Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧЕ́РНИ КАРЛ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 465

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЧЕ́РНИ (Czerny) Карл (21.2.1791, Ве­на – 15.7.1857, там же), австр. пиа­нист, пе­да­гог и ком­по­зи­тор. Пер­вые уро­ки му­зы­ки по­лу­чил у от­ца – чеш. му­зы­кан­та В. Чер­ни. Де­бю­ти­ро­вал в воз­рас­те 9 лет (1800) Кон­цер­том c-moll В. А. Мо­цар­та (KV 491). В 1801–03 учил­ся иг­ре на фп. у Л. ван Бет­хо­ве­на, И. Н. Гум­ме­ля и М. Кле­мен­ти; по­след­ние по­влия­ли на его собств. пе­да­го­гич. дея­тель­ность. Ч. был дру­жен с Бет­хо­ве­ном, ис­пол­нял его со­чи­не­ния, в т. ч. 1-й фп. кон­церт (1806) и 5-й фп. кон­церт (1812, вен­ская пре­мье­ра). Жил пре­им. в Ве­не, пред­при­нял неск. за­гра­нич­ных по­ез­док, вклю­чая га­ст­ро­ли в Лейп­ци­ге (1836), Па­ри­же и Лон­до­не (1837).

Ос­но­ва­тель од­ной из круп­ней­ших пиа­ни­стич. школ 1-й пол. 19 в., его уче­ники – из­вест­ные вир­туо­зы Ф. Лист, С. Таль­берг, Т. Дё­лер и др. На­пи­сал мно­же­ст­во ин­ст­рук­тив­но-пе­да­го­гич. по­со­бий с при­ло­же­ни­ем этю­дов, уп­раж­не­ний и об­раз­цов для им­про­ви­за­ций, сре­ди них – «Fantasie-Schule» op. 200 (1829) и op. 300 (1833), «Шко­ла иг­ры на фор­те­пиа­но» (op. 500) и «Шко­ла ис­пол­не­ния фуг» (op. 400; 1830-е гг.), «Прак­ти­че­ская шко­ла ком­по­зи­ции» (op. 600, 1849?). Ч. из­вес­тен так­же как ре­дак­тор ря­да про­из­ве­де­ний И. С. Ба­ха («Хо­ро­шо тем­пе­ри­ро­ван­ный кла­вир» и др. со­чи­не­ния), со­нат Д. Скар­лат­ти, ав­тор пе­ре­ло­же­ний. Сре­ди собств. муз. со­чи­не­ний – фп. пье­сы, ва­риа­ции, ду­хов­ная, ор­ке­ст­ро­вая и ка­мер­ная му­зы­ка (со­глас­но за­ве­ща­нию Ч., мно­гое хра­нит­ся в ру­ко­пи­си в ар­хи­вах Об-ва дру­зей музы­ки в Ве­не). Этю­ды Ч. (в осо­бен­ности op. 299, 740) по­ны­не ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся в школь­ном об­ра­зо­ва­нии пиа­ни­стов.

Лит.: Wehmeyer G. C. Czerny und die Einzelhaft am Klavier oder die Kunst der Fingerfertigkeit und die industrielle Arbeit­s­ideologie. Kassel, 1983; Те­рен­ть­е­ва Н. А. К. Чер­ни и его этю­ды. СПб., 1999.

Вернуться к началу