Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВОСТОКОВЕ́ДЕНИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 750-751

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. М. Алпатов

ВОСТОКОВЕ́ДЕНИЕ лин­гвис­ти­че­ское, от­расль язы­ко­зна­ния, ис­сле­дую­щая вост. язы­ки. В ря­де стран Азии и Сев. Аф­ри­ки – в Ин­дии (с сер. 1-го тыс. до н. э.), Ки­тае (с 1 в. до н. э.), Араб. ха­ли­фа­те (с 8 в. н. э.), Япо­нии (с 17–18 вв.) – сло­жи­лись тра­ди­ции изу­че­ния сво­их язы­ков, дос­тиг­шие вы­со­ко­го уров­ня (см. Ин­дий­ская язы­ко­вед­че­ская тра­ди­ция, Ки­тай­ская язы­ко­вед­че­ская тра­ди­ция, Ара­бо-му­суль­ман­ская куль­ту­ра, Япо­ни­сти­ка). Все они на­ря­ду с ев­ро­пей­ской (вос­хо­дя­щей к ан­тич­ной) тра­ди­ци­ей (см. Ев­ро­пей­ская язы­ко­вед­че­ская тра­ди­ция, Ан­тич­ная язы­ко­вед­че­ская тра­ди­ция) вы­рос­ли из тех или иных прак­тич. нужд: обу­че­ния язы­кам куль­ту­ры, пра­виль­но­го по­строе­ния ри­ту­аль­ных тек­стов, тол­ко­ва­ния па­мят­ни­ков, сти­хо­сло­же­ния и др.

В Ин­дии грам­ма­ти­ка Па­ни­ни (2-я пол. 1-го тыс. до н. э.) пред­став­ля­ет со­бой на­бор пра­вил, по­зво­ляю­щих из ис­ход­ных эле­мен­тов (кор­ней) стро­ить сло­ва и пред­ло­же­ния. По точ­но­сти и стро­го­сти пра­вил она не име­ет рав­ных в ми­ровой нау­ке. Опи­сы­ва­лись так­же фо­не­ти­ка сан­ск­ри­та и сис­те­ма час­тей ре­чи. В Ки­тае пер­во­на­чаль­но в цен­тре вни­ма­ния на­хо­ди­лись ис­клю­чи­тель­но ие­ро­гли­фы, в на­ча­ле но­вой эры бы­ли ка­та­логи­зи­ро­ва­ны их со­став­ные эле­мен­ты, вы­ра­бо­та­ны пра­ви­ла их раз­ме­ще­ния в сло­ва­рях. В даль­ней­шем со­став­ля­лись мно­го­том­ные сло­ва­ри ие­рог­ли­фов. С сер. 1-го тыс. н. э. изу­ча­лась так­же фо­не­ти­ка, со­став­ля­лись сло­ва­ри рифм и фо­не­тич. таб­ли­цы. Грам­ма­ти­ка в свя­зи с изо­ли­рую­щим стро­ем кит. язы­ка не по­лу­чи­ла на­уч. опи­са­ния. У ара­бов соз­да­ва­лись грам­ма­ти­ки (напр., грам­ма­ти­ка Си­ба­вей­хи, 2-я пол. 8 в. н. э.), со­став­ля­лись сло­ва­ри. В Япо­нии до 17 в. гос­под­ство­ва­ла кит. тра­ди­ция, но за­тем учё­ные нац. шко­лы пе­ре­шли к са­мо­сто­ят. изу­че­нию сво­его язы­ка, осо­бен­но­сти строя япон. язы­ка за­ста­ви­ли их вы­ра­бо­тать собств. прин­ци­пы грам­ма­тич. опи­са­ния.

Не­ко­то­рые из тра­ди­ций рас­про­стра­ни­лись в др. стра­нах: кит. тра­ди­ция – в Ко­рее, Вьет­на­ме, пер­во­на­чаль­но в Япо­нии, араб­ская – во мно­гих му­сульм. стра­нах. Эти тра­ди­ции ока­за­ли не­ко­то­рое влия­ние и на ев­роп. нау­ку (по­ня­тие кор­ня при­шло из араб. и др. се­мит­ских тра­ди­ций, по­ня­тие санд­хи – ком­би­на­тор­ных из­ме­не­ний зву­ков в сло­ве и пред­ло­же­нии – из инд. тра­ди­ции). Инд. и араб. тра­ди­ции со­хра­ня­ют­ся в не­из­мен­ном ви­де (в тра­диц. му­сульм. об­ра­зо­ва­нии до сих пор ис­поль­зу­ет­ся грам­ма­тика Си­ба­вей­хи), хо­тя в Ин­дии и араб. стра­нах су­ще­ст­ву­ет и ев­ро­пеи­зи­ро­ван­ная нау­ка. С 19 в. кит. и япон. тра­ди­ции под­верг­лись ев­ро­пеи­за­ции, со­хра­нив ряд ори­ги­наль­ных черт (см. Ки­таи­сти­ка, Япо­ни­сти­ка).

Стро­го на­уч. ха­рак­тер изу­че­ние вост. язы­ков, осо­бен­но сан­ск­ри­та, при­об­ре­ло в Ев­ро­пе и Аме­ри­ке в 19 в. с по­яв­ле­ни­ем срав­ни­тель­но-ис­то­ри­че­ско­го язы­ко­зна­ния. Од­на­ко во мно­гих об­лас­тях В. лин­гвис­ти­ка не бы­ла от­де­ле­на от фи­ло­ло­гии, а совр. язы­ки изу­ча­лись лишь прак­ти­че­ски. В. и ин­до­ев­ро­пеи­сти­ка раз­ви­ва­лись в от­ры­ве друг от дру­га.

Но­вый этап в раз­ви­тии язы­ко­зна­ния в В. на­чал­ся с 1910–20-х гг., что бы­ло обу­слов­ле­но не толь­ко син­хрон­ны­ми ис­сле­до­ва­ния­ми в тео­ре­тич. язы­ко­зна­нии, но и прак­тич. по­треб­но­стя­ми; напр., в СССР с 1920–30-х гг. мно­гие (гл. обр. вос­точ­ные) язы­ки изу­ча­лись в свя­зи с за­да­ча­ми соз­да­ния пись­мен­но­стей и лит. норм. Совр. язы­ки Азии (япон., та­галь­ский, кит. и др.) ак­тив­но изу­ча­лись ря­дом школ струк­ту­ра­лиз­ма, осо­бен­но де­ск­рип­тив­ной лин­гви­сти­кой в США. В те­че­ние 20 в. во мно­гих стра­нах, в т. ч. в СССР, сло­жи­лись шко­лы изу­че­ния боль­шо­го чис­ла вост. язы­ков. Срав­нит.-ис­то­рич. ис­сле­до­ва­ния ох­ва­ти­ли не толь­ко ин­до­ев­ро­пей­скую, но и др. се­мьи язы­ков Ев­ра­зии (аф­ра­зий­ские, ал­тай­ские, си­но-ти­бет­ские и др.). Ак­тив­но изу­ча­ет­ся древ­ней­шее род­ст­во этих се­мей. Ма­те­ри­ал вост. язы­ков, по строю от­лич­ных от язы­ков Ев­ро­пы, по­сто­ян­но при­вле­ка­ет­ся для це­лей ти­по­ло­гии лин­гвис­ти­че­ской. В язы­ко­зна­нии, как и в др. нау­ках, пре­одо­ле­вает­ся ев­ро­по­цен­тризм, а дан­ные разл. лин­гвис­тич. тра­ди­ций по­мо­га­ют от­де­лить об­щие свой­ст­ва язы­ка от осо­бен­но­стей ев­роп. язы­ков.

Лит.: Ал­па­тов В. М. Вос­точ­ное язы­ко­зна­ние в Рос­сии и СССР // Мо­с­ков­ское вос­то­ко­ве­де­ние. Очер­ки, ис­сле­до­ва­ния, раз­ра­бот­ки. М., 1997; он же. Ис­то­рия лин­гвис­ти­че­ских уче­ний. 4-е изд. М., 2005. С. 9–41.

Вернуться к началу