Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕХО́ТА

  • рубрика

    Рубрика: Военное дело

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 139

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Д. Борщов

ПЕХО́ТА (ус­тар. – ин­фан­те­рия), род су­хо­пут­ных войск, пред­на­зна­чен­ный для ве­де­ния боя в пе­шем по­ряд­ке или на бое­вых ма­ши­нах во взаи­мо­дей­ст­вии с др. ро­да­ми войск (тан­ко­вы­ми вой­ска­ми, ар­тил­ле­ри­ей), с ис­поль­зо­ва­ни­ем стрелк. и др. ви­дов ору­жия. П. наи­бо­лее мно­го­числ. род. войск во мно­гих ар­ми­ях ми­ра, вклю­чая ар­мии ве­ду­щих го­су­дарств (США, Ве­ли­ко­бри­та­нии, ФРГ и др.), в ко­то­рых её раз­но­вид­но­сти име­ну­ют­ся мо­то­пе­хо­той или мо­то­ри­зо­ван­ной П. В рос. ар­мии до 1917 по­ня­тия «П.» и «ин­фан­те­рия» упот­реб­ля­лись как си­но­ни­мы. В Воо­руж. Си­лах РФ ана­ло­гич­ные П. вой­ска име­ну­ют­ся мо­то­стрел­ко­вы­ми вой­ска­ми. Кро­ме то­го, в воо­руж. си­лах мн. го­су­дарств име­ет­ся возд. П. (аэ­ро­мо­биль­ные, возд.-де­сант­ные, де­сант­но- и возд.-штур­мо­вые во­ин­ские фор­ми­ро­ва­ния) и мор­ская пе­хо­та.

П. – древ­ней­ший род войск. Её роль в бое­вых дей­ст­ви­ях, удель­ный вес в срав­не­нии с др. ро­да­ми войск, воо­ру­же­ние, ор­га­ни­за­ция, так­ти­ка в хо­де ис­то­рич. раз­ви­тия пре­тер­пе­ва­ли су­ще­ст­вен­ные из­ме­не­ния. В др.-вост. и ан­тич­ных го­су­дар­ст­вах (Еги­пет, Гре­ция, Рим и др.) П. яв­ля­лась гл. ро­дом войск. Пер­во­на­чаль­но пе­шие вои­ны бы­ли воо­ру­же­ны про­стей­шим руч­ным хо­лод­ным ору­жи­ем (па­ли­ца, то­пор, ко­пьё и др.). По ме­ре усо­вер­шен­ст­во­ва­ния этих средств и раз­ви­тия ме­та­тель­но­го ору­жия П. пе­ре­ста­ла быть од­но­род­ной и раз­де­ли­лась на тя­жё­лую (в Древ­ней Гре­ции – го­п­ли­ты, в Древ­нем Ри­ме – гас­та­ты, прин­ци­пы и триа­рии) и лёг­кую (в Древ­нем Ри­ме – ве­ли­ты). Тя­жёлая П. ком­плек­то­ва­лась из бо­лее со­сто­ят. сво­бод­ных гра­ж­дан и бы­ла воо­ру­же­на копь­я­ми, ме­ча­ми, име­ла круг­лые щи­ты, пан­ци­ри на гру­ди, шле­мы и по­но­жи на но­гах. Лёг­кая П. (луч­ни­ки, пращ­ни­ки, ме­таль­щи­ки дро­ти­ков) на­би­ра­лась гл. обр. из бед­ней­ших сло­ёв. Её воо­ру­же­ние со­стоя­ло из лу­ков, пра­щей, лёг­ких ко­пий, дро­ти­ков; за­щит­но­го воо­ру­же­ния лёг­кая П. обыч­но не име­ла. В кон. 5 в. до н. э. в Древ­ней Гре­ции поя­ви­лась сред­няя П. – пел­та­сты. Для ве­де­ния боя при­ме­нял­ся бое­вой по­ря­док фа­лан­га, пред­став­ляв­ший со­бой тес­но сомк­ну­тое, мо­но­лит­ное по­строе­ние тя­жё­лой, а за­тем и сред­ней П. Наи­боль­шее раз­ви­тие ор­га­ни­за­ция П. по­лу­чи­ла в Древ­нем Ри­ме, где осн. ор­га­ни­зац. еди­ни­цей был ле­ги­он, со­сто­яв­ший из ма­ни­пул (со 107 до н. э. объ­е­ди­ня­лись в ко­гор­ты), ко­торые, в свою оче­редь, под­раз­де­ля­лись на цен­ту­рии. Пе­ре­ход к т. н. ма­ни­пу­ляр­ной так­ти­ке в Древ­нем Ри­ме в 4–3 вв. до н. э. стал круп­ным ша­гом в раз­ви­тии так­ти­ки П. Рас­чле­не­ние ле­гио­на на ма­ни­пу­лы, рас­по­ла­гав­шие­ся для боя в шах­мат­ном по­ряд­ке, сде­ла­ло П. бо­лее ма­нёв­рен­ной и по­зво­ли­ло ей вес­ти бой на пе­ре­се­чён­ной ме­ст­но­сти. При­ме­ра­ми уме­ло­го при­ме­не­ния П. в ар­ми­ях ра­бо­вла­дельч. го­су­дарств яв­ля­ют­ся сра­же­ния при Лев­к­трах, Гав­га­ме­лах, Кан­нах и др.

В Сред­не­ве­ко­вье роль П. бы­ла не­оди­на­ко­вой. Вой­ска го­су­дарств Зап. Ев­ро­пы в 6–7 вв. со­стоя­ли гл. обр. из П. в ви­де пе­ше­го опол­че­ния. В 8–9 вв. поя­ви­лось феод. опол­че­ние. Этот про­цесс при­вёл к упад­ку П. и воз­ник­но­ве­нию тя­же­ло­во­ору­жён­ной ры­цар­ской кон­ни­цы, ко­то­рая в сред­ние ве­ка яв­ля­лась осн. си­лой на по­лях сра­же­ний. Ры­ца­ри (см. Ры­цар­ст­во) счи­та­ли за­зор­ным для се­бя вес­ти пе­ший бой. Ве­де­ние та­ко­го боя пре­до­став­ля­лось го­ро­жа­нам и низ­шим клас­сам. Толь­ко лёг­кая П., со­сто­яв­шая из луч­ни­ков и ар­ба­лет­чи­ков, со­хра­ня­ла не­ко­торую са­мо­стоя­тель­ность, уча­ст­вуя в за­вяз­ке боя. В кон. 1-го тыс. в Зап. Ев­ро­пе при­ори­тет­ную роль на по­ле бра­ни име­ла ка­ва­ле­рия. В стра­нах Вост. Ев­ро­пы П. про­дол­жа­ла со­хра­нять своё зна­че­ние на­ря­ду с кон­ни­цей.

В Др.-рус. гос-ве до мон­го­ло-та­тар­ско­го на­ше­ст­вия рус. рать поч­ти ис­клю­чи­тель­но со­стоя­ла из П. Кон­ни­ца, по­явив­шая­ся на Ру­си в 9 в., име­ла вто­ро­сте­пен­ное зна­че­ние. К 15 в. чис­лен­ное со­от­но­ше­ние П. и кон­ни­цы в рус. вой­ске поч­ти урав­ня­лось, од­на­ко рус. П. про­дол­жа­ла иг­рать важ­ную роль в сра­же­ни­ях. Дей­ст­вуя со­вме­ст­но с кон­ни­цей, П. по­ка­за­ла своё пре­вос­ход­ст­во над тя­же­ло­воо­ру­жён­ной ры­цар­ской ка­ва­ле­ри­ей в Ле­до­вом по­бои­ще 1242, над лёг­кой кон­ни­цей и на­ём­ной П. в Ку­ли­ков­ской бит­ве 1380. С об­ра­зо­ва­ни­ем Рус. цен­тра­ли­зов. гос-ва П. со­став­ля­ла б. ч. стре­лец­ко­го вой­ска и поя­вив­ших­ся в 16 в. пол­ков но­во­го строя. Ор­га­ни­зац. еди­ни­цей П. рус. ар­мии яв­лял­ся полк, на­счи­ты­вав­ший 1–1,8 тыс. чел. Воо­ру­же­ние пе­хо­тин­цев со­стоя­ло из муш­ке­тов, пи­ща­лей, пик, бер­ды­шей, але­бард, шпаг.

В Зап. Ев­ро­пе воз­ро­ж­де­ние П. бы­ло свя­за­но с раз­ви­ти­ем и уси­ле­ни­ем го­ро­дов, мно­гие из ко­то­рых в 12–13 вв. до­би­лись са­мо­управ­ле­ния и для за­щи­ты от на­па­де­ния об­за­во­ди­лись вой­ска­ми, со­сто­яв­ши­ми из П. (опол­че­ния ре­мес­лен­ни­ков). В 1302 П. флам. го­ро­дов (зап. часть Бель­гии) в сра­же­нии при Кур­тре одер­жа­ла по­бе­ду над франц. ры­цар­ской кон­ни­цей. В сра­же­нии при Мор­гар­те­не (1315) ры­цар­ское вой­ско Габс­бур­гов бы­ло раз­би­то швей­цар­ской П. В 1-й пол. 15 в. П. гу­си­тов (см. Гу­сит­ское дви­же­ние) не­од­но­крат­но одер­жи­ва­ла по­бе­ду над ры­цар­ским вой­ском кре­сто­нос­цев. В этих сра­же­ни­ях вы­яви­лось пре­иму­ще­ст­во П. над ры­цар­ской кон­ни­цей. На­ча­лось воз­ро­ж­де­ние П., ко­то­рая с воз­ник­но­ве­ни­ем цен­тра­ли­зов. го­су­дарств Зап. Ев­ро­пы (кон. 15 – нач. 16 вв.) по­сте­пен­но пре­вра­ща­ет­ся в гл. род войск в со­ста­ве на­ём­ных ар­мий. Ши­ро­кой из­вест­но­стью поль­зо­ва­лась на­ём­ная швейц. и нем. П. (см. Ланд­скнех­ты). К сер. 16 в. вы­дви­ну­лась исп. П., ис­поль­зо­вав­шая швейц. так­ти­ку и воо­ру­же­ние. Боль­шое влия­ние на раз­ви­тие П. и её так­тику ока­за­ло вне­дре­ние усо­вер­шен­ст­во­ван­но­го ог­не­стрель­но­го ору­жия. В 16 – сер. 17 вв. в зап.-ев­роп. го­су­дар­ст­вах по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние по­сто­ян­ные на­ём­ные ар­мии, в ко­то­рых П. со­став­ля­ла от 1/2 до 2/3 чис­лен­но­сти. В сер. 16 в. ро­ты, яв­ляв­шие­ся пер­во­на­чаль­но строе­вы­ми и адм. еди­ни­ца­ми в П., сво­ди­лись в пех. пол­ки. В 17 в. в зап.-ев­роп. ар­ми­ях поч­ти по­все­ме­ст­но соз­да­ва­лись пех. бри­га­ды, а осн. так­тич. под­раз­де­ле­ни­ем в П. ста­но­вит­ся ба­таль­он. В нач. 18 в. фор­ми­ро­ва­лись пех. ди­ви­зии и кор­пу­са. К нач. 18 в. во всех ар­ми­ях П. име­ла од­но­об­раз­ное воо­ру­же­ние в ви­де ру­жья со шты­ком, ко­то­рое мог­ло од­но­вре­мен­но слу­жить и хо­лод­ным ору­жи­ем. По­сте­пен­но ис­чез­ло и за­щит­ное воо­ру­же­ние П. В те­че­ние 18 и 19 вв. на­ря­ду с тя­жёлой (ли­ней­ной) П. су­ще­ст­во­ва­ла и лёг­кая П. (воль­ти­жёры, еге­ря).

Мас­со­вое ос­на­ще­ние П. ог­не­стрель­ным ору­жи­ем при­ве­ло к из­ме­не­нию спо­со­бов её ис­поль­зо­ва­ния в бою. В сра­же­нии при До­б­ры­ни­чах в 1605 рус. вой­ско, воо­ру­жён­ное ог­не­стрель­ным ору­жи­ем, бы­ло по­строе­но в ли­нию из 4–6 ше­ренг. В по­сле­дую­щем опыт войн по­ка­зал, что ли­ней­ное по­строе­ние П. ог­ра­ни­чи­ва­ло её ма­нёв­рен­ные воз­мож­но­сти на по­ле боя. Вы­даю­щие­ся рос. пол­ко­вод­цы – П. А. Ру­мян­цев-За­ду­най­ский, а за­тем А. В. Су­во­ров – ста­ли при­ме­нять П. для дей­ст­вий в рас­сып­ном строю и в ко­лон­нах. В кон. 18 – нач. 19 вв. рас­сып­ной строй был при­нят во мно­гих ев­роп. ар­ми­ях и в Сев. Аме­ри­ке. Ши­ро­кое при­ме­не­ние так­ти­ка ко­лонн и рас­сып­но­го строя по­лу­чи­ла в пе­ри­од на­по­ле­о­нов­ских войн. Ос­на­ще­ние ар­мий в 19 в. на­рез­ным ору­жи­ем ещё боль­ше по­вы­си­ло зна­че­ние ог­ня в бою. По­строе­ние П. в ко­лон­нах ве­ло к боль­шим по­те­рям. Во вре­мя Крым­ской вой­ны 1853–56, фран­ко-прус­ской вой­ны 1870–71, рус.-тур. вой­ны 1877–78 (см. Рус­ско-ту­рец­кие вой­ны) в П. на­ча­ла при­ме­нять­ся стрелк. цепь.

В Пер­вую ми­ро­вую вой­ну 1914–18 раз­ви­тие П. шло по пу­ти на­сы­ще­ния её ог­не­вы­ми сред­ст­ва­ми. Она по­лу­чи­ла боль­шое ко­ли­че­ст­во пу­ле­мё­тов, арт. ору­дий и ми­но­мё­тов. Ог­не­вая мощь П. в хо­де вой­ны воз­рос­ла в 2,5–3 раза. Ос­но­ву бое­во­го по­ряд­ка П. вна­ча­ле со­став­ля­ла стрелк. цепь, за­тем «вол­ны» це­пей, а с 1916 – груп­по­вой бое­вой по­ря­док. П. бы­ла гл. ро­дом войск, оп­ре­де­ляв­шим ре­зуль­тат боя и опе­ра­ции, но в свя­зи с по­яв­ле­ни­ем тан­ков, авиа­ции, хи­ми­че­ских войск, а так­же уве­ли­че­ни­ем зна­чи­мо­сти ар­тил­ле­рии, ин­же­нер­ных войск, войск свя­зи и др. её чис­лен­ность в со­ста­ве во­о­руж. сил вое­вав­ших го­су­дарств сни­зи­лась с 60–70% в 1914 до 40–50% в 1918.

В нач. Гра­ж­дан­ской вой­ны 1917–22 РККА со­стоя­ла гл. обр. из П. С окт. 1918 пех. со­еди­не­ния и час­ти бы­ли пе­ре­име­но­ва­ны в стрел­ко­вые, но назв. «П.» как ро­да войск со­хра­ни­лось.

Атака советской пехоты в районе Сталинграда. Фото 1942.

Во Вто­рой ми­ро­вой вой­не 1939–45, не­смот­ря на воз­рос­ший удель­ный вес ар­тил­ле­рии и бро­не­тан­ко­вых войск, П. во всех ар­ми­ях ос­та­ва­лась са­мым мно­го­числ. ро­дом войск и в хо­де вой­ны по­лу­чи­ла даль­ней­шее раз­ви­тие. В РККА П. со­став­ля­ла ос­но­ву стрелк. со­еди­не­ний и час­тей. Под­раз­де­ле­ния П. вхо­ди­ли так­же в со­став возд.-де­сант­ных, бро­не­тан­ко­вых и ме­ха­ни­зир. войск и ВМФ (мор. П.). Осн. об­ще­вой­ско­вым со­еди­не­ни­ем П. яв­ля­лась стрелк. ди­ви­зия, ча­стью – стрелк. полк. Для ве­де­ния об­ще­вой­ско­во­го боя они уси­ли­ва­лись арт., тан­ко­вы­ми, инж. и др. час­тя­ми и под­раз­де­ления­ми. Мощ­ное лич­ное и груп­по­вое стрел­ко­вое ору­жие П. по­зво­ля­ло ей на­но­сить ог­не­вые уда­ры с близ­ких дис­тан­ций и уда­ры шты­ком в ру­ко­паш­ных схват­ках (см. Ру­ко­паш­ный бой). В на­сту­п­ле­нии на уча­ст­ках про­ры­ва соз­да­ва­лось пре­вос­ход­ст­во в П. в 2–6 раз. Это дос­ти­га­лось глу­бо­ким опе­ра­тив­ным по­строе­ни­ем, а так­же со­кра­ще­ни­ем ши­ри­ны по­лос на­сту­п­ле­ния.

Раз­ви­тие П. в по­сле­во­ен­ный пе­ри­од в воо­руж. си­лах осн. го­су­дарств про­дол­жа­лось в на­прав­ле­нии по­вы­ше­ния её ог­не­вой мо­щи и ма­нёв­рен­ных воз­мож­но­стей. По­лу­чив на воо­ру­же­ние ра­кет­ное ору­жие, мощ­ную ар­тил­ле­рию, тан­ки, БТР, БМП и др., совр. П. спо­соб­на во взаи­мо­дей­ст­вии с др. ро­да­ми войск и спец. вой­ска­ми на­но­сить по­ра­же­ние про­тив­ни­ку в лю­бых ви­дах боя. П. ста­ла спо­соб­ной вес­ти бой не толь­ко в пе­шем бое­вом по­ряд­ке, но и не­по­сред­ст­вен­но на бое­вых ма­ши­нах. В Воо­руж. Си­лах СССР П. как род Су­хо­пут­ных войск с 1963 ста­ла на­зы­вать­ся мо­то­стрел­ко­вы­ми вой­ска­ми. Во 2-й пол. 1990-х гг. – нач. 21 в. рос. мо­то­стрел­ко­вые, возд.-де­сант­ные вой­ска и мор. пе­хо­та при­об­ре­ли бое­вой опыт борь­бы с не­за­кон­ны­ми во­оруж. фор­ми­ро­ва­ния­ми на Сев. Кав­ка­зе и при вы­пол­не­нии ми­ро­творч. за­дач (см. Ми­ро­твор­че­ская дея­тель­ностьМи­ро­твор­че­ские опе­ра­ции ООН).

Су­ще­ст­вую­щая в воо­руж. си­лах США, Ве­ли­ко­бри­та­нии, ФРГ и ря­де др. го­су­дарств П. при­ни­ма­ла ак­тив­ное уча­стие во мно­гих ло­каль­ных вой­нах и в воо­ру­жён­ных кон­флик­тах 1-й пол. 20 – нач. 21 вв. В боль­шин­ст­ве иностр. ар­мий пех., ме­ха­ни­зир., мо­то­пе­хот­ные, аэ­ро­мо­биль­ные ди­ви­зии и бри­га­ды яв­ля­ют­ся осн. об­ще­вой­ско­вы­ми со­еди­не­ния­ми. В ар­мии США важ­ная роль от­во­дит­ся мор. пе­хо­те.

Лит.: Рюс­тов Ф. В. Ис­то­рия пе­хо­ты. СПб., 1876. Т. 1–2; Лиг­нау А. Г. Пе­хо­та. Опыт ис­сле­до­ва­ния уст­рой­ст­ва и бое­во­го при­ме­не­ния в ус­ло­ви­ях ма­нев­рен­ной вой­ны. 2-е изд. М., 1927; Пе­хо­та в бою. Сбор­ник ис­то­ри­че­ских при­ме­ров. М., 1936; Гла­зу­нов Н. К., Мас­лен­ни­ков П. Е. Су­хо­пут­ные вой­ска ка­пи­та­ли­сти­че­ских го­су­дарств (уча­ст­ни­ков Се­ве­ро­ат­лан­ти­че­ско­го сою­за). 2-е изд. М., 1980; Пав­лов­ский И. Г. Су­хо­пут­ные вой­ска СССР: За­ро­ж­де­ние. Раз­ви­тие. Со­вре­мен­ность. М., 1985; Ис­то­рия во­ен­но­го ис­кус­ст­ва. СПб., 1994. Т. 1–5; Ле­о­нов О. Г., Уль­я­нов И. Э. Ре­гу­лярная пе­хо­та [1698–1801, 1855–1918]: Бое­вая ле­то­пись. Ор­га­ни­за­ция, об­мун­ди­ро­ва­ние, воо­ру­же­ние, сна­ря­же­ние. М., 1995–1998. [Т. 1–2]; Уль­я­нов И. Э. Ре­гу­ляр­ная пе­хо­та, 1801–1855: Бое­вая ле­то­пись, ор­га­ни­за­ция, об­мун­ди­ро­ва­ние, воо­ру­же­ние, сна­ря­же­ние. Наз­рань, 1996; Му­ра­хов­ский В. И., Фе­до­се­ев С. Л. Ору­жие пе­хо­ты. 2-е изд. М., 1997; Су­хо­пут­ные вой­ска Рос­сии: Ис­то­рия соз­да­ния, ста­нов­ле­ния и раз­ви­тия. М., 2001; Тол­ка­чев Н. Т. Пе­хо­та. Ис­то­рия, ор­га­ни­за­ция, воо­ру­же­ние и так­ти­ка. Указ. ли­те­ра­ту­ры. М., 1942.

Вернуться к началу