САФО́НОВ ВАСИЛИЙ ИЛЬИЧ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
САФО́НОВ Василий Ильич [25.1(6.2).1852, станица Ищерская Ставропольской губ., ныне Наурского р-на Чеченской Республики – 27.2.1918, Кисловодск], рос. пианист, дирижёр, педагог, обществ. деятель. Из семьи единоверцев. В С.-Петербурге брал уроки игры на фп. у Т. Лешетицкого (с 1867), теории музыки – у К. К. Зике (с 1877), композиции – у Н. И. Зарембы (с 1878). В 1880 окончил С.-Петерб. конс., там же по приглашению К. Ю. Давыдова в 1881–1885 преподавал игру на фп. В 1880 дебютировал в С.-Петербурге как пианист. В 1883 гастролировал в Европе, познакомился с И. Брамсом и Э. Гансликом. В 1885 по приглашению П. И. Чайковского переехал в Москву, до 1905 проф. Московской консерватории; прославился как один из лучших в Москве фп. педагогов. Среди учеников – А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер, Ф. Ф. Кёнеман, А. Ф. Гедике, А. Т. Гречанинов, И. А. и Р. Я. Левины, В. Ю. Зограф (см. Зограф), Е. А. Бекман-Щербина, Е. Ф. Гнесина и её сестра Евгения. Как дирижёр дебютировал в Москве в 1889, впервые за границей выступил в Амстердаме в 1895. В 1890–1905 дирижёр и пред. Моск. отделения Русского музыкального общества. Устраивал многочисл. благотворит. концерты. На посту директора Моск. конс. (с 1889) проявил себя как незаурядный администратор, способствовал росту материального благосостояния и обществ. престижа учебного заведения, поддерживал малоимущих студентов и педагогов; одна из его заслуг – строительство нового здания Моск. конс. (1895–1901), включая Большой зал. Убеждённый монархист, С. не принял демократич. преобразований, которые принесла с собой Революция 1905–07, в 1905 оставил консерваторию и уехал в США. В 1906–09 возглавлял Нью-Йоркский филармонический оркестр (концерты проходили в Карнеги-холле), одновременно был директором Нац. конс. Америки в Нью-Йорке. В 1909–16 много гастролировал в России и Европе, дирижировал оперными и симфонич. оркестрами Берлина, Лондона, Вены, Рима, Милана и др. городов. С 1917 жил в Кисловодске. Близость его дочери – художницы А. В. Тимирёвой (1893–1975) с адм. А. В. Колчаком вызвала враждебное отношение новой власти, и С. умер в результате травли семьи.
Под управлением С. впервые исполнены фантазия «Утёс» С. В. Рахманинова (Москва, 1894), Концерт для фп. с оркестром А. Н. Скрябина (Одесса, 1897; солист – автор), он дирижировал моск. премьерами 6-й симфонии П. И. Чайковского (1893), ряда сочинений Н. А. Римского-Корсакова (симфонич. сюита «Шехеразада», 1890; увертюра «Светлый праздник», 1891; симфонич. картина «Садко», 1893; кантата «Свитезянка», 1898), А. К. Глазунова (симфонич. фантазия «Море», 1892; 6-я симфония, 1898) и др. Обширное и яркое описание дирижёрской работы С. дал в поэме «Первое свидание» Андрей Белый.
Автор новаторского пособия по фп. игре «Новая формула» (Лондон, 1916).