Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТКА́ЧЕСТВО

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 202-203

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Г. Царёва
Домашнее ткачество у узбеков.

ТКА́ЧЕСТВО, в уз­ком смыс­ле – про­цесс соз­да­ния ни­тя­ных струк­тур (тек­стиль­ных тка­ней) на ткац­ком стан­ке или иных ткац­ких при­спо­соб­ле­ни­ях. Фор­мы по­лу­чае­мых по­ло­тен – мет­раж­ные тка­ни и за­кон­чен­ные из­де­лия (ков­ры, по­кры­тия шат­ров, поя­са и пр.). В ши­ро­ком смыс­ле Т. обо­зна­ча­ет так­же со­во­куп­ность со­став­ляю­щих ткац­кое про­из-во про­цес­сов, вклю­чая под­го­то­вит. опе­ра­ции (соз­да­ние нитей ос­но­вы, утка́, до­пол­нит. узо­ро­об­ра­зую­щих тел) и за­клю­чит. об­ра­бот­ку тка­ни. От­ли­чие Т. от др. ни­тя­ных тек­стиль­ных тех­ник (пле­те­ние, вя­за­ние и др.) – уча­стие в про­цес­се как ми­ни­мум двух групп ра­бо­чих эле­мен­тов (ос­но­ва и уто́к) и не­об­хо­ди­мость жё­ст­ко­го за­кре­п­ле­ния ни­тей ос­но­вы на ткац­ком ста­не.

Т. воз­ник­ло в па­лео­ли­те. Его по­яв­ле­ние ста­ло воз­мож­ным бла­го­да­ря раз­ви­тию древ­ней­ших тек­стиль­ных тех­ник кор­зи­но- и ци­нов­ко­пле­те­ния, а так­же тех­ник ни­те­об­ра­зо­ва­ния (см. в ст. Пря­де­ние). Пред­по­ло­жи­тель­но обе прак­ти­ки бы­ли раз­ра­бо­та­ны до вто­рой вол­ны ис­хо­да Homo sapiens из Аф­ри­ки (ок. 60 тыс. лет на­зад). Сви­де­тель­ст­вом ис­поль­зо­ва­ния че­ло­ве­ком ни­тей яв­ля­ют­ся кос­тя­ные иг­лы (древ­ней­шие – пе­ще­ра Си­бу­ду в Юж. Аф­ри­ке, 61 тыс. лет на­зад). Раз­ви­тие Т. спо­соб­ст­во­ва­ло ос­вое­нию че­ло­ве­ком сев. тер­ри­то­рий. Т. прак­ти­ко­ва­лось в Аф­ри­ке (кро­ме эк­ва­то­ри­аль­ной зо­ны), в не­ко­то­рых ре­гио­нах Аме­ри­ки (Ан­ды, Мезо­аме­ри­ка, ин­дей­цы пу­эб­ло) и осо­бен­но ши­ро­ко в Ев­ра­зии (кро­ме арк­тич. зо­ны). Тка­ни всех ви­дов, вклю­чая вор­со­вые тка­ни, ис­поль­зо­ва­лись для из­го­тов­ле­ния оде­ж­ды и со­зда­ния (шат­ры) и уте­п­ле­ния (ков­ры) жи­ли­ща.

Пер­вич­ны­ми ткац­ки­ми ма­те­риа­ла­ми бы­ли не тре­бую­щие пря­де­ния длин­ные (св. 2 м) и лег­ко рас­ще­п­ляе­мые на пря­ди рас­тит. во­лок­на. В тро­пич. зо­не это в осн. паль­мо­вые и лиа­но­вые во­лок­на, джут, в уме­рен­ной и сев. зо­нах Ев­ра­зии – ко­но­п­ля и кра­пи­ва, позд­нее и ши­ре – лён. Пред­по­ло­жи­тель­но с нач. 3-го тыс. до н. э. при­ме­ня­ет­ся шерсть, со 2-го тыс. до н. э. – хло­пок и шёлк. Древ­ней­ши­ми тех­ни­ка­ми Т. счи­та­ют­ся твайн и кор­зи­ноч­ные пе­ре­пле­те­ния, по­слу­жив­шие ос­но­вой для раз­ра­бот­ки пря­мых струк­тур (по­лот­ня­ное, сар­жа, ки­лим и др.). Пер­во­на­чаль­но тка­ни де­ко­ри­ро­ва­лись рос­пи­сью; узор­ное Т. ста­ло воз­мож­ным с по­яв­ле­ни­ем хо­ро­шо ок­ра­ши­вае­мых шер­сти и шёл­ка.

Роль Т. в куль­ту­ре обу­сло­ви­ла его по­все­ме­ст­ную са­кра­ли­за­цию. Это вы­ра­же­но в пред­став­ле­ни­ях де­ми­ур­га в об­ра­зе тка­ча и бо­гинь вре­ме­ни и судь­бы в об­раз­ах прях и тка­чих (Мой­ры, Пар­ки и т. п.); фи­гу­рах бо­жеств – по­кро­ви­те­лей Т. (напр., Афи­на) и др. Тка­ни, осо­бен­но спе­ци­аль­но из­го­тов­лен­ные, по­все­ме­ст­но име­ли ох­ран­ную ма­гич. функ­цию.

Пер­во­на­чаль­но Т. име­ло до­маш­ний ха­рак­тер и бы­ло од­ним из важ­ней­ших за­ня­тий жен­щи­ны. С раз­ви­ти­ем про­фес­сио­наль­но­го Т., осо­бен­но в Ев­ро­пе, оно ста­ло в осн. муж­ским за­ня­ти­ем. Раз­ви­тие Т. – один из гл. фак­то­ров про­мыш­лен­ной ре­во­лю­ции в Ев­ро­пе.

Лит.: Со­бо­лев Н. Н. Очер­ки по ис­то­рии ук­ра­ше­ния тка­ней. М.; Л., 1934; Barber E. J. W. Prehistoric textiles: The development of cloth in the Neolithic and Bronze Ages with special reference to the Aegean. Princeton, 1991; Eme­ry I. The primary structures of fabrics: An illustrated classification. N. Y., 2009.

Вернуться к началу