ПЕХО́ТА
-
Рубрика: Военное дело
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕХО́ТА (устар. – инфантерия), род сухопутных войск, предназначенный для ведения боя в пешем порядке или на боевых машинах во взаимодействии с др. родами войск (танковыми войсками, артиллерией), с использованием стрелк. и др. видов оружия. П. наиболее многочисл. род. войск во многих армиях мира, включая армии ведущих государств (США, Великобритании, ФРГ и др.), в которых её разновидности именуются мотопехотой или моторизованной П. В рос. армии до 1917 понятия «П.» и «инфантерия» употреблялись как синонимы. В Вооруж. Силах РФ аналогичные П. войска именуются мотострелковыми войсками. Кроме того, в вооруж. силах мн. государств имеется возд. П. (аэромобильные, возд.-десантные, десантно- и возд.-штурмовые воинские формирования) и морская пехота.
П. – древнейший род войск. Её роль в боевых действиях, удельный вес в сравнении с др. родами войск, вооружение, организация, тактика в ходе историч. развития претерпевали существенные изменения. В др.-вост. и античных государствах (Египет, Греция, Рим и др.) П. являлась гл. родом войск. Первоначально пешие воины были вооружены простейшим ручным холодным оружием (палица, топор, копьё и др.). По мере усовершенствования этих средств и развития метательного оружия П. перестала быть однородной и разделилась на тяжёлую (в Древней Греции – гоплиты, в Древнем Риме – гастаты, принципы и триарии) и лёгкую (в Древнем Риме – велиты). Тяжёлая П. комплектовалась из более состоят. свободных граждан и была вооружена копьями, мечами, имела круглые щиты, панцири на груди, шлемы и поножи на ногах. Лёгкая П. (лучники, пращники, метальщики дротиков) набиралась гл. обр. из беднейших слоёв. Её вооружение состояло из луков, пращей, лёгких копий, дротиков; защитного вооружения лёгкая П. обычно не имела. В кон. 5 в. до н. э. в Древней Греции появилась средняя П. – пелтасты. Для ведения боя применялся боевой порядок фаланга, представлявший собой тесно сомкнутое, монолитное построение тяжёлой, а затем и средней П. Наибольшее развитие организация П. получила в Древнем Риме, где осн. организац. единицей был легион, состоявший из манипул (со 107 до н. э. объединялись в когорты), которые, в свою очередь, подразделялись на центурии. Переход к т. н. манипулярной тактике в Древнем Риме в 4–3 вв. до н. э. стал крупным шагом в развитии тактики П. Расчленение легиона на манипулы, располагавшиеся для боя в шахматном порядке, сделало П. более манёвренной и позволило ей вести бой на пересечённой местности. Примерами умелого применения П. в армиях рабовладельч. государств являются сражения при Левктрах, Гавгамелах, Каннах и др.
В Средневековье роль П. была неодинаковой. Войска государств Зап. Европы в 6–7 вв. состояли гл. обр. из П. в виде пешего ополчения. В 8–9 вв. появилось феод. ополчение. Этот процесс привёл к упадку П. и возникновению тяжеловооружённой рыцарской конницы, которая в средние века являлась осн. силой на полях сражений. Рыцари (см. Рыцарство) считали зазорным для себя вести пеший бой. Ведение такого боя предоставлялось горожанам и низшим классам. Только лёгкая П., состоявшая из лучников и арбалетчиков, сохраняла некоторую самостоятельность, участвуя в завязке боя. В кон. 1-го тыс. в Зап. Европе приоритетную роль на поле брани имела кавалерия. В странах Вост. Европы П. продолжала сохранять своё значение наряду с конницей.
В Др.-рус. гос-ве до монголо-татарского нашествия рус. рать почти исключительно состояла из П. Конница, появившаяся на Руси в 9 в., имела второстепенное значение. К 15 в. численное соотношение П. и конницы в рус. войске почти уравнялось, однако рус. П. продолжала играть важную роль в сражениях. Действуя совместно с конницей, П. показала своё превосходство над тяжеловооружённой рыцарской кавалерией в Ледовом побоище 1242, над лёгкой конницей и наёмной П. в Куликовской битве 1380. С образованием Рус. централизов. гос-ва П. составляла б. ч. стрелецкого войска и появившихся в 16 в. полков нового строя. Организац. единицей П. рус. армии являлся полк, насчитывавший 1–1,8 тыс. чел. Вооружение пехотинцев состояло из мушкетов, пищалей, пик, бердышей, алебард, шпаг.
В Зап. Европе возрождение П. было связано с развитием и усилением городов, многие из которых в 12–13 вв. добились самоуправления и для защиты от нападения обзаводились войсками, состоявшими из П. (ополчения ремесленников). В 1302 П. флам. городов (зап. часть Бельгии) в сражении при Куртре одержала победу над франц. рыцарской конницей. В сражении при Моргартене (1315) рыцарское войско Габсбургов было разбито швейцарской П. В 1-й пол. 15 в. П. гуситов (см. Гуситское движение) неоднократно одерживала победу над рыцарским войском крестоносцев. В этих сражениях выявилось преимущество П. над рыцарской конницей. Началось возрождение П., которая с возникновением централизов. государств Зап. Европы (кон. 15 – нач. 16 вв.) постепенно превращается в гл. род войск в составе наёмных армий. Широкой известностью пользовалась наёмная швейц. и нем. П. (см. Ландскнехты). К сер. 16 в. выдвинулась исп. П., использовавшая швейц. тактику и вооружение. Большое влияние на развитие П. и её тактику оказало внедрение усовершенствованного огнестрельного оружия. В 16 – сер. 17 вв. в зап.-европ. государствах получили распространение постоянные наёмные армии, в которых П. составляла от 1/2 до 2/3 численности. В сер. 16 в. роты, являвшиеся первоначально строевыми и адм. единицами в П., сводились в пех. полки. В 17 в. в зап.-европ. армиях почти повсеместно создавались пех. бригады, а осн. тактич. подразделением в П. становится батальон. В нач. 18 в. формировались пех. дивизии и корпуса. К нач. 18 в. во всех армиях П. имела однообразное вооружение в виде ружья со штыком, которое могло одновременно служить и холодным оружием. Постепенно исчезло и защитное вооружение П. В течение 18 и 19 вв. наряду с тяжёлой (линейной) П. существовала и лёгкая П. (вольтижёры, егеря).
Массовое оснащение П. огнестрельным оружием привело к изменению способов её использования в бою. В сражении при Добрыничах в 1605 рус. войско, вооружённое огнестрельным оружием, было построено в линию из 4–6 шеренг. В последующем опыт войн показал, что линейное построение П. ограничивало её манёвренные возможности на поле боя. Выдающиеся рос. полководцы – П. А. Румянцев-Задунайский, а затем А. В. Суворов – стали применять П. для действий в рассыпном строю и в колоннах. В кон. 18 – нач. 19 вв. рассыпной строй был принят во многих европ. армиях и в Сев. Америке. Широкое применение тактика колонн и рассыпного строя получила в период наполеоновских войн. Оснащение армий в 19 в. нарезным оружием ещё больше повысило значение огня в бою. Построение П. в колоннах вело к большим потерям. Во время Крымской войны 1853–56, франко-прусской войны 1870–71, рус.-тур. войны 1877–78 (см. Русско-турецкие войны) в П. начала применяться стрелк. цепь.
В Первую мировую войну 1914–18 развитие П. шло по пути насыщения её огневыми средствами. Она получила большое количество пулемётов, арт. орудий и миномётов. Огневая мощь П. в ходе войны возросла в 2,5–3 раза. Основу боевого порядка П. вначале составляла стрелк. цепь, затем «волны» цепей, а с 1916 – групповой боевой порядок. П. была гл. родом войск, определявшим результат боя и операции, но в связи с появлением танков, авиации, химических войск, а также увеличением значимости артиллерии, инженерных войск, войск связи и др. её численность в составе вооруж. сил воевавших государств снизилась с 60–70% в 1914 до 40–50% в 1918.
В нач. Гражданской войны 1917–22 РККА состояла гл. обр. из П. С окт. 1918 пех. соединения и части были переименованы в стрелковые, но назв. «П.» как рода войск сохранилось.
Во Второй мировой войне 1939–45, несмотря на возросший удельный вес артиллерии и бронетанковых войск, П. во всех армиях оставалась самым многочисл. родом войск и в ходе войны получила дальнейшее развитие. В РККА П. составляла основу стрелк. соединений и частей. Подразделения П. входили также в состав возд.-десантных, бронетанковых и механизир. войск и ВМФ (мор. П.). Осн. общевойсковым соединением П. являлась стрелк. дивизия, частью – стрелк. полк. Для ведения общевойскового боя они усиливались арт., танковыми, инж. и др. частями и подразделениями. Мощное личное и групповое стрелковое оружие П. позволяло ей наносить огневые удары с близких дистанций и удары штыком в рукопашных схватках (см. Рукопашный бой). В наступлении на участках прорыва создавалось превосходство в П. в 2–6 раз. Это достигалось глубоким оперативным построением, а также сокращением ширины полос наступления.
Развитие П. в послевоенный период в вооруж. силах осн. государств продолжалось в направлении повышения её огневой мощи и манёвренных возможностей. Получив на вооружение ракетное оружие, мощную артиллерию, танки, БТР, БМП и др., совр. П. способна во взаимодействии с др. родами войск и спец. войсками наносить поражение противнику в любых видах боя. П. стала способной вести бой не только в пешем боевом порядке, но и непосредственно на боевых машинах. В Вооруж. Силах СССР П. как род Сухопутных войск с 1963 стала называться мотострелковыми войсками. Во 2-й пол. 1990-х гг. – нач. 21 в. рос. мотострелковые, возд.-десантные войска и мор. пехота приобрели боевой опыт борьбы с незаконными вооруж. формированиями на Сев. Кавказе и при выполнении миротворч. задач (см. Миротворческая деятельность, Миротворческие операции ООН).
Существующая в вооруж. силах США, Великобритании, ФРГ и ряде др. государств П. принимала активное участие во многих локальных войнах и в вооружённых конфликтах 1-й пол. 20 – нач. 21 вв. В большинстве иностр. армий пех., механизир., мотопехотные, аэромобильные дивизии и бригады являются осн. общевойсковыми соединениями. В армии США важная роль отводится мор. пехоте.