Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НЕБОЛЬСИ́Н ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 241

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. С. Лебедева

НЕБОЛЬСИ́Н Ва­си­лий Ва­силь­е­вич [30.5(11.6).1898, Харь­ков – 29.11.1959, Мо­ск­ва], рос. ди­ри­жёр, ком­по­зи­тор, засл. дея­тель ис­кусств РСФСР (1951), нар. арт. РСФСР (1955). Из се­мьи му­зы­кан­тов, иг­ре на фп. и скрип­ке обу­чал­ся у ма­те­ри. В 1916–17 скри­пач в ор­ке­ст­ре С. А. Ку­се­виц­ко­го. В 1919 (или 1920) окон­чил Ин-т муз. дра­мы (до 1918 Муз.-дра­ма­тич. уч-ще Моск. фи­лар­мо­нич. об-ва), где учил­ся иг­ре на скрип­ке и ком­по­зи­ции (у А. Н. Ко­ре­щен­ко). В 1919–1920 хор­мей­стер и ди­ри­жёр в од­ном из моск. на­род­ных до­мов. С 1920 хор­мей­стер, в 1922–59 ди­ри­жёр Боль­шо­го те­ат­ра, ди­ри­жи­ро­вал пре­им. опе­ра­ми (св. 40), сре­ди ко­то­рых: «Бо­ге­ма» Дж. Пуч­чи­ни, «Ма­нон» Ж. Масс­не, «Фра-Дья­во­ло» Д. Ф. Э. Обе­ра, «Зо­ло­той пе­ту­шок» Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, «Ис­ка­те­ли жем­чу­га» Ж. Би­зе, «Ев­ге­ний Оне­гин» и «Ма­зе­па» (Гос. пр. СССР, 1950) П. И. Чай­ков­ско­го, «Гу­ге­но­ты» Дж. Мей­ер­бе­ра, «Тру­ба­дур» Дж. Вер­ди, «Ру­сал­ка» А. С. Дар­го­мыж­ско­го, «Дон Жу­ан» В. А. Мо­цар­та, «Сель­ская честь» П. Мас­ка­ньи, «Валь­ки­рия» Р. Ваг­не­ра (1940; ре­жис­сё­ром этой по­ста­нов­ки вы­сту­пил С. М. Эй­зен­штейн); пер­вые по­ста­нов­ки ны­не не ис­пол­няю­щих­ся опер «Заг­мук» А. А. Крей­на, «Выш­ка Ок­тяб­ря» Б. Л. Явор­ско­го (обе 1930). С 1928 ди­ри­жёр Моск. фи­лар­мо­нии. С 1945 худ. рук. ор­ке­ст­ра и хо­ра Мин-ва ки­не­ма­то­гра­фии, с ко­то­ры­ми оз­ву­чил ряд филь­мов («Па­де­ние Бер­ли­на», 1950, «Боль­шой кон­церт», 1951, и др.). В 1940–46 пре­по­да­вал ди­ри­жи­ро­ва­ние в Моск. конс. (с 1941 проф., с 1943 зав. ка­фед­рой опер­ной под­го­тов­ки). Ау­дио­за­пи­си опер (пре­им. с кол­лек­ти­вом Боль­шо­го те­ат­ра): «Иван Су­са­нин» М. И. Глин­ки, «Хо­ван­щи­на» М. П. Му­сорг­ско­го, «Дуб­ров­ский» Э. Ф. На­прав­ни­ка, ряд опер Чай­ков­ско­го и Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва и др. Ав­тор ба­ле­тов «Шут­ка ним­фы», «Вак­ха­на­лия», «Кре­по­ст­ная му­за» (все 1917, не по­став­ле­ны), кан­тат, ка­мер­но-ин­ст­ру­мен­таль­ной му­зы­ки, ро­ман­сов.

Вернуться к началу