ДАРВИНИ́ЗМ СОЦИА́ЛЬНЫЙ
-
Рубрика: Социология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДАРВИНИ́ЗМ СОЦИА́ЛЬНЫЙ (социал-дарвинизм), биологизаторское течение в социальной мысли кон. 19 – нач. 20 вв., в рамках которого устройство и развитие общества объяснялись действием законов живой природы, определяющим фактором социальной жизни признавалась принадлежность человека природному миру, а биологич. различия – основой различий социальных. Это идеологич. движение состояло из множества концепций, различавшихся по социально-политич. содержанию, идеалу будущего общества и по выбору в качестве теоретич. основы тех или иных природных способностей человека и законов их эволюции (инстинкты, наследственность, адаптация к изменениям окружающей среды, борьба за существование и естественный отбор). В центре внимания социал-дарвинистской мысли находились конфликты между индивидами, группами, обществами, институтами, обычаями и т. п. и способы их решения.
Идеи Д. с. получили распространение в этот период во всех странах Европы и в США, владели умами не только специалистов, но и писателей, публицистов, политиков. В социальных науках к этому течению на разных основаниях и в разной степени относят: в Великобритании – У. Беджгота, Л. Хобхауса, М. Гинсберга, в Австрии – Г. Ратценхофера, Л. Гумпловича, в Германии – Л. Вольтмана, во Франции – Ж. Лапужа, в США – А. Смолла, У. Самнера.
Своё название течение получило по имени Ч. Дарвина, хотя некоторые знаковые для Д. с. идеи высказывались в социальной мысли ещё до появления его теории происхождения видов в 1859. Так, Т. Гоббс выделял в качестве гл. фактора развития социального мира «борьбу всех против всех», Т. Р. Мальтус – ограниченность ресурсов, вынужденную борьбу за существование. За неск. лет до Дарвина Г. Спенсер в работах «Социальная статика» (1850), «Гипотеза развития» (1852) и «Прогресс: его закон и причина» (1857) представил социальную эволюцию как часть направленной от простого к сложному и разнообразному всеобщей космической эволюции, а общество как социальный «сверхорганизм» по сходству и различию с биологич. организмом. Ему же принадлежит первенство в использовании понятия «эволюция» (в кн. «Manners and fashion», 1854). Если в дарвиновской теории естественный отбор и выживание в процессе адаптации предполагали случайные вариации, возможное появление чего-то иного, то у неоламаркиста Спенсера адаптация имела цель, она направлена на «выживание наиболее приспособленных», в смысле отбора наилучших, сильнейших, на сохранение и передачу полученных свойств следующим поколениям. Именно в спенсеровском направлении развивались концепции социального дарвинизма.
Авторитет Ч. Дарвина, биологии как естеств. науки, её последующие открытия и биологич. терминология использовались в рамках Д. с. для обоснования самых разных социально-политич. взглядов и программ: консерваторами и либералами, социал-реформаторами и социалистами-революционерами, проповедниками прогрессивной моральной эволюции человечества и расистами. Одни оправдывали борьбу индивидов за лучшие условия существования, свободную от гос. вмешательства рыночную конкуренцию как естеств. ход эволюции. Другие делали акцент на мысли Дарвина о зачатках обществ. инстинкта у животных. Они говорили уже о социальной солидарности как необходимом условии выживания рода, о прогрессе морали, на определённой стадии которого физич. борьба за выживание вытесняется культурным соревнованием, а моральная и интеллектуальная приспособленность индивидов и наций становится основой для новой социальной иерархии. Одни полагали, что «естественный отбор» в условиях изменения социальной среды требует новых социальных институтов, а правительства могут способствовать их формированию выбором соответствующих политич. средств (постепенных реформ для поддержания неимущих слоёв). Другие считали, что эволюция уже произвела «наиболее приспособленные» образцы индивидов и биосоциальных общностей – предпринимателей и капиталистич. порядок. Эта позиция означала закрепление сложившегося неравенства между народами и внутри индустриально развитых обществ. Политика же создания обществ. благосостояния и системы обществ. здравоохранения противоестественна, поскольку «низшие» человеческие существа предназначены природой на вымирание. На идеи Д. с. опирались также расистские теории, которые объясняли культурное неравенство рас биологич. различиями, климатич. и географич. условиями их проживания и т. п., обосновывали превосходство белой нордической расы и оправдывали её завоевательные инстинкты (т. е. империализм, колониализм). В итоге биология подменялась идеологией, а человеческая история сводилась к борьбе рас за мировое господство, узаконивались использование людей другого цвета кожи и «низших» народов для поддержания «естественного» превосходства белой расы, удаление «неприспособленных» рас и народов с гл. дороги историч. развития и прямой геноцид, борьба за «чистоту» расы (идеология национал-социализма).
После окончания 2-й мировой войны мировое сообщество осудило политич. курсы, основанные на идеях Д. с., как направленные против человечности. Но всё же политич. идеология Д. с. продолжает существовать в откровенно расистских и экстремистских организациях, не имеющих во многих странах легального статуса.
В отличие от политич. сферы в истории социальных наук Д. с., утратив роль самостоят. теоретич. течения, сыграл всё же определённую позитивную роль. В рамках социологии, социальной и культурной антропологии, социальной психологии он дал толчок к всестороннему исследованию конфликтов, способствовал появлению интереса к изучению социальных групп, внутригрупповых отношений, механизмов коллективных действий, нормативных аспектов социального поведения, обычаев, моды, группового сознания. Некоторые эволюц. идеи, такие как социокультурная адаптация, отбор необходимых для данной среды качеств, развиваются в сравнительной этологии, социобиологии и эволюц. психологии.