Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СОЦИОБИОЛО́ГИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Биология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 9-10

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Захаров

СОЦИОБИОЛО́ГИЯ (от лат. societas – об­ще­ст­во, био... и ...ло­гия), на­прав­ле­ние в био­ло­гии, свя­зан­ное с изу­че­ни­ем всех форм со­ци­аль­но­го по­ве­де­ния жи­вых су­ществ, вклю­чая че­ло­ве­ка. С. опи­ра­ет­ся на дан­ные по­пу­ля­ци­он­ной ге­не­ти­ки, это­ло­гии, эко­ло­гии и эво­люц. тео­рии. С. че­ло­ве­ка ис­поль­зу­ет так­же дан­ные со­цио­ло­гии, со­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии, ан­тро­по­ло­гии и эт­но­гра­фии. Цен­траль­ным для С. яв­ля­ет­ся по­ло­же­ние о ге­не­тич. де­тер­ми­ни­ро­ван­но­сти разл. ас­пек­тов по­ве­де­ния жи­вот­ных, вклю­чая фе­но­ме­ны со­ци­аль­но­го по­ве­де­ния – аль­тру­изм, ста­биль­ность брач­ных пар, ро­ди­тель­ская за­бо­та и др. Как са­мо­сто­ят. на­прав­ле­ние сло­жи­лось в 1970-х гг. С. опи­ра­ет­ся на раз­ра­бо­тан­ную У. Ха­мил­то­ном кон­цеп­цию «со­во­куп­ной при­спо­соб­лен­но­сти» (1964), из ко­то­рой сле­ду­ет, что в ка­ж­дое по­сле­дую­щее по­ко­ле­ние вно­сят вклад не толь­ко ро­ди­тель­ские осо­би, но и имею­щие с ни­ми об­щие ге­ны бли­жай­шие род­ст­вен­ни­ки, ко­то­рые спо­соб­ст­ву­ют со­хра­не­нию ге­но­ти­па. Так, в со­об­ще­ст­вах об­ще­ст­вен­ных на­се­ко­мых, напр. пчёл, часть осо­бей не уча­ст­ву­ет в про­из­вод­ст­ве собств. по­том­ст­ва, но ос­та­ёт­ся в по­пу­ля­ции для ока­за­ния по­мо­щи в вы­ра­щи­ва­нии мо­лод­ня­ка. По­ве­де­ние ка­ж­дой осо­би в по­пу­ля­ции на­прав­ле­но на мак­си­ми­за­цию её со­во­куп­ной при­спо­соб­лен­но­сти. При этом се­лек­тив­ные пре­иму­ще­ст­ва, спо­соб­ст­вую­щие вы­жи­ва­нию груп­пы ро­ди­чей, дос­та­точ­но ве­ли­ки, что­бы ком­пен­си­ро­вать сни­же­ние при­спо­соб­лен­но­сти осо­би-аль­труи­ста.

В С. ис­сле­ду­ют­ся разл. мо­де­ли со­ци­аль­но­го по­ве­де­ния ор­га­низ­мов. Осн. вни­ма­ние уде­ля­ет­ся изу­че­нию «аль­труи­сти­че­ски-эгои­сти­че­ских», по­ло­вых (уха­жи­ва­ние, вы­бор парт­нё­ра, вы­ра­щи­ва­ние по­том­ст­ва и др.) и аг­рес­сив­ных (до­ми­ни­ро­ва­ния, тер­ри­то­ри­аль­но­сти и др.) форм по­ве­де­ния. Ис­хо­дя из по­зи­ций ге­не­тич. де­тер­ми­низ­ма, в С. по­на­ча­лу ис­клю­ча­лись из рас­смот­ре­ния осн. фор­мы ког­ни­тив­но­го по­ве­де­ния че­ло­ве­ка и жи­вот­ных (мыш­ле­ние, соз­на­ние, при­ня­тие ре­ше­ний, выс­шие эмо­ции). Позд­нее бы­ла раз­ра­бо­та­на мно­го­уров­не­вая мо­дель взаи­мо­дей­ст­вия ге­нов и куль­ту­ры, пред­по­ла­гаю­щая на­ли­чие пря­мой и об­рат­ной свя­зей. Со­глас­но С., че­ло­ве­че­ская куль­ту­ра, хо­тя и фор­ми­ру­ет­ся ког­ни­тив­ны­ми ме­ха­низ­ма­ми, в зна­чит. ме­ре на­прав­ля­ет­ся ге­не­тич. про­грам­ма­ми.

Лит.: Hamilton W. D. The genetical evolution of social behaviour. I, II // Journal of Theore­tical Biology. 1964. Vol. 7. № 1; Wilson E. O. Sociobiology: The new synthesis. Camb., 2000.

Вернуться к началу