Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВИ́ППЕР РОБЕРТ ЮРЬЕВИЧ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 365-366

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. А. Кошеленко

ВИ́ППЕР Ро­берт Юрь­е­вич [2(14).7.1859, Мо­ск­ва – 30.12.1954, там же], ис­то­рик, акад. АН СССР (1943). Отец Б. Р. Вип­пе­ра. В 1880 окон­чил ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­гич. ф-т Моск. ун-та, учил­ся у В. И. Ге­рье, В. О. Клю­чев­ско­го и др. В 1894 за­щи­тил док­тор­скую дис. «Влия­ние Каль­ви­на и каль­ви­низ­ма на по­ли­ти­че­ские уче­ния и дви­же­ния XVI в.: Цер­ковь и го­су­дар­ст­во в Же­не­ве XVI в. в эпо­ху каль­ви­низ­ма». В 1894–97 проф. Но­во­рос­сий­ско­го ун-та в Одес­се. Вер­нув­шись в Мо­ск­ву, в 1897–1922 чи­тал кур­сы по ис­то­рии ан­тич­но­го ми­ра в Московском ун-те (с 1901 ор­ди­нар­ный проф.). В 1922 по­сле опуб­ли­ко­ва­ния В. бро­шю­ры «Воз­ник­но­ве­ние хри­сти­ан­ст­ва» (1918) был под­верг­нут рез­кой кри­ти­ке В. И. Ле­ни­ным (в ст. «О зна­че­нии во­ин­ст­вую­ще­го ма­те­риа­лиз­ма». Полн. собр. соч. 5-е издание. Т. 45. С. 27), об­ви­нив­шим ав­то­ра в «при­служ­ни­че­ст­ве гос­под­ст­вую­щей бур­жуа­зии». В 1923 уво­лен из уни­вер­си­те­та и в 1924 был вы­ну­ж­ден эмиг­ри­ро­вать в Лат­вию, где в 1924–40 про­фес­сор Лат­вий­ско­го ун-та в Ри­ге.

В 1922 в яр­кой на­уч­но-по­пу­ляр­ной кн. «Иван Гроз­ный» В. впер­вые по­ста­вил во­прос о важ­но­сти «внеш­не­го фак­то­ра» в раз­ви­тии Рус. гос-ва в сер. – 2-й пол. 16 в., идеа­ли­зи­ро­вал дея­тель­ность Ива­на IV Ва­силь­е­ви­ча. По­сле при­сое­ди­не­ния Лат­вии к СССР В. бы­ло пред­ло­же­но вер­нуть­ся в Мо­ск­ву. В 1941 ра­бо­тал в МИФЛИ (с 1941), Ин-те ис­то­рии АН СССР (с 1943) и на ка­фед­ре ис­то­рии Древ­не­го ми­ра МГУ (в 1941–50). В 1943–44 вы­шли до­ра­бо­тан­ные 2-е и 3-е из­да­ния «Ива­на Гроз­но­го».

Диа­па­зон на­уч. ин­те­ре­сов В. чрез­вы­чай­но ши­рок: он ав­тор бо­лее 300 ра­бот, на­пи­сан­ных бле­стя­щим лит. язы­ком и по­свя­щён­ных отеч. и все­об­щей ис­то­рии (ан­тич­но­го ми­ра, гу­ма­низ­ма и Ре­фор­ма­ции), про­бле­мам ме­то­до­ло­гии ис­то­рич. ис­сле­до­ва­ний, ме­то­ди­ки пре­по­да­ва­ния ис­то­рии. С 1900 осо­бую по­пу­ляр­ность при­об­ре­ли его учеб­ни­ки для сред­ней шко­лы и ву­зов по ис­то­рии Древ­не­го ми­ра, Сред­не­ве­ко­вья и Но­во­го вре­ме­ни. По­след­ние ра­бо­ты В. по ис­то­рии ран­не­го хри­сти­ан­ст­ва («Воз­ник­но­ве­ние хри­сти­ан­ской ли­те­ра­ту­ры», 1946, и «Рим и ран­нее хри­сти­ан­ст­во», 1954) на­пи­са­ны с по­зи­ций по­сле­до­ва­тель­но­го ате­из­ма, стрем­ле­ния це­ли­ком от­верг­нуть хри­сти­ан­скую тра­ди­цию. В. опи­рал­ся на опыт ра­цио­на­ли­стич. кри­ти­ки XIX в., был по­сле­до­ва­те­лем ми­фо­ло­ги­че­ской шко­лы (от­ри­цав­шей ис­то­рич­ность Ии­су­са Хри­ста) и пол­но­стью вос­при­нял мар­кси­ст­скую кон­цеп­цию воз­ник­но­ве­ния хри­сти­ан­ст­ва, в наи­бо­лее пол­ной фор­ме вы­ра­жен­ную Ф. Эн­гель­сом. Вы­во­ды В. столь ра­зи­тель­но рас­хо­ди­лись с дан­ны­ми нау­ки, что да­же в сре­де советских, атеи­сти­че­ски на­стро­ен­ных учё­ных они бы­ли, в сущ­но­сти, от­верг­ну­ты. На­гра­ж­дён ор­де­ном Ле­ни­на (1945).

Соч.: Цер­ковь и го­су­дар­ст­во в Же­не­ве XVI в. в эпо­ху каль­ви­низ­ма. М., 1894; Об­ще­ст­вен­ные уче­ния и ис­то­ри­че­ские тео­рии XVIII и XIX вв. в свя­зи с об­ще­ст­вен­ны­ми дви­же­ния­ми на За­па­де. СПб., 1900. 3-е изд. М., 1913; Очер­ки ис­то­рии Рим­ской им­пе­рии. М., 1908; Очер­ки тео­рии ис­то­ри­че­ско­го по­зна­ния. М., 1911; Древ­ний Вос­ток и эгей­ская куль­ту­ра. М., 1913; Ис­то­рия Гре­ции в клас­си­че­скую эпо­ху IX–IV вв. до Р. Х. М., 1916; За­мет­ки ис­то­ри­ка о со­вре­мен­ных ре­ли­ги­оз­ных ис­ка­ни­ях. М., 1916; Кри­зис ис­то­ри­че­ской нау­ки. Ка­зань, 1921; Судь­ба ре­ли­гии. Бер­лин; П., 1921; Ис­то­рия сред­них ве­ков. М., 1947; Ис­то­рия древ­не­го ми­ра. М., 1993; Ис­то­рия но­во­го вре­ме­ни. М., 1995.

Лит.: Саф­ро­нов Б. Г. Ис­то­ри­че­ское ми­ро­воз­зре­ние Р. Ю. Вип­пе­ра и его вре­мя. М., 1976; Во­ло­ди­хин Д. М. «Очень ста­рый ака­де­мик». Ори­ги­наль­ная фи­ло­со­фия ис­то­рии Р. Ю. Вип­пе­ра. М., 1997; Го­луб­цо­ва Е. Р. Ю. Вип­пер // Порт­ре­ты ис­то­ри­ков. Вре­мя и судь­бы. М.; Ие­ру­са­лим, 2000. Т. 2.

Вернуться к началу