КСЕ́НИЯ БОРИ́СОВНА
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КСЕ́НИЯ БОРИ́СОВНА (в иночестве Ольга) [ок. 1582 – 30.8(9.9).1622], рус. царевна (с 1598). Из рода Годуновых, дочь царя Бориса Фёдоровича Годунова, сестра царя Фёдора Борисовича. По отзывам современников, отличалась умом и красотой. Получила хорошее по тем временам образование, любила церковное пение. 30.4(10.5).1598, во время торжеств. встречи в Москве избранного царём Бориса Годунова, царевна шла рядом с отцом, матерью и братом; в тот же день впервые вошла в царские палаты. Стремясь укрепить положение новой династии, Борис Годунов предпринял неск. неудавшихся по разным причинам попыток устроить династич. брак К. Б.: с Густавом, сыном свергнутого швед. короля Эрика XIV (1599); с эрцгерцогом Максимилианом, братом имп. Священной Рим. империи Рудольфа II (1599), с Хансом (Иоганном), братом дат. короля Кристиана IV (1602); с Филиппом, двоюродным братом Кристиана IV и сыном герцога Шлезвиг-Гольштейн-Зондербургского Ханса (Иоганна) (1603); с царевичем Кайхосро, троюродным дядей царя Картли Георгия X (1604).
Бурные события Смутного времени и занятие Москвы Лжедмитрием I трагически отразились на судьбе К. Б. После смерти 13(23).4.1605 Бориса Годунова жители Москвы присягнули Фёдору Борисовичу, его матери царице Марии Григорьевне и сестре, «государыне царевне Ксении Борисовне». Однако 1(11) июня москвичи, подстрекаемые грамотами Лжедмитрия I, свергли Годуновых. 10(20) июня царь Фёдор Борисович и царица Мария были умерщвлены подосланными Лжедмитрием I убийцами. К. Б., по свидетельству современников, была принуждена стать наложницей Лжедмитрия I. Слухи о нахождении при Лжедмитрии I К. Б. дошли до Ю. Мнишека, который в письме от 25.12.1605(4.1.1606) настоятельно просил будущего зятя отдалить её от себя. К. Б. была пострижена в монахини и сослана на Белоозеро в Горицкий женский мон., впоследствии переведена в Княгинин мон. в г. Владимир. В сент. 1606, в царствование Василия Ивановича Шуйского, К. Б. принимала участие в церемонии перезахоронения останков своих родителей и брата в Троице-Сергиевом мон. После этого инокиня Ольга переселилась в находившийся неподалёку Подсосенский женский мон. Во время Троицкой осады 1608–10 К. Б. находилась вместе с осаждёнными в Троице-Сергиевом мон. [сохранилось письмо К. Б. в Москву к кн. Д. Б. Ноготковой от 29.3(8.4).1609 с описанием тягот осадной жизни]. В 1610 К. Б. переехала в Москву и обосновалась в Новодевичьем мон. В 1611 вместе с др. насельницами этого монастыря пострадала от захвативших обитель казаков И. М. Заруцкого.
Последние годы жизни провела, по разным данным, в суздальском Покровском мон. или же во владимирском Княгинине мон. Согласно её завещанию, К. Б. была погребена вместе с родителями в Троице-Сергиевом монастыре.
В музее Троице-Сергиевой лавры хранятся замечательные произведения лицевого шитья – покровец на гробницу Сергия Радонежского и индития (одежда на жертвенник), авторство которых монастырская традиция приписывает К. Б. и относит к 1601–02. О несчастной судьбе К. Б. ещё при её жизни слагались нар. песни (авторство некоторых приписывается самой К. Б.); ряд из них дошёл в записях, сделанных для англичанина Р. Джемса в 1619–20 (опубл. в 1907).