Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХА́УЗЕР АРНОЛЬД

ХА́УЗЕР (Hauser) Ар­нольд (8.5.1892, Те­меш­вар, ны­не Ти­ми­шоа­ра – 28.1.1978, Бу­да­пешт), венг. ис­то­рик иск-ва и ки­но­кри­тик. Окон­чил Бу­да­пешт­ский ун-т (1918), вхо­дил в т. н. Вос­крес­ное об-во во гла­ве с Д. Лу­ка­чем. Жил в Бер­ли­не (1920–25), Ве­не (с 1925), Лон­до­не (с 1938), за­ни­ма­ясь пре­им. ки­но­кри­ти­кой. В 1941–51 ра­бо­тал над сво­им гл. тру­дом по ис­то­рии иск-ва – «Со­ци­аль­ная ис­то­рия ис­кус­ст­ва и ли­те­ра­ту­ры» («The social history of art», 1951), за­тем пре­по­да­вал ис­то­рию иск-ва в ун-тах Ев­ро­пы и США. По­сле­до­ва­тель мар­ксиз­ма, Х. стре­мил­ся с по­мо­щью мар­кси­ст­ской сис­те­мы по­ня­тий най­ти объ­яс­не­ние сти­ли­стич. пе­ре­ме­нам в иск-ве. Не­смот­ря на ост­рую кри­ти­ку, ко­то­рой под­верг­лось со­чи­не­ние Х., оно за­ло­жи­ло ос­но­ву со­ци­аль­ной ис­то­рии иск-ва. Уточ­нён­ные взгля­ды Х. пред­став­ле­ны в тру­де «Фи­ло­со­фия ис­то­рии ис­кус­ст­ва» («Phi­losophie der Kunstgeschichte», 1958). Ре­зуль­та­том при­ме­не­ния ме­то­да Х. к кон­крет­но­му ис­то­рич. яв­ле­нию ста­ла его кни­га о мань­е­риз­ме («Der Manierismus: Die Krise der Renaissance und der Ursprung der mo­dernen Kunst», 1964).

Лит.: Lebus K.-J. Zum Kunstkonzept A. Hau­sers // Weimarer Beiträge. 1990. № 36(6).

Вернуться к началу