МАРСЕ́ЛЬ
-
Рубрика: География
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Книжная версия:
Электронная версия:
МАРСЕ́ЛЬ (Marseille), город на юге Франции, регион Прованс–Альпы–Лазурный берег, адм. центр деп-та Буш-дю-Рон. Расположен на побережье Марсельского зал. (часть Лионского зал.) Средиземного м., близ устья р. Рона. Нас. 780 тыс. чел. (2010; второй по числу жителей город страны после Парижа). С пригородами и городами-спутниками (Бер-л’Этан, Фос-сюр-Мер, Мариньян, Лавера, Ла-Мед и др.) образует Марсельскую гор. агломерацию с нас. 1,65 млн. чел. (третья после Парижской и Лионской агломераций). М. – один из самых многонациональных франц. городов (наиболее крупные общины выходцев из Алжира, Туниса, Марокко, Коморских Островов, а также Италии, Турции, Армении). Важный узел ж.-д., автомобильного и возд. сообщения (в т. ч. междунар. транзитного – между Испанией и Италией, Швейцарией). Важнейшие скоростные ж.-д. линии TGV: Марсель – Лион – Париж (параллельно ей проходит скоростная автомагистраль), Марсель – Тулуза – Бордо; автомагистрали: Марсель – Монпелье – Тулуза – Бордо (к западу от города), Марсель – Тулон – Ницца (к востоку). Крупнейший порт Франции, один из наиболее значимых портов Средиземноморья. Регулярное паромное сообщение с островами Корсика и Сардиния, а также Алжиром и Тунисом. Судоходным каналом Марсель – Рона связан с г. Арль (1927; длина 81 км; на участке Марсель – Пор-де-Бук канал доступен для мор. судов). Междунар. аэропорт Марсель – Прованс (в Мариньяне, в 27 км от М.). Метрополитен (1977).
Основан греками из малоазийского г. Фокея ок. 600 до н. э. под назв. Массалия (Μασσαλία; совр. назв. вошло в обиход в средние века, впервые зафиксировано в тексте в 950), древнейший город Франции. Впоследствии сама Массалия вывела ряд колоний на юж. побережье Галлии. С кон. 3 в. (см. Пунические войны) в сфере влияния Рима. В ходе гражд. войны 49–45 выступил на стороне Помпея, в 49 до н. э., после осады, был захвачен Гаем Юлием Цезарем. До 2 в. н. э. сохранял автономию. С 3 в. центр епископства (первый доподлинно известный епископ М. – Орезий участвовал в Арльском соборе 314). В 476 М. в составе Прованса отошёл к вестготам, после битвы при Пуатье 507 – к остготам, в 536 – к франкам. При Меровингах, как важный мор. порт, нередко был разделён на две части, которые входили в состав разных франкских королевств. В 8–11 вв. в связи с усилением арабов в Средиземноморье значение М. как порта упало. В 838 и 923 разграблен арабами. По Верденскому договору 843 вошёл в состав государства Лотаря I, с 879 в королевстве Арелат. С сер. 10 в. центр марсельского виконтства в составе графства Прованс. С кон. 12 в. город-коммуна; первое упоминание о консулах М. относится к 1178. В 1252 (окончательно в 1262) подчинён графом Карлом Анжуйским (часть города до 1288 контролировалась епископом) и включён в состав владений Анжуйской династии. Осн. отрасли индустрии: текстиль, обработка кожи, судостроение, добыча соли. М. не раз сильно страдал от чумы, в т. ч. в 1348 и 1720–22, когда погибло соответственно ок. 60% и 50% жителей. В 1481 присоединён к Франции, стал гл. франц. портом на Средиземном м. (через М. шла б. ч. торговли со странами Востока и Африкой). В 16 в., в условиях воен. противостояния с Испанией, сильно укреплён и застроен. Во 2-й пол. 19 в. переживал экономич. подъём (связан в т. ч. с открытием Суэцкого канала и началом франц. колониальной экспансии в Сев. Африку, чему в 16–17 вв. способствовали особые отношения Франции с Османской империей). С 16 в. важный центр производства сахара и мыла. В ходе Итальянских войн в 1524 и 1536 осаждался исп. войсками; в дальнейшем сильно укреплён. Во время Религиозных (гугенотских) войн твёрдо держался католицизма. В 1589 М. стал членом Католич. лиги. Добивался статуса независимой республики; в 1596 признал власть Генриха IV. В сер. 17 в. один из центров Фронды. В 1660 М. лишён своих привилегий; город стал управляться 2 эшевенами (обладали меньшими по сравнению с консулами полномочиями), дворяне были отстранены от выборов. Знать вернула свои позиции в 1767 с учреждением выборной мэрии. В нач. Французской революции 18 в. выступал на стороне республиканцев; сформированный в М. батальон волонтёров принёс в Париж «Марсельезу». В июне 1793 с установлением якобинской диктатуры М. поднял мятеж против Конвента (подавлен в августе того же года). С 1800 гл. город деп-та Буш-дю-Рон. Летом 1815, после поражения Наполеона I Бонапарта при Ватерлоо, место массовых расправ над бонапартистами. В 19 в., с началом франц. колониальной экспансии в Сев. Африку и открытием Суэцкого канала, переживал экономич. подъём. В это время М. – гл. торговый порт Франции, важный центр пароходостроения. В 1848 связан железной дорогой с Авиньоном, в 1856 – с Парижем. Поддержал Парижскую коммуну 1871 (22.3–4.4.1871 в М. действовала собств. коммуна). В ходе 2-й мировой войны с июля 1940 находился под властью правительства «Виши»; 12.11.1942–23.8.1944 оккупирован герм. войсками, важный центр Движения Сопротивления. С 1960-х гг. центр иммиграции из быв. франц. колоний.
Старый город (на месте античной Массалии) расположен амфитеатром вокруг Старого порта, гавань которого замыкают форты, построенные Л. Н. де Клервилем и С. де Вобаном: Сен-Жан (основан в 12–13 вв.; укреплён в 1668–71; башня – 1447–52) и Сен-Никола (1660–64). Здесь сохранились руины др.-греч. театра, эллинистич. и рим. укреплений, портовых сооружений, дорог, акведука, цистерны. В юж. части Старого порта, близ форта Сен-Никола, расположена романо-готич. ц. Сен-Виктор (ок. 1010–40, перестроена в 1-й пол. 13 в., трансепт и хор – сер. 14 в.; крипта – нач. 5 в.). За ней на холме возвышается базилика Нотр-Дам-де-ла-Гард в романо-визант. стиле (1853–64, проект арх. А. Ж. Эсперандьё; колокольню венчает статуя Богоматери, 1870, скульптор Э. Л. Лекен). В сев. части Старого порта расположены: полуразрушенный в 1850-е гг. старый собор Сент-Мари-Мажор (11–12 вв., на руинах храма Дианы и баптистерия 5 в.; в капелле Сен-Лазар – скульптурный декор Ф. Лаураны, 1475–81) и новый собор Ла-Мажор в романо-визант. стиле (1852–93, архитекторы Л. Водуайе, Эсперандьё). На месте античного акрополя, превращённого в эспланаду Ла-Турет, – романская ц. Сен-Лоран (кон. 12–13 вв.; реконструирована в 17 в.). К северу от Старого порта также сохранились колокольня ц. Нотр-Дам-дез-Аккуль (13–14 вв.), ренессансные отель дё Кабр (1535) и т. н. Дом, осыпанный алмазами (1570–76; с 1967 Музей старого М.), мэрия в стиле барокко (1653–70, Г. Пюже и др.), приют «Вьей Шарите» (1671–1749, П. Пюже и др.) с барочной купольной капеллой во внутр. дворе (1679–1704), быв. больница (отель Дьё; реконструирована в 18 в., проект Ж. Ардуэн-Мансара) с памятником О. Домье (скульптор Э. А. Бурдель). Среди др. памятников архитектуры: церкви – Нотр-Дам-де-ла-Галлин (11 в.), Сен-Ферреоль (1447–1588, фасад – 1874), Сен-Канна (1526–1619, барочный фасад – 1739), Сент-Мари-Мадлен быв. картезианского мон. (1680–1702); санитарные приказы (1719), отель Давьель, быв. Дворец юстиции (1743–1747), дворец Борели (1766–78), здание Оперного театра (1786–87, Ш. Бенар; перестроен в 1921–24 в стиле ар деко).
Районы к востоку и юго-востоку от Старого порта с прямыми и широкими улицами застраивались с сер. 18 в. В 19 в. здесь возведены: ц. Нотр-Дам-дю-Мон (1823–24), триумфальная арка (1823–39, арх. М. Р. Пеншо, скульпторы П. Ж. Давид д’Анже, Э. Ж. Раме), ж.-д. вокзал Сен-Шарль (1848), быв. биржа (1852–1860, арх. П. К. Кост), неоготич. ц. Сен-Венсан-де-Поль (1855–88), маяк Сент-Мари (1855), новый Дворец юстиции (1856–62) и префектура (1861–67, оба – Ф. О. Мартен), дворец Лоншан с полуциркульной колоннадой, триумфальной аркой и нимфеем, заканчивающим акведук (1862–69, арх. А. Ж. Эсперандьё; скульпторы Э. Л. Лекен, П. Ж. Кавалье; в интерьере – фрески П. Пюви де Шаванна; см. илл. к ст. Второй империи стиль), Дворец искусств (1864–74, арх. Эсперандьё), Гл. синагога. Среди построек 1-й пол. 20 в.: здание рыбной биржи (1909, с 1981 Нац. театр), необарочный фонтан Кантини (1913); базилика Сакре-Кёр (1920–47), больница Сен-Жозеф (1921).
Живописная набережная президента Дж. Ф. Кеннеди на юге связана с автострадой, ведущей к курортам Лазурного берега.
После 2-й мировой войны застроен частично разрушенный район Старого порта (1949–54, арх. О. Перре и др.), построены жилой дом (1947–52, Ле Корбюзье), Морской вокзал Жольет (1953), ф-т медицины Марсельского ун-та (1959, Р. Эггер), воен. госпиталь (1960–63, П. Форестье), Дом радио (нач. 1960-х гг.); жилые дома, в т. ч. «Бразилия» (1957–1967, Ф. Букобза). В кон. 20 – нач. 21 вв. возведены здания администрации региона (1984–91) и департамента (1990–1993), Высшей нац. школы танца (1992, Р. Симуне), концертный зал «Купол» (1994, О. Кейрак), архив департамента (2006). Среди парков М. – Фаро (с дворцом имп. Наполеона III, 1855–58), Амабель-Шано (с Дворцами выставок и конгрессов), Пьера Пюже (с каскадами и античной триумфальной колонной на акведуке Рокефавур).
На островах архипелага Фриуль, близ М., – замок Иф на одноим. острове (1524–31, внешняя стена – кон. 16 в.; с 1634 тюрьма, ныне музей); на о. Ратонно – госпиталь Каролин (1828) и часовня в стиле неоклассицизма. Среди памятников: Погибшим солдатам Вост. армии (1927, арх. Г. Кастель), Репатриантам из Сев. Африки (1971, скульптор Сезар).
М. – один из крупнейших франц. центров науки и культуры, второй по важности в стране центр мед. исследований (после Парижа). Среди науч. учреждений – Астрономич. обсерватория (1702), Ин-т Френеля (1999, исследования в области фотоники электромагнетизма и обработки сигналов и изображений), Ин-т биологии развития (2006), Марсельский ин-т движения, Лаборатория систем науч. информации Ин-та моделирования наук им. Дж. Маклеода (США), ряд лабораторий Нац. центра науч. исследований (Париж). Науч.-технологич. парк Люмини (фундаментальные и прикладные исследования в области физики, математики, механики и информатики, а также биологии и биотехнологий), н.-и. центры Сен-Жером и Шато-Гомбер (включают исследоват. лаборатории в области точных наук – механики, физики, химии, электроники, информатики и инженерии), Нац. центр исследований в области механики и энергетики, Центр микроэлектронных, оптических и фотонных исследований. Марсельский университет, Нац. школа мор. торговли, Лингвистич. ин-т и др. Муниципальная б-ка (1800). Гор. культурно-образоват. центр «Альказар» (в т. ч. публичная б-ка, открыта в 2004).
Музеи [по их числу (более 20) М. уступает только Парижу]: изящных искусств (с 1801; европ. живопись и графика) и естественной истории (1869) – оба во дворце Лоншан; археологии Средиземноморья (1861; др.-егип. отдел, отделы классич. античности и региональной археологии; скульптура из кельто-лигурийского святилища Рокепертуза) и Иск-ва стран Африки, Океании и Америки (оба – в ансамбле приюта «Вьей Шарите»), европейских и средиземноморских цивилизаций (1879), религ. иск-ва (1911), Гробе-Лабадье (1926; живопись и декоративно-прикладное иск-во), морской (1933; в быв. здании биржи), Кантини (1936; расположен в отеле Монгран, 1694; коллекция мебели, керамики, гобеленов), античной торговли (на месте др.-рим. доков; 1963, керамика 6 в. до н. э. – 4 в. н. э.: амфоры для вина, зерна, масла; мозаика 3 в.), моды (1989), мототранспорта (1989), совр. иск-ва (2003), фаянса (во дворце Пастре), истории М. (в торговом центре Centre Bourse; при музее – археологич. парк).
Театр Турски (1970), Нац. театр (1981). Оперный театр (1787; оперная труппа основана в 1685; совр. назв. «Опера мюнисипаль де Марсей»). Нац. балет М. (1972). Концерты классич. и совр. музыки организуют Нац. центр муз. творчества (GMEM), муз. об-ва (в т. ч. Об-во камерной музыки), Гёте-институт, Итал. ин-т, а также Хор им. Г. Форе. «Муз. городок» («Cité de la musique») включает Лабораторию музыки и информатики, Группу эксперим. музыки, Группу исследований муз. импровизации.
Ежегодно проводятся: Праздник книги (фестиваль франц. лит-ры, с 1982, в М. с 2003), документального кино FIDMarseille (с 1990), фестивали – рус. театра и кино (с 1996; в рамках Фестиваля искусств), религ. музыки (с 1995, в ц. Сен-Мишель), «громкой музыки» «Марсатак» (1999), джаза (Festival de Jazz des 5 continents; c 2000); Марсельская ярмарка и др. Ботанич. сад. Аквариум. Зоопарк.
Известный футбольный клуб «Олимпик» (основан в 1899) – 9-кратный чемпион Франции (1937–2010), победитель (1993) и финалист (1991) Лиги чемпионов УЕФА, 2-кратный финалист Кубка УЕФА (1999, 2004); выступает на стадионе «Велодром» (1937; св. 60 тыс. мест), где в 2007 состоялись матчи Кубка мира по регби. Среди др. наиболее популярных видов спорта – парусный, виндсёрфинг, гольф, регби.
В нач. 21 в. М. – динамично развивающийся город, в экономике которого преобладает сфера услуг (гл. обр. торговля и туристич. бизнес, транспорт и логистика, наука и образование, ИТ-технологии). Гор. агломерация М. – один из важнейших индустриальных центров страны, где сохраняется доминирующее значение портовой деятельности, нефтепереработки и нефтехимии; важное значение имеют также чёрная металлургия, машиностроение (судостроение и судоремонт, авиастроение), пищевая пром-сть, произ-во стройматериалов. Б. ч. крупных произв. объектов размещается в припортовой зоне.
М. – один из крупных центров туризма, в т. ч. круизного (ок. 640 тыс. пассажиров круизных судов, 2010). Туристов привлекают историко-архит. памятники города, благоприятный климат и многочисл. курорты Лазурного берега (регион Прованс – Альпы – Лазурный берег занимает 1-е место во Франции по числу внутр. туристов и 2-е – по числу иностранных). Причалы Старого порта ныне используются для частных прогулочных, рыболовных и спортивных судов; рыбный рынок М. – одна из гор. достопримечательностей. Важное значение имеет деловой туризм (в городе традиционно проводятся разл. конференции, конгрессы, др. междунар. мероприятия; для их организации в 1998 создано Марсельское бюро конгрессов). В черте города насчитывается ок. 5,9 тыс. торговых заведений с ежегодным оборотом 500 млн. евро (крупнейшее – торговый центр Centre Bourse). Б. ч. пром. предприятий мелкие, ориентированы на обслуживание потребностей города; к нач. 21 в. часть индустриальных мощностей вынесена за пределы М., их помещения (в т. ч. в пределах Старого порта) перестроены под торгово-развлекат. центры, рестораны и бары, офисы и др.
Большое значение имеют услуги транспорта и логистики. Междунар. аэропорт Марсель – Прованс входит в пятёрку крупнейших в стране (ок. 7,3 млн. пассажиров и 48,7 тыс. т грузов, 2009). В М. размещается головной офис компании CMA CGM, одного из крупнейших в мире мор. перевозчиков и провайдеров логистич. услуг (занимает 3-е место по количеству судов и парку мор. контейнеров). Портовый комплекс М. – крупнейший в стране, на него приходится более 1/4 грузов, проходящих через франц. порты. Грузооборот 86 млн. т, в т. ч. 0,88 млн. контейнеров ДФЭ (5-е место в странах ЕС после Роттердама, Антверпена, Гамбурга и Амстердама, 2010); более 70% грузов – нефть и нефтепродукты. На базе импортной нефти выросла крупная нефтеперерабатывающая (суммарная мощность по переработке более 20 млн. т в год, или более 1/5 франц. мощностей) и нефтехимич. пром-сть. Нефтехимич. комплексы действуют в Лавера (один из ведущих в Европе, принадлежит компании INEOS; нефтеперерабатывающий завод – один из крупнейших в стране; осн. нефтехимич. продукция – полиэтилен и полипропилен; всего более 2 млн. т продукции в год) и Фос-сюр-Мер (компании «ExxonMobil»), нефтеперерабатывающие заводы в Ла-Мед (компании «Total») и Бер-Этан (компании «Royal Dutch Shell»). В Фос-сюр-Мер – крупный металлургич. комбинат (принадлежит «ArcelorMittal»; ок. 3,8 млн. т продукции в 2007, гл. обр. горячекатаная сталь, стальной лист для автомобилестроения и др.; б. ч. продукции экспортируется, в осн. в Испанию, Италию, Турцию). В Мариньяне расположены штаб-квартира и производств. мощности компании «Eurocopter» (в составе «EADS Company», выпуск воен. и гражд. вертолётов); налажено произ-во самолётов для пожаротушения (EADS). Традиционные судоремонт и судостроение (среди профильных компаний – франц. «Nahema», строит мор. яхты-катамараны). Разработка и произ-во техники для глубоководных работ (компания COMEX-PRO – один из мировых лидеров в произ-ве малогабаритных управляемых подводных аппаратов, мобильных водолазных комплектов и др.), водолазного снаряжения (компания «Beuchat» – гидрокостюмы и др.). Произ-во оборудования для металлургии (компания «Termolli»), стройматериалов («Lafarge» – цемент, керамич. плитка и др.). Предприятия стекольной, текстильной, пищевкусовой (сахарная, плодоовощеконсервная, рафинирование оливкового масла, выпуск спиртных напитков и др.) пром-сти. Традиционное произ-во мыла.
В окрестностях – оливковые насаждения, виноградники; выращивают лаванду, овощи, фрукты.