Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АНО́СОВ НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Н. П. Аносов

АНО́СОВ Ни­ко­лай Пав­ло­вич [5(18).2.1900, Бо­ри­сог­лебск Там­бов­ской губернии – 2.12.1962, Мо­ск­ва], российский ди­ри­жёр, педагог, заслуженный де­ятель ис­кусств РСФСР (1951). Сын управляющего отделением Волжско-Камского банка. В 1919 вступил добровольцем в Красную Армию. В 1920-х гг. брал уроки композиции у А. Н. Алек­сан­д­ро­ва, теории музыки у А. Ф. Мутли, в 1943 экстерном окончил композиторский факультет Московской консерватории. В 1928–30 пианист-аккомпаниатор Московской фи­лар­мо­нии. Карьеру дирижёра начал в 1930 в оперном секторе Всесоюзного Радиокомитета, где работал до 1938. В 1938–39 главный ди­ри­жёр филармонического ор­ке­ст­ра Рос­то­ва-на-До­ну. В 1939–40 пре­по­да­вал дирижирование в Азербайджанской консерватории, в 1940–62 – в Московской (с 1951 профессор; в 1949–56 зав. кафедрой оперно-симфонического дирижирования; среди учеников — его сын Г. Н. Ро­ж­де­ст­вен­ский и А. М. Жюрайтис). В 1941–44 художественный руководитель фрон­то­во­го музыкального те­ат­ра Все­российского те­ат­раль­но­го общества. В 1948–51 главный дирижёр Симфонического оркестра Московской областной филармонии (ныне Московский государственный академический симфонический оркестр). С начала 1950-х гг. выступал с ведущими советскими оркестрами. Широко га­ст­ро­ли­ро­вал за ру­бежом, главным образом в социалистических странах (ВНР, ГДР, КНР, ПНР, ЧССР), а также в Бельгии (1958), Италии (1959) и Великобритании (1960).

В обширном репертуаре значительное место занимала русская и советская музыка, в том числе редко исполняемая (сочинения С. Н. Василенко, Г. Г. Галынина, Г. Э. Конюса, В. Я. Шебалина; А. — первый исполнитель 2-го фортепианного концерта Д. Д. Шостаковича и 1-й симфонии Р. К. Щедрина). Участвовал в реконструкции и дирижировал операми русских композиторов 18 в.: «Ямщики на подставе» и «Орфей» Е. И. Фомина, «Сын-соперник» Д. С. Бортнянского, в 1931 дирижировал премьерой оперы «Женитьба» М. П. Мусоргского в редакции М. М. Ипполитова-Иванова (концертное исполнение на радио). Событиями культурной жизни Москвы стали состоявшиеся при его участии концерты американской музыки в 1944 (первое исполнение 5-й симфонии Р. Харриса) и 1955 («Рапсодия в блюзовых тонах» Дж. Гершвина, солист А. Н. Цфасман).

В преподавание техники дирижирования А. ввёл понятие «дирижёрской аппликатуры» (выбор при тактировании той или иной счётной доли — половинной, четверти, четверти с точкой и т. д. — в зависимости от интерпретации «метрической идеи»). Разработка этой темы продолжена в книге Г.Н. Рождественского «Дирижерская аппликатура» (1974). Составленное А. «Практическое руководство по чтению симфонических партитур» (1951) содержит ценные рекомендации по расшифровке цифрованного баса. Перевёл на русский язык книги «О дирижировании» Г. Вуда (М., 1958), «Я – дирижер» Ш. Мюнша (М., 1960), статью И. П. Тильмана о додекафонном  методе композиции («Советская музыка», 1958, № 11) и др. 

Лит.: Н. П. Ано­сов: Ли­те­ра­тур­ное на­сле­дие. Пе­ре­пис­ка. Вос­по­ми­на­ния со­вре­мен­ни­ков. М., 1978.

Вернуться к началу