Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУЗНЕЦО́В КОНСТАНТИН АЛЕКСЕЕВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 259

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КУЗНЕЦО́В Кон­стан­тин Алек­сее­вич [9(21).9.1883, Но­во­чер­касск – 25.5.1953, Мо­ск­ва], рос. му­зы­ко­вед. В 1906 окон­чил ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­гич. ф-т Гей­дель­берг­ско­го ун-та, в 1907 – юри­дич. ф-т Моск. ун-та. В Гер­ма­нии обу­чал­ся у Ф. Вольф­ру­ма (ис­то­рия му­зы­ки) и М. Ре­ге­ра (ком­по­зи­ция). В 1912–21 пре­по­да­вал в Мо­ск­ве, Вла­ди­во­сто­ке, Одес­се. Опуб­ли­ко­вал ряд ис­сле­до­ва­ний по ис­то­рии пар­ла­мента­риз­ма, тео­рии и фи­ло­со­фии пра­ва. В 1921–32 д. чл. и пред. ис­то­ри­ко-муз. сек­ции ГАХН и ГИМН в Мо­ск­ве. В 1923–49 (с пе­ре­ры­ва­ми) пре­по­да­вал в Моск. конс. (проф. с 1936, с 1942 зав. ка­фед­рой ис­то­рии му­зы­ки, в 1943–45 зав. ка­фед­рой ис­то­рии рус. му­зы­ки), с 1943 д-р ис­кус­ст­во­ве­де­ния, со­труд­ник н.-и. ка­би­не­та кон­сер­ва­то­рии. С 1946 стар­ший на­уч. со­труд­ник Ин-та ху­дож. вос­пи­та­ния АПН РСФСР. Один из ос­но­ва­те­лей отеч. ис­то­рич. му­зы­ко­ве­де­ния. Со­труд­ни­чал во мно­гих пе­рио­дич. из­да­ни­ях (в т. ч. в жур­на­лах «Ис­кус­ст­во», «Му­зы­ка и ре­во­лю­ция», «Му­зы­каль­ное об­ра­зо­ва­ние», «Со­вет­ская му­зы­ка», «Му­зы­ка», «Со­вет­ское ис­кус­ст­во»). Сре­ди ра­бот К. вы­де­ля­ют­ся очер­ки-ха­рак­те­ри­сти­ки зап.-ев­роп. ком­по­зи­то­ров 17 – нач. 18 вв., со­б­ран­ные в кн. «Му­зы­каль­но-ис­то­ри­че­ские порт­ре­ты» (сер. 1, 1937), ис­сле­до­ва­ния по древ­ней араб. и исп. му­зы­ке (в кн.: Очер­ки по ис­то­рии и тео­рии му­зы­ки. Л., 1940. Т. 2). Вни­ма­ни­ем к ме­то­до­ло­гич. про­бле­мам от­ме­че­но «Вве­де­ние в ис­то­рию му­зы­ки» (ч. 1, 1923). Круп­ный вклад в муз.-ис­то­рич. нау­ку – из­дан­ные под ре­дак­ци­ей К. и при его уча­стии 4 то­ма се­рии «Ис­то­рия рус­ской му­зы­ки в ис­сле­до­ва­ни­ях и ма­те­риа­лах» (1924–27), в ча­ст­но­сти мо­но­гра­фия К. «Глин­ка и его со­вре­мен­ни­ки» (1926), кол­лек­тив­ная мо­но­гра­фия «Рус­ская кни­га о Бет­хо­ве­не» (1927). Осн. труд К. – «Му­зы­каль­ная куль­ту­ра Ки­ев­ской Ру­си» (не опубл.).

Соч.: Этю­ды о му­зы­ке. Од., 1919; Ис­то­ри­че­ские фор­мы нок­тюр­на // Ис­кус­ст­во. 1925. № 2; Стиль в му­зы­ке // Му­зы­каль­ное об­ра­зо­ва­ние. 1930. № 4/5; Вер­ди и его «Ре­к­ви­ем». М., 1935 (под псевд. А. Кон­стант Смис); Пуч­чи­ни и его опе­ра «Бо­ге­ма». М., 1936 (под псевд. А. Кон­стант Смис); «Ор­фей». Опе­ра Глю­ка. М., 1939; А. Ко­рел­ли. М., 1953 (совм. с И. М. Ям­поль­ским).

Лит.: Ле­ва­ше­ва О. Е. К. А. Куз­не­цов // Вы­даю­щие­ся дея­те­ли тео­ре­ти­ко-ком­по­зи­тор­ско­го фа­куль­те­та Мо­с­ков­ской кон­сер­ва­то­рии. М., 1966; она же. К. А. Куз­не­цов // Вос­по­ми­на­ния о Мо­с­ков­ской кон­сер­ва­то­рии. M., 1966.

Вернуться к началу