Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НОВОДЕ́ВИЧИЙ МОНАСТЫ́РЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 189-191

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. А. Беляев

НОВОДЕ́ВИЧИЙ МОНАСТЫ́РЬ (Но­во­деви­чий Бо­го­ро­ди­це-Смо­лен­ский жен­ский мо­на­стырь), в Мо­ск­ве. Ос­но­ван в 1524 вел. кн. Ва­си­ли­ем III Ива­но­ви­чем в честь гл. свя­ты­ни Смо­лен­ска – Смо­лен­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри – по обе­ту за взя­тие это­го го­ро­да (1514). Мо­на­стырь по­став­лен на скре­ще­нии су­хо­пут­ных и вод­ных до­рог, иду­щих на за­пад от Мо­ск­вы. Его оги­ба­ла пет­ля ле­во­го при­то­ка р. Мо­ск­ва (ру­чей Ва­ви­лон) и за­щи­щал об­ры­ви­стый бе­рег ре­ки.

Новодевичий монастырь. Общий вид. Фото 2010. Фото А. И. Нагаева

Н. м. за­ду­ман как оби­тель выс­ше­го, при­двор­но­го ран­га; на его уст­рое­ние Ва­си­лий III по­жа­ло­вал 3 тыс. руб., двор­цо­вые сё­ла, зе­мель­ные уго­дья; мо­на­стырь по­лу­чил «не­су­ди­мые гра­мо­ты», ос­во­бо­ж­дав­шие от по­да­тей. Пер­вой игу­мень­ей Н. м. ста­ла схи­мо­на­хи­ня По­кров­ско­го мо­на­сты­ря в Суз­да­ле прп. Еле­на Мо­с­ков­ская (Де­воч­ки­на) (ум. 1547). В 1525 в Н. м. был при­не­сён спи­сок с чу­до­твор­ной Смо­лен­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, став­ший гл. свя­ты­ней оби­те­ли. При ца­ре Ива­не IV Ва­силь­е­ви­че Гроз­ном в Н. м. по­стри­га­ли жен­щин из цар­ской се­мьи [сре­ди них – кн. Уль­я­на Дмит­ри­ев­на (уро­ж­дён­ная княж­на Па­лец­кая, в мо­на­ше­ст­ве Алек­сан­д­ра), вдо­ва млад­ше­го бра­та Ива­на IV – уг­лич­ско­го удель­но­го кн. Юрия Ва­силь­е­ви­ча; ца­рев­на Еле­на Ива­нов­на (уро­ж­дён­ная Ше­ре­ме­те­ва, в мо­на­ше­ст­ве Ле­о­ни­да), вдо­ва ца­ре­ви­ча Ива­на Ива­но­ви­ча]. В янв. 1598 в Н. м. по­се­ли­лась вдо­ва ца­ря Фё­до­ра Ива­но­ви­ча ца­ри­ца-ино­ки­ня Ири­на Фё­до­ров­на Го­ду­но­ва (в мо­на­ше­ст­ве Алек­сан­д­ра), здесь, в Смо­лен­ском со­бо­ре, её брат Бо­рис Фё­до­ро­вич Го­ду­нов при­нял из­бра­ние на цар­ст­во (1598). В кон. 16 – нач. 17 вв. в Н. м. на­счи­ты­ва­лось до 122 на­сель­ниц, он был од­ним из бо­га­тей­ших и вла­дел сё­ла­ми бо­лее чем в 10 уез­дах. В Смут­ное вре­мя ока­зал­ся в цен­тре во­ен. дей­ст­вий и по­ли­тич. ин­триг. Лже­дмит­ри­ем I бы­ла кон­фи­ско­ва­на каз­на мо­на­сты­ря (1605); в 1606 вой­ска Ва­си­лия Ива­но­ви­ча Шуй­ско­го от­стоя­ли Н. м. от уча­ст­ни­ков Бо­лот­ни­ко­ва вос­ста­ния 1606–07; в 1610 на Де­вичь­ем по­ле у Н. м. пред­ста­ви­те­ли моск. зна­ти ве­ли мир­ные пе­ре­го­во­ры с по­ля­ка­ми о при­зва­нии на цар­ст­во ко­ро­ле­ви­ча Вла­ди­сла­ва; в 1611 Н. м. был взят и раз­граб­лен ка­за­ка­ми И. М. За­руц­ко­го, в это вре­мя в мо­на­сты­ре пре­бы­ва­ла ино­ки­ня Оль­га (в ми­ру ца­рев­на Ксе­ния Бо­ри­сов­на, дочь Бо­ри­са Го­ду­но­ва); 21(31).8.1612 при Н. м. про­изо­ш­ло ре­шаю­щее сра­же­ние Вто­ро­го опол­че­ния 1611–12 с вой­ска­ми гет­ма­на Я. К. Ход­ке­ви­ча.

Фото П. С. Павлинова Новодевичий монастырь. Надвратная церковь Преображения Господня. 1687–88.

Царь Ми­ха­ил Фё­до­ро­вич ос­во­бо­дил Н. м. от по­да­тей в каз­ну. В 17 – нач. 18 вв. мо­на­стырь имел ог­ром­ные вла­де­ния (15 тыс. кре­по­ст­ных, 36 сёл с бо­лее чем 150 тыс. дес. зем­ли, под­во­рье в Мо­с­ков­ском Крем­ле и сло­бо­ду на Пре­чис­тен­ке со 127 ре­мес­лен­ни­ка­ми). Бо­га­тые вкла­ды Н. м. по­лу­чил при окон­чат. воз­вра­ще­нии Рос­сии Смо­лен­ска (1654), в ча­ст­но­сти вклад ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча – чу­до­твор­ную Ивер­скую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри (по­сле за­кры­тия мо­на­сты­ря пе­ре­да­на в ГИМ, 6.5.2012 воз­вра­ще­на в Н. м.). В 1654 в Н. м. пе­рееха­ли ок. 300 мо­на­хинь Ку­те­ин­ско­го Ус­пен­ско­го мон. из-под Ор­ши. Т. о., оби­тель ста­ла од­ним из цен­тров не толь­ко рус., но и бе­ло­рус. мо­на­ше­ст­ва, пред­ста­ви­тель­ни­цы ко­то­ро­го в 1656–1771 из­би­ра­лись игу­мень­я­ми Н. м. В 17 в. в оби­те­ли по-преж­не­му при­ни­ма­ли по­стриг жен­щи­ны из цар­ской се­мьи (дочь Ми­хаи­ла Фё­до­ро­ви­ча ца­рев­на Тать­я­на, сё­ст­ры Пет­ра I Ека­те­ри­на и Ев­до­кия), ца­ри с семь­я­ми и дво­ром ре­гу­ляр­но при­ез­жа­ли сю­да на бо­го­мо­лье. На­стоя­ще­го рас­цве­та Н. м. дос­тиг во вре­мя прав­ле­ния ца­рев­ны Со­фьи Алек­се­ев­ны (1682–1689), при ко­то­рой сло­жил­ся ори­ги­наль­ный ар­хит. ан­самбль. По­сле бун­та стрель­цов (1689) по при­ка­зу Пет­ра I она бы­ла по­стри­же­на здесь в мо­на­ше­ст­во (с име­нем Су­сан­на, в схи­ме – Со­фия). В кон. 17 – нач. 18 вв. гл. кти­тором Н. м. бы­ла же­на ца­ря Ива­на V Алек­сее­ви­ча ца­ри­ца Пра­сковья Фё­до­ров­на Сал­ты­ко­ва. При Пет­ре I оби­тель по­те­ря­ла при­двор­ный ста­тус. В 1724 при Н. м. был от­крыт при­ют на 250 чел. для де­во­чек- под­ки­ды­шей. В 1727–31 в мо­на­сты­ре пре­бы­ва­ла пер­вая же­на Пет­ра I ца­ри­ца- ино­ки­ня Ев­до­кия Фё­до­ров­на Ло­пу­хи­на (в мо­на­ше­ст­ве Еле­на). При се­ку­ля­ри­за­ции 1764 цер­ков­ных иму­ществ Н. м. ли­шил­ся всех ви­дов зем­ле­вла­де­ния, в спи­ске пер­во­класс­ных штат­ных мо­на­сты­рей за­ни­мал 2-е ме­сто.

Во вре­мя Отеч. вой­ны 1812 Н. м. был за­нят фран­цу­за­ми, ко­то­рые пы­та­лись его взо­рвать. В 19 в. в оби­те­ли про­цве­та­ли тра­диц. мо­на­стыр­ские ис­кус­ст­ва и ре­мёс­ла, осо­бен­но сла­ви­лись бе­ло­швей­ные и зо­ло­то­швей­ные мас­тер­ские. В 1871 от­кры­то Фи­ла­тьев­ское уч-ще для де­во­чек-си­рот, в 1892 – Ели­за­ве­тин­ский при­ют, в 1899 – цер­ков­но-при­ход­ская шко­ла. Во вре­мя 1-й ми­ро­вой вой­ны Н. м. уча­ст­во­вал в по­строй­ке и со­дер­жа­нии ла­за­ре­та, 20 на­сель­ниц ста­ли сё­ст­ра­ми ми­ло­сер­дия.

В 1918–19 Н. м. был пре­об­ра­зо­ван в при­ход­ское брат­ст­во, мо­на­хи­ни ор­га­ни­зо­ва­ны в сою­зы вы­ши­валь­щиц и ого­род­ниц, в 1922 мо­на­стырь пол­но­стью уп­разд­нён, по­ме­ще­ния пе­ре­да­ны под жи­льё, му­зей­ные экс­по­зи­ции и разл. уч­ре­ж­де­ния. С 1934 на тер­ри­то­рии Н. м. ор­га­ни­зо­ван фи­ли­ал ГИМа; в 1944 от­кры­ты Пра­во­слав­ный бо­го­слов­ский ин-т и пас­тыр­ско-бо­го­слов­ские кур­сы, на ос­но­ве ко­то­рых в 1946 бы­ли во­зоб­нов­ле­ны Мо­с­ков­ская ду­хов­ная ака­де­мия и се­ми­на­рия (в 1949 пе­ре­ве­де­ны в Трои­це-Сер­гие­ву лав­ру). С 1964 на тер­ри­то­рии Н. м. на­хо­дят­ся ре­зи­ден­ция и епар­хи­аль­ное управ­ле­ние Моск. епар­хии РПЦ. С 1960-х гг. в Н. м. ве­дут­ся рес­тав­рац. ра­бо­ты. В 1994 во­зоб­нов­ле­на мо­на­ше­ская жизнь [1-я игу­ме­нья – Се­ра­фи­ма (Чёр­ная)]. В Моск. обл. от­кры­ты под­во­рья Н. м.: в 1995 – при Ус­пен­ской ц. (1785–92) в дер. Шу­би­но До­мо­де­дов­ско­го р-на, в 2008 – при Алек­сан­д­ро-Нев­ской ц. (1915) в пос. Са­на­то­рий им. Гер­це­на Один­цов­ско­го р-на. В 2010 по­ста­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ст­ва РФ Н. м. пе­ре­дан в поль­зо­ва­ние Моск. епар­хии РПЦ.

Фото П. С. Павлинова ◀ Новодевичий монастырь. Собор в честь Смоленской иконы Божией Матери. 16 в. Композиция ▶на тему акафиста Божией Матери "Свеча сущим во тьме". Фреска собора в честь Смоленской иконы Божией Матери. 16 ...
Фото П. С. Павлинова

Пер­во­на­чаль­но все по­строй­ки Н. м. бы­ли де­ре­вян­ны­ми, вклю­чая со­бор в честь Смо­лен­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. С кон. 1540-х гг. в Н. м. строи­ли ка­менный мно­го­гла­вый на под­кле­те со­бор в честь Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы (ныне – в честь Смоленской иконы Божией Ма­те­ри), ко­то­рый в ию­ле 1550 об­ру­шил­ся и был до­стро­ен до 1568, а рас­пи­сан к 1598 (по за­ка­зу ца­ри­цы-ино­ки­ни Ири­ны Го­ду­но­вой). 5-гла­вый, 6-столп­ный, на под­кле­те, с трёх сто­рон ок­ру­жён­ный 2-ярус­ной га­ле­ре­ей с 2 вост. при­де­ла­ми (из­на­чаль­но их бы­ло 4) со­бор по­стро­ен из кир­пи­ча с бе­ло­ка­мен­ны­ми де­та­ля­ми. Рес­тав­ри­ро­вал­ся И. Ф. Ми­чу­ри­ным (1759); И. П. Маш­ко­вым и С. К. Ро­дио­но­вым (1898–1903); в сов. вре­мя – И. П. Маш­ко­вым, Г. А. Ма­ка­ро­вым, Н. С. Ро­ма­но­вым и др. В ре­зуль­та­те это­го мн. де­та­ли об­ли­ка из­ме­ни­лись. Ин­терь­ер хра­ма ис­клю­чи­тель­но бо­гат. Ко­вёр из фре­сок (су­хо­ва­тых, но изы­скан­ных по ри­сун­ку и ко­ло­ри­ту) сплошь по­кры­ва­ет сте­ны, стол­бы, сво­ды и пи­ля­ст­ры. В центр. ку­по­ле – «Оте­че­ст­во», на сво­дах – Про­тое­ван­гель­ский цикл, в лю­не­тах – биб­лей­ские сю­же­ты, на сте­нах в 3 яру­сах – ака­фист и ис­то­рия Лидд­ской ико­ны Божи­ей Ма­те­ри, на стол­бах – свя­тые. В 17 в. на­пи­сан ряд но­вых ком­по­зи­ций; фре­ски «по­чи­ни­ва­лись» (1666) и от­мы­ва­лись (1685), не­од­но­крат­но по­нов­ля­лись в 18–19 вв., бы­ли за­пи­са­ны мас­ля­ной жи­во­пи­сью (1759), в 1886–87 и 1901–1902 рес­тав­ри­ро­ва­ны Н. М. Са­фо­но­вым. С 1929 на­ча­ты ис­сле­до­ва­ния и на­уч. рес­тав­ра­ция фре­сок. Вы­со­кий 5-ярус­ный ико­но­стас, рез­ной и по­зо­ло­чен­ный (1683–85; мас­те­ра Осип Ан­д­ре­ев, Кли­мен­тий Ми­хай­лов), сме­нил преж­нюю ал­тар­ную пре­гра­ду (фраг­мен­ты её рос­пи­си со­хра­ни­лись); ста­рый со­став его икон был при этом по­пол­нен вид­ней­ши­ми мас­те­ра­ми Ору­жей­ной па­ла­ты (С. Ф. Уша­ков, Н. Е. Пав­ло­вец, Ф. Е. Зу­бов, Д. Е. Зо­ло­та­рёв и К. И. Зо­ло­та­рёв). Со­хра­ни­лись так­же часть икон 16–17 вв., рез­ная на­пре­столь­ная сень (1653; К. Кон­д­рать­ев) и ре­шёт­ка в сев. га­ле­рее, от­де­ляю­щая при­дел Свя­тых Про­хо­ра и Ни­ка­но­ра.

Новодевичий монастырь. Колокольня. 1683–90. Фото А. И. Нагаева

По­сле по­жа­ра Н. м. при на­ше­ст­вии крым­ско­го ха­на Дев­лет-Ги­рея I (1571) на­ча­лось строи­тель­ст­во ка­мен­ной ог­ра­ды, с ко­то­рой, воз­мож­но, мо­на­стырь изо­бра­жён на «Не­свиж­ском» пла­не Мо­ск­вы (1611). В пе­ри­од прав­ле­ния ца­рев­ны Со­фьи Алек­се­ев­ны про­изош­ла ко­рен­ная пе­ре­строй­ка все­го Н. м. В 1682–90 его тер­ри­то­рия уве­ли­чи­лась, бы­ла по­строе­на ка­мен­ная ог­ра­да с внутр. ар­ка­ми и бой­ни­ца­ми в сте­нах. Ма­ши­ку­ли идут по вер­ху и стен, и ба­шен, слу­жа по­ста­мен­том их бе­ло­ка­мен­ным за­вер­ше­ни­ям. 4 уг­ло­вые баш­ни круг­лые, они силь­но вы­сту­па­ют из стен и сто­ят на двухъ­я­рус­ных цо­ко­лях, 8 про­ме­жу­точ­ных – квад­рат­ные. Ог­ра­да бы­ла де­ко­ра­тив­но-сим­во­ли­че­ской, по­это­му для за­щи­ты в кон. 17 в. сна­ру­жи её ок­ру­жал ров и бре­вен­ча­тый час­то­кол. К уг­ло­вым баш­ням при­мы­ка­ют 4 кор­пу­са стре­лец­ких ка­рау­лен. Сфор­ми­ро­вал­ся па­рад­но-изы­скан­ный, из­бы­точ­но де­ко­ра­тив­ный ар­хит. об­раз, в ко­то­ром ве­ду­щая роль при­над­ле­жит ко­ло­коль­не, над­врат­ным хра­мам и ажур­ным за­вер­ше­ни­ям ба­шен (строи­тель­ст­во про­дол­жа­лось до 1725). Гл. во­ро­та из­на­чаль­но по­ме­ща­лись с юга; вы­стро­ен­ные в 1683–88 3-про­лёт­ные во­ро­та ны­не слу­жат под­кле­том хра­ма По­кро­ва Бо­го­ро­ди­цы, за­вер­шён­но­го 3 ба­шен­ка­ми «ук­ра­ин­ско­го» ти­па. Се­вер­ные 3-про­лёт­ные во­ро­та так­же не­сут храм – 5-гла­вую ц. Пре­обра­же­ния Гос­под­ня (1687–88) с рез­ным по­зо­ло­чен­ным 7-ярус­ным ико­но­ста­сом, в ко­то­ром важ­ная роль от­ве­де­на скульп­ту­ре (К. И. Зо­ло­та­рёв); ико­ны для не­го пи­са­ли так­же мас­те­ра Ору­жей­ной па­ла­ты под рук. Ф. Е. Зу­бо­ва.

Для Ири­ны Го­ду­но­вой бы­ли по­строе­ны об­шир­ные ке­льи («Ири­нин­ские па­ла­ты») с тра­пез­ной и до­мо­вой цер­ко­вью. Во 2-й пол. 17 в. на их мес­те со­ору­жён ком­плекс, вклю­чав­ший цер­ковь (в 1670-х гг. ос­вя­ще­на во имя Св. Ио­ан­на Пред­те­чи, ны­не – во имя Свт. Ам­вро­сия Ме­дио­лан­ско­го), «ста­рую тра­пез­ную» с хле­бо­дар­ней и 2-этаж­ны­ми па­ла­та­ми, ко­то­рые пол­но­стью пе­ре­строе­ны в прав­ле­ние ца­рев­ны Со­фьи, но со­хра­ни­ли назв. «Ири­нин­ских». Но­вый ан­самбль

мо­на­стыр­ской тра­пез­ной (1685–87) пред­став­ля­ет со­бой уни­каль­ное ар­хит. со­ору­же­ние с об­шир­ной бес­столп­ной па­ла­той, стоя­щей на еди­ном под­кле­те с 3 ма­лы­ми па­ла­та­ми и вы­со­ким чет­ве­ри­ком Ус­пен­ской ц., на 2-м яру­се ко­то­рой на­ходит­ся при­дел Со­ше­ст­вия Св. Ду­ха. Вско­ре по­сле по­строй­ки но­вая тра­пез­ная ук­ра­ше­на резь­бой К. Мым­ри­на и рас­пи­са­на Б. Дмит­рие­вым и И. Ма­сю­ко­вым. Соз­да­ни­ем ико­но­ста­са и икон Ус­пен­ской ц. с при­де­лом ру­ко­во­ди­ли К. И. Зо­ло­та­рёв и Бо­гдан Сал­та­нов (в 1970-е гг. в Ус­пен­скую ц. час­тич­но пе­ре­не­сён ико­но­стас верх­не­го хра­ма моск. ц. Ус­пе­ния на По­кров­ке, раз­ру­шен­ной в 1936). Пер­во­началь­но зда­ние тра­пез­ной ок­ру­жа­ла ши­ро­кая ароч­ная от­кры­тая па­перть, со­еди­нён­ная пе­ре­хо­дом с «Ири­нин­ски­ми па­ла­та­ми». Вы­со­кая (св. 70 м), изящ­ных про­пор­ций ко­ло­коль­ня Н. м. (1683–1690), кир­пич­ная с бе­ло­ка­мен­ны­ми де­та­ля­ми (ти­пич­ный па­мят­ник на­рыш­кин­ско­го ба­рок­ко) по­став­ле­на у вост. сте­ны ог­ра­ды и за­ни­ма­ет до­ми­ни­рую­щее по­ло­же­ние в ан­самб­ле мо­на­сты­ря. Со­сто­ит из 5 умень­шаю­щих­ся вось­ме­ри­ков и глав­ки на 8-гран­ном ба­ра­ба­не; яру­сы име­ют гуль­би­ща с бе­ло­ка­мен­ны­ми ба­лю­ст­ра­да­ми с ва­зо­на­ми-пи­нак­ля­ми, вось­ме­ри­ки ук­ра­ше­ны ко­лон­ка­ми по уг­лам, ароч­ные про­ёмы и ок­на – рез­ны­ми де­та­ля­ми. В ко­ло­коль­не раз­ме­ща­лись ц. Пре­по­доб­ных Вар­лаа­ма и Ио­а­са­фа (ниж­ний этаж ос­но­ва­ния) и ц. Св. ап. Ио­ан­на Бо­го­сло­ва (2-й ярус). Так­же со­хра­ни­лись: стре­лец­кие ка­ра­уль­ни кон. 16 – нач. 17 вв. (в т. ч. па­ла­ты ца­рев­ны Со­фьи), па­ла­ты ца­рев­ны Ма­рии Алек­се­ев­ны (1683–88), Ло­пу­хин­ский кор­пус (1687–88), Пев­че­ский кор­пус (кон. 17 в.), Ка­зна­чей­ские па­ла­ты (17–18 вв.), зда­ние Фи­ла­тьев­ско­го уч-ща (1815, пе­ре­строе­но в 1871–78). Н. м. ос­та­ёт­ся наи­бо­лее со­хран­ным из моск. мо­на­сты­рей, че­му спо­соб­ст­во­ва­ла и дли­тель­ная рес­тав­ра­ция. В 2004 он вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

В 16 – нач. 20 вв. в сте­нах Н. м. сло­жил­ся ис­клю­чи­тель­но цен­ный ис­то­рич. нек­ро­поль. В со­бо­ре со­хра­ни­лись над­гро­бия сес­тёр Пет­ра I – Со­фьи, Ев­до­кии, Ека­те­ри­ны и его пер­вой же­ны Е. Ф. Ло­пу­хи­ной; в под­кле­те на­хо­дит­ся усы­паль­ни­ца с бе­ло­ка­мен­ны­ми над­гро­бия­ми пред­ста­ви­те­лей цар­ских се­мей и знат­ней­ших бо­яр­ских ро­дов (кн. Во­ро­тын­ских, се­мьи боя­ри­на Б. М. Хит­ро­во, кн. Одо­ев­ских и др.). От­кры­тое клад­би­ще (т. н. Ста­рое) раз­ви­ва­лось от со­бо­ра и по­сте­пен­но за­ня­ло зна­чит. пло­щадь. По­сле про­ве­де­ния в нач. 1930-х гг. «рас­чи­ст­ки» из 2811 над­гро­бий уце­ле­ло 115, сре­ди них: ча­сов­ня-мав­зо­лей Вол­кон­ских (нач. 19 в.), ча­сов­ня-усы­паль­ни­ца Про­хо­ро­вых в не­орус­ском сти­ле (1911), мо­ги­лы дво­рян­ской и раз­но­чин­ной ин­тел­ли­ген­ции, дея­те­лей рус. куль­ту­ры (Д. В. Да­вы­до­ва, де­каб­ри­стов С. П. Тру­бец­ко­го, М. И. Му­равь­ё­ва-Апо­сто­ла, А. Н. Му­равь­ё­ва и др., пи­са­те­лей М. Н. За­гос­ки­на, И. И. Ла­жеч­ни­кова, по­эта А. Н. Пле­щее­ва, ис­то­ри­ка С. М. Со­ловь­ё­ва, фи­ло­со­фа В. С. Со­ловь­ё­ва, гр. А. С. Ува­ро­ва и др.). За юж. сте­ной мо­на­сты­ря с 1898 сфор­ми­ро­ва­лось т. н. Но­вое клад­би­ще – ны­не дей­ст­вую­щее Но­во­де­ви­чье клад­би­ще (офи­ци­аль­но от­кры­то в 1904, с 1927 пред­на­зна­че­но «для за­хоро­не­ния лиц с об­ще­ст­вен­ным по­ло­же­ни­ем»).

Лит.: Тре­нев Д. К. Ико­но­стас Смо­лен­ско­го со­бо­ра Мо­с­ков­ско­го Но­во­де­вичь­е­го мо­на­сты­ря. М., 1902; Ов­сян­ни­ков Ю. М. Но­во-Де­вичий мо­на­стырь. М., 1968; Ис­точ­ни­ки по со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ской ис­то­рии Рос­сии XVI–XVIII вв.: из ар­хи­ва Мо­с­ков­ско­го Но­во­де­вичь­е­го мо­на­сты­ря. М., 1985; Но­во­де­ви­чий мо­на­стырь в рус­ской куль­ту­ре / Под ред. В. Л. Его­ро­ва. М., 1998; Шве­до­ва М. М. Ца­ри­цы-ино­ки­ни Но­во­де­вичь­е­го мо­на­сты­ря. М., 2000; она же. Ико­но­стас ра­бо­ты Кар­па Зо­ло­та­ре­ва из Ус­пен­ской церк­ви Но­во­де­вичь­е­го мо­на­сты­ря // Ис­то­ри­че­ский му­зей – эн­цик­ло­пе­дия оте­че­ст­вен­ной ис­то­рии и куль­ту­ры. М., 2001; Бо­ри­сен­ко И. Г. Но­во­де­ви­чий мо­на­стырь. М., 2003; Квли­вид­зе Н. В. Сим­во­ли­че­ские об­ра­зы Мо­с­ков­ско­го го­су­дар­ст­ва и ико­но­гра­фи­че­ская про­грам­ма рос­пи­си со­бо­ра Но­во­де­вичь­е­го мо­на­сты­ря // Древ­не­рус­ское ис­кус­ст­во: Рус­ское ис­кус­ст­во Позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья: XVI век. СПб., 2003; Мо­с­ков­ский Бо­го­ро­ди­це-Смо­лен­ский Но­во­де­ви­чий мо­на­стырь. М., 2004; Ба­та­лов А. Л. К по­ле­ми­ке о вре­ме­ни строи­тель­ст­ва со­бо­ра Но­во­де­вичь­е­го мо­на­сты­ря // Ви­зан­тий­ский мир: Ис­кус­ст­во Кон­стан­ти­но­по­ля и на­цио­наль­ные тра­ди­ции. М., 2005; Подъ­я­поль­ский С. С. Ис­то­ри­ко-ар­хи­тек­тур­ные ис­сле­до­ва­ния. М., 2006; Бе­ля­ев Л. А., Ро­ма­нов Н. С., Шли­он­ская Л. И. Над­гро­бия игу­ме­нии Еле­ны Де­воч­ки­ной и схим­ни­цы Фео­фа­нии в Но­во­де­вичь­ем мо­на­сты­ре // Рос­сий­ская ар­хео­ло­гия. 2010. № 2; Мо­с­ков­ский Но­во­де­ви­чий мо­на­стырь: к 500-ле­тию ос­но­ва­ния / Сост. А. Л. Бе­ля­ев, Л. А. Бе­ля­ев. М., 2012; Сне­ги­рев И. М., Ток­ма­ков И. Ф. Ис­то­ри­че­ское опи­са­ние Мо­с­ков­ско­го Но­во­де­вичь­е­го мо­на­сты­ря. 2-е изд. М., 2012.

Вернуться к началу