КАВАЛЕ́РИЯ
-
Рубрика: Военное дело
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАВАЛЕ́РИЯ (итал. cavalleria, от лат. caballus – конь) (конница), род войск, в котором для ведения боевых действий и передвижения использовалась верховая лошадь. К. зародилась в виде иррегулярной конницы в странах Древнего мира в районах массового разведения лошадей. В армиях Древнего Египта, Индии, Китая и др. стран применялись боевые колесницы, запряжённые лошадьми. Впервые как род иррегулярных войск К. появилась в Ассирии и Урарту (9 в. до н. э.), затем в Персии (6 в. до н. э.) и др. рабовладельч. государствах. В перс. армии К. была гл. родом войск и делилась на тяжёлую, имевшую на вооружении мечи и пики, и лёгкую, вооружённую луками, дротиками и копьями. Регулярная К. впервые создана в Древней Греции. Вначале её численность составляла по 1–1,5 тыс. всадников в Афинах и Спарте. Большое количество лошадей на севере Греции (в Фессалии и Беотии) позволило сформировать в Фивах более многочисленную К. В 1-й пол. 4 в. до н. э. фиванский полководец Эпаминонд впервые применил К. во взаимодействии с пехотой и умело использовал её для завершения разгрома противника в сражениях при Левктрах и Мантинее. Наибольшего развития в Древнем мире регулярная К. достигла во 2-й пол. 4 в. до н. э. в армии Александра Македонского. Она выделилась в самостоят. род войск, стала играть решающую роль в бою (напр., в сражении при Гавгамелах). Высокими боевыми качествами обладала карфагенская К. Во время 2-й Пунической войны (см. Пунические войны) она широко применялась Ганнибалом для ударов по флангам и окружения противника (напр., в сражении при Каннах). В 7–3 вв. до н. э. многочисл. конницу имели скифы, умело использовавшие её в войнах с Персией и др. странами. Сильная К. была у парфян; в сражении при Каррах она сыграла важную роль в разгроме рим. войска.
У вост. славян в 6–8 вв. н. э. имелась немногочисл. конница, которая играла вспомогат. роль. После установления феод. строя в Зап. Европе гл. воен. силу феод. армий с 8–9 вв. стала составлять рыцарская конница, всадники которой имели на вооружении меч и тяжёлое копьё; защитным вооружением рыцаря были щит, шлем и панцирь, которым закрывалось всё тело, а со 2-й пол. 12 в. доспехами стали покрываться и кони. Рыцари атаковали противника, выстраиваясь в линию или усечённым клином. Боевой порядок в линию обычно применялся против рыцарского войска, а клин – в сражениях с пехотой. При этом рыцари располагались в неск. рядов по периметру клина, а в его середине находились пешие воины, которые завершали разгром противника, опрокинутого ударом рыцарей. Однако рыцарская конница утратила гл. преимущество К. – подвижность. В Ледовом побоище 1242 рыцари потерпели поражение от рус. войска новгородского кн. Александра Ярославича Невского, основу которого составляла пехота. В 9–10 вв. в войске Др.-рус. гос-ва основу конницы составляла княжеская дружина. В 11–12 вв. в ходе борьбы с кочевниками конница увеличилась численно и стала играть всё бóльшую роль в сражениях. В Куликовской битве 1380 конный засадный полк кн. Владимира Андреевича Храброго и Д. М. Боброк-Волынского решил исход сражения с войском Мамая. В 13–14 вв. К. составляла основу войск, участвовавших в завоеват. походах Чингисхана и его преемников. Монг.-тат. конница обладала высокой боеспособностью и организованностью, длительное время не имела себе равных в сражениях.
Появление в 14 в. огнестрельного оружия и возрастание в связи с этим роли пехоты и артиллерии существенно отразились на развитии К. В Зап. Европе к кон. 15 в. рыцарская конница окончательно утратила своё значение. В 16 в. на первый план стала выдвигаться лёгкая К., вооружённая огнестрельным оружием. Одновременно менялась тактика боя, вместо атаки в конном строю и удара холодным оружием стала применяться стрельба с коня шеренгами. В кон. 16 в. в К. появились драгуны, затем кирасиры. Большую реорганизацию К. провёл швед. король Густав II Адольф. Кав. полк шведов состоял из 4 эскадронов (по 125 всадников), в каждый из которых входило 4 корнета (взвода). К. шведов (драгуны и кирасиры) в бою строилась в 3–4 шеренги, а в боевом порядке армии располагалась в 2 линии. При таком построении конница снова превратилась в мощную ударную силу, способную решительно атаковать и маневрировать на поле боя. В 18 в. отличалась высокой манёвренностью и выучкой прусская К., которая в плотных боевых порядках решительно атаковала во фланг и тыл противника, что нередко предопределяло исход сражений. В 17–18 вв. в государствах Зап. Европы было 3 вида К.: тяжёлая – кирасиры; средняя – драгуны, карабинеры, конногренадеры; лёгкая – гусары и уланы. Численность К. резко возросла и составляла в ряде стран до 50% всего состава армии, а во Франции К. было в 1,5 раза больше, чем пехоты.
С образованием Рус. гос-ва во 2-й пол. 15 в. были созданы первые кав. полки дворянской поместной конницы. Каждый полк организационно делился на сотни, полусотни и десятки всадников. В сер. 16 в. поместная конница насчитывала 50–75 тыс. чел. После присоединения в 1550-е гг. Казанского и Астраханского ханств в её состав вошла также татарская конница. С 1630-х гг. поместная К. стала заменяться кав. полками «нового строя», которых в 1663 было 25 (рейтарских и драгунских). Каждый из них состоял из 10–12 рот и насчитывал от 1 до 2 тыс. чел. Значит. роль в рус. армии с кон. 16 в. играла казачья конница. В нач. 18 в. при Петре I была создана регулярная К. драгунского типа (36 драгунских полков общей численностью ок. 40 тыс. всадников). В 1724 в рос. гвардии сформировано первое подразделение кавалергардов. К. применялась как в отрыве от остальных сил армии (напр., действия корволанта в сражении при Лесной в 1708), так и совместно с пех. частями и артиллерией (напр., Полтавская битва 1709). В послепетровскую эпоху рос. К. стала менее приспособленной к самостоят. действиям в конном строю с нанесением удара холодным оружием, т. к. кавалеристы, подражая зап.-европ. порядкам, в осн. вели стрельбу с лошадей. В 1755 был введён новый Кав. устав, который в значит. мере помог возродить петровские традиции боевого использования К. В Семилетней войне 1756–63 рос. К. оказалась достойным противником сильной прусской К., реорганизованной Фридрихом II Великим. Во 2-й пол. 18 в. произошли крупные изменения – особое внимание было обращено на увеличение средней и лёгкой К. К кон. 18 в. рос. К. состояла в осн. из карабинерных, конногренадерских, драгунских, гусарских и легкоконных регулярных кав. полков. В них входили по 6–10 линейных и 1–3 запасных эскадрона, численность полков составляла от 1100 до 1838 чел.
В войнах 2-й пол. 19 в. конница европ. армий действовала малоуспешно, в результате возникли сомнения в необходимости её дальнейшего существования. Однако опыт Гражданской войны в США 1861–65 убедительно показал эффективность применения крупных кав. соединений для глубоких рейдов по тылам и коммуникациям противника. В рос. армии к началу рус.-тур. войны 1877–78 насчитывалось 19 кав. дивизий, состав которых был различным. Дивизии включали конногренадерский, драгунский, уланский, гусарский и казачий полки. Независимо от количества полков каждая кав. дивизия состояла из 2 бригад. Регулярные кав. полки имели по 4 эскадрона, казачьи – по 6 сотен. Эскадроны и сотни состояли из взводов. В 1896–97 были созданы 2 кав. корпуса, которые после рус.-япон. войны 1904–05 расформированы. В иностр. армиях до нач. 20 в. кав. корпусов не существовало. Только во Франции и Германии в 1914 часть кав. дивизий была сведена в корпуса. В России кав. корпуса были возрождены в 1916 и состояли из 2–3 кав. дивизий. К нач. 1-й мировой войны К. составляла 8–10% от численности армий обеих коалиций. Страны Антанты имели в действующей армии 49 кав. дивизий (Россия – 36, Франция – 10, Великобритания, Бельгия и Сербия – по 1), а Германия и Австро-Венгрия – 22. Кав. дивизия в рос. армии состояла из 4 полков (драгунского, уланского, гусарского и казачьего) по 6 эскадронов, конноартиллерийского дивизиона (12 орудий), конно-пулемётной и конно-сапёрной команд (общая численность ок. 4 тыс. чел.). Кав. дивизия герм. армии включала 3 бригады по 2 полка в каждой, конноартиллерийский и егерский батальоны, пулемётную роту, отряд сапёров и отряд связи (всего 4,2 тыс. чел.). Кав. дивизия брит. армии имела 12 полков по 3 эскадрона и насчитывала 9 тыс. чел. Вследствие насыщения противоборствующих армий артиллерией, пулемётами и применения авиации действия К. в ходе войны сопровождались большими потерями и были малоэффективными. Одним из немногих примеров применения крупных сил К. для развития успеха в оперативном масштабе является Виленская операция 1915, в ходе которой герм. командование использовало для прорыва группу из 6 кав. дивизий. Многочисленная рос. К., несмотря на высокую подготовку рядовых кавалеристов, даже в начальный, манёвренный период войны не сыграла значит. роли. С наступлением позиционного периода боевые действия К. как подвижного рода войск, по существу, прекратились. Личный состав кав. соединений и частей был спешен и вёл боевые действия, как и пехота, в окопах. После 1-й мировой войны в связи с механизацией и моторизацией иностр. армий численность К. сократилась, а к кон. 1930-х гг. в ряде государств она как род войск была ликвидирована. Незначит. число кав. дивизий сохранялось вплоть до 2-й мировой войны лишь в некоторых странах (во Франции – 5, Великобритании – 2, Италии в 1941 – 2). В ходе войны они существенной роли не сыграли и вскоре были упразднены.
Сов. К. начала формироваться одновременно с созданием РККА из числа добровольцев, преим. в местах расположения демобилизованных кав. соединений рос. имп. армии. В ходе Гражданской войны 1917–22 значение К. неуклонно возрастало. Этому способствовали манёвренный характер действий войск, растянутость армий на широком фронте, наличие открытых стыков и промежутков в боевых порядках, слабо прикрытых и не занятых войсками участков. В этих условиях К. могла в полной мере реализовать свои боевые качества и возможности – подвижность, внезапность ударов и решительность действий. В янв. 1918 в Петрограде на базе быв. л.-гв. Конного полка был сформирован 1-й конный полк. В авг. 1918 началось создание 2 кав. дивизий – в Московском и Орловском воен. округах. Однако формирование К. натолкнулось на значит. трудности: осн. районы, поставлявшие в армию кавалеристов и верховых лошадей (Украина, юг и юго-восток России), были заняты войсками Белых армий, в их рядах находилось и большинство казаков, ощущалась острая нехватка опытных командиров, оружия и снаряжения. К тому же конские ресурсы страны оказались в значит. мере истощены. В связи с этим формирование кав. дивизии в Орловском ВО завершить не удалось. Первым соединением регулярной К. Красной Армии стала Моск. кав. дивизия (с февр. 1920 – 1-я кав. дивизия), сформированная из добровольцев 2-й кав. дивизии рос. имп. армии (участвовала в боях на Вост. фронте с весны 1919 в составе сов. 4-й армии). По штатам, установленным приказом РВС (от 13.11.1918), кав. дивизия состояла из 3 бригад, конноартиллерийского дивизиона и др. частей и подразделений (всего 7653 чел.). Фактич. численность кав. дивизии обычно не превышала 4–4,5 тыс. чел. Летом 1918 в воен. округах формировались отд. эскадроны и дивизионы, которые направлялись на Вост. фронт и пополняли войсковую К., входя в состав полков, бригад и дивизий. Кроме того, до сер. 1919 формировались эскадроны «ездящей пехоты» (по 240 чел.), предназначенные вести бой спешившись. Всего на Вост. фронте на 1.12.1918 насчитывалось ок. 10 тыс. сабель, но не было ни одной кав. дивизии. Примерно такое же положение с К. сов. войск сложилось и на Юж. фронте, где разобщённые отд. кав. эскадроны, дивизионы и полки могли решать только ограниченные тактич. задачи. В то же время Добровольческая армия в достаточном количестве располагала людьми и лошадьми, кадрами кав. офицеров. В состав белой К. входили 1-я конная дивизия ген. от кав. И. Г. Эрдели, 1-я Кубанская конная дивизия ген.-м. В. Л. Покровского и др. Значит. силу уже летом 1918 представляла К. Донской армии. Чтобы лишить Добровольч. армию преимущества в К., в РККА принимались энергичные меры по формированию новых кав. соединений. В нояб. 1918 на территории Донского округа была сформирована 1-я Сводная кав. дивизия (с 14.3.1919 – 4-я кав. дивизия), осн. ядро которой составила 1-я Донская кав. бригада Б. М. Думенко. К сер. 1919 в Красной Армии имелось уже 5 кав. дивизий по 6 полков в каждой (в полку – 4 эскадрона), а общая численность К. превысила 30 тыс. сабель. В июне 1919 РВС сов. 10-й армии образовал из 4-й и 6-й кав. дивизий конный корпус под команд. С. М. Будённого. Однако в целом процесс создания крупных кав. формирований шёл медленно из-за недостаточного поступления конского состава. В связи с этим в сент. 1919 повсеместно введена мобилизация лошадей, проведена реорганизация кав. соединений и частей войсковой К. В Петрограде на базе Офицерской кав. школы рос. имп. армии стала действовать Высшая кав. школа Красной Армии. Кроме того, имелось 8 командных кав. курсов. В сент. 1919 в составе сов. 16-й армии из 2 кав. бригад дивизионной К. и 1 отд. кав. бригады был образован Сводно-конный корпус под команд. Б. М. Думенко, а в нояб. 1919 конный корпус Будённого был развёрнут в Первую конную армию. Сведение отд. кав. дивизий в конные корпуса и создание конной армии позволили РККА одержать на Юж. и Вост. фронтах ряд важных побед над Белыми армиями, также применявшими К. крупными массами в составе нескольких конных корпусов. К кон. 1919 силы сторон по К. сравнялись. В июле 1920 создана Вторая конная армия под команд. О. И. Городовикова (с сент. 1920 команд. – Ф. К. Миронов). К кон. 1920 К. сов. войск состояла из 27 кав. дивизий и нескольких отд. кав. бригад. После войны в РККА К. продолжала оставаться довольно многочисл. родом войск. Сохранилось её деление на стратегическую (кав. дивизии и корпуса) и войсковую (кав. полки и подразделения, входившие в состав стрелк. соединений). В 1928 вводится единый штат кав. соединений и частей. Кав. дивизия состояла из 2 бригад, конноартиллерийского дивизиона, пулемётного эскадрона и др. подразделений. В 1930-е гг. на оснащение К. начали поступать автоматич. стрелк. оружие, зенитные и противотанковые средства. Штат кав. дивизии был изменён: 4 кав. полка, механизир. (позднее танковый) полк, отдельные конноартиллерийский и зенитный артиллерийский дивизионы, спец. подразделения (9240 чел., 64 лёгких танка, 18 бронемашин, 32 полевых, 16 противотанковых, 20 зенитных орудий, 64 миномёта). К 1938 количество кав. соединений доведено до 35 (32 кав. дивизии и 3 отд. кав. бригады), корпусных управлений – до 7. Однако опыт начала 2-й мировой войны показал, что К. утратила своё былое значение. В развернувшихся сражениях в Польше и во Франции решающая роль принадлежала танковым и моторизов. соединениям при поддержке артиллерии и авиации. Это вызвало сокращение К., к июню 1941 в РККА оставалось 13 кав. дивизий (в т. ч. 4 горные) и 4 управления кав. корпусов. В Вел. Отеч. войну К. участвовала в большинстве крупных операций. Летом и осенью 1941 кав. соединения вели тяжёлые оборонит. бои, прикрывая отход общевойсковых соединений, наносили контрудары и контратаки по флангам и тылу прорывавшихся группировок противника, дезорганизовывали его управление, подвоз материальных средств и эвакуацию. При этом выявилась громоздкость кав. соединений довоенной организации. В связи с этим с июля 1941 началось формирование лёгких кав. дивизий численностью ок. 3 тыс. чел. К кон. 1941 развёрнуты 82 такие дивизии. Одновременно все отдельные кав. дивизии были сведены в кав. корпуса, которых к февр. 1942 было 17. В ходе наступат. операции весной и летом 1942 кав. соединения и части успешно применялись в качестве эшелонов развития успеха фронтов и армий. Однако из-за трудностей в обеспечении конским составом и понесённых потерь их количество к июлю 1942 уменьшилось почти в 2 раза, а к кон. 1943 осталось всего 27 кав. дивизий, которые были переведены на новую организацию (3 кав. полка, арт. и танковые полки). Они были сведены в 8 кав. корпусов. В состав корпусов входили 3 кав. дивизии. Кав. соединения применялись для развития прорыва, окружения крупных группировок противника, борьбы с его оперативными резервами, нарушения коммуникаций, захвата плацдармов на водных преградах и важных районов (рубежей) в тылу, для преследования, нанесения контрударов. В целях более полной реализации боевых возможностей кав. соединений, начиная с 1943, их стали применять для развития успеха при прорыве обороны противника в составе конно-механизиров. групп (1–2 кавалерийских и 1 танковый или механизиров. корпус). Кав. соединения РККА в годы Вел. Отеч. войны участвовали во многих боевых операциях. В Московской битве 1941–42 отличились 1-й гв. кав. корпус под команд. ген.-м. П. А. Белова и 2-й гв. кав. корпус под команд. ген.-м. Л. М. Доватора. В Сталинградской битве 1942–43 успешно действовали 3-й гв. кав. корпус ген.-м. И. А. Плиева (с 28.12.1942 ген.-м. Н. С. Осликовского), 8-й (с 14.2.1943 – 7-й гв.) кав. корпус ген.-м. М. Д. Борисова и 4-й кав. корпус ген.-л. Т. Т. Шапкина. В Битве за Кавказ 1942–43 доблестно сражались 4-й гв. Кубанский казачий кав. корпус ген.-л. Н. Я. Кириченко и 5-й гв. Донской казачий кав. корпус ген.-м. А. Г. Селиванова. За образцовое выполнение боевых заданий командования 7 кав. корпусов и 17 кав. дивизий были преобразованы в гвардейские, большинство кав. соединений награждены орденами, им присвоены почётные наименования.
Опыт применения К. во 2-й мировой и Вел. Отеч. войнах показал её большую уязвимость при высокой насыщенности армий артиллерией, автоматич. стрелк. оружием, танками и авиацией. В связи с этим в первые послевоенные годы численность К. в Сов. Армии резко сократилась, а к сер. 1950-х гг., ввиду создания и внедрения в вооруж. силах мн. стран новейших систем оружия и полной моторизации армии, К. как род войск прекратила своё существование, и кав. части были расформированы.