ВИ́ППЕР РОБЕРТ ЮРЬЕВИЧ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВИ́ППЕР Роберт Юрьевич [2(14).7.1859, Москва – 30.12.1954, там же], историк, акад. АН СССР (1943). Отец Б. Р. Виппера. В 1880 окончил историко-филологич. ф-т Моск. ун-та, учился у В. И. Герье, В. О. Ключевского и др. В 1894 защитил докторскую дис. «Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения и движения XVI в.: Церковь и государство в Женеве XVI в. в эпоху кальвинизма». В 1894–97 проф. Новороссийского ун-та в Одессе. Вернувшись в Москву, в 1897–1922 читал курсы по истории античного мира в Московском ун-те (с 1901 ординарный проф.). В 1922 после опубликования В. брошюры «Возникновение христианства» (1918) был подвергнут резкой критике В. И. Лениным (в ст. «О значении воинствующего материализма». Полн. собр. соч. 5-е издание. Т. 45. С. 27), обвинившим автора в «прислужничестве господствующей буржуазии». В 1923 уволен из университета и в 1924 был вынужден эмигрировать в Латвию, где в 1924–40 профессор Латвийского ун-та в Риге.
В 1922 в яркой научно-популярной кн. «Иван Грозный» В. впервые поставил вопрос о важности «внешнего фактора» в развитии Рус. гос-ва в сер. – 2-й пол. 16 в., идеализировал деятельность Ивана IV Васильевича. После присоединения Латвии к СССР В. было предложено вернуться в Москву. В 1941 работал в МИФЛИ (с 1941), Ин-те истории АН СССР (с 1943) и на кафедре истории Древнего мира МГУ (в 1941–50). В 1943–44 вышли доработанные 2-е и 3-е издания «Ивана Грозного».
Диапазон науч. интересов В. чрезвычайно широк: он автор более 300 работ, написанных блестящим лит. языком и посвящённых отеч. и всеобщей истории (античного мира, гуманизма и Реформации), проблемам методологии историч. исследований, методики преподавания истории. С 1900 особую популярность приобрели его учебники для средней школы и вузов по истории Древнего мира, Средневековья и Нового времени. Последние работы В. по истории раннего христианства («Возникновение христианской литературы», 1946, и «Рим и раннее христианство», 1954) написаны с позиций последовательного атеизма, стремления целиком отвергнуть христианскую традицию. В. опирался на опыт рационалистич. критики XIX в., был последователем мифологической школы (отрицавшей историчность Иисуса Христа) и полностью воспринял марксистскую концепцию возникновения христианства, в наиболее полной форме выраженную Ф. Энгельсом. Выводы В. столь разительно расходились с данными науки, что даже в среде советских, атеистически настроенных учёных они были, в сущности, отвергнуты. Награждён орденом Ленина (1945).