АНО́СОВ НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АНО́СОВ Николай Павлович [5(18).2.1900, Борисоглебск Тамбовской губернии – 2.12.1962, Москва], российский дирижёр, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1951). Сын управляющего отделением Волжско-Камского банка. В 1919 вступил добровольцем в Красную Армию. В 1920-х гг. брал уроки композиции у А. Н. Александрова, теории музыки у А. Ф. Мутли, в 1943 экстерном окончил композиторский факультет Московской консерватории. В 1928–30 пианист-аккомпаниатор Московской филармонии. Карьеру дирижёра начал в 1930 в оперном секторе Всесоюзного Радиокомитета, где работал до 1938. В 1938–39 главный дирижёр филармонического оркестра Ростова-на-Дону. В 1939–40 преподавал дирижирование в Азербайджанской консерватории, в 1940–62 – в Московской (с 1951 профессор; в 1949–56 зав. кафедрой оперно-симфонического дирижирования; среди учеников — его сын Г. Н. Рождественский и А. М. Жюрайтис). В 1941–44 художественный руководитель фронтового музыкального театра Всероссийского театрального общества. В 1948–51 главный дирижёр Симфонического оркестра Московской областной филармонии (ныне Московский государственный академический симфонический оркестр). С начала 1950-х гг. выступал с ведущими советскими оркестрами. Широко гастролировал за рубежом, главным образом в социалистических странах (ВНР, ГДР, КНР, ПНР, ЧССР), а также в Бельгии (1958), Италии (1959) и Великобритании (1960).
В обширном репертуаре значительное место занимала русская и советская музыка, в том числе редко исполняемая (сочинения С. Н. Василенко, Г. Г. Галынина, Г. Э. Конюса, В. Я. Шебалина; А. — первый исполнитель 2-го фортепианного концерта Д. Д. Шостаковича и 1-й симфонии Р. К. Щедрина). Участвовал в реконструкции и дирижировал операми русских композиторов 18 в.: «Ямщики на подставе» и «Орфей» Е. И. Фомина, «Сын-соперник» Д. С. Бортнянского, в 1931 дирижировал премьерой оперы «Женитьба» М. П. Мусоргского в редакции М. М. Ипполитова-Иванова (концертное исполнение на радио). Событиями культурной жизни Москвы стали состоявшиеся при его участии концерты американской музыки в 1944 (первое исполнение 5-й симфонии Р. Харриса) и 1955 («Рапсодия в блюзовых тонах» Дж. Гершвина, солист А. Н. Цфасман).
В преподавание техники дирижирования А. ввёл понятие «дирижёрской аппликатуры» (выбор при тактировании той или иной счётной доли — половинной, четверти, четверти с точкой и т. д. — в зависимости от интерпретации «метрической идеи»). Разработка этой темы продолжена в книге Г.Н. Рождественского «Дирижерская аппликатура» (1974). Составленное А. «Практическое руководство по чтению симфонических партитур» (1951) содержит ценные рекомендации по расшифровке цифрованного баса. Перевёл на русский язык книги «О дирижировании» Г. Вуда (М., 1958), «Я – дирижер» Ш. Мюнша (М., 1960), статью И. П. Тильмана о додекафонном методе композиции («Советская музыка», 1958, № 11) и др.