Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕШЕТИ́ЦКИЙ ТЕОДОР

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 360

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЛЕШЕТИ́ЦКИЙ (Leszetycki, Leschetizky) Тео­дор (Фё­дор Оси­по­вич) (22.6.1830, Лань­цут, Га­ли­ция – 14.11.1915, Дрез­ден), польск. пиа­нист, пе­да­гог, ком­по­зи­тор. В 1840–41 брал уро­ки фп. у К. Чер­ни в Ве­не. Кон­цер­ти­ро­вал с 1842. Ос­но­ву ре­пер­туа­ра со­став­ля­ли му­зы­ка Л. ван Бет­хо­ве­на и со­чи­не­ния ком­по­зи­то­ров-ро­ман­ти­ков. В 1852–78 жил в С.-Пе­тер­бур­ге, где ис­пы­тал влия­ние А. Г. Ру­бин­штей­на, в 1862–78 проф. и зав. фп. от­де­ле­ни­ем С.-Пе­терб. конс. В 1878–1915 жил в Ве­не. По­след­ний кон­церт дал во Франк­фур­те-на-Май­не в 1887.

Один из круп­ней­ших фп. пе­да­го­гов сво­его вре­ме­ни, сре­ди его уче­ни­ков (все­го бо­лее 1000) – пиа­ни­сты и пе­да­гоги с ми­ро­вым име­нем: А. Н. Еси­по­ва (в 1878–1892 его же­на), А. Шна­бель, И. Па­де­рев­ский, О. С. Га­бри­ло­вич, В. И. Са­фо­нов, И. А. Вен­ге­ро­ва, А. Браилов­ский, Б. Мо­и­сеи­вич, П. Вит­ген­ш­тейн, Э. Ней, М. Хор­шов­ский. Пе­да­го­гич. ме­тод Л., пре­ду­смат­ри­вав­ший осоз­на­ние сто­я­щих пе­ред ис­пол­ни­те­лем тех­нич. и ху­дож. за­дач, вы­ра­бот­ку кра­си­во­го пол­но­го зву­ка, тон­кую фра­зиро­воч­ную и ди­на­мическую от­дел­ку, на­хо­дил ин­ди­ви­ду­аль­ное пре­лом­ле­ние в его ра­бо­те с ка­ж­дым уче­ни­ком. Мн. пе­да­го­гич. прин­ци­пы Л. лег­ли в ос­но­ву совр. школ фп. пе­да­го­ги­ки.

Ав­тор ко­мич. опе­ры «Пер­вая мор­щи­на» (1867, Пра­га), фп. кон­цер­та и мн. пьес пре­им. са­лон­но­го ха­рак­те­ра.

Лит.: Die Grundlage der Methode Lescheti­zky / Hrsg. M. Brée. Mainz, 1902; Potocka A. Th. Le­schetizky, an intimate study of the man and the musician. N. Y., 1903; Hullah A. Th. Le­sche­ti­zky. L.; N. Y., 1906; Юкель­сон Е. Вос­по­ми­на­ние о про­фес­со­ре Ф. О. Ле­ше­тиц­ком // Юж­ный му­зы­каль­ный вест­ник. 1915. № 16/17; Newcomb E. Leschetizky as I knew him. N. Y.; L., 1921. [S. l.], 1967; Маль­цев С. М. О шко­ле и ме­то­де Ф. Ле­ше­тиц­ко­го // Пе­тер­бург­ская кон­сер­ва­то­рия в ми­ро­вом му­зы­каль­ном про­цес­се, 1862–2002. СПб., 2002; Muth B. Th. Le­schetizky, der bedeutendste Kla­vierleh­rer, den die Welt je gesehen hat? Fern­wald, 2003.

Вернуться к началу