Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДИРИЖИ́РОВАНИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 51-52

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Я. Рацер

ДИРИЖИ́РОВАНИЕ (от франц. diriger – на­прав­лять, управ­лять, ру­ко­во­дить), вид му­зы­каль­но-ис­пол­ни­тель­ско­го ис­кус­ст­ва, управ­ле­ние кол­лек­ти­вом му­зы­кан­тов (ор­ке­ст­ром, хо­ром, ан­самб­лем, опер­ной труп­пой и т. д.) в про­цес­се под­го­тов­ки, во вре­мя пуб­лич­но­го ис­пол­не­ния и/или зву­ко­за­пи­си муз. про­из­ве­де­ния. Осу­ще­ст­в­ля­ет­ся ди­ри­жё­ром, ко­то­рый стре­мит­ся пе­ре­дать кол­лек­ти­ву за­мы­сел ком­по­зи­то­ра, свои ху­дож. на­ме­ре­ния, обес­пе­чи­ва­ет ан­самб­ле­вую строй­ность и тех­нич. со­вер­шен­ст­во ис­пол­не­ния. В ос­но­ве ис­пол­ни­тель­ско­го пла­на ди­ри­жё­ра ле­жит тща­тель­ное изу­че­ние и вос­про­из­ве­де­ние тек­ста пар­ти­ту­ры. Тех­ни­ка Д. ос­но­ва­на на сис­те­ме дви­же­ния рук. Важ­ней­ший мо­мент в Д. – ауф­такт (пред­ва­ри­тель­ный взмах), сво­его ро­да «взя­тие ды­ха­ния», вы­зы­ваю­щее как от­вет­ную ре­ак­цию зву­ча­ние ор­ке­ст­ра, хо­ра. Зна­чительное ме­сто в тех­ни­ке Д. от­во­дит­ся так­ти­ро­ва­нию, т. е. обо­зна­че­нию при по­мо­щи взма­хов ру­ки (пре­им. пра­вой) мет­ро­рит­мической cтруктуры му­зы­ки. Ле­вой ру­кой обыч­но да­ют­ся ука­за­ния в об­лас­ти ди­на­ми­ки, вы­ра­зи­тель­но­сти, фра­зи­ров­ки. В прак­ти­ке Д., од­на­ко, про­яв­ля­ет­ся сво­бод­ное взаи­мо­про­ник­но­ве­ние функ­ций обе­их рук; боль­шую роль иг­ра­ют взгляд и ми­ми­ка ди­ри­жё­ра. Со­вре­мен­ное Д. тре­бу­ет от ди­ри­жё­ра ши­ро­кой об­ра­зо­ван­но­сти, ос­но­ва­тель­ной муз.-тео­ре­тич. под­го­тов­ки, тон­ко­го слу­ха, хо­ро­шей муз. па­мя­ти, ак­тив­ной це­ле­на­прав­лен­ной во­ли.

Ис­то­ки иск-ва Д. про­сле­жи­ва­ют­ся с древ­ней­ших вре­мён. На ран­них эта­пах раз­ви­тия на­род­но-хо­ро­вой прак­ти­ки функ­ции ди­ри­жё­ра вы­пол­ня­лись од­ним из пев­цов – за­пе­ва­лой. В древ­но­сти (Еги­пет, Гре­ция) и в сред­ние ве­ка уп­рав­ле­ние хо­ром час­то про­из­во­ди­лось по­сред­ст­вом сис­те­мы ус­лов­ных сим­во­лич. дви­же­ний рук и паль­цев (см. Хей­ро­но­мия). В 15 в. с ус­лож­не­ни­ем мно­го­го­ло­сия, раз­ви­ти­ем ор­ган­ной иг­ры и воз­ник­шей в свя­зи с этим не­об­хо­ди­мо­стью в бо­лее чёт­кой рит­мич. ор­га­ни­за­ции ан­самб­ля сло­жил­ся спо­соб Д. с по­мо­щью «бат­ту­ты» (пал­ки, от итал. battuta, букв. – удар), за­клю­чав­ший­ся в «от­би­ва­нии так­та», не­ред­ко до­воль­но гром­ком («шум­ное ди­ри­жи­ро­ва­ние»). С ут­вер­жде­ни­ем сис­те­мы ге­не­рал-ба­са (17–18 вв., см. так­же Бас­со кон­ти­нуо) в ка­че­ст­ве ди­ри­жё­ра стал вы­сту­пать му­зы­кант, ис­пол­няю­щий пар­тию циф­ро­ван­но­го ба­са на кла­ве­си­не или ор­га­не (обыч­но ав­тор му­зы­ки). Он на­прав­лял ис­пол­не­ние гл. обр. сво­ей иг­рой. В 18 в. зна­чи­тель­но вы­рос­ла роль пер­во­го скри­па­ча (кон­церт­мей­сте­ра), ко­то­рый по­могал ди­ри­жё­ру управ­лять ан­самб­лем, то иг­рая на скрип­ке, то пре­ры­вая иг­ру и ис­поль­зуя смы­чок в ка­че­ст­ве бат­ту­ты. (В опер­ном те­ат­ре эта прак­ти­ка при­ве­ла к т. н. двой­но­му Д.: ка­пель­мей­стер за кла­ве­си­ном ру­ко­во­дил ис­пол­ни­те­ля­ми, на­хо­див­ши­ми­ся на сце­не, кон­церт­мей­стер – ар­ти­ста­ми ор­ке­ст­ра.) Со 2-й пол. 18 в. скри­пач-кон­церт­мей­стер по­сте­пен­но ста­но­вит­ся еди­но­лич­ным ру­ко­во­ди­те­лем ан­самб­ля. Функ­ции ди­ри­жё­ра и со­лис­та со­вме­ща­ют­ся и позд­нее (в 19 в. – в баль­ных и са­до­вых ор­ке­ст­рах, в 20 – нач. 21 вв. – в ка­мер­ных ан­самб­лях, ино­гда при ис­пол­не­нии клас­сич. кон­цер­тов с ор­ке­ст­ром, в ау­тен­тич­ном ис­пол­ни­тель­ст­ве).

В 19 в. с раз­ви­ти­ем сим­фо­нич. му­зы­ки, рас­ши­ре­ни­ем и ус­лож­не­ни­ем со­ста­ва ор­ке­ст­ра по­тре­бо­ва­лось ос­во­бо­дить ди­ри­жё­ра от уча­стия в об­щем ан­самб­ле, со­сре­до­то­чить его вни­ма­ние толь­ко на Д. На сме­ну смыч­ку по­сте­пен­но при­хо­дит ди­ри­жёр­ская па­лоч­ка. Сре­ди пер­вых ди­ри­жё­ров, поль­зо­вав­ших­ся ею, – К. М. фон Ве­бер, Г. Спон­ти­ни, Ф. А. Ха­бе­нек, Л. Шпор. Од­ним из ос­но­во­по­лож­ни­ков со­вре­мен­но­го Д. (на­ря­ду с Л. ван Бет­хо­ве­ном, Г. Бер­лио­зом, Ф. Лис­том и Ф. Мен­дель­со­ном) был Р. Ваг­нер. Со вре­мён Ваг­не­ра ди­ри­жёр, ра­нее сто­яв­ший ли­цом к пуб­ли­ке, по­вер­нул­ся ли­цом к ор­ке­ст­ру, что обес­пе­чи­ло бо­лее пол­ный кон­такт с му­зыканта­ми. По­сте­пен­но скла­ды­ва­ет­ся совр. тип ди­ри­жё­ра-ис­пол­ни­те­ля, не яв­ляю­ще­го­ся од­но­вре­мен­но и ком­по­зи­то­ром; пер­вым та­ким ди­ри­жё­ром был Х. фон Бю­лов. Сре­ди круп­ней­ших за­ру­беж­ных ди­ри­жё­ров кон. 19 – нач. 20 вв.: Х. Рих­тер, Г. Ма­лер, А. фон Цем­лин­ский, Ф. Шальк (Ав­ст­рия), А. фон Ни­киш (Венг­рия), Ф. Мотль, Ф. Вейн­гарт­нер, К. Мук, Р. Штра­ус (Гер­ма­ния), Ш. Ла­му­рё, Э. Ко­лонн (Фран­ция). В 1-й пол. – сер. 20 в. вы­дви­ну­лись К. Бём, Г. фон Ка­ра­ян, Э. Клай­бер, Ф. Штид­ри (Ав­ст­рия), Я. Фе­рен­чик (Венг­рия), Дж. Бар­би­рол­ли, Т. Би­чем, А. Бо­улт, А. Ко­утс, Г. Шол­ти (Ве­ли­ко­бри­та­ния), Г. Абен­д­рот, Б. Валь­тер, К. Зан­дер­линг, О. Клем­пе­рер, Р. Кем­пе, К. Клай­бер, Х. Кнап­пер­тс­буш, Ф. Кон­вич­ный, В. Фурт­венг­лер (Гер­ма­ния), Д. Ми­тро­пу­лос (Гре­ция), К. М. Джу­ли­ни, В. Де Са­ба­та, Н. Санд­зо­ньо, А. Тос­ка­ни­ни (Ита­лия), В. Мен­гель­берг (Ни­дер­лан­ды), Г. Фи­тель­берг (Поль­ша), Дж. Джорд­же­ску (Ру­мы­ния), Л. Берн­стайн, Э. Лайнс­дорф, Ю. Ор­ман­ди, Л. Сто­ков­ский, Дж. Селл, Р. Шоу (США), Р. Де­зор­мь­ер, А. Клюи­тенс, И. Мар­ке­вич, П. Мон­тё, Ш. Мюнш (Фран­ция), В. Та­лих (Че­хия), Э. Ан­сер­ме (Швей­ца­рия); во 2-й пол. 20 в. – Ч. Мак­ке­рас (Ав­ст­ра­лия), Н. Ар­нон­кур (Ав­ст­рия), Ф. Хер­ре­ве­ге (Бель­гия), Дж. Э. Гар­ди­нер, К. Дей­вис, Р. Нор­ринг­тон (Ве­ли­ко­бри­та­ния), К. фон До­на­ньи, В. За­вал­лиш, К. Ма­зур, К. Рих­тер (Гер­ма­ния), Р. Б. Бар­шай, Д. Ба­рен­бойм (Из­ра­иль), К. Аб­ба­до, Р. Му­ти (Ита­лия), Ю. До­мар­кас, С. Сон­дец­кис (Лит­ва), Б. Хай­тинк (Ни­дер­лан­ды), С. Че­ли­би­да­ке (Ру­мы­ния), Дж. Ле­вайн, Л. Маа­зель, З. Ме­та, С. Од­за­ва, Т. Шип­перс (США), П. Бу­лез (Фран­ция), Н. Яр­ви (Эс­то­ния).

В Рос­сии до 18 в. Д. бы­ло свя­за­но гл. обр. с хо­ро­вым ис­пол­не­ни­ем. Иностр. опер­ны­ми труп­па­ми ру­ко­во­ди­ли ком­по­зи­то­ры Ф. Арайя, Б. Га­луп­пи, А. Па­рис, Г. Ф. Рау­пах, Дж. Сар­ти и др. Пер­вы­ми рус. ор­ке­ст­ро­вы­ми ди­ри­жё­ра­ми бы­ли кре­по­ст­ные му­зы­кан­ты (С. А. Дег­тя­рёв). Од­ним из пер­вых ди­ри­жё­ров совр. ти­па был К. А. Ка­вос. Круп­ней­шие рус. ди­ри­жё­ры 2-й пол. 19 в. – М. А. Ба­ла­ки­рев, А. Г. Ру­бин­штейн и Н. Г. Ру­бин­штейн. Пло­до­твор­ной бы­ла дея­тель­ность К. Ф. Альб­рех­та, И. И. Ио­ган­ни­са, позд­нее – И. К. Аль­та­ни и осо­бен­но Э. Ф. На­прав­ни­ка. Вы­даю­щие­ся ди­ри­жё­ры нач. 20 в. – Э. А. Ку­пер, С. А. Ку­се­виц­кий, Н. А. Маль­ко, Д. И. По­хи­то­нов, С. В. Рах­ма­ни­нов, В. И. Са­фо­нов. По­сле 1917 раз­верну­лась дея­тель­ность А. В. Гау­ка, Н. С. Го­ло­ва­но­ва, В. А. Дра­ниш­ни­ко­ва, А. М. Па­зов­ско­го, С. А. Са­мо­су­да, В. И. Су­ка; в кон­сер­ва­то­ри­ях бы­ли соз­да­ны клас­сы опер­но-сим­фо­ни­че­ско­го Д. Сре­ди из­вест­ных рос. ди­ри­жё­ров 20 в. – Н. П. Ано­сов, Э. П. Гри­ку­ров, В. Б. Ду­да­ро­ва, И. А. Зак, К. К. Ива­нов, К. П. Кон­д­ра­шин, А. Ш. Ме­лик-Па­ша­ев, Е. А. Мра­вин­ский, В. В. Не­боль­син, Н. Г. Рах­лин, Е. Ф. Свет­ла­нов, К. А. Си­ме­о­нов, Ю. Ф. Фай­ер, Б. Э. Хай­кин, К. И. Эли­ас­берг, А. Ян­сонс; кон. 20 – нач. 21 вв. – Ю. А. Баш­мет, В. А. Гер­ги­ев, Д. Г. Ки­та­ен­ко, Е. В. Ко­ло­бов, А. Н. Ла­за­рев, М. В. Плет­нёв, В. К. По­лян­ский, В. А. Понь­кин, Г. Н. Ро­ж­де­ст­вен­ский, Ю. И. Си­мо­нов, В. Т. Спи­ва­ков, Ю. Х. Те­мир­ка­нов, В. И. Фе­до­се­ев.

Лит.: Ваг­нер Р. О ди­ри­жи­ро­ва­нии. СПб., 1900; Вейн­гарт­нер Ф. О ди­ри­жи­ро­ва­нии. Л., 1927; он же. Ис­пол­не­ние клас­си­че­ских сим­фо­ний. Со­ве­ты ди­ри­же­рам. М., 1965. [Т. 1: Бет­хо­вен]; Пти­ца К. Очер­ки по тех­ни­ке ди­ри­жи­ро­ва­ния хо­ром. М.; Л., 1948; Matthe­son J. Der vollkommene Capellmeister: 1739. Kassel, 1954. Kassel, 1999; Вуд Г. О ди­ри­жи­ро­ва­нии. М., 1958; Ис­пол­ни­тель­ское ис­кус­ст­во за­ру­беж­ных стран. М., 1962–1975. Вып. 1–7; Schünemann G. Ge­schi­ch­te des Dirigierens. 2. Aufl. Wiesbaden, 1965; Па­зов­ский А. За­пис­ки ди­ри­же­ра. 2-е изд. М., 1968; Кон­д­ра­шин К. О ди­ри­жер­ском ис­кус­ст­ве. Л.; М., 1970; Бер­ли­оз Г. Ди­ри­жер ор­ке­ст­ра // Бер­ли­оз Г. Боль­шой трак­тат о со­вре­мен­ной ин­стру­мен­тов­ке и ор­ке­ст­ров­ке. М., 1972. Ч. 2; Ти­лес Б. Ди­ри­жер в опер­ном те­ат­ре. Л., 1974; Ро­ж­де­ст­вен­ский Г. Ди­ри­жер­ская ап­пли­ка­ту­ра. Л., 1974; Ди­ри­жер­ское ис­пол­ни­тель­ст­во: Прак­ти­ка. Ис­то­рия. Эс­те­ти­ка / Вступ. ста­тья, доп. и ком­мент. Л. Гинз­бур­га. М., 1975; Мюнш Ш. Я – ди­ри­жер. 3-е изд. М., 1982; Хай­кин Б. Бе­се­ды о ди­ри­жер­ском ре­мес­ле. М., 1984; Das At­lan­tis­buch der Di­ri­gen­ten: eine Enzyklopädie / Hrsg. von S. Jaeger. Z., 1985; Ма­та­ла­ев Л. Ос­но­вы ди­ри­жер­ской тех­ни­ки. М., 1986; Ер­жем­ский Г. Пси­хо­ло­гия ди­ри­жи­ро­ва­ния. М., 1988; Gal­kin E. W. A history of orchestral conducting... N. Y., 1988; Оль­хов К. Тео­ре­ти­че­ские ос­но­вы ди­ри­жер­ской тех­ни­ки. 3-е изд. Л., 1990; Му­син И. Тех­ни­ка ди­ри­жи­ро­ва­ния. 2-е изд. СПб., 1995; Schuller G. The compleat conductor. N. Y., 1997; Gros­bay­ne B. A bibliography of works and articles on conductors, conduc­ting and related fields, in various languages, from the 16th century to the present time. N. Y., 1934; Concert and opera conductors: a bibliography of biographical materials / Ed. R. H. Cowden. N. Y., 1987.

Вернуться к началу