ще­но ра­бо­тать в др. рос. ву­зах (ог­ра­ни­че­ние сня­то в 1905). В свя­зи с этим он уе­хал за гра­ни­цу, чи­тал лек­ции по ис­то­рии пра­ва, со­цио­ло­гии, по­ли­тич. эко­но­мии, ис­то­рии, со­ци­аль­но-эко­но­мич. про­бле­мам Рос­сии и др. в Сток­гольм­ском (1888), Окс­форд­ском (с 1889) и Но­вом Брюс­сель­ском (1895–99) ун-тах, в ун-тах Сан-Фран­ци­ско (1902), Па­рижа (с 1890-х гг.), Чи­ка­го (1901–02), а так­же в Сво­бод­ном кол­лед­же со­ци­аль­ных на­ук в Па­ри­же (1901–05). Один из ос­но­ва­те­лей и один из ви­це-пре­зи­ден­тов (1901–05) Рус. выс­шей шко­лы об­ществ. на­ук в Па­ри­же, при­влёк к пре­по­да­ва­нию из­вест­ных рос. и иностр. учё­ных, вло­жил в её ор­га­ни­за­цию часть сво­их средств.

В авг. 1905, во вре­мя Ре­во­лю­ции 1905–1907, вер­нул­ся в Рос­сию, уча­ст­во­вал в съез­де зем­ских и гор. дея­те­лей в Мо­ск­ве (сен­тябрь). Один из ор­га­ни­за­то­ров и ли­де­ров де­мо­кра­ти­чес­ких ре­форм пар­тии (1906–07) и про­грес­си­стов пар­тии (1912–14). В февр. 1906 – янв. 1907 из­да­вал газ. «Стра­на».

Де­пу­тат 1-й Гос. ду­мы (1906). На­стаи­вал на не­об­хо­ди­мо­сти при­ну­дит. вы­ку­па го­су­дар­ст­вом у круп­ных по­ме­щи­ков час­ти их зем­ли для на­де­ле­ния ею ма­ло­зе­мель­ных кре­сть­ян, вы­сту­пал за от­ме­ну смерт­ной каз­ни, ам­ни­стию по­ли­тич. за­клю­чён­ных, не­при­кос­но­вен­ность лич­но­сти и т. д. По­сле рос­пус­ка Гос. ду­мы от­ка­зал­ся под­пи­сать Вы­борг­ское воз­зва­ние, счи­тая не­до­пус­ти­мым при­зыв к не­пла­те­жу на­ло­гов и к от­ка­зу не­сти во­ин­скую по­вин­ность. В 1907–15 чл. Гос. со­ве­та по вы­бо­рам (от АН и уни­вер­си­те­тов), чл. ака­де­мич. груп­пы, воз­ра­жал про­тив фор­си­ро­ван­но­го раз­ру­ше­ния кре­сть­ян­ской об­щи­ны и по­ряд­ка раз­де­ла мир­ских зе­мель, при ко­то­ром они пе­ре­хо­ди­ли не в се­мей­ную, а в ча­ст­ную соб­ст­вен­ность; вы­сту­пал за по­все­ме­ст­ное вве­де­ние су­да при­сяж­ных и рас­ши­ре­ние кру­га дел, ему под­ве­дом­ст­вен­ных; счи­тал не­об­хо­ди­мым от­де­ле­ние РПЦ от го­су­дар­ст­ва, сня­тие ог­ра­ни­че­ний, свя­зан­ных со сло­же­ни­ем свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми сво­его са­на; сто­рон­ник гражд. рав­но­пра­вия ев­ре­ев. Глас­ный Пет­рогр. гор. ду­мы (1915–16).

Спо­соб­ст­во­вал воз­ро­ж­де­нию ма­сон­ства в Рос­сии (по­свя­щён в ма­со­ны в ло­же «Кос­мос» в Па­ри­же в 1888). По ини­циа­ти­ве и при уча­стии К. в 1906 ос­нованы ло­жи «Воз­ро­ж­де­ние» (Мо­ск­ва) и «По­ляр­ная звез­да» (С.-Пе­тер­бург). В 1912 со­дей­ст­во­вал об­ра­зо­ва­нию ма­сон­ской ор­га­ни­за­ции «Ве­ли­кий Вос­ток на­ро­дов Рос­сии» (С.-Пе­тер­бург). К. рас­смат­ри­вал ма­сон­ские ло­жи в Рос­сии как од­ну из форм вне­пар­тий­но­го объ­е­ди­не­ния ли­бе­раль­но-де­мо­кра­тич. сил с це­лью уси­ле­ния влия­ния на вер­хов­ную власть.

Проф. С.-Пе­терб. (Пет­ро­град­ско­го) по­ли­тех­нич. ин-та (1905–16), С.-Пе­терб. (Пет­ро­град­ско­го) и Моск. ун-тов, Выс­ших жен­ских (Бе­с­ту­жев­ских) кур­сов в С.-Пе­тербурге (с 1914 Петроград) (1906–16). Один из уч­ре­ди­те­лей Моск. гор. на­род­но­го ун-та им. А. Л. Ша­няв­ско­го (1908; чл. по­пе­чи­тель­но­го со­ве­та с 1905). При бли­жай­шем уча­стии К. был соз­дан Пси­хо­нев­ро­ло­гич. ин-т (1907), где он ос­но­вал (совм. с Е. В. Де Ро­бер­ти) и воз­гла­вил пер­вую в Рос­сии ка­фед­ру со­цио­ло­гии; с 1910 К. – де­кан юри­дич. ф-та. Чи­тал лек­ции по ис­то­рии гос. уч­ре­ж­де­ний, пра­ва и со­ци­аль­но-эко­но­мич. раз­ви­тия Рос­сии и Зап. Ев­ро­пы, со­цио­ло­гии. Один из ве­ду­щих пуб­ли­ци­стов ж. «Ве­ст­ник Ев­ро­пы» (с 1909 из­да­тель-ре­дактор).

В нач. 1-й ми­ро­вой вой­ны К., на­хо­див­ший­ся на ле­че­нии в Кар­лс­ба­де, ин­тер­ни­ро­ван вла­стя­ми Ав­ст­ро-Венг­рии, ос­во­бо­ж­дён бла­го­да­ря за­ступ­ни­че­ст­ву исп. ко­ро­ля Аль­фон­са ХIII и об­ществ. дея­те­лей Ита­лии; вер­нул­ся в Рос­сию в февр. 1915.

К. – ав­тор св. 670 ра­бот. Кри­ти­ко­вал од­но­фак­тор­ные кон­цеп­ции ис­то­рич. про­цес­са, раз­ра­бо­тал собств. тео­рию со­ци­аль­ных фак­то­ров (плю­ра­ли­стич. кон­цеп­цию со­ци­аль­ной при­чин­но­сти), со­глас­но ко­то­рой со­ци­аль­но-ис­то­рич. из­ме­не­ния оп­ре­де­ля­ют­ся мно­же­ст­вом фак­то­ров, ме­няю­щих­ся в разл. эпо­хи. Од­но из центр. мест в его сис­теме взгля­дов за­ни­ма­ла тео­рия про­грес­са. Он до­ка­зы­вал, что дви­жу­щей си­лой про­грес­са яв­ля­ет­ся еди­ный для все­го че­ло­ве­че­ст­ва за­кон по­сте­пен­но­го рос­та об­ществ. со­ли­дар­но­сти, свя­зан­но­го с раз­ви­ти­ем «эман­си­па­ции ин­ди­ви­да» (К. от­ри­цал про­ти­во­пос­тав­ле­ние ин­ди­ви­ду­аль­но­го кол­лек­тив­но­му). Обос­но­вы­вал за­ко­но­мер­ность эво­лю­ци­он­но­го пу­ти об­ществ. раз­ви­тия.

К. соз­дал «ге­не­тич. со­цио­ло­гию» – эво­лю­ци­он­ное на­прав­ле­ние в со­цио­ло­гии, за­ни­маю­щее­ся изу­че­ни­ем за­ро­ж­де­ния, ста­нов­ле­ния и раз­ви­тия ус­той­чи­вых со­ци­аль­ных об­ра­зо­ва­ний (се­мьи, ро­да, об­щи­ны, пра­ва, обы­ча­ев, го­су­дар­ст­ва и др.) на ос­но­ве срав­нит.-ис­то­рич. ис­сле­до­ва­ния об­ществ, на­хо­дя­щих­ся на раз­ных сту­пе­нях раз­ви­тия («Со­цио­ло­гия», т. 1–2, 1910; «Про­ис­хо­ж­де­ние се­мьи, ро­да, пле­ме­ни, соб­ст­вен­но­сти, го­су­дар­ст­ва и ре­ли­гии», 1914). В 1883, 1885 и 1887 со­вер­шил эт­но­гра­фич. и ар­хео­ло­гич. экс­пе­ди­ции на Кав­каз, на ос­но­ве со­б­ран­но­го ма­те­риа­ла опуб­ли­ко­вал кни­ги «Пер­во­быт­ное пра­во» (вып. 1–2, 1886–87), «Со­вре­мен­ный обы­чай и древ­ний за­кон. Обыч­ное пра­во осе­тин в ис­то­ри­ко-срав­ни­тель­ном ос­ве­ще­нии» (т. 1–2, 1886), «За­кон и обы­чай на Кав­ка­зе» (т. 1–2, 1890) и др. По­ка­зал уни­вер­саль­ность ро­до­во­го строя, мат­ри­ар­ха­та, се­мей­ной и со­сед­ской об­щин. Счи­тал, что ана­лиз обы­ча­ев ро­до­вых об­ществ Кав­ка­за спо­соб­ст­ву­ет объ­яс­не­нию мн. яв­ле­ний древ­не­го уго­лов­но­го пра­ва. Рас­смат­ри­вал при­сое­ди­не­ние Кав­ка­за к Рос­сии как про­грес­сив­ное яв­ле­ние: кавк. на­ро­ды, из­ба­вив­шись от внеш­ней уг­ро­зы, по­лу­чи­ли воз­мож­ность мир­но­го раз­ви­тия, рас­ши­ре­ния сво­их эко­но­мич. и куль­тур­ных свя­зей. Вме­сте с тем по­ла­гал оши­боч­ной ори­ен­та­цию рос. ад­ми­ни­ст­ра­ции на под­держ­ку ме­ст­ной зна­ти и санк­цио­ни­ро­ва­ние норм ада­та (а не ша­риа­та). По письм. источ­ни­кам К. изу­чал так­же ко­рен­ные на­ро­ды Ав­ст­ра­лии, Си­би­ри, Азии и др. тер­ри­то­рий. При­чи­ны сход­ст­ва уч­ре­ж­де­ний, обы­ча­ев и пра­во­вых норм на­ро­дов К. ис­кал в сход­ст­ве ус­ло­вий их жиз­ни, в про­хо­ж­де­нии раз­ны­ми на­ро­да­ми оди­на­ко­вых ста­дий раз­ви­тия или в фак­тах за­им­ст­во­ва­ния, ко­то­рым К. при­да­вал осо­бен­ное зна­че­ние. Он при­шёл к вы­во­ду, что за­им­ст­во­ва­ние (за ис­клю­че­ни­ем об­лас­ти нау­ки и тех­ни­ки) яв­ля­ет­ся не пря­мым под­ра­жа­ни­ем, а сво­его ро­да «вто­ро­сте­пен­ным твор­че­ст­вом» на­ро­да в рус­ле его са­мо­раз­ви­тия, лишь вдох­нов­ляе­мо­го иностр. об­раз­ца­ми («Ис­то­ри­ко-срав­ни­тель­ный ме­тод в юрис­пру­ден­ции и прие­мы изу­че­ния ис­то­рии пра­ва», 1880).

Ис­то­рию форм го­су­дар­ст­ва и гос. уч­ре­ж­де­ний тес­но свя­зы­вал с со­ци­аль­но-эко­но­мич. ис­то­ри­ей («Ис­то­рия Ве­ли­ко­бри­та­нии», 1911; «Про­ис­хо­ж­де­ние мел­кой кре­сть­ян­ской соб­ст­вен­но­сти во Фран­ции», 1912; и др.). К. обос­но­вал вы­вод о взаи­мо­свя­зи де­мо­кра­тич. ин­сти­ту­тов и по­ли­тич. куль­ту­ры на­ро­да, его «нац. ха­рак­те­ра», без изу­че­ния ко­то­ро­го не­воз­мож­но по­нять ту ду­хов­ную си­лу, ко­то­рая «при­во­дит в дей­ст­вие пра­ви­тель­ст­вен­ную ма­ши­ну и без ко­то­рой луч­шая кон­сти­ту­ция есть не бо­лее как мёрт­вый ме­ха­низм». До­ка­зы­вал, что по­ли­тич. уче­ния не­об­хо­ди­мо ос­но­вы­вать на изу­че­нии эво­лю­ции форм гос. уст­рой­ст­ва. По мне­нию К., осн. де­мо­кра­тич. пра­ва име­ют ре­во­люц. про­ис­хо­ж­де­ние.

Ис­сле­до­вал со­стоя­ние кре­сть­ян­ст­ва на­ка­ну­не и во вре­мя Вел. франц. ре­во­люции, от­ри­цал на­ли­чие в до­ре­во­люц. Фран­ции мел­кой кре­сть­ян­ской соб­ст­вен­но­сти, счи­тая, что вся зем­ля при­над­ле­жа­ла ко­ро­лю, дво­рян­ст­ву и бур­жуа­зии («Про­ис­хо­ж­де­ние со­вре­мен­ной де­мо­кра­тии», т. 1–4, 1895–97). Гл. труд К. – «Эко­но­ми­че­ский рост Ев­ро­пы до воз­ник­но­ве­ния ка­пи­та­ли­сти­че­ско­го хо­зяй­ст­ва» (т. 1–3, 1898–1903; не­за­вер­шён­ный 4-й том, по­свя­щён­ный ср.-век. Ита­лии и, пре­ж­де все­го, Ве­не­ции, не опубл.), в ко­то­ром К. ис­сле­до­вал эко­но­мич. раз­ви­тие Зап. Ев­ро­пы в 5–14 вв. Счи­тал гл. фак­то­ром со­ци­аль­но-эко­но­мич. из­ме­не­ний в сред­ние ве­ка рост и гус­то­ту на­се­ле­ния.

Член мно­гих рос. и иностр. на­уч­ных об­ществ. Пре­зи­дент Меж­ду­нар. ин-та со­цио­ло­гии в Па­ри­же (с 1907). Пред. С.-Пе­терб. (Пет­ро­град­ско­го) от­де­ле­ния ме­ж­ду­нар. па­ци­фи­ст­ско­го об-ва «Мир» (1909–15). Пре­зи­дент Пе­да­го­гич. ака­де­мии в С.-Пе­тер­бур­ге (с 1908), ВЭО (1914–16). В 1915 вы­сту­пил с ини­циа­ти­вой ор­га­ни­за­ции Рус. со­цио­ло­гич. об-ва (дей­ст­во­ва­ло в 1916–23 и но­си­ло имя К.; вос­соз­да­но в 1993 под назв. Со­цио­ло­гич. об-во им. М. М. Ко­ва­лев­ско­го).

К. дру­жил с П. Г. Ви­но­гра­до­вым, К. А. Ти­ми­ря­зе­вым, И. С. Тур­ге­не­вым, А. П. Че­хо­вым, А. И. Чу­про­вым и мн. дру­ги­ми. Был в близ­ких от­но­ше­ни­ях с С. В. Ко­ва­лев­ской. В чис­ле уче­ни­ков К. – фи­ло­соф и со­цио­лог П. А. Со­ро­кин, эко­но­мист Н. Д. Кон­д­рать­ев.

Ав­тор вос­по­ми­на­ний «Моя жизнь» (пол­но­стью опубл. в 2005). Со­брал уни­каль­ную биб­лио­те­ку (в 1890-е гг. св. 50 тыс. то­мов), часть ко­то­рой хра­нит­ся в На­уч. б-ке МГУ (в т. ч. 20 книг 16 в., 50 книг 17 в., 338 книг 18 в.). На вил­ле К. в Бо­льё (близ Ниц­цы, Фран­ция) так­же су­ще­ст­во­ва­ла со­б­ран­ная им биб­лио­те­ка (не ме­нее 30 тыс. книг), её судь­ба по­сле смер­ти К. не­из­вест­на.

Соч.: Очерк ис­то­рии рас­па­де­ния об­щин­но­го зем­ле­вла­де­ния в кан­то­не Ва­адт. Лон­дон, 1876; Об­щин­ное зем­ле­вла­де­ние, при­чи­ны, ход и по­след­ст­вия его раз­ло­же­ния. М., 1879. Ч. 1; Об­ще­ст­вен­ный строй Анг­лии в кон­це сред­них ве­ков. М., 1880; Об­щий ход раз­ви­тия по­ли­ти­че­ской мыс­ли во вто­рой по­ло­ви­не XIX в. СПб., 1905; Ро­до­вой быт в на­стоя­щем, не­дав­нем и от­да­лен­ном про­шлом: В 2 вып. СПб., 1905; Со­вре­мен­ные со­цио­ло­ги. СПб., 1905; От пря­мо­го на­ро­до­прав­ст­ва к пред­ста­ви­тель­но­му и от пат­ри­ар­халь­ной мо­нар­хии к пар­ла­мен­та­риз­му. СПб., 1906; Со­вре­мен­ные фран­цуз­ские со­цио­ло­ги // Вест­ник Ев­ро­пы. 1913. № 7; Соч.: В 2 т. СПб., 1997.

Лит.: М. М. Ко­ва­лев­ский – уче­ный, го­су­дар­ст­вен­ный и об­ще­ст­вен­ный дея­тель и гра­ж­да­нин. П., 1917; Саф­ро­нов Б. Г. М. М. Ко­ва­лев­ский как со­цио­лог. М., 1960; Ку­приц Н. Я. Ко­ва­лев­ский. М., 1978; Ка­ло­ев Б. А. М. Ко­ва­лев­ский и его ис­сле­до­ва­ния гор­ских на­ро­дов Кав­ка­за. М., 1979; Со­ко­лов А. С. Аме­ри­кан­ская те­ма в на­уч­но-ли­те­ра­тур­ном на­сле­дии М. М. Ко­ва­лев­ско­го // Аме­ри­кан­ский еже­год­ник. 1989. М., 1990; М. М. Ко­ва­лев­ский в ис­то­рии рос­сий­ской со­цио­ло­гии и об­ще­ст­вен­ной мыс­ли. СПб., 1996; М. Ко­ва­лев­ский и со­вре­мен­ная об­ще­ст­вен­ная мысль. СПб., 2001; Ма­тие­ва А. Х. М. М. Ко­ва­лев­ский и его со­вре­мен­ни­ки // Во­про­сы ис­то­рии. 2001. № 3; она же. Про­бле­мы на­цио­наль­ной по­ли­ти­ки цар­ской Рос­сии в ис­сле­до­ва­ни­ях М. М. Ко­ва­лев­ско­го // Кав­каз­ский сбор­ник. М., 2005. Т. 2; Cigliano G. Liberalismo e rivoluzione in Rus­sia. Il 1905 nell’esperienza di M. M. Kova­lev­skij. Napoli, 2002; По­го­дин С. Н. М. М. Ко­ва­лев­ский. СПб., 2005; Хай­ло­ва Н. Б. М. М. Ко­ва­лев­ский: «Без тер­пи­мо­сти нет сво­бо­ды...» // Рос­сий­ский ли­бе­ра­лизм: идеи и лю­ди. М., 2007.

  • КОВАЛЕ́ВСКИЙ МАКСИМ МАКСИМОВИЧ Максим Максимович [27.8(8.9).1851–23.3(5.4).1916], рос. историк, правовед, социолог, этнограф, обществ.-политич. деятель, д. стат. сов., акад. Пе­терб. АН (2009)
Вернуться к началу