Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РОССИ́ЙСКАЯ АКАДЕ́МИЯ ХУДО́ЖЕСТВЕННЫХ НАУ́К

РОССИ́ЙСКАЯ АКАДЕ́МИЯ ХУДО́ЖЕСТ­ВЕН­НЫХ НАУ́К (РАХН), на­уч­ное уч­ре­ж­де­ние в Мо­ск­ве. Соз­да­на в 1921 по ини­циа­ти­ве В. В. Кан­дин­ско­го и А. Г. Габ­ри­чев­ско­го, при со­дей­ст­вии А. В. Лу­на­чар­ско­го; со­стоя­ла в ве­де­нии Ху­дож. от­де­ла Глав­нау­ки Нар­ком­про­са РСФСР. Пре­зи­дент РАХН – П. С. Ко­ган, ви­це-пре­зи­дент – Г. Г. Шпет (с 1924). С 1925 Гос. ака­де­мия ху­до­же­ст­вен­ных на­ук, ГАХН. Ака­де­мия ста­ви­ла сво­ей за­да­чей «во­вле­че­ние ху­до­же­ст­вен­но­го ми­ра в де­ло ком­му­ни­стич. строи­тель­ст­ва» (Ко­ган), ра­бо­ту «в на­прав­ле­нии об­ще­го син­те­ти­че­ско­го… ис­кус­ст­во­зна­ния» (Шпет), в т. ч. раз­ра­бот­ку про­блем син­те­за ис­кусств и пси­хо­ло­гии ис­кус­ст­ва. В РАХН бы­ли фи­зи­ко-пси­хо­ло­гич., со­цио­ло­гич. и фи­лос. от­де­ле­ния; в ка­ж­дом из них ра­ботали сек­ции – ли­те­ра­тур­ная, про­странст­вен­ных ис­кусств, му­зы­каль­ная, те­ат­раль­ная (об­ра­зо­ва­на на ос­но­ве при­сое­ди­нён­но­го к РАХН Гос. ин-та те­ат­ро­ве­де­ния, соз­дан­но­го в 1921) и де­ко­ра­тив­ная; так­же пси­хо­фи­зич. ла­бо­ра­то­рия. Струк­ту­ра ака­де­мии час­то ме­ня­лась. О раз­но­об­ра­зии на­уч. по­ис­ков РАХН – ГАХН сви­де­тель­ст­ву­ет со­труд­ни­че­ст­во с ней мн. дея­те­лей нау­ки и иск-ва, сре­ди них – М. В. Ал­па­тов, Д. Е. Ар­кин, А. В. Ба­ку­шин­ский, А. А. Бах­ру­шин, В. М. Бе­ля­ев, Н. И. Бру­нов, В. Я. Брю­сов, Б. Р. Вип­пер, М. О. Гер­шен­зон, А. Б. Голь­ден­вей­зер, Л. П. Гросс­ман, В. Н. До­мо­гац­кий, И. В. Жол­тов­ский, В. И. Ка­ча­лов, К. А. Куз­не­цов, А. Ф. Ло­сев, К. С. Ма­ле­вич, П. А. Мар­ков, В. Э. Мей­ер­хольд, И. М. Мо­ск­вин, В. И. Не­ми­рович-Дан­чен­ко, Н. И. Ро­ма­нов, А. А. Си­до­ров, К. С. Ста­ни­слав­ский, Ф. А. Сте­пун, А. Я. Таи­ров, Н. М. Та­ра­бу­кин, В. А. Фа­вор­ский, В. Д. Фа­ли­ле­ев, Р. Р. Фальк, П. А. Фло­рен­ский, С. Л. Франк, Г. И. Чул­ков, А. М. Эф­рос, Н. Е. Эф­рос, К. Ф. Юон, Б. Л. Явор­ский. РАХН – ГАХН из­да­ла мно­го на­уч. пуб­ли­ка­ций, в т. ч. пе­рио­дич. из­да­ния [ж. «Ис­кус­ст­во» (1923–28), «Бюл­ле­тень ГАХН» (1925–28), сб. «Ху­до­жест­вен­ный фольк­лор» (1926–29)]. В 1930 ГАХН ли­к­ви­ди­ро­ва­на и пре­об­ра­зо­ва­на в Гос. ака­де­мию ис­кус­ст­во­зна­ния.

Лит.: Кон­д­рать­ев А. И. Рос­сий­ская Ака­де­мия ху­до­же­ст­вен­ных на­ук. М., 1923; Стре­ко­пы­тов С. П. ГАХН как го­су­дар­ст­вен­ное на­уч­ное уч­ре­ж­де­ние // Во­про­сы ис­кус­ст­во­зна­ния. 1997. № 2; Experiment. A Journal of Russian Culture. 1997. Vol. 3: RAKhN – The Russian Academy of artistic sciences; Яки­мен­ко Ю. Н. Из ис­то­рии чис­ток ап­па­ра­та: Ака­де­мия ху­до­же­ст­вен­ных на­ук в 1929–1932 гг. // Но­вый ис­то­ри­че­ский вест­ник. 2005. № 1; Фи­ло­со­фия и нау­ки об ис­кус­ст­ве. ГАХН в ис­то­рии ев­ро­пей­ско­го эс­те­ти­че­ско­го соз­на­ния // Ло­гос. 2010. № 2; Kunst als Sprache – Sprachen der Kunst: Russische Ästhetik und Kunsttheorie der 1920er Jahre in der euro­päischen Dis­kussion. Hamb., 2014.

Вернуться к началу