СТИЛЬ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СТИЛЬ (лат. stylos, от греч. στύλος – палочка для письма на вощёных дощечках) в литературе и искусстве, устойчивая совокупность средств и приёмов худож. выразительности. С. является неотъемлемым свойством худож. формы, обнаруживая себя во всех её проявлениях и обеспечивая ощутимую целостность произведения, его тона и колорита. В совр. литературоведении и искусствознании категория С. может применяться не только к конкретному произведению или жанру, но и к творчеству отд. автора или представителей к.-л. течения или направления; говорят о С. национальном или региональном, а также о С. целой эпохи. Несмотря на неоднозначность смысловой наполненности, термин «С.» используется в науке, в первую очередь для удобства структурирования истории литературы и иск-ва.
Литература
В литературе со времён античности и до нач. 17 в. понятие «С.» использовалось прежде всего для характеристики выразительных особенностей худож. речи (см. Трёх стилей теория). Если первоначально устанавливалось соответствие между С. и предметом, то в средние века возникает связь категории С. с отд. жанрами. В эпоху Возрождения у итал. гуманистов берёт начало тенденция к сознательному построению индивидуального авторского С. Во 2-й пол. 17 в. в Европе (в сер. 18 в. – в России) учение о поэтич. С. как надличностной категории находит своё завершённое оформление в эстетике классицизма. Вместе с тем появляются поэтики, в которых традиц. понимание С. сочетается с новым представлением о С. как проявлении авторской индивидуальности (напр., в нем. раннеклассицистич. трактате К. Ф. Гунольда и Э. Ноймайстера, 1707). На рубеже 18–19 вв. термин «С.» усваивается филос. эстетикой и распространяется на др. виды иск-ва (работы И. И. Винкельмана, И. В. Гёте, Г. В. Ф. Гегеля); под С. начинают понимать проявление творч. индивидуальности, основанной на смысловой оригинальности. В кон. 19 – нач. 20 вв. категория С. получает расширительное толкование как характеристика эстетич. своеобразия определённых эпох в иск-ве, воплощающих конкретную концепцию мира и человека (Г. Вёльфлин, О. Вальцель). Понимание С., получившее наибольшее распространение в отеч. литературоведении в 20 в. (труды П. Н. Сакулина, В. М. Жирмунского, А. Н. Соколова, Я. Е. Эльсберга, П. В. Палиевского и др.), опирается в значит. степени на общеэстетич. концепцию: С. трактуется как осуществлённое единство формы и содержания или как эстетич. целостность содержательной формы и характеризует, т. о., всё произведение в целом, а не только его речевую сторону, которая, однако, для литературы как иск-ва слова имеет важнейшее значение.
Искусствознание
Термин «С.» по отношению к пластическим искусствам впервые применил И. И. Винкельман (1764): он выделил хронологич. структуру трёх стилей (состояний) и переходов между ними (начало, развитие, состояние, убыль и окончание) в иск-ве Древней Греции, также и в иск-ве Ренессанса. Движущей силой развития С. он считал меняющиеся идеалы, однако признавал влияние и др. факторов. Существенную роль в развитии понятия «С.» сыграла концепция Г. В. Ф. Гегеля о том, что у каждой эпохи есть собств. С., который является выражением духа времени, т. е. определяется исторически меняющимися признаками. Теория С. как худож.-историч. категории разработана в кон. 19 – нач. 20 вв. Г. Вёльфлином и А. Риглем, понимавшими С. прежде всего как формальную структуру и рассматривавшими смену С. как один из высших принципов историч. развития иск-ва. Эта теория внесла системность в проблематику С. и в то же время абсолютизировала его типологич. формальные признаки. Попытки критически пересмотреть понятие «С.» неоднократно предпринимались в течение 20 в. в Европе и США в рамках разл. методологич. направлений (П. Франкль, А. Ригль, М. Шапиро, Дж. Экерман, Э. Гомбрих, Дж. Кублер, В. Зауэрлендер, Ж. Базен, А. Хаузер и др.; в отеч. науке – А. Г. Габричевский, Н. М. Тарабукин, Б. Р. Виппер, В. Н. Лазарев, Е. И. Ротенберг и др.).
Как устойчивая совокупность худож. признаков, характеризующих образную и формальную структуру, С. наиболее отчётливо и последовательно проявился в те худож.-историч. эпохи, в которые сложилась система синтеза искусств, их мировоззренческого и образно-худож. единства. Основой такого синтеза обычно является архитектура, в то время как живопись, скульптура, декоративно-прикладное иск-во подчиняются архитектонике здания, напр. иск-во Древнего Египта, романский стиль, готика, барокко, рококо, классицизм, ампир. Однако стилистич. единство такого рода оказывается не столь очевидным в те худож.-историч. эпохи, когда изобразит. иск-во приобретает самостоятельное, отдельное от архитектуры значение, и их взаимоотношения определяет принцип равноправного развития (напр., в иск-ве античности или Возрождения). С 17 в. развитие европ. иск-ва не подчиняется нормам единого С.: одновременно сосуществуют, находясь в сложной взаимосвязи, классицизм, барокко, также «внестилевая линия» (термин Е. И. Ротенберга). В иск-ве и архитектуре 19–20 вв. стилистич. единство окончательно распадается, и их развитие определяется сложным взаимоотношением течений и направлений, имеющих свои стилевые признаки. Появление в кон. 19 – нач. 20 вв. последнего «большого» С. – модерн – дало недолговечные результаты, но послужило толчком для поисков новых вариантов C. в 20 в., в т. ч. крупных архит. направлений (модернизм, постмодернизм), также бытовавших и как стили. В то же время с самого начала теория С. сталкивалась с трудностями, напр. невозможностью применить её к восточнохристианскому и к внеевропейскому иск-ву. В совр. искусствознании термин «С.» используется нередко по отношению к обособленным, локальным явлениям иск-ва, будучи фактически синонимом стилевого направления: геометрический стиль в Древней Греции, помпеянские стили в Древнем Риме, звериный стиль в иск-ве Евразии, мягкий стиль в поздней готике, т. н. королевские С. (Людовиков стили, георгианский стиль, елизаветинское барокко, викторианский стиль и т. п.), многочисл. исторические стили (неостили) 19 в., также и индивидуальный С. (манера) художника.
Музыка
В муз. эстетике и критике о С. стали писать в кон. 16 в., когда возникла необходимость различать содержание произведения и способы его выражения (к последним и была отнесена категория С.). В 16–17 вв. под С. подразумевали характеристику жанра и нац. школ. В 18 в. прибавилось более широкое значение – С. историч. периода (в полемике сторонников нового гомофонно-гармонич. письма с приверженцами старого, полифонического), в 19 в. – более узкое значение, указывающее на индивидуальную манеру письма композитора. О С. говорят и по отношению к периоду творчества того или иного автора (принято различать «три стиля» Л. ван Бетховена), а также применительно к отд. произведению. Закрепляя за собой определённые содержат. ассоциации, стилевые признаки музыки прошлого в творчестве композиторов 19 в. и особенно 20 в. могут выступать как «второй язык», на котором говорится о «первом», т. е. об атмосфере эпохи, идейно-эмоциональных ценностях, воплощавшихся в стилизуемых языковых нормах (см. Стилизация, Полистилистика). О С. в историч. смысле с кон. 19 в. говорят в связи с проблемой периодизации истории музыки. Система выразит. средств исполнительской интерпретации зависит от С. композиции, но в то же время обладает относит. самостоятельностью.