НОВОДЕ́ВИЧИЙ МОНАСТЫ́РЬ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НОВОДЕ́ВИЧИЙ МОНАСТЫ́РЬ (Новодевичий Богородице-Смоленский женский монастырь), в Москве. Основан в 1524 вел. кн. Василием III Ивановичем в честь гл. святыни Смоленска – Смоленской иконы Божией Матери – по обету за взятие этого города (1514). Монастырь поставлен на скрещении сухопутных и водных дорог, идущих на запад от Москвы. Его огибала петля левого притока р. Москва (ручей Вавилон) и защищал обрывистый берег реки.
Н. м. задуман как обитель высшего, придворного ранга; на его устроение Василий III пожаловал 3 тыс. руб., дворцовые сёла, земельные угодья; монастырь получил «несудимые грамоты», освобождавшие от податей. Первой игуменьей Н. м. стала схимонахиня Покровского монастыря в Суздале прп. Елена Московская (Девочкина) (ум. 1547). В 1525 в Н. м. был принесён список с чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, ставший гл. святыней обители. При царе Иване IV Васильевиче Грозном в Н. м. постригали женщин из царской семьи [среди них – кн. Ульяна Дмитриевна (урождённая княжна Палецкая, в монашестве Александра), вдова младшего брата Ивана IV – угличского удельного кн. Юрия Васильевича; царевна Елена Ивановна (урождённая Шереметева, в монашестве Леонида), вдова царевича Ивана Ивановича]. В янв. 1598 в Н. м. поселилась вдова царя Фёдора Ивановича царица-инокиня Ирина Фёдоровна Годунова (в монашестве Александра), здесь, в Смоленском соборе, её брат Борис Фёдорович Годунов принял избрание на царство (1598). В кон. 16 – нач. 17 вв. в Н. м. насчитывалось до 122 насельниц, он был одним из богатейших и владел сёлами более чем в 10 уездах. В Смутное время оказался в центре воен. действий и политич. интриг. Лжедмитрием I была конфискована казна монастыря (1605); в 1606 войска Василия Ивановича Шуйского отстояли Н. м. от участников Болотникова восстания 1606–07; в 1610 на Девичьем поле у Н. м. представители моск. знати вели мирные переговоры с поляками о призвании на царство королевича Владислава; в 1611 Н. м. был взят и разграблен казаками И. М. Заруцкого, в это время в монастыре пребывала инокиня Ольга (в миру царевна Ксения Борисовна, дочь Бориса Годунова); 21(31).8.1612 при Н. м. произошло решающее сражение Второго ополчения 1611–12 с войсками гетмана Я. К. Ходкевича.
Царь Михаил Фёдорович освободил Н. м. от податей в казну. В 17 – нач. 18 вв. монастырь имел огромные владения (15 тыс. крепостных, 36 сёл с более чем 150 тыс. дес. земли, подворье в Московском Кремле и слободу на Пречистенке со 127 ремесленниками). Богатые вклады Н. м. получил при окончат. возвращении России Смоленска (1654), в частности вклад царя Алексея Михайловича – чудотворную Иверскую икону Божией Матери (после закрытия монастыря передана в ГИМ, 6.5.2012 возвращена в Н. м.). В 1654 в Н. м. переехали ок. 300 монахинь Кутеинского Успенского мон. из-под Орши. Т. о., обитель стала одним из центров не только рус., но и белорус. монашества, представительницы которого в 1656–1771 избирались игуменьями Н. м. В 17 в. в обители по-прежнему принимали постриг женщины из царской семьи (дочь Михаила Фёдоровича царевна Татьяна, сёстры Петра I Екатерина и Евдокия), цари с семьями и двором регулярно приезжали сюда на богомолье. Настоящего расцвета Н. м. достиг во время правления царевны Софьи Алексеевны (1682–1689), при которой сложился оригинальный архит. ансамбль. После бунта стрельцов (1689) по приказу Петра I она была пострижена здесь в монашество (с именем Сусанна, в схиме – София). В кон. 17 – нач. 18 вв. гл. ктитором Н. м. была жена царя Ивана V Алексеевича царица Прасковья Фёдоровна Салтыкова. При Петре I обитель потеряла придворный статус. В 1724 при Н. м. был открыт приют на 250 чел. для девочек- подкидышей. В 1727–31 в монастыре пребывала первая жена Петра I царица- инокиня Евдокия Фёдоровна Лопухина (в монашестве Елена). При секуляризации 1764 церковных имуществ Н. м. лишился всех видов землевладения, в списке первоклассных штатных монастырей занимал 2-е место.
Во время Отеч. войны 1812 Н. м. был занят французами, которые пытались его взорвать. В 19 в. в обители процветали традиц. монастырские искусства и ремёсла, особенно славились белошвейные и золотошвейные мастерские. В 1871 открыто Филатьевское уч-ще для девочек-сирот, в 1892 – Елизаветинский приют, в 1899 – церковно-приходская школа. Во время 1-й мировой войны Н. м. участвовал в постройке и содержании лазарета, 20 насельниц стали сёстрами милосердия.
В 1918–19 Н. м. был преобразован в приходское братство, монахини организованы в союзы вышивальщиц и огородниц, в 1922 монастырь полностью упразднён, помещения переданы под жильё, музейные экспозиции и разл. учреждения. С 1934 на территории Н. м. организован филиал ГИМа; в 1944 открыты Православный богословский ин-т и пастырско-богословские курсы, на основе которых в 1946 были возобновлены Московская духовная академия и семинария (в 1949 переведены в Троице-Сергиеву лавру). С 1964 на территории Н. м. находятся резиденция и епархиальное управление Моск. епархии РПЦ. С 1960-х гг. в Н. м. ведутся реставрац. работы. В 1994 возобновлена монашеская жизнь [1-я игуменья – Серафима (Чёрная)]. В Моск. обл. открыты подворья Н. м.: в 1995 – при Успенской ц. (1785–92) в дер. Шубино Домодедовского р-на, в 2008 – при Александро-Невской ц. (1915) в пос. Санаторий им. Герцена Одинцовского р-на. В 2010 постановлением Правительства РФ Н. м. передан в пользование Моск. епархии РПЦ.
Первоначально все постройки Н. м. были деревянными, включая собор в честь Смоленской иконы Божией Матери. С кон. 1540-х гг. в Н. м. строили каменный многоглавый на подклете собор в честь Рождества Богородицы (ныне – в честь Смоленской иконы Божией Матери), который в июле 1550 обрушился и был достроен до 1568, а расписан к 1598 (по заказу царицы-инокини Ирины Годуновой). 5-главый, 6-столпный, на подклете, с трёх сторон окружённый 2-ярусной галереей с 2 вост. приделами (изначально их было 4) собор построен из кирпича с белокаменными деталями. Реставрировался И. Ф. Мичуриным (1759); И. П. Машковым и С. К. Родионовым (1898–1903); в сов. время – И. П. Машковым, Г. А. Макаровым, Н. С. Романовым и др. В результате этого мн. детали облика изменились. Интерьер храма исключительно богат. Ковёр из фресок (суховатых, но изысканных по рисунку и колориту) сплошь покрывает стены, столбы, своды и пилястры. В центр. куполе – «Отечество», на сводах – Протоевангельский цикл, в люнетах – библейские сюжеты, на стенах в 3 ярусах – акафист и история Лиддской иконы Божией Матери, на столбах – святые. В 17 в. написан ряд новых композиций; фрески «починивались» (1666) и отмывались (1685), неоднократно поновлялись в 18–19 вв., были записаны масляной живописью (1759), в 1886–87 и 1901–1902 реставрированы Н. М. Сафоновым. С 1929 начаты исследования и науч. реставрация фресок. Высокий 5-ярусный иконостас, резной и позолоченный (1683–85; мастера Осип Андреев, Климентий Михайлов), сменил прежнюю алтарную преграду (фрагменты её росписи сохранились); старый состав его икон был при этом пополнен виднейшими мастерами Оружейной палаты (С. Ф. Ушаков, Н. Е. Павловец, Ф. Е. Зубов, Д. Е. Золотарёв и К. И. Золотарёв). Сохранились также часть икон 16–17 вв., резная напрестольная сень (1653; К. Кондратьев) и решётка в сев. галерее, отделяющая придел Святых Прохора и Никанора.
После пожара Н. м. при нашествии крымского хана Девлет-Гирея I (1571) началось строительство каменной ограды, с которой, возможно, монастырь изображён на «Несвижском» плане Москвы (1611). В период правления царевны Софьи Алексеевны произошла коренная перестройка всего Н. м. В 1682–90 его территория увеличилась, была построена каменная ограда с внутр. арками и бойницами в стенах. Машикули идут по верху и стен, и башен, служа постаментом их белокаменным завершениям. 4 угловые башни круглые, они сильно выступают из стен и стоят на двухъярусных цоколях, 8 промежуточных – квадратные. Ограда была декоративно-символической, поэтому для защиты в кон. 17 в. снаружи её окружал ров и бревенчатый частокол. К угловым башням примыкают 4 корпуса стрелецких караулен. Сформировался парадно-изысканный, избыточно декоративный архит. образ, в котором ведущая роль принадлежит колокольне, надвратным храмам и ажурным завершениям башен (строительство продолжалось до 1725). Гл. ворота изначально помещались с юга; выстроенные в 1683–88 3-пролётные ворота ныне служат подклетом храма Покрова Богородицы, завершённого 3 башенками «украинского» типа. Северные 3-пролётные ворота также несут храм – 5-главую ц. Преображения Господня (1687–88) с резным позолоченным 7-ярусным иконостасом, в котором важная роль отведена скульптуре (К. И. Золотарёв); иконы для него писали также мастера Оружейной палаты под рук. Ф. Е. Зубова.
Для Ирины Годуновой были построены обширные кельи («Ирининские палаты») с трапезной и домовой церковью. Во 2-й пол. 17 в. на их месте сооружён комплекс, включавший церковь (в 1670-х гг. освящена во имя Св. Иоанна Предтечи, ныне – во имя Свт. Амвросия Медиоланского), «старую трапезную» с хлебодарней и 2-этажными палатами, которые полностью перестроены в правление царевны Софьи, но сохранили назв. «Ирининских». Новый ансамбль
монастырской трапезной (1685–87) представляет собой уникальное архит. сооружение с обширной бесстолпной палатой, стоящей на едином подклете с 3 малыми палатами и высоким четвериком Успенской ц., на 2-м ярусе которой находится придел Сошествия Св. Духа. Вскоре после постройки новая трапезная украшена резьбой К. Мымрина и расписана Б. Дмитриевым и И. Масюковым. Созданием иконостаса и икон Успенской ц. с приделом руководили К. И. Золотарёв и Богдан Салтанов (в 1970-е гг. в Успенскую ц. частично перенесён иконостас верхнего храма моск. ц. Успения на Покровке, разрушенной в 1936). Первоначально здание трапезной окружала широкая арочная открытая паперть, соединённая переходом с «Ирининскими палатами». Высокая (св. 70 м), изящных пропорций колокольня Н. м. (1683–1690), кирпичная с белокаменными деталями (типичный памятник нарышкинского барокко) поставлена у вост. стены ограды и занимает доминирующее положение в ансамбле монастыря. Состоит из 5 уменьшающихся восьмериков и главки на 8-гранном барабане; ярусы имеют гульбища с белокаменными балюстрадами с вазонами-пинаклями, восьмерики украшены колонками по углам, арочные проёмы и окна – резными деталями. В колокольне размещались ц. Преподобных Варлаама и Иоасафа (нижний этаж основания) и ц. Св. ап. Иоанна Богослова (2-й ярус). Также сохранились: стрелецкие караульни кон. 16 – нач. 17 вв. (в т. ч. палаты царевны Софьи), палаты царевны Марии Алексеевны (1683–88), Лопухинский корпус (1687–88), Певческий корпус (кон. 17 в.), Казначейские палаты (17–18 вв.), здание Филатьевского уч-ща (1815, перестроено в 1871–78). Н. м. остаётся наиболее сохранным из моск. монастырей, чему способствовала и длительная реставрация. В 2004 он включён в список Всемирного наследия.
В 16 – нач. 20 вв. в стенах Н. м. сложился исключительно ценный историч. некрополь. В соборе сохранились надгробия сестёр Петра I – Софьи, Евдокии, Екатерины и его первой жены Е. Ф. Лопухиной; в подклете находится усыпальница с белокаменными надгробиями представителей царских семей и знатнейших боярских родов (кн. Воротынских, семьи боярина Б. М. Хитрово, кн. Одоевских и др.). Открытое кладбище (т. н. Старое) развивалось от собора и постепенно заняло значит. площадь. После проведения в нач. 1930-х гг. «расчистки» из 2811 надгробий уцелело 115, среди них: часовня-мавзолей Волконских (нач. 19 в.), часовня-усыпальница Прохоровых в неорусском стиле (1911), могилы дворянской и разночинной интеллигенции, деятелей рус. культуры (Д. В. Давыдова, декабристов С. П. Трубецкого, М. И. Муравьёва-Апостола, А. Н. Муравьёва и др., писателей М. Н. Загоскина, И. И. Лажечникова, поэта А. Н. Плещеева, историка С. М. Соловьёва, философа В. С. Соловьёва, гр. А. С. Уварова и др.). За юж. стеной монастыря с 1898 сформировалось т. н. Новое кладбище – ныне действующее Новодевичье кладбище (официально открыто в 1904, с 1927 предназначено «для захоронения лиц с общественным положением»).