Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕРСЕ́Т

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


    Электронная версия:



Авторы: С. Н. Лебедев

ВЕРСЕ́Т (франц. verset, итал. versetto, нем. Versett, исп. versillo; букв.  небольшой стих, стишок), в музыке Возрождения и барокко  небольшая пьеса для органа

 >>
, обычно полифонического склада. В. появились в католич. богослужении 16 в. из практики «альтернативного» исполнения псалмов
 >>
и песней библейских
 >>
, гимнов
 >>
, секвенций
 >>
, больших марианских антифонов
 >>
, а также частей ординария мессы
 >>
(см. в ст. Alternatim
 >>
). Из отдельных В. к ординарию сформировались большие циклы пьес, позднее получившие назв. органной мессы. Замена отдельных стихов музицированием на органе у католиков стала обычной уже в 1-й трети 16 в., о чём свидетельствует нотный сб-к «Магнификат на восемь тонов», опубликованный в 1531 П. Аттеньяном
 >>
. Среди авторов – Н. де Гриньи, А. де Кабесон
 >>
, А. Валенте, Дж. М. Трабачи, Ж. Титлуз, Готлиб Муффат
 >>
, И. К. Керль, а также Дж. Фрескобальди
 >>
и другие авторы органных месс. Ко времени И. Пахельбеля
 >>
и И. С. Баха
 >>
В. на псалмовый тон магнификата
 >>
выросли до уровня концертной композиции в изысканной полифонической технике, нередко в форме фантазии
 >>
или токкаты
 >>
. В 18 в. В. вышли из употребления. Папа Пий X
 >>
адм. актом (motu proprio) «Tra le sollecitudini» в 1903 запретил вставки органной музыки внутрь строфических богослужебных песней и псалмов (поскольку они «подавляли» молитву), однако В. продолжали пользоваться популярностью в отдельных католич. церквах Франции и Германии.

Вернуться к началу